Напоминание

"Совершенствование навыков чтения учащихся 1-4 классов"


Автор: Вертелкина Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: моу сош №6
Населённый пункт: село Саблинское
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование навыков чтения учащихся 1-4 классов"
Раздел: начальное образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Одна из проблем начальной школы - формирование у учащихся интереса к чтению,

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный

читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению

книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем

мире,

развить

самостоятельность

мышления

и

доставить

читателю

художественное

наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно

читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и

воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно

жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея

читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный

невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения

складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его,

эмоционально

отзываясь

на

каждый

поступок

героя,

переживая

за

него.

В.

А.

Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его

тончайшим оттенкам ”.

Начальная

школа должна сформировать

младшего

школьника

как

сознательного

читателя, обладающего

определенной начитанностью,

нравственно-эстетическим

и

гражданским

развитием.

Я

работаю

по

учебно-методическому

комплекту

чтения

(учебники, хрестоматии) для 1-4 классов «Родная речь» (авторы В, Горецкий, М. Головина,

Л, Климанова), который в целом обеспечивает формирование основных навыков чтения, в

том числе беглости.

Цель УМК - создание условий для формирования личности младшего школьника как

сознательного

читателя,

проявляющего

интерес

к

чтению,

владеющего

прочными

навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой, обладающего нравствен-

но-эстетическим и гражданским развитием.

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы

и

помочь

ему

осмыслить

образность

словесного

искусства.

Он

пробуждает

у

детей

интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. На занятиях

по

УМК

«Родная

речь»

реализуются

художественно-эстетический

принцип,

литературоведческий принцип.

Для достижения этой цели я провожу:

-тренировочные упражнения по совершенствованию навыка чтения;

-у р о к и с

применением

интерактивных

форм,

направленных

на

интенсивное

совершенствование техники чтения;

-отслеживаю усвоение навыка чтения.

Навык чтения - это явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение

понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение

прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок,

замен, искажение букв, слогов, слов; это выразительность. Дети, читающие ниже нормы,

уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на

подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать

задачи.

Формируется

своеобразный

психологический

барьер:

ученик

не

верит

в

возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается

эмоциональная отзывчивость.

Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать.

Для

того,

чтобы

повысить

технику

чтения

и

сознательность

чтения,

пользуюсь

нетрадиционными методами обучения чтению. Эту работу начала с начала учебного года

1 класса. Единственное условие - работать каждый день.

С

первых

уроков

начала

развивать

зрительную

память,

внимание.

Этому

способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек,

предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить всё что изображено на картинке –

«сфотографировать» и назвать. Даю такие задания:

1.

Найди лишнюю букву: а,о,в,у,и.

2.

Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

3.

Найди лишнее слово:

река слон

речка лев

ручей мак

ручка тигр

4.

Раздели слова на две группы:

Корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк.

Ленивый, смелый, честный, жадный, добрый, трусливый.

Постепенно задания усложняются. Очень хорошо развивают поле зрения работа по

таблицам.

Учащиеся

осознают

закономерность

расположения

слогов

в

таблице,

учатся

находить нужный слог на пересечении, осознают звукобуквенную структуру слога и в

конечном итоге воспринимают его как единое целое. Учитывая разный уровень подго-

товки учеников, составляю задания для каждой группы:

1-й уровень.

а) прочитай слияния;

б) прочитай слоги, в которых есть согласный мягкий звук;

в) прочитай слияния, которые обозначают целые слова.

2-й уровень.

- Мы читаем по таблице (из букв и слогов составляют слово по указке учителя, потом

в паре).

3-й уровень.

- Чей ряд больше? Кто больше? Составить по схеме слова:

. . .

. . . .

. . . . .

4-й уровень.

- Добавь буквы, чтобы получилось слово:

.

о

н

.

.

.

.

.

.

5-й уровень.

Проведение пятиминуток чтения по сводной слоговой таблице -

складываем слоги

различной слоговой структуры.

Сюда относится и чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и

на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласных с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд

читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

Следующий вид работы – чтение по таблице – треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или

смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

Одновременно работаю и над развитием памяти, воображения учащихся, используя

следующие упражнения:

1.

