Напоминание

Учебные задачи как средство развития универсальных учебных действий учащихся


Автор: Дворкина Лариса Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ № 31
Населённый пункт: г .Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Учебные задачи как средство развития универсальных учебных действий учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Учебные задачи как средство развития универсальных

учебных действий учащихся.

Дворкина Лариса Николаевна

учитель истории и обществознания

Г. Ульяновск МБОУ СШ № 31

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому

знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и

нуждаются

в

коррекции. Это требует от людей высокой мобильности. Не

случайно

известный

лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть

актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование

через всю жизнь».

Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь

придется

учиться:

изучать

новые

материалы,

новую

технику,

новые

технологии

работы,

повышать

свою

квалификацию,

п ол у ч ат ь

дополнительное образование.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного

совершенствования

образовательного

пространства.

В

связи

с

этим

приоритетным

направлением

становится развитие у ученика способности

самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации,

контролировать и оценивать свои достижения

В

условиях

информационного

общества,

в

котором

стремительно

устаревают знания о мире, необходимо не столько передать ученикам сумму

тех

или

иных

знаний,

сколько

научить

их

приобретать

эти

знания

самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения

новых познавательных и практических задач. В условиях высокой динамики

общественных процессов и огромного информационного потока последних

десятилетий

актуальной

становится

задача

развития

активности

и

самодеятельности

школьника,

его

способности

к

самостоятельному

познанию нового и решению сложных жизненных проблем

ФГОС ООО провозглашает в качестве одной из важнейших задач

современной системы образования «формирование универсальных учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию и самосовершенствованию».

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в обучении;

-

развивали

бы

в

первую

очередь

общеучебные

умения

и

навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-

формировали

бы

не

просто

умения,

а

компетенции,

то

есть

умения,

непосредственно

сопряженные

с

опытом

их

применения

в

практической

деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Решение всех поставленных задач должно проходить через учебные

универсальные действия (УУД). Ученик должен научиться самостоятельно

обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и

материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные

виды

чтения,

проводить

анализ,

обобщение,

группировать

и

классифицировать

факты

и

явления,

выявлять

аналогии,

причинно-

следственные связи, выделять общие закономерности.

На уроках обществознания дается широкий простор для формирования

УУД.

Это

и

работа

со

схемами,

таблицами,

диаграммами,

работа

с

документами,

понятийным

аппаратом.

Это

всевозможные

дидактические

игры,

которые

позволяют

не

только

формировать,

но

и

развивать

коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. Самое главное - это

обеспечить

возможность

обучающего

самостоятельно

осуществлять

деятельность учения.

Средством

развития

УУД

может

стать

учебная

задача.

Учебная

задача

-

это

цель,

цель

личностно

значимая

для

ученика,

мотивирующая

на изучение нового материала. Основное отличие учебной

задачи

от

всяких

других

задач,

согласно

Д.Б.

Эльконину

-

советскому

психологу, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении

самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

В процессе образования учащиеся выполняют огромное множество

учебных

заданий,

упражнений,

работ,

но

учебными

задачами

принято

называть

лишь

те

из

них,

которые

имеют

признак

проблемности.

Эта

характеристика

показывает,

в

какой

мере

для

решения

задачи

требуется

выйти за пределы алгоритмов, находящихся в распоряжении субъекта.

Решая

учебную

задачу,

учащиеся

овладевают

соответствующими

знаниями

и

умениями,

развивают

свои

личностные

каче ства,

направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

Решение

учебных

задач

направлено

на

усвоение

или

овладение

школьниками

способами

действий.

В

соответствии

с

ФГОС

основного

общего

образования

у

учащихся

необходимо

развивать

познавательные,

регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Перед учителем встаёт задача правильно подобрать учебные задания,

которые

бы

научили

учащихся

преобразовывать

информацию,

связывать

реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и законами, чего

требует от нас специфика данного предмета в рамках внедрения ФГОС.

