Автор: Короткова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ дс № 20 г. Балаково
Населённый пункт: Саратовская область г. Балаково
Наименование материала: распространение собственного педагогического опыта
Тема: "Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Слайд
1.
Методика
и
приемы
руководства
воспитателя
театрализованными
играми
в
старшем дошкольном возрасте.
По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы
театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы,
истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами
желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало
ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться
ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать
один
и
тот
же
образ.
Привычка
действовать
в
роли
только
по
показу
воспитателя,
склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями
предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли,
подбирая
средства
выразительности,
характерные
для
данного
образа, –
интонацию,
жесты, позу.
Слайд
2. Воспитатель,
ориентируя
детей
на
драматизацию,
применяет
различные
педагогические методы:
-выразительное чтение;
-иллюстрированное чтение;
-иллюстрированное рассказывание;
-фрагментарно-эпизодное разыгрывание;
-беседа по сказке с анализом ситуаций;
-драматизация с объединением детей в ролевые творческие группы.
Слайд 3. Общими методами руководства театрализованной игрой являются:
- прямые методы, когда воспитатель показывает способы действия;
- косвенные методы, когда воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию.
В
старшей
группе
воспитатель
действует
преимущественно
с
помощью
косвенных
методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка,
давая простор для выхода его творческой энергии.
Слайд 4. Косвенный метод 1. «Осмысление событий».
Побуждая детей к осмыслению
событий,
игровых
ситуаций,
воспитатель
постоянно
заботится
о
том,
чтобы
перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. С этой целью необходимо
отводить
место
новым
элементам,
усложнять
учебный
материал,
ставить
новые
перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более
выразительного
исполнения
путем
неоднократного
повторения
текста,
движений,
интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы,
воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий
театрализованной игрой.
Косвенный метод 2. «Ситуация погружения в роль». Полезно использовать в работе с
детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать
русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных
героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее
основных героев – Ваню и двух его подружек, которые выбираются из числа желающих.
Воспитатель просит детей объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе
действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на
коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и
напевает. Вдруг – неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет
времени огорчаться – он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой.
Стоящие в кругу дети – свидетели событий – выражают свое отношение в движениях,
подбадривают
героев
пением.
Такова
общая
фабула
инсценировки,
и
в
процессе
осуществления действий воспитатель на первых порах постоянно обращается к хору, к
героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях
Вани
и
подружек
могут
выступать
всякий
раз
новые
желающие,
задача
которых
–
предложить свои варианты в решении данных образов.
Косвенный метод 3. «Поддержка в ролевом воплощении».
В старшей группе у детей
появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры.
Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое
нестандартное
решение,
самостоятельно
выдвинутую
идею,
оригинальный
ответ
на
поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами.
Создавая
обстановку
свободы
и
раскованности,
необходимо
побуждать
детей
фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже
имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов,
придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых
персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и
изменению ролевого поведения конкретного героя, педагог должен стремиться к тому,
чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной
образ,
открылись
новые
возможности
роли,
интересные
подходы
к
оформлению
спектакля.
Слайд
5. В
этом
возрасте
у
дошкольников
появляется
желание
участвовать
как
в
самостоятельных
мини-спектаклях,
так
и
в
более
продолжительных
постановках,
осуществляемых
с
помощью
педагога
для
показа
младшим
детям,
сверстникам
или
родителям.
Ребятам
нравится
наряжаться
в
костюмы,
изображая
определенных
персонажей;
разыгрывать
в
лицах
понравившуюся
сказку
или
фильм;
готовить
элементарную
атрибутику,
украшать
место
для
выступления.
В
драматизации
дети
проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на
показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает
ребенка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими
детьми-персонажами, игровая ситуация, возможность проявить себя – все это привлекает
его
внимание,
дает
чувство
удовлетворенности
и
душевного
комфорта
при
условии
чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.
Для того чтобы воодушевить на спектакль детей, которые уже давно знают сюжет и
обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:
• загореться идеей постановки спектакля на сцене;
• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно – выступать на сцене в
костюмах, среди декораций;
• в
течение
года
рассказывать
о
театре,
о
театральных
профессиях,
о
магическом
воздействии театрального искусства на человека;
• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу
родителей;
• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям;
• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль.
Слайд
6. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного
рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т. д.) и постановки всякий
раз новых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенному, все более
глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному
запоминанию роли.
1.Распределение ролей в сказке. После того как дети переиграли разные роли в сказке,
которую
решили
поставить
на
сцене,
воспитатель
предлагает
им
определить
окончательный
состав
выступающих.
В
этом
возрасте
ребята
уже
могут
достаточно
адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают
личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной
роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества
(не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов). При
распределении ролей следует учитывать возможности детей.
2. Распределение детей в творческие группы. Наметив состав играющих, воспитатель
говорит, что многим ребятам не досталось ролей, поэтому они должны сами решить,
каким образом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре
существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания
спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети по желанию
распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщиков,
актеров, музыкантов, осветителей.
3.
Продумывание
общего
плана
подготовки.
В
свободное
время
от
занятий
под
руководством воспитателя продумывают общий план подготовки: какие нужны декорации,
что можно взять для музыкального сопровождения, какие обязанности у режиссеров-
постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для
актеров, где взять грим.
4.Работа
с
отдельными
группами.
Затем
идет
работа
с
отдельными
группами,
творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов.
Воспитатель должен помочь ребенку войти в какую-либо группу, позволять переходить из
группы в группу для того, чтобы определиться, где работать интереснее.
5.
Установление
тесного
контакта
с
родителями
воспитанников.
Педагог
должен
установить тесный контакт с родителями воспитанников, поручая им только ту работу,
которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе
со своими детьми, чтобы она увлекла их общим интересом.
6. Извещение будущих зрителей. Важным этапом работы является извещение будущих
зрителей о предстоящем спектакле, Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют
афишу и придумывают оформление пригласительных билетов.
7.
Торжественный
день
премьеры.
И
вот
наконец
наступает
торжественный
день
премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера.
Представляю свой практический опыт в организации и проведении театрализованных
игр. Мы решили драматизировать сказку «Колобок».