Автор: Лучина Зинаида Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме "Загадка для щенка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной
литературой по теме «Загадка для щенка»
(по рассказу В. Сутеева «Кто сказал «Мяу») во второй младшей группе
Цель: познакомить со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «Мяу».
Программные задачи:
Образовательные: учить детей отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения, учить описывать повадки животных и птиц,
делать выводы.
Развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, творческие
способности детей, устную речь; расширять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему
живому; воспитывать нравственные качества: чувство сопереживания,
доброту.
Материал и оборудование: картинки с изображением кошачьих следов,
книга В. Сутеева «Кто сказал «Мяу».
Современные образовательные технологии:
- технология продуктивного чтения-слушания
- здоровьесберегающая технология: подвижная игра «Кот и мыши»
- игровая технология: дидактическая игра «Кто как говорит?».
Ход образовательной деятельности
1.Мотивационный этап:
Цель: создание условий для возникновения внутреннего побуждающего
мотива к новой деятельности.
В групповой комнате разложены следы кота, дети замечают их.
Воспитатель: «Как вы думаете, чьи это следы? Куда они ведут? Хотите
узнать?»
Воспитатель:
«Следы привели нас к интересной картинке. Что же это за
картинка, кто на ней изображен?»
Воспитатель: «Правильно, на картинке нарисованы щенок и кот. Ребята, у
вас дома есть коты? Какие у них клички?»
2.Ориентировочный этап.
Цель: подготовка к освоению программного материала через актуализацию
опорных знаний, формулирование целей деятельности.
1
Воспитатель: «Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру
«Кто как говорит?», хотите я научу вас в нее играть?»
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Цель: закреплять знания детей характерных признаков внешнего вида
животных и птиц скотного двора, упражнять в произнесении
звукоподражания.
Воспитатель: «Посмотрите на нашу картинку внимательно, подскажите, кто
на ней изображен? Интересно, что бы сказал щенок, утенок, цыпленок,
теленок? А кто из них сказал бы «Мяу»?
Воспитатель: « Правильно, ребята, но вот Щенок из сказки В. Сутеева не
знает об этом».
Воспитатель: «А хотите узнать, разгадает он свою загадку или нет?»
3. Исполнительский этап.
Цель: реализация самой деятельности, получение результата.
Воспитатель читает сказку.
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как
кто-то сказал:
— Мяу! (Кто бы это мог сказать?)
Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне
приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:
— Мяу!
— Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол —
никого нет! Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» — подумал Щенок и побежал во двор к
Петуху.
— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.
— Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-
ку-у-у!
— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок,
— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой… Вдруг у самого
крыльца кто-то сказал:
— Мяу!
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом
всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил
маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок. (Угадал Щенок?)
— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?
2
— Кто-то сказал «мяу»…
— Близко? — заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под
крыльцо.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что вы маленькие мышки,
которые сидят в своих норках, а где то спит кошка.
Роль кошки играет воспитатель, либо ребенок постарше.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного
напряжения, профилактика утомления.
Воспитатель: «Молодцы. Продолжаем читать дальше, очень интересно
узнать, узнает ли Щенок, кто сказал «Мяу».
Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
— Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре
кто-то зашевелился… «Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его
поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный
лохматый Пёс.
— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.
— Я… я хотел узнать…
— Р-р-р-р!
— Это вы сказали… «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.
(Угадал Щенок?)
— Я? Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут,
прямо над его ухом, кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела
мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! — подумал Щенок и хотел схватить
её зубами.
— З-з-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в
кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит:
— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду — и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже
не было. И тут опять кто-то сказал:
— Мяу!
— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала
мимо него. (Угадал Щенок?)
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
3
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. —
Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.
(Угадал Щенок?)
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки
только квакают. И прыгнула в воду. Пошёл Щенок домой мокрый, с
распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.
И вдруг услышал:
— Мяу!!!
Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.
— Мяу! — сказала Кошка.
— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый
Пёс, и зарычал: — Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!»,
зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой
коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».
Воспитатель: «Как вы думаете, обрадовался Щенок, когда узнал, кто сказал
«Мяу»?
Воспитатель: «Написав эту сказку, В. Сутеев хотел, чтобы мы поняли, как в
природе могут быть соседями разные животные».
4. Рефлексивный этап (подведение итогов организованного вида
деятельности).
Цель: развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации.
Воспитатель: «Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего
понравилось?»
Воспитатель: «И мне очень понравилось, как вы внимательно слушали.
Были очень шустрыми мышками и смогли убежать от кошки.
5. Перспективный этап.
Цель: умение планировать свои действия.
Воспитатель: «О чем вы сегодня вечером расскажете дома? Я предлагаю
вам вместе с мамой раскрасить котенка, оставив белыми пятнышко на груди и
кончик хвоста, а мы потом все вместе сможет организовать выставку в
группе».
Детям предлагается раскраска из пособия О.В. Чиндиловой «Наши книжки».
Литература:
Чиндилова О.В. Наши книжки. Учебное пособие. В 4 ч. Ч. 1 (3-4 года) /
О.В. Чиндилова, А.В. Баденова. - М.: Баласс, 2016. – 64 с.: ил.
4