Предлагаю,

вашему

вниманию,

продуктивные

задания,

которые

позволят

учащимся

сформировать

универсальные

учебные

действия

и

применить

полученные знания в своей практической деятельности.

Учебные задачи на формирование познавательных УУД .

Формирование познавательных УУД на уроках обществознания при

помощи учебных задач можно осуществлять в следующих

направлениях:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- умение представлять информацию в виде схемы;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- умение ориентироваться в теоретическом материале учебника;

- умение находить ответы в учебнике.

Блок

познавательных

УУД

направлен

на

познание

мира

и

решение

творческих задач (поиск, отбор и структурирование информации, построение

высказывания,

анализ,

сравнение,

классификация,

доказательство,

установление причинно-следственных связей).

Класс: 6

Тема: Потребности человека

Планируемые

результаты: самостоятельно осуществляют поиск нужной

информации (из материала учебника), выделяют существенные признаки;

строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Содержание

задачи.

Прочитав

текст

параграфа,

узнай,

какие

бывают

потребности у человека. Назови эти потребности, закончив предложение.

1)

Человеку необходимы: воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он должен

заботиться о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это -

----------------- потребности.

2)

Чтобы

стать

личностью,

занять

свое

место

в

обществе

человек

испытывает потребность в общении, в труде. Это - --------------------

потребности.

3)

Человек

испытывает

потребность

в

познании

окружающего

мира,

получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это -

------------ потребности.

Ответ: 1. Биологические 2. Социальные 3. Духовные

Методический

комментарий:

задание

может

быть

использовано

при

переходе к новому материалу для актуализации знаний учащихся.

Класс: 6

Тема: Потребности человека

Планируемые

результаты: ориентируются

в

своей

системе

знаний,

самостоятельно

предполагают,

какая

информация

нужна

для

решения

учебной задачи.

Содержание задачи. Назови, чем занимаются смайлики и отметь в таблице,

расставив

правильно

цифры,

какие

потребности

они

таким

образом

удовлетворяют.

Биологические

Социальные

Духовные

Вредные

1

2.

3.

4.

5

.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Ответ:

Биологические

Социальные

Духовные

Вредные

1

8

2

3

9

4

11

14

5

6

7

10

12

13

Методический

комментарий:

задание

может

быть

использовано

на

последнем этапе урока, для закрепления изученного материала.

Класс: 8

Тема: «Личность и общество»

Планируемые

результаты: самостоятельно

осуществлять

поиск

необходимой информации (из материала учебника); выделять существенные

признаки; строить рассуждения и обобщать полученную информацию.

Содержание задачи. Заполните схему «Основные сферы жизни общества».

Предполагаемый ответ:

Основные сферы жизни общества

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

изучения нового материала.

Класс: 8

Тема: Личность и общество

Планируемые результаты: уметь осуществлять поиск нужной информации;

уметь анализировать и структурировать информацию; строить логическую

цепочку рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание

задачи.

Прочитайте

текст §4

и

заполните

таблицу

«Что

полезного и опасного принес прогресс людям?».

Что полезного принес

технический прогресс людям?

Какие опасности несет прогресс?

---------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

Предполагаемый ответ:

Что полезного принес

технический прогресс людям?

Какие опасности несет прогресс?

1. Развитие науки и техники

2. Улучшение условий жизни, быта,

труда

3. Увеличение продолжительности

жизни

4. Возможность преобразования

окружающей среды

5. Защита от эпидемий и болезней

1. Техногенные катастрофы

2. Загрязнение окружающей среды

3. Уничтожение флоры и фауны

4. Демографический кризис

5. Угроза ядерной войны

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

осмысления и закрепления изученного материала.

Основные сферы жизни

общества

Экономическа

я сфера

Социальная

сфера

Духовная

сфера

Политическа

я сфера

Учебные задачи на формирование регулятивных УУД.

