Напоминание

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Комнатные растения"


Автор: Селиверстова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Воронежская
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Комнатные растения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.

«Комнатные растения».

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях.

Задачи: Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;

продолжать учить сравнивать предметы по величине; устанавливать

отношения «больше», «меньше», «ровно»; развивать речь, учить составлять

описательные рассказы; развивать логическое мышление и

коммуникативные способности; закрепить знания об основных потребностях

комнатных растений.

Предварительная работа: Наблюдение за растениями и ростом растений в

уголке природы. Выращивание черенков, рассматривание корней.

Рассматривание стеблей и листьев у разных растений.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Комнатные растения (бальзамин, герань),

графические модели для составления рассказа, метр, веревочки разного

цвета, бумажные ленты, маленькая чашка, ведро с водой, лопаточки для

рыхления земли.

Раздаточный материал: Графические модели – карточки; полоски бумажные,

веревочки, геометрические фигуры, лупы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в волшебный мир природы.

Хотите? Готовы? О чем пойдет речь? Вот вам загадка – подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Дети: Это комнатные растения.

Воспитатель: Как называются эти комнатные растения?

Дети: Бальзамин и герань.

Воспитатель: Чем они вам нравятся?

Дети: Они очень красивого, яркого цвета.

Воспитатель: Давайте уточним строения цветка.

Дети: Корни, стебель, листья, цветы.

Воспитатель: Сколько стеблей у герани? У бальзамина? Посчитайте. Отложите

слева столько полосок бумаги сколько стеблей у бальзамина, а справа

сколько стеблей у герани. У какого растения стеблей больше и насколько?

Расскажите, как это можно определить. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, давайте уточним какого цвета стебли герани и

бальзамина?

Дети: У бальзамина стебли светло – зеленого цвета, а у герани снизу темный,

а выше зеленый.

Воспитатель: Что находится на стебле?

Дети: На стебле находятся веточки, листья и цветы.

Воспитатель: Сравните форму листьев герани и бальзамина. Обведите их

пальцами и подберите к ним соответственные модели геометрических фигур.

Дети: У бальзамина листья овальной формы, а у герани – круглые.

Воспитатель: Как определить какая поверхность у листьев?

Дети: Надо осторожно погладить листья. (Дети гладят листья, определяя

какая поверхность у листьев герани и бальзамина). У герани лист

шершавый, а у бальзамина гладкий.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим лист герани в лупу. Лист

герани покрыт маленькими волосками, поэтому он и шершавый.

Посмотрите на края листьев герани и бальзамина. Обведите их пальцем

осторожно. Палец скользит или цепляется?

Дети: Цепляется. Края листьев неровные.

Воспитатель: Скажите, чем все – таки отличаются края листьев у герани и

бальзамина?

Дети: У герани края листа волнистые, у бальзамина – зубчиками.

Воспитатель: Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество

лепестков у цветков герани и бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите

бархатность, нежность лепестков.

Дети: У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков.

Воспитатель: Чем же отличаются цветки этих растений?

Дети: Они разные по цвету: у герани они красные, а у бальзамина – розовые.

Они разные по форме.

Воспитатель: Растения все время спорят: Кто выше? Кто ниже? У кого лист

большой? У кого меньше? Поможем растениям разрешить спор? Какое

растение выше: герань или бальзамин? Как это можно узнать?

Дети: Надо поставить растения рядом. (воспитатель ставит на стол

бальзамин, а рядом на куб герань (провокация). Какое растение выше?

Дети: Надо поставить растения рядом (воспитатель ставит растения

рядом).

Воспитатель: А я не уверена, что герань выше бальзамина. Кто догадается,

почему я не уверена?

Дети: У бальзамина кашпо небольшое, а у герани большое, высокое.

Воспитатель: Верно. Как же узнать какое растение выше? Что для этого

можно использовать? (обращает внимание детей на предметы,

расположенные на столе).

Дети: Можно взять метр, линейку, веревку, полоску бумаги.

Предложить детям взять веревочку измерить высоту растений. (Дети

измеряют длину главного стебля бальзамина и длину стебля герани. А

затем сравнивают по длине).