Пересказ

ранее

изученных

текстов

без

предупреждения.

Упражнение

хорошо

развивает долговременную память.

2.

Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение.

Со 2 класса используем игру «Буду поэтом». Предлагаю детям подобрать рифмы к

словам, сочинить стихотворение по данной рифме:

… не обижаю

… приглашаю

… угощаю

… играю.

В конце букварного периода проверила технику чтения. Первые итоги позволили мне

выявить способы чтения каждого ученика (читает слогами, словами и слогами, целыми

словами), количество и характер ошибок при чтении вслух, скорость чтения. При проверке

обращаю

внимание

на

осознанность

и

грамотность

чтения,

с

этой

целью

учащимся

предлагаю вопросы по прочитанному.

Со второго полугодия

еженедельно

мы стали проводить замер слов.

Количество

прочитанных за одну минуту слов записывали в дневник. Проводимая работа оказывает

благоприятное воздействие, как на детей, они видят результаты своего труда, так и на их

родителей. Их окрыляют маленькие успехи, огорчают неудачи. Я стараюсь поддерживать

в них надежду, стимулировать их работу. В классе есть меланхолики и флегматики, они

медленно

набирают

темп

чтения.

Нужно

терпение,

бережное

отношение

к

успехам

ребёнка, постоянное подбадривание. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим

щадящего чтения. Я рекомендовала этот способ чтения родителям, дети которых читают

неохотно.

Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении

возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и

после этого получит кратковременный отдых. Это могут быть раскраски с небольшими

стихами, сказками, потешками. Ребёнок прочитал, а затем тут же отдыхает, раскрашивая

картинку.

Также постепенно я начинаю включать в уроки упражнения по совершенствованию

навыков чтения:

1.

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

2.

Упражнения,

вырабатывающие

внимание

к

слову

и

его

частям

и

являющиеся

предпосылкой правильного чтения.

3.

Упражнения, развивающие память.

4.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью совершенствования произношения я провожу работу над дикцией. Дикция –

основа чёткости, понятности речи.

Для отработки дикции включаю чтение коротких

текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение скороговорок и чистоговорок для

выработки

навыков

сохранения

четкости

произношения

при

любом

темпе

чтения;

включаю

упражнения,

помогающие

целостному

восприятию

слога,

слова.

а) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

б) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

в) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

г) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

д) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок. Важно произносить сложные

слова по слогам в медленном темпе. Сначала шёпотом, потом вслух. Сначала в медленном

темпе, затем в быстром.

е) чтение наложенных друг на друга слов:

На каждом уроке я стараюсь использовать какую-нибудь игру или создаю игровую

ситуацию.

Каждая

игра

преследует

какую-то

цель.

Таким

образом,

использование

в

учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводит

к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые

знания, умения и навыки. Например:

«Фотоглаз».

Сфотографировать

(запомнить)

несколько

слов,

написанных

учителем,(слова

после

прочтения вытираются) и ответить на вопрос, есть ли они в тексте который читает

учитель.

Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Влияет

прием

и

на

совершенствование

устойчивости

внимания,

оперативной

памяти.

«Молния».

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на

м а к с и м а л ь н о

д о с т у п н о й

к а ж д о м у

с к о р о с т и

ч т е н и я .

Переход

на

чтение

в

максимально

ускоренном

режиме

осуществляется

по

команде

« М о л н и я »

и

п р од о л ж а е т с я

с

2 0

с е к у н д

( в

н ач а л е )

д о

2 - х

м и н у т.

«Буксир»

Я читаю текст. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за взрослым.

Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Дети должны

о с т а н о в и т ь с я

н а

э т о м

м е с т е ,

п о к а з а т ь

с л о в о .

Это упражнение для развития скорости и гибкости.

Сравнение

скорости

чтения

известного

текста

и

незнакомого.

Это

упражнение

активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят свой рост и убеждаются в том, что

т р у д

п р и н о с и т

у с п е х и .

За

одну

минуту

найти

в

тексте

слова

на

какую-либо

букву.

«Кто быстрее»?