Формирование регулятивных

УУД на уроках обществознания при

помощи учебных задач можно осуществлять в следующих направлениях:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебником;

- умение

оценивать

учебные

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей;

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

В

блок

регулятивных

действий

включаются

действия,

обеспечивающие

организацию

учащимися

своей

учебной

деятельности

(целеполагание,

планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Для того, чтобы сформировать у учащихся такие УУД как умения выделять

ориентиры в новом учебном материале и устанавливать целевые приоритеты

учитель может использовать следующие задания.

Класс: 7

Тема: Человек в системе экономических отношений.

Планируемые результаты: определяют последовательность промежуточных

действий, проектируют конечный результат.

Содержание задачи. Выбери любой из потребляемых тобой товаров. Запиши

его название и попытайся схематически показать путь этого товара к тебе

(потребителю), обозначив основные этапы и участников этого процесса.

Предполагаемый ответ.

Хлеб.

Сноп пшеницы пекарня магазин хлеб

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

изучения нового материала.

Класс: 7.

Тема: Права человека.

Планируемые

результаты: участвуют

в

коллективном

обсуждении

дискуссионных

вопросов,

обмениваются

мнениями,

слушают

друг

друга,

понимают позицию партнера, допускают существование различных точек

зрения.

С од е р ж а н и е

з а д ач и . Познакомься

с

Конвенцией

Организации

О б ъ е д и н ё н н ы х

Н а ц и й

о

п р а в а х

р е б ё н к а .

Основные

положения

Конвенции

Организации

Объединённых

Наций

о

правах ребёнка:

• Право на защиту от насилия.

• Право на жизнь.

• Право на ИМЯ.

• Право жить в семье

• Право на уважение человеческого достоинства.

• Право на охрану здоровья

• Право на отдых..

• Право на образование

• Право свободно выражать своё мнение•

1. Какие права ты считаешь самыми важными?

2. Какие права стоило бы добавить?

3. Подбери к перечисленным правам соответствующий рисунок.

Нарисуй иллюстрации к правам ребёнка, которые здесь не

представлены.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Предполагаемый ответ.

1.Право на жизнь. 2. Право жить в семье. 3.Право на отдых.

4. Право на образование. 5. Право на охрану здоровья.

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

закрепления материала.

Класс: 8

Тема: Личность и общество

Планируемые

результаты:

уме т ь

пр инимат ь

у ч е б ну ю

з а д ач у ;

самостоятельно

выделять

и

формулировать

цель;

осуществлять

поиск

дополнительных сведений в средствах массовой информации; уметь дать

нравственную и правовую оценку предложенных ситуаций.

Содержание задачи. Представьте, что вам надо подготовить материал к

фотовыставке

«Проявления

и

последствия

прогресса

в

современном

обществе». Какие события, по вашему мнению, должны быть отражены в

фотографиях? Придумайте названия сюжетам.

Предполагаемый ответ:

Проявления

1.

2.

3.

Освоение космоса

Машиностроение

Робототехника

4.

5.

6.

Нанотехнологии

Современное оружие

Атомные электростанции

Последствия

1..

2.

3.

Вред компьютера для детей.

Загрязнение окружающей

среды.

Гибель всего живого

4.

5.

6.

Радиоактивные отходы

Загрязнение водоёмов

Последствия ядерного

взрыва

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

обобщения изученного материала.

Учебные задачи на формирование коммуникативных УУД.

В блок коммуникативных УУД входят задания направленные на понимание

других

людей

и

их

эффективное

взаимодействие

и

обеспечивают:

социальную компетентность

и учет позиции других людей, партнера по

общению или деятельности, а также умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Класс: 5

Тема: Гражданин России

Планируемые результаты: высказывают собственное мнение, слушают друг

друга, строят понятные речевые высказывания.

Содержание

задачи. Кто

такой

гражданин,

какими

чертами

он

должен

обладать? Работая в группах, выберите из разных картинок, разложенных на

столах, свой портрет гражданина, обоснуйте точку зрения своей группы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. .

