Напоминание

"Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Короткова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ дс № 20 г. Балаково
Населённый пункт: Саратовская область г. Балаково
Наименование материала: распространение собственного педагогического опыта
Тема: "Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд

1.

Методика

и

приемы

руководства

воспитателя

театрализованными

играми

в

старшем дошкольном возрасте.

По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы

театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы,

истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами

желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало

ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться

ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать

один

и

тот

же

образ.

Привычка

действовать

в

роли

только

по

показу

воспитателя,

склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями

предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли,

подбирая

средства

выразительности,

характерные

для

данного

образа, –

интонацию,

жесты, позу.

Слайд

2. Воспитатель,

ориентируя

детей

на

драматизацию,

применяет

различные

педагогические методы:

-выразительное чтение;

-иллюстрированное чтение;

-иллюстрированное рассказывание;

-фрагментарно-эпизодное разыгрывание;

-беседа по сказке с анализом ситуаций;

-драматизация с объединением детей в ролевые творческие группы.

Слайд 3. Общими методами руководства театрализованной игрой являются:

- прямые методы, когда воспитатель показывает способы действия;

- косвенные методы, когда воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию.

В

старшей

группе

воспитатель

действует

преимущественно

с

помощью

косвенных

методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка,

давая простор для выхода его творческой энергии.

Слайд 4. Косвенный метод 1. «Осмысление событий».

Побуждая детей к осмыслению

событий,

игровых

ситуаций,

воспитатель

постоянно

заботится

о

том,

чтобы

перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. С этой целью необходимо

отводить

место

новым

элементам,

усложнять

учебный

материал,

ставить

новые

перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более

выразительного

исполнения

путем

неоднократного

повторения

текста,

движений,

интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы,

воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий

театрализованной игрой.

Косвенный метод 2. «Ситуация погружения в роль». Полезно использовать в работе с

детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать

русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных

героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее

основных героев – Ваню и двух его подружек, которые выбираются из числа желающих.

Воспитатель просит детей объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе

действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на

коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и

напевает. Вдруг – неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет

времени огорчаться – он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой.

Стоящие в кругу дети – свидетели событий – выражают свое отношение в движениях,

подбадривают

героев

пением.

Такова

общая

фабула

инсценировки,

и

в

процессе

осуществления действий воспитатель на первых порах постоянно обращается к хору, к

героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях

Вани

и

подружек

могут

выступать

всякий

раз

новые

желающие,

задача

которых

предложить свои варианты в решении данных образов.

Косвенный метод 3. «Поддержка в ролевом воплощении».

В старшей группе у детей

появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры.

Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое

нестандартное

решение,

самостоятельно

выдвинутую

идею,

оригинальный

ответ

на

поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами.

Создавая

обстановку

свободы

и

раскованности,

необходимо

побуждать

детей

фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже

имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов,

придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых

персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и

изменению ролевого поведения конкретного героя, педагог должен стремиться к тому,

чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной

образ,

открылись

новые

возможности

роли,

интересные

подходы

к

оформлению

спектакля.

Слайд

5. В

этом

возрасте

у

дошкольников

появляется

желание

участвовать

как

в

самостоятельных

мини-спектаклях,

так

и

в

более

продолжительных

постановках,

осуществляемых

с

помощью

педагога

для

показа

младшим

детям,

сверстникам

или

родителям.

Ребятам

нравится

наряжаться

в

костюмы,

изображая

определенных

персонажей;

разыгрывать

в

лицах

понравившуюся

сказку

или

фильм;

готовить

элементарную

атрибутику,

украшать

место

для

выступления.

В

драматизации

дети

проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на

показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает

ребенка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими

детьми-персонажами, игровая ситуация, возможность проявить себя – все это привлекает

его

внимание,

дает

чувство

удовлетворенности

и

душевного

комфорта

при

условии

чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.

Для того чтобы воодушевить на спектакль детей, которые уже давно знают сюжет и

обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:

• загореться идеей постановки спектакля на сцене;

• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно – выступать на сцене в

костюмах, среди декораций;

• в

течение

года

рассказывать

о

театре,

о

театральных

профессиях,

о

магическом

воздействии театрального искусства на человека;

• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу

родителей;

• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям;

• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль.

Слайд

6. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного

рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т. д.) и постановки всякий

раз новых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенному, все более

глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному

запоминанию роли.

1.Распределение ролей в сказке. После того как дети переиграли разные роли в сказке,

которую

решили

поставить

на

сцене,

воспитатель

предлагает

им

определить

окончательный

состав

выступающих.

В

этом

возрасте

ребята

уже

могут

достаточно

адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают

личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной

роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества

(не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов). При

распределении ролей следует учитывать возможности детей.

2. Распределение детей в творческие группы. Наметив состав играющих, воспитатель

говорит, что многим ребятам не досталось ролей, поэтому они должны сами решить,

каким образом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре

существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания

спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети по желанию

распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщиков,

актеров, музыкантов, осветителей.

3.

Продумывание

общего

плана

подготовки.

В

свободное

время

от

занятий

под

руководством воспитателя продумывают общий план подготовки: какие нужны декорации,

что можно взять для музыкального сопровождения, какие обязанности у режиссеров-

постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для

актеров, где взять грим.

4.Работа

с

отдельными

группами.

Затем

идет

работа

с

отдельными

группами,

творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов.

Воспитатель должен помочь ребенку войти в какую-либо группу, позволять переходить из

группы в группу для того, чтобы определиться, где работать интереснее.

5.

Установление

тесного

контакта

с

родителями

воспитанников.

Педагог

должен

установить тесный контакт с родителями воспитанников, поручая им только ту работу,

которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе

со своими детьми, чтобы она увлекла их общим интересом.

6. Извещение будущих зрителей. Важным этапом работы является извещение будущих

зрителей о предстоящем спектакле, Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют

афишу и придумывают оформление пригласительных билетов.

7.

Торжественный

день

премьеры.

И

вот

наконец

наступает

торжественный

день

премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера.

Представляю свой практический опыт в организации и проведении театрализованных

игр. Мы решили драматизировать сказку «Колобок».



В раздел образования