Требуется

найти

в

тексте

предложение,

которое

прочитал

учитель.

По

команде

«Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение

помогает

в

работе

по

расширению

фиксационного

поля,

содержит

игровой

момент.

Чтение «Спринт».

Небольшие отрывки текста учащиеся начинают читать одновременно на скорость

(чтение про себя), текст незнакомый, а после прочтения отвечают на сформулированные

перед

чтением

вопросы

к

тексту.

Цель

упражнения:

тренировка

в

скорочтении.

«Жужжащее чтение».

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не

мешать

товарищам,

каждый

со

своей

скоростью.

Сейчас

этот

элемент

общепризнан.

Я провожу ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Эти упражнения я начала использовать в 1 классе, так использую и до сих пор. Все три

упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в

своем темпе), вполголоса. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано

детьми я предлагаю начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты.

По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем

следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до

какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он

прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще

раз. Однако более 3-х раз мы не

читаем один и тот же отрывок,

а меняем характер

упражнения и поупражняем на этом же кусочке текста дикцию. Это чтение в темпе

скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато

повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны

“проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не

более 30 секунд. Затем я останавливаю учеников и начинаем третье упражнение: читайте

текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно и без ошибок. Ребята прочитывают

знакомую часть до конца и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть

текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок,

несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь

повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том

же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но

если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность

чтения

в

повышенном

темпе

будет

увеличиваться.

Через

2-3

недели

чтение

ребенка

заметно улучшится. Используя эти три упражнения я отрабатываю и выразительность, и

безошибочное чтение, и работаю над скорость чтения.

Весьма полезны и нравятся детям еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и

“мнимое слово”.

“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только

страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень

радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Слабо

читающему

ученику

больше

помогает

такой

вид

работы,

как “чтение

за

диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

Я стремлюсь достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к

середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту. Перед

детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы

ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится

несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту,

подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в дневник на пустую строчку.

И каждый день дети видят свои результаты.

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь

важная роль отводится семье. Родители моих учеников знают, как помочь детям, как

проконтролировать их работу. На родительских собраниях, в 1 классе, я

подробно

рассказывала,

как

организовать

работу

с

детьми

дома.

Очень

важно,

-

призывала

я

родителей,

-

быть

предельно

сдержанными,

терпеливыми,

снисходительными

и

доброжелательными к ребенку. На первом собрании я предложила родителям следующие

рекомендации, которых просила придерживаться:

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее

настроение у ребенка.

2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.

3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.

4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая,

рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает

лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с

удовольствием ждали вечера.

8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они

привыкают читать громко, выразительно, четко.

9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не

утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.

10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими

впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.

11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения

с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Во 2 классе, в начале учебного года,

провела родительское собрание на тему « О

воспитании у ребёнка интереса к чтению». На нём рекомендовала папам и мамам читать

дома вместе с детьми перед сном. На каждом уроке расспрашиваю учеников, что они

читали, когда ложились спать? Как выглядели герои? Что они делали? Снились или нет?

Вот такая простенькая беседа, но если её провести несколько раз, то ребята начинают по

вечерам тянуться к книге. Рекомендовала и жужжащее чтение (чтение вслух вполголоса).

Многие

родители

откликнулись

и

помогают

мне.

На

родительских

собраниях

они

обмениваются опытом своей работы – рассказывают, как они организовали

домашнее

чтение

с

детьми.

Надо

сказать,

что

без

такого

сотрудничества

нам

не

добиться

положительных результатов.

Успехи, достигнутые в работе с детьми, меня вполне удовлетворяют. Из 14 учащихся к

концу

первой четверти 10 человек

читают норму и выше нормы.

У остальных

наблюдается тенденция к росту. У всех повысилась скорость чтения. Два ученика стали

отличниками по итогам I четверти 2 класса.

Конечно,

окончательные

итоги

подводить

рано,

работа

только

началась.

Но

я

уверена, что в дальнейшем она даст ещё более убедительные результаты. Надо помнить,

что положительных результатов можно добиться только системностью работы.

