Напоминание

Презентацияя к уроку "Чин или Человек" по произведению Н.В.Гоголя "Нос"


Автор: Дмитриева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБРУ "СШ№31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентацияя к уроку "Чин или Человек" по произведению Н.В.Гоголя "Нос"
Раздел: полное образование





Назад




«

«

Чин

или

Человек

«Нос»

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь писал: «Страшно не то, что извне, а

то, что изнутри».

«Сердечная пустыня» разрушает человека.

Все творчество Гоголя – это борьба за живую душу

человека.

?

В центре произведения – образ майора Ковалева.

Каков его сюжет?

?

К

какому

жанру

можно

отнести

«

Нос

»?

Фантастическая повесть,

сатирический

гротеск,

в

котором

писатель,

используя

фантастику,

создал

блистательные

художественные обобщения.

? Идея повести

?

Обличить чин, показать, что человек –

главная ценность на земле.

? Что мы узнали о Ковалеве?

Кто он такой? Как и зачем

оказался в Петербурге?

«Он принадлежит к тем, - по мнению В.Г. Белинского, -

кто с головы до ног ушел в делание карьеры, к числу тех,

кто посвятил ей все помыслы. Без особых трудов Ковалеву

даются его служебные успехи. Чин коллежского асессора он

получил на Кавказе, где продвижение по службе, повышение

в чинах во время николаевской монархии, производилось

быстрее и легче, чем в других местах российского

государства»

? К а к о е

н е о б ы ч н о е

происшествие

описывает

Гоголь?

Вдруг

пропал

нос…

Неожиданное

несчастие! Оно обостряет поведение

Ковалева, точно выворачивает героя

наизнанку,

показывает

все

то,

что

скрыто от посторонних глаз.

- Что означает для Ковалева

потеря носа?

? Почему Ковалеву никак нельзя без

носа? Как герой это объясняет?

Прочитайте разговор Ковалева со своим Носом.

? Вначале Гоголь ввел в повесть мотив сна,

Ковалеву все приснилось, но затем мотив сна

автор убрал и ввел фантастику. С какой

целью?

Фантастика – это «лакмусовая бумажка»»,

которая выявляет реальные стремления

Ковалева, спрятанные под маской

благонравия и приличия. Исчезновение носа

мгновенно привело героя к утрате всех его

достоинств: Ковалев потерял облик важной

персоны. Но одно осталось – высокое

самомнение и презрение к простым людям.

Гоголь подсказывает читателю: Внешний

облик раскрывает внутреннее содержание.

Нет носа – и ты никто, если в твоей душе

нет ничего человеческого.

? Чтоб раскрыть идейное содержание повести Гоголь

использует гротеск. Куда же делся Нос? Кем он стал?

Нос стал статским

советником, у него есть

мундир с позолотой и чин

выше, чем у Ковалева, а

человека нет. Носитель

мундира нос, пустышка. Но

это не важно, если есть чин,

этого достаточно, чтоб занять

место в обществе.

Нос – это двойник Ковалева. Гоголь

показывает, что в современном ему

обществе человек – ничто, а чин -

все!

- Какие образы вам запомнились?

- цирюльник Иван Яковлевич и его жена

- частный пристав

- квартальный надзиратель

- чиновник газетной экспедиции

- доктор

- штаб-офицерша Подточина.

? Как нарисованы эти

второстепенные персонажи?

Они смешны, жалки, циничны.

? Что эти люди ценят более всего?

? Что об ассигнациях говорится в

тексте? Найдите высказывания

персонажей.

Используя жанр сатирического

гротеска писатель показал

пустых, ничтожных людей,

объятых жаждой «возвышения».

Писатель развенчивает культ

чина. Гоголь призывает

задуматься читателей над

вопросом:

Кто важнее: чин или человек?

Декабрист Улыбышев писал об этом:

«Чины, кресты и ленты – кумиры,

мерило уважения и почтения и

единственная цель существования».

Белинский указывал: «В это время

высокий и священный сан человека

не признавался ни за что».

Духовно чуткий Гоголь уловил

опасность девальвации истинных

ценностей: когда есть чин, то

человека нет.

? Счастлив ли майор Ковалев, когда ему вернули нос?

Изменился ли он? Изменилось ли что-либо в мире?

Домашнее задание.

Поразмыслите, поделитесь своими чувствами и

мыслями по поводу повести «Нос» Н.В. Гоголя.

Напишите эссе на тему «А в этом, право, есть что-то».



В раздел образования