Напоминание

Малый фольклор


Автор: Драгунова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 "Сказка"
Населённый пункт: Саратовская область город Балаково
Наименование материала: "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста"
Тема: Малый фольклор
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Использование малых фольклорных форм в развитии

речи детей раннего возраста».

Выполнила: студентка 4 курса

Группы ДО-41з

Драгунова О.Ю.

Предметом исследования являются особенности использования малых

форм

устного

народного

творчества

в

речевом

развитии

детей

раннего

дошкольного возраста.

Целью исследования является выявление особенностей использования

малых форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего

возраста.

Гипотеза исследования:

мы предполагаем, что использование малых

форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи

детей и умение применять детьми эти формы в повседневной деятельности.

Задачи исследования:

изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

разнообразия малых форм устного народного творчества;

выявить

актуальный

уровень

знания

детей

раннего

дошкольного

возраста малых форм устного народного творчества;

разработать

перспективный

план

работы

по

развитию

речи

с

использованием малых фольклорных форм.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по

проблеме исследования;

- эмпирические: педагогический эксперимент, психодиагностика;

- интерпретационные: анализ полученных результатов.

Для проверки эффективности разработанного комплекса мероприятий,

направленных на развитии

речи детей раннего возраста посредством

использования малых форм устного народного творчества, был проведен

педагогический

эксперимент

на

базе

МАДОУ

детский

сад

11

г.Балаково Саратовская область.

В основе оценки результатов эксперимента лежит критериальная

шкала,

разработанная

С.С.Дреер,

А.Н.Потыкан

«Комплексная

диагностика уровней освоения программы» (к программе «Воспитания

и

обучения

в

детском

саду»

под

редакцией

М.А.Васильевой,

В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Были продиагностированы следующие знания детей фольклора:

знание колыбельных песенок;

потешки - игры с пальчиками, ручками;

заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге, деревьям) ;

хороводные игры ;

умение рассказывать сказки .

В эксперименте приняли участие 16 детей контрольной группы и 16

детей экспериментальной группы.

Результаты диагностики констатирующего эксперимента.

На рисунке видно, что разница в обеих группах незначительная. Поэтому

можно

считать,

что

при

прочих

равных

условиях

на

начальном

этапе

формирования

эксперимента

уровень

развития

детей

в

контрольной

и

экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Работа по ознакомлению детей с малыми формами фольклора.

С детьми экспериментальной группы, были организованы

дополнительные занятия направленные на ознакомление с малыми

фольклорными формами.

Для полного использования развивающего потенциала малых

форм фольклора мы применяли их в режимных моментах с целью

создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий

речевого развития детей.

В режимных моментах использовали игры-забавы, хороводные

игры, потешки, заклички, загадки.

Велась работы с родителями : проводились консультации, мастер-

классы, родительское собрание, оформлялись папки-передвижки.

Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной

работе

с

детьми

использовались

в

интегрированной

форме

как

на

занятиях так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг,

прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на

следующих основных принципах:

во-первых,

на

тщательном,

обусловленном

возрастными

возможностями детей, отборе материала;

во-вторых,

интеграции

работы

с

различными

направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

ознакомление с природой, различные игры);

в-третьих, активного включения детей;

в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

фольклора в создании речевой среды максимально.

Результаты диагностики контрольного эксперимента

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

выводу, что уровень эффективности работы воспитателя по привитию детям

знаний малых форм устного народного творчества повышается, если:

педагоги будут заинтересованы в развитии малых фольклорных форм в

ознакомлении с живым миром детей раннего дошкольного возраста;

будет организовано специальное обучение родной речи с использованием

малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию

речи, но и в других режимных моментах;

малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей.

Наше исследование подтвердило предположение, что эффективность

работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного

народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение

применять эти формы в повседневной деятельности.

Спасибо за внимание



В раздел образования