8.

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

изучения нового материала, актуализации знаний.

Класс: 7

Тема: Охранять природу – значит охранять жизнь.

Форма работы: групповая

Планируемые

результаты: формулируют собственное мнение и позицию;

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Содержание задачи. Лес привлекал нас в разные времена года. Ежедневно

туда

отправляются

тысячи

людей,

большинство

из

которых

редко

задумываются над тем, что приносит такое общение природе.

Методический комментарий: Может быть использовано на этапе изучения

нового материала в ходе беседы для актуализации знаний.

1). Подумайте, как отражается бездушное отношение отдыхающих на

состоянии:

п о ч в ы

-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------

р а с т е н и й

-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

н а с е к о м ы х

-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

п т и ц

-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------

д р у г и х

о б и т а т е л е й

л е с а

-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------

2). Придумайте и нарисуйте специальные знаки, которые помогли бы

понять возможные тяжелые последствия легкомысленного поведения в

лесу.

Ответ. Возможные варианты:

Методический комментарий: Может быть использовано на этапе изучения

нового материала в ходе беседы для актуализации знаний.

8 класс.

Тема: Личность и общество.

Форма работы: групповая

Планируемые результаты: ставить цель с учетом изученного; составлять

план

и

последовательность

своих

действий;

прогнозировать

результат;

корректировать

(вносить

дополнения);

определять

уровень

усвоения

изученного материала.

Содержание задачи. Перед вами схема «Исторические ступени развития

общества»

Ступени развития общества

А). Дайте название каждой ступени развития.

Б). Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени.

В). Придумайте и нарисуйте символы для каждой стадии развития.

Ступени

развития

I ступень

II ступень

III ступень

IVступень

Название

Важнейшие

открытия,

умения

Символ

Предполагаемый ответ:

Ступени

развития

I ступень

II ступень

III ступень

IVступень

Название

Первобытно

е общество

Аграрное

общество

Индустриаль

ное общество

Постиндустри

альное

общество

Важнейши

е

открытия,

умения

Изобретение

лука,

гарпуна,

добывание

огня

Колесо,

письменность

, алфавит,

бумага,

книгопечатан

ие,

земледелие,

ремесла,

искусство,

наука

Паровая

машина,

телеграф,

телефон,

радио,

строение

атома

Интернет,

генная

инженерия,

открытия в

области

высоких

технологий

Символ

Методический комментарий: задание может быть использовано на этапе

актуализации знаний.

Значение формирования УУД

Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на

достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и

критерием

оценки

выступает

уже

не

освоение

обязательного

минимума

содержания

образования,

а

овладение

системой

учебных

действий

с

изучаемым учебным материалом.

Развитие

системы

универсальных

учебных

действий в

составе

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,

определяющих

развитие

психологических

способностей

личности,

осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и

п о з н а в а т е л ь н о й

с ф е р

р е б ё н к а .

В

основе

формирования

УУД

лежит

«умение

учиться», которое

предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные

действия

и

операции)

и

выступает

существенным

фактором

повышения

эффективности

освоения

учащимися

предметных

знаний,

умений

и

формирования компетенций.

Сформировать УУД – значит:

Научить

выполнять

учебные

задания,

построенные

на

способе

действия, мышления, коммуникации.

Передать сам способ выполнения действия.

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при

необходимости развивать его.

И

самое

главное

заложенные

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

второго

поколения

основы

формирования

универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного

образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную

гражданскую

позицию,

усиливать

личностное

развитие

и

безопасную

социальную включённость в жизнь общества.

Роль учителя обществознания в этом процессе особенно велика.

Список используемой литературы.

Список используемой литературы.

1.

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего

образования,

утвержден

приказом

Министерством

общего

образования,

утвержден

приказом

Министерством

образования и науки России от 17. 12. 2010. - № 1897

образования и науки России от 17. 12. 2010. - № 1897

2.

2.

Асмолова

А.Г.