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

I класс

Тема: Звуки |Г|, |Г'|, Буквы Г

,

г. «Грибы»

Цель: познакомить учащихся с новым звуком к буквой; учить плавному слоговому

чтению,

развивать

фонетический

слух,

устную

связную

речь;

обогащать

активный

словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: азбука; карточки с изображением птиц, грибов; схемы слов; картинки с

изображением гнома, детей; дополнительные тексты; на доске - коллаж «Лесная поляна».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка пройденного материала.

1. Выборочное чтение.

- Прочтите, где говорится о языке как органе человеческого тела?

- Прочтите, где говорится о языке как средстве человеческого общения?

- Почему вы так думаете?

2. Пересказ.

- Что может означать слово «язык»?

3. Индивидуальная работа.

1) Составь названия птиц и найдя их на картинках (кар точки-картинки: дятел, сорока,

ворона, тетерев; карточки-слова: ЛДЯТЕ, РОСОКА, РЕВТЕТЕ).

2) Чтение дополнительного текста. Тексты «Снег», «Ежик» (для читающих детей).

III. Изучение нового материала.

1.

Вступительное слово учителя.

(На доске оборудована «Лесная поляна».)

- Сегодня мы совершим с вами необыкновенное путешествие в лес, а поведёт нас туда

вот этот человечек. Кто он? (Гном.)

2. 3вукобуквенный анализ слова «гном».

Выделение 1-го звука в слове, его характеристика.

3.

Объявление темы урока.

- Познакомимся со звуками [г), [г

] и буквами Г, г,

- Вот повёл нас гном. Шёл он, шёл, да и притомился. Решил отдохнуть. А вот возле

избушки пенек от срубленного дерева. Хотел гномик присесть и удивился, потому что

увидел там круги.

4. Звукобуквенный анализ слова «круги».

Характеристика звука [г].

5.

Знакомство с буквами Г, г

Вот дальше ведёт нас гномик по лесу. А что это за сломан ные сучки? Никто не

подскажет, на что они похожи? (На букву Г, г.)

- Найдите в кассе эти буквы, покажите.

- На что похожа буква Г? «Перед вами буква Г стоит подобно кочерге…» (С. Маршак).

6. Работа с учебником,

- Вспомните, сколько кругов увидел гном? (2.) Вот и разберём 2 странички.

- Что это такое? (Царство грибов.)

- А попасть туда и узнать, что там твориться, непросто.

7.Работа по группам.

1-я группа (слабые ученики).

- Найдите слова, где встречаются звуки [г], [г'].

2-я группа.

— Прочтите с доски:

Галя, Гена, грибы, корзины.

3-я группа.

-Сочиним сказку.

Проверка выполненных заданий.

- А теперь наденем шапочку (у каждого свой грибочек), и гномик поведёт нас по

грибному царству.

8. Физминутка

Мы шли, шли, шли

И грибок нашли.

Мы подняли грибок

Положили в кузовок.

- И в грибное царство мы пришли.

Ой, какой интересный лес! И шишечки в нем на

ели особенные. А чем это они различаются? ([г] - твёрдый и мягкий,)

9. Работа по картинке в азбуке.

- А вот на полянке мы увидели....

Загадка. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

-Да и дети с корзинкой... Дадим им имена (Галя, Гена).

10. Работа с текстом в азбуке. Беседа по тексту.

- Куда отправились дети?

- Какие грибы собрали? (Гена - боровик, Галя - поганки.)

- А вокруг в лесу ещё много грибов. Поможем детям их собрать?

(На доске - изображения грибов с записанными загадками. Учитель и читающие дети

читают загадки, снимают грибы Гене и Гале.)

11. Повторение чтения текста (упражнение «Буксир»).

-

Вот молодцы! Только гномик интересуется, а какой гриб считается грибным царем?

(Вот он, гриб боровик?)

12. Чтение с доски несколько раз.

- Чтение по строкам.

- Чтение интонационно правильное.

- Чтение по строкам в паре вслух.

- Хоровое чтение.

-Расскажите, о чём вы прочитали.

13. Индивидуальная работа (чтение загадок дополнительно).

14.Краткая беседа «Правила сбора грибов».

