Автор: Селиверстова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Воронежская
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Комнатные растения"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.
«Комнатные растения».
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях.
Задачи: Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;
продолжать учить сравнивать предметы по величине; устанавливать
отношения «больше», «меньше», «ровно»; развивать речь, учить составлять
описательные рассказы; развивать логическое мышление и
коммуникативные способности; закрепить знания об основных потребностях
комнатных растений.
Предварительная работа: Наблюдение за растениями и ростом растений в
уголке природы. Выращивание черенков, рассматривание корней.
Рассматривание стеблей и листьев у разных растений.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Комнатные растения (бальзамин, герань),
графические модели для составления рассказа, метр, веревочки разного
цвета, бумажные ленты, маленькая чашка, ведро с водой, лопаточки для
рыхления земли.
Раздаточный материал: Графические модели – карточки; полоски бумажные,
веревочки, геометрические фигуры, лупы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в волшебный мир природы.
Хотите? Готовы? О чем пойдет речь? Вот вам загадка – подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют.
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: Это комнатные растения.
Воспитатель: Как называются эти комнатные растения?
Дети: Бальзамин и герань.
Воспитатель: Чем они вам нравятся?
Дети: Они очень красивого, яркого цвета.
Воспитатель: Давайте уточним строения цветка.
Дети: Корни, стебель, листья, цветы.
Воспитатель: Сколько стеблей у герани? У бальзамина? Посчитайте. Отложите
слева столько полосок бумаги сколько стеблей у бальзамина, а справа
сколько стеблей у герани. У какого растения стеблей больше и насколько?
Расскажите, как это можно определить. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, давайте уточним какого цвета стебли герани и
бальзамина?
Дети: У бальзамина стебли светло – зеленого цвета, а у герани снизу темный,
а выше зеленый.
Воспитатель: Что находится на стебле?
Дети: На стебле находятся веточки, листья и цветы.
Воспитатель: Сравните форму листьев герани и бальзамина. Обведите их
пальцами и подберите к ним соответственные модели геометрических фигур.
Дети: У бальзамина листья овальной формы, а у герани – круглые.
Воспитатель: Как определить какая поверхность у листьев?
Дети: Надо осторожно погладить листья. (Дети гладят листья, определяя
какая поверхность у листьев герани и бальзамина). У герани лист
шершавый, а у бальзамина гладкий.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим лист герани в лупу. Лист
герани покрыт маленькими волосками, поэтому он и шершавый.
Посмотрите на края листьев герани и бальзамина. Обведите их пальцем
осторожно. Палец скользит или цепляется?
Дети: Цепляется. Края листьев неровные.
Воспитатель: Скажите, чем все – таки отличаются края листьев у герани и
бальзамина?
Дети: У герани края листа волнистые, у бальзамина – зубчиками.
Воспитатель: Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество
лепестков у цветков герани и бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите
бархатность, нежность лепестков.
Дети: У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков.
Воспитатель: Чем же отличаются цветки этих растений?
Дети: Они разные по цвету: у герани они красные, а у бальзамина – розовые.
Они разные по форме.
Воспитатель: Растения все время спорят: Кто выше? Кто ниже? У кого лист
большой? У кого меньше? Поможем растениям разрешить спор? Какое
растение выше: герань или бальзамин? Как это можно узнать?
Дети: Надо поставить растения рядом. (воспитатель ставит на стол
бальзамин, а рядом на куб герань (провокация). Какое растение выше?
Дети: Надо поставить растения рядом (воспитатель ставит растения
рядом).
Воспитатель: А я не уверена, что герань выше бальзамина. Кто догадается,
почему я не уверена?
Дети: У бальзамина кашпо небольшое, а у герани большое, высокое.
Воспитатель: Верно. Как же узнать какое растение выше? Что для этого
можно использовать? (обращает внимание детей на предметы,
расположенные на столе).
Дети: Можно взять метр, линейку, веревку, полоску бумаги.
Предложить детям взять веревочку измерить высоту растений. (Дети
измеряют длину главного стебля бальзамина и длину стебля герани. А
затем сравнивают по длине).