Дети: герань выше, чем бальзамин.

Воспитатель: А какие по форме стебли у растений? Как можно определить?

Дети: Надо обвести пальцем, посмотреть: есть ли на нем выступы, ребра. У

герани и бальзамина стебли круглые.

Воспитатель: Давайте сравним листья герани и бальзамина; выясним у какого

растения листья длиннее. Что для этого надо делать?

Дети: Надо измерить их полосками бумаги. (Дети измеряют длину листьев

бальзамина и герани. Сравнивают полоски.)

Воспитатель: Как по - другому можно сравнить листья по длине?

Дети: Надо положить на лист герани лист бальзамина. (Сравнивают путём

наложения одного листа на другой)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на растения. Все ли листья

одинаковые по величине у них.

Дети: Нет, вверху у растений листья меньше, чем внизу.

Воспитатель: А у какого растения листья шире, а у какого уже?

Дети: У бальзамина листья уже, чем у герани, а у герани листья шире, чем у

бальзамина.

Воспитатель: Измерьте листья и докажите это.

(Дети измеряют ширину листьев полосками бумаги, сравнивают.

Сравнивают путём наложения. Делают вывод).

Физ. Минутка:

На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны ладонями вверх)

К солнышку листочки (поворачиваются вправо – влево, руки на поясе)

Повернут цветочки

Развернут бутоны, (соединяют ладошки над головой)

В солнышке утонут. (раскрывают ладошки – бутоны).

Воспитатель: А теперь составьте рассказ о любом растении, а мы постараемся

догадаться по описанию, о каком растении идет речь.

Рассказ составляется по плану:

1.Из каких частей состоит растение?

2.Какого цвета листья?

3.Какой они формы?

4.Какие листья по величине?

5.Какая поверхность у листьев?

6.Количество листьев. (много или мало).

Воспитатель: Какие условия необходимы, чтобы растение росло?

Дети: Растениям нужно солнце, вода, тепло, земля.

(Воспитатель ставит напротив два бальзамина: один маленький, другой

большой).

Воспитатель: Какому из них требуется больше воды для полива, какому

меньше? Давайте определим.

Воспитатель дает одному ребенку маленькую кружку и предлагает

полить маленькое растение. Дети считают сколько кружек он выльет,

откладывая слева от растения фишки (например, треугольники). А

другому ребенку предлагается полить большое растение большой

кружкой. Дети считают, сколько кружек он выльет, откладывая справа

другие фишки (например, квадраты). Растения поливают до тех пор, пока

в поддоне не появится вода.

Воспитатель: Получается, что для поливки обоих растений потребовалось по

две кружки воды. Одинаковое ли количество кружек? (ответы детей).

Воспитатель: Какому растению больше понадобилось воды для поливки?

Дети: Большому. Большое растение поливали большой кружкой.

Воспитатель: Как узнать сколько раз маленькой кружкой нужно отмерить

воды, если большой отмерили два раза?

Дети: Надо в большую кружку налить воду маленькой. (Дети наливают воду

в маленькую кружку и переливают в большую, убеждаясь, что в большой

кружке воды столько, сколько в двух маленьких).

Воспитатель: Чем можно заменить один квадрат?

Дети: Нужно вместо квадрата положить два треугольника. В результате

справа 4 треугольника, а слева – 2.

Воспитатель: На сколько же больше потребовалось воды для полива

большого растения?

Дети: На две маленькие кружки больше.

Воспитатель: Верно. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Закончи

предложение».

1.Комнатные растения необходимо поливать для того, чтобы … (не завяли)

2.Листья комнатных растений нужно протирать для того, чтобы … (они могли

дышать)

3.Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы … (они могли

хорошо расти)

4.Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы … (украсить дом и

очищать воздух).

5.Комнатные растения нужно удобрять для того, чтобы … (растения росли

красивыми и здоровыми).

Воспитатель: Вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте

подведём итог нашего мероприятия.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Как называются цветы, о которых мы свами сегодня беседовали?

Где живут эти цветы?

Зачем нужно ухаживать за цветами?



В раздел образования