га

ги

го

ге

гу

- Вот путешествие подходит к концу. Гномик доволен, что вы многое узнали о грибах.

Вот только ещё забыл вас спросить, как правильно собирать грибы? (Рассказ учителя.)

IV. Итог урока.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте им характеристику.

- Какими буквами они обозначаются?

- Выложите из палочек эти буквы.

Гномик раздает грибки и домашнее задание: придумать сказку про грибок.

УРОК ЧТЕНИЯ

2 класс

Тема: Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится»

Цель: расширить представления учащихся о творчестве Ф. И. Тютчева; работать над

совершенствованием

навыка

чтения:

выразительностью,

художественными

средствами

языка (сравнение, олицетворение).

Оборудование:

портреты

поэтов

классиков,

рисованные

образы

Зимы

и

Весны,

таблицы со словами-действиями, карточки А. Степанищева, имитация экрана телевизора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Жужжащее чтение (5 мин).

III. Проверка домашнего задания.

а) Работа по группам.

Чтение

наизусть

«Ласточки

пропали» (выбрать

лучшего

чтеца). Первая

группа

выбирает лучшие рисунки, иллюстрирующие последовательность событий.

б) Конкурс чтецов (по одному от группы по «телевизору» читают).

IV. Подготовка к изучению нового материала.

- О каком времени года говорится в стихотворении «Ласточки пропали»?

- Вот как смогли его проиллюстрировать (показ рисунков).

а) Беседа о Ф. И. Тютчеве (выставка портретов Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина).

- Кто из поэтов вам знаком?

- Какие известные стихи этих поэтов вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф. Тютчева и узнаем, как он описывает в

своих стихах времена года.

б) Выступление учащихся (биография Ф. И. Тютчева).

в) Подготовка к восприятию стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель. В природе весной нередко случается, что перед потеплением вдруг сойдет

снег, потом похолодает, а вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Весна

и Зима как бы борются. Кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного

русского поэта Ф. Тютчева, который удивительно ярко нарисовал такие перемены погоды

весной, борьбу Весны с Зимою.

V. Изучение нового материала

1) Чтение учителем стихотворения «Зима недаром злится».

- Увидели ли вы в своем воображении картину борьбы Весны и Зимы?

2) Повторное чтение по четверостишьям.

1-2-я части.

- Почему Зима злится? Как вы себе представляете, что Весна «стучится» и «гонит

Зиму»?

3-я часть.

- Сразу ли ушла Зима, увидев Весну? Что она делала? (Нахождение в тексте.) Как

вела себя Весна?

4-5-я части.

- Как вы представляете себе эти картины?

3) Повторное чтение, работа со словарем.

злится - сердится

засуетилась - забеспокоилась

подняли перезвон - весело поют

взбесилась - злится

наперекор - назло

- Найдите пары, похожие по значению.

Обратите

внимание,

что поэт изображает

Весну

и

Зиму

как живые существа. Он

использует прием олицетворения (выставить карточку).

Творческая работа в группах.

Девочкам:

- Какой представляете Весну?

Мальчикам :

- Какой представляете Зиму?

После прослушивания рассмотреть иллюстрации «Весна», «Зима» - сопоставить и

дополнить.

- А теперь найдем слова-действия, подходящие для Весны и для Зимы:

Весна Зима

стучится злится

гонит хлопочет

хохочет ворчит

шумит взбесилась

умылась пустила

На каждом столе - карточки с этими словами. Дети, работая в паре, распределяют

их.

-Как Тютчев отзывается о Зиме? О Весне?

- С кем сравнивает и почему?

- Использует прием сравнения (выставить карточку).

4)Работа над выразительностью.

- Каким тоном будем читать строки о Зиме? Почему?

- Как станете читать о Весне? Почему?

- А в целом как будем читать стихотворение? (Бодро, весело, радостно)

Повторное чтение учителем. Расстановка пауз, логических ударений,

Чтение учащихся.

5)Чтение стихотворения в парах, хором.

Слова Зимы читают одни дети, слова Весны - другие.

VI, Итог урока.

Обобщение .

- На чьей стороне симпатии поэта? -А ваши?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, подобрать пословицы о зиме и

весне.



В раздел образования