Автор: Новикова Елена Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад №14 "Веселые звоночки"
Населённый пункт: г.Озеры, Московская область
Наименование материала: Конспект коррекционного подгруппового занятия для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: "Поможем Машеньке"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
коррекционного подгруппового занятия
для детей подготовительной группы компенсирующей
направленности по теме
«Звук Ш. Поможем Машеньке»
Подготовила:
учитель-логопед высшей квалификационной
категории Новикова Елена Вячеславовна
Цель: Учить анализировать звук , определять позицию звука Ш в словах.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- закреплять слуховой и моторный образ звука [Ш];
- учить анализировать артикуляцию звука;
-учить определять позицию звука в слове;
-совершенствовать навыки звукового анализа;
-закреплять умение читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами;
-закреплять знания об одежде, головных уборах.
Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, используя фонетическую ритмику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать общую моторику, используя физминутку;
- развивать мелкую моторику, используя игры с прищепками;
- закреплять умение работать по мнемотаблице.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- побуждать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать у детей активность на занятии;
-воспитывать желание прийти на помощь.
Оборудование:
индивидуальные
зеркала,
магнитная
доска,
листики
со
слогами,
корзинка,
веревка,
прищепки, схемы с позицией звука в слове, сигнальные карточки, маршрут Машеньки с
графическим изображением препятствий, магнитная фигурка Машеньки, мнемотаблица к
чистоговорке,
листы-раскраски
с
картинками,
физминутка
«Ветер
дует»,
листы
с
маршрутом и препятствиям для рефлексии.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Логопед: - Ребята , давайте вспомним мультфильм про Машеньку и Медведя.
-Что можно сказать о Маше?
Дети: - Маша забавная, веселая, проказница.
Логопед: Скажите, а Маша все получалось?
Дети:- Нет, у Маши многое не получалось, иногда она огорчала Мишку.
Логопед: - Сегодня Маша пришла к вам за помощью. Ей захотелось вернуться домой. Но
все не так просто. На ее обратном пути много препятствий и испытаний. Вы готовы
помочь Маше?
Дети: -Да!
Давайте рассмотрим ее маршрут. На карте картинки-символы, изображающие задания-
препятствия:
«Волшебные
листочки»,
«Синий
или
красный»,
«Заколдованные
вещи»,
«Зашифрованная таблица» и «Волшебный карандаш»).
II. Препятствие «Волшебные листочки».
Логопед: - Ребята, Маша остановилась у первого препятствия.(Магнитная фигурка Маши
прикреплена в начале ее маршрута).
-Перед ней волшебные листочки, которые она не может перешагнуть, пока не расшифрует
их. У нас есть точно такие же. (Листья лежат на столе, на обратной стороне каждого листа
прикреплен слог.) Сейчас мы по очереди поднимем листья, прикрепим их к доске и
расшифруем, (прочитаем слоги). Дети поочередно берут по листочку, прикрепляют их
доске и читают слоги МА, ОХ, СО, УМ, АХ, УС, МУ.
Логопед:- Молодцы! Справились с заданием и научили Машу, как надо преодолевать
препятствия. Но это еще не все. (Логопед передвигает фигурку Вовки к следующему
заданию.
Дети хором: - Дальше путь продолжим, Маше мы поможем!
III. Препятствие «Синий или красный», Звук «Ш» в словах.
Логопед: - Ребята, На пути Маши следующее задание «Синий или красный»,
-Послушайте внимательно:
Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.
- Какой звук часто повторяется в этой чистоговорке?
Дети: Часто повторяется звук Ш!
Логопед: - Давайте произнесем этот звук-Ш-Ш-Ш (дети поднимают руки вверх соединяют,
образуя круг, затем хлопают в ладоши над головой , медленно опускают руки и произносят
–Ш-Ш-Ш-Ш.)
-Придвиньте зеркала, давайте еще раз произнесем этот звук. Губы округлены, зубки мы не
сжимаем, а язык чашкой поднимаем вверх.
– Скажите, этот звук гласный или согласный? Почему?
Дети:
-
Звук
Ш
согласный.
Когда
мы
его
произносим,
воздушная
струя
встречает
препятствие-язык, губы округлены.
Логопед: - Возьмите карточки со стола. Давай те покажем Маше, как надо с ними работать.
Что означает синий цвет? Красный цвет на карточке? Сейчас я буду произносить слова.
Если вы услышите в слове Ш, то поднимаем синюю карточку, если звука не услышим,
поднимаем красную.
- Самолет, шапка, машина, суп, кошка, стол, собака, шкаф, сено, школа, камыш.
(Дети поднимают соответственно карточки).
-Молодцы! С вашей помощью Маша перемещается на шаг вперед.
Дети: - Дальше путь продолжим, Маше мы поможем!
IV. Физминутка «Ветер дует»
V. «Заколдованные вещи». Определение позиции звука в словах.
Логопед: -Ребята, перед Машей оказалось очередное препятствие. Перед ней корзина с
вещами, веревка и прищепки. Видимо эти вещи намокли, нужно их развесить. Давайте
посмотрим, что в корзине. В сундуке: шапка, рубашка, шорты, шуба, макинтош, шарф. В
каждом слове есть звук Ш. Нужно повесить вещь на веревочку и соединить с подходящей
схемой.
Дети выходят поочередно вешают предметы одежды на веревку и соотносят со схемой, в
зависимости от положения звука Ш в слове, проговаривая свои действия- А что здесь
лишнее, почему?
Дети: -лишняя шапка, это головной убор.
VI. «Зашифрованная таблица». Работа с мнемотаблицей (6 квадратов)
Дети: - Дальше путь продолжим, Вовке мы поможем!
Логопед: -Ребята, На пути Маши следующее задание, «Зашифрованная таблица». Давайте
ее рассмотрим, что мы видим в каждом квадрате таблицы?
Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Проговаривание стихотворения с опорой на таблицу хором и индивидуально.
VII.
Логопед:
-
Вы
здорово
поработали
и
Вовке
осталось
последнее
испытание
«Волшебные карандаши».
Дети: - Дальше путь продолжим, Маше мы поможем!
Логопед: - вот последнее препятствие. Посмотрите на листочки перед вами. Что на них
изображено?(Дети перечисляют). Вам нужно раскрасить только те картинки, в названии
которых есть звук Ш. В этом нам помогут волшебные карандаши.
VIII. Итог занятия.
Логопед: Ребята, кому мы сегодня помогали? Какой звук мы сегодня изучали?
-Что вам понравилось больше всего на занятии?
Каждому ребенку логопед дает лист бумаги с изображениями маршрута Маши.
- обведите фломастером изображение тех препятствий, которые вам понравилось больше
всего преодолевать.
Дети обводят и объясняют свой выбор.