Формирование

универсальных

учебных

действий

в

Асмолова

А.Г.

Формирование

универсальных

учебных

действий

в

основной школе: от действий к мысли, М: «Просвещение», 2011

основной школе: от действий к мысли, М: «Просвещение», 2011

3.

3.

Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и

Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и

преподавании

предметов

социально

гуманитарного

цикла,

М.:

преподавании

предметов

социально

гуманитарного

цикла,

М.:

«Русское слово», 2012.

«Русское слово», 2012.

4.

4.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

5.

5.

Зимняя

И.А.

Ключевые

компетентности

как

результативно-целевая

Зимняя

И.А.

Ключевые

компетентности

как

результативно-целевая

основа

компетентностного

подхода

в

образовании.

М.:

основа

компетентностного

подхода

в

образовании.

М.:

Исследовательский

центр

проблем

качества

подготовки

Исследовательский

центр

проблем

качества

подготовки

специалистов, 2004.

специалистов, 2004.

6.

6.

Шевченко

Н.И.

Педагогические

технологии:

социализация

Шевченко

Н.И.

Педагогические

технологии:

социализация

школьников на уроках обществознания, М.: «Русское слово», 2012

школьников на уроках обществознания, М.: «Русское слово», 2012

7.

Щетинина

Н.А.

Совершенствование

предметно-методологической

Щетинина

Н.А.

Совершенствование

предметно-методологической

компетенции учителя. -

компетенции учителя. -

http

http

://

://

festival

festival

.1september.

.1september.

ru

ru

/

/

articles

articles

/537987/

/537987/

8.

8.

Т.Н.

Беркалиев

Развитие

образования:

опыт

реформ

и

оценки

Т.Н.

Беркалиев

Развитие

образования:

опыт

реформ

и

оценки

прогресса школы, Спб. 2007

прогресса школы, Спб. 2007

9.

9.

Программа

развития

и

формирования

универсальных

учебных

Программа

развития

и

формирования

универсальных

учебных

действий для основного общего образования. – М.: 2008.

действий для основного общего образования. – М.: 2008.

10.

10.

Зарубина

В.В.,

Дворкина

Л.Н.,

Старостина

Ю.А

Формирование

Зарубина

В.В.,

Дворкина

Л.Н.,

Старостина

Ю.А

Формирование

универсальных

учебных

действий

уча щихс я

на

у р о ка х

унив ерса льных

учебных

действий

уча щихс я

на

у р о ка х

обществознания

средствами

решения

учебных

задач.

Ульяновск,

обществознания

средствами

решения

учебных

задач.

Ульяновск,

центр ОСИ 2017

центр ОСИ 2017

11.

11.

Буйволова

И.Ю.

и

др.

Рабочие

программы

и

системы

уроков

по

Буйволова

И.Ю.

и

др.

Рабочие

программы

и

системы

уроков

по

учебникам

под

редакцией

Л.Н.Боголюбова,

Волгоград:

«Учитель»,

учебникам

под

редакцией

Л.Н.Боголюбова,

Волгоград:

«Учитель»,

2013

2013

12.

12.

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников

под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей

под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей

общеобразовательных.

организаций

/

[Л.

Н.

Боголюбов,

Н.

И.

общеобразовательных.

организаций

/

[Л.

Н.

Боголюбов,

Н.

И.

Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение,

Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение,

2014.

2014.

13.

Учебник

«

Учебник

«

Обществознание»

5

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Обществознание»

5

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. М: Просвещение

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. М: Просвещение

2017

2017

14.

Учебник

«

Учебник

«

Обществознание»

6

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Обществознание»

6

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Боголюбов Л.Н. М: Просвещение

Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Боголюбов Л.Н. М: Просвещение

2017

2017

15.

Учебник

«

Учебник

«

Обществознание»

7

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Обществознание»

7

класс.

С

online

поддержкой.

ФГОС

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. М: Просвещение 2017

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. М: Просвещение 2017



В раздел образования