Дети: герань выше, чем бальзамин.
Воспитатель: А какие по форме стебли у растений? Как можно определить?
Дети: Надо обвести пальцем, посмотреть: есть ли на нем выступы, ребра. У
герани и бальзамина стебли круглые.
Воспитатель: Давайте сравним листья герани и бальзамина; выясним у какого
растения листья длиннее. Что для этого надо делать?
Дети: Надо измерить их полосками бумаги. (Дети измеряют длину листьев
бальзамина и герани. Сравнивают полоски.)
Воспитатель: Как по - другому можно сравнить листья по длине?
Дети: Надо положить на лист герани лист бальзамина. (Сравнивают путём
наложения одного листа на другой)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на растения. Все ли листья
одинаковые по величине у них.
Дети: Нет, вверху у растений листья меньше, чем внизу.
Воспитатель: А у какого растения листья шире, а у какого уже?
Дети: У бальзамина листья уже, чем у герани, а у герани листья шире, чем у
бальзамина.
Воспитатель: Измерьте листья и докажите это.
(Дети измеряют ширину листьев полосками бумаги, сравнивают.
Сравнивают путём наложения. Делают вывод).
Физ. Минутка:
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки. (медленно встают)
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны ладонями вверх)
К солнышку листочки (поворачиваются вправо – влево, руки на поясе)
Повернут цветочки
Развернут бутоны, (соединяют ладошки над головой)
В солнышке утонут. (раскрывают ладошки – бутоны).
Воспитатель: А теперь составьте рассказ о любом растении, а мы постараемся
догадаться по описанию, о каком растении идет речь.
Рассказ составляется по плану:
1.Из каких частей состоит растение?
2.Какого цвета листья?
3.Какой они формы?
4.Какие листья по величине?
5.Какая поверхность у листьев?
6.Количество листьев. (много или мало).
Воспитатель: Какие условия необходимы, чтобы растение росло?
Дети: Растениям нужно солнце, вода, тепло, земля.
(Воспитатель ставит напротив два бальзамина: один маленький, другой
большой).
Воспитатель: Какому из них требуется больше воды для полива, какому
меньше? Давайте определим.
Воспитатель дает одному ребенку маленькую кружку и предлагает
полить маленькое растение. Дети считают сколько кружек он выльет,
откладывая слева от растения фишки (например, треугольники). А
другому ребенку предлагается полить большое растение большой
кружкой. Дети считают, сколько кружек он выльет, откладывая справа
другие фишки (например, квадраты). Растения поливают до тех пор, пока
в поддоне не появится вода.
Воспитатель: Получается, что для поливки обоих растений потребовалось по
две кружки воды. Одинаковое ли количество кружек? (ответы детей).
Воспитатель: Какому растению больше понадобилось воды для поливки?
Дети: Большому. Большое растение поливали большой кружкой.
Воспитатель: Как узнать сколько раз маленькой кружкой нужно отмерить
воды, если большой отмерили два раза?
Дети: Надо в большую кружку налить воду маленькой. (Дети наливают воду
в маленькую кружку и переливают в большую, убеждаясь, что в большой
кружке воды столько, сколько в двух маленьких).
Воспитатель: Чем можно заменить один квадрат?
Дети: Нужно вместо квадрата положить два треугольника. В результате
справа 4 треугольника, а слева – 2.
Воспитатель: На сколько же больше потребовалось воды для полива
большого растения?
Дети: На две маленькие кружки больше.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Закончи
предложение».
1.Комнатные растения необходимо поливать для того, чтобы … (не завяли)
2.Листья комнатных растений нужно протирать для того, чтобы … (они могли
дышать)
3.Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы … (они могли
хорошо расти)
4.Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы … (украсить дом и
очищать воздух).
5.Комнатные растения нужно удобрять для того, чтобы … (растения росли
красивыми и здоровыми).
Воспитатель: Вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте
подведём итог нашего мероприятия.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Как называются цветы, о которых мы свами сегодня беседовали?
Где живут эти цветы?
Зачем нужно ухаживать за цветами?