Напоминание

Специфика работы концертмейстера-пианиста в хоровом классе Детской музыкальной школы


Автор: Воронина Екатерина Васильевна
Должность: концертмейстер, преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Филиал МБОУ ДО "Центр ДШИ" - Липковская ДМШ
Населённый пункт: город Липки, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы концертмейстера-пианиста в хоровом классе Детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воронина Екатерина Васильевна,

концертмейстер МБОУ ДО «Центр детских школ искусств»

муниципального образования Киреевский район Тульской области,

Липковская детская музыкальная школа (филиал)

Специфика работы концертмейстера-пианиста в хоровом классе

Детской музыкальной школы

Работа с хоровым коллективом в сфере деятельности концертмейстера-

пианиста Детской музыкальной школы является наиболее многогранной. Хор –

уникальный природный музыкальный инструмент, способный воспроизводить

самые

разнообразные

оттенки

и

характеры

музыкального

звучания.

А

концертмейстер хора – это пианист, который помогает группам хора разучивать

партии

и

аккомпанирует

хору

в

процессе

подготовки,

на

репетициях

и

концертах.

Работа

с

хором

отличается

целым

рядом

специфических

особенностей,

без

знания

и

владения

которыми

любая

деятельность

концертмейстера

никогда

не

будут

профессиональной

и

убедительной.

Спецификой (от позднелатинского specificus – особый, особенный), то есть

присущими

только

данному

виду

занятий

признаками

являются:

профессиональные

функции

или

обязанности

концертмейстера-пианиста,

знания, умения и навыки, обусловленные сферой их практического применения,

и методические приемы, владение которыми важно для данной разновидности

музыкально-творческой деятельности.

Работа

концертмейстера-пианиста

в

хоровом

коллективе

будет

характеризоваться четырьмя функциями (от

латинского functio – исполнение,

осуществление).

Так

как

в

своей

профессиональной

деятельности

концертмейстер

неизменно

выступает

в

роли

исполнителя,

то

его

первой

функцией

является

музыкально-исполнительская,

то

есть

собственно

игра

концертмейстера

на

инструменте

или

его

исполнительское

искусство.

В

процессе коллективного музицирования и по отношению к общему вокально-

инструментальному

ансамблю,

коим

является

хор,

данная

функция

ко н ц е рт м е й с т е р с ко й

д е я т е л ь н о с т и

отл и ч а е т с я

о т н о с и т е л ь н о й

самостоятельностью.

Концертмейстер

хора

всегда

имеет

свой

музыкальный

«голос» среди других голосов ансамбля, свою собственную, отличную от хора

партию, которая одновременно должна быть встроена в общий ансамбль и

целостность звучания музыкальной ткани. В работе концертмейстера хора эта

функция требует от него владения хорошим ансамблевым слухом и навыками

ансамблевого взаимодействия. Вместе с тем, относительная самостоятельность

фортепианной

партии

в

ансамбле

с

хором

сохраняет

для

концертмейстера

возможность

определенной

доли

«концертности»

в

пианистическом

исполнении,

которая

будет

выражаться

в

яркости

и

красочности

звучания

инструмента,

музыкально-художественной

убедительности

фортепианного

звучания,

технической

виртуозности

игры,

исполнительской

культуре

и

эстетическом вкусе пианиста.

Вторая функция – собственно ансамблевое исполнение, то есть общая

универсальная

функция

любого

музыканта-ансамблиста.

Она

определяется

обязанностями

и

деятельностью

концертмейстера

в

Детской

музыкальной

школе. Данная функция связана с конкретным музыкальным материалом и

работой пианиста в сфере ансамблевого взаимодействия с хоровым звучанием

разнообразных певческих голосов. Она требует от концертмейстера слышания,

как

тембровой

составляющей

вокально-хорового

звучания,

так

и

дифференцированного

его

восприятия.

Данная

функция

в

работе

концертмейстера

в

хоровом

коллективе

всегда

объединена

и

с

процессом

интерпретации музыкального произведения. Условиями успешной реализации

второй

функции

являются

высокий

уровень

исполнительского

мастерства

пианиста, свободное владение инструментом, способности к глубокому анализу

авторского

замысла

и

его

высокохудожественной

реализацией,

развитыми

навыками

чтения

нотного

текста

с

листа,

транспонирования,

фактурного

переложения, гармонизации мелодии, подбора по слуху.

Третья

функция

организационно-педагогическая.

Она

связанна

у

концертмейстера

с

процессом

изучения

музыкального

репертуара

для

различных

составов

хоров,

оценкой

исполнительских

возможностей

конкретного

хора

с

целью

максимальной

реализации

его

потенциала

при

исполнении

конкретного

вокально-хорового

произведения,

а

также

с

организацией занятий в классе, проведением предконцертного репетиционного

периода и сценическими выступлениями перед аудиторией.

Четвертая

функция

социально-психологическая.

Данная

функция

проявляется

в

умениях

концертмейстера

(наряду

с

преподавателем

и

руководителем хора) создавать условия в хоровом классе для самореализации

учащихся Детской музыкальной школы и обнаруживается в их самоуважении,

адекватной самооценке, повышении уровня мотивации и интереса к занятиям.

Четвертая

функция

связана

со

способностями

концертмейстера

находить

и

актуализировать

«точки

соприкосновения»

с

учениками

и

проявляется

во

владении приемами работы с учащимися разного возраста и различного уровня

подготовки. Концертмейстер, работающий с учащимися музыкальной школы,

должен обладать общепедагогическими знаниями, располагать информацией об

особенностях психологии детей разнообразного школьного возраста и владеть

методическими приемами воспитательной работы.

Профессионализм

концертмейстера-пианиста,

работающего

в

хоровом

классе

и

с

хоровой

музыкальной

литературой,

должен

базироваться

на

значительном комплексе знаний, умений, навыков, методических приемов и

практических действий, который вбирает:

-

знания типов, видов и организационных структур различных хоров,

жанров и форм хорового исполнения;

-

понимание особенностей и компонентов хорового письма и средств

вокально-хоровой выразительности;

-

знания

элементов

вокальной

техники

и

творческих

параметров,

характерных для вокального искусства (способы звукоизвлечения, атака звука,

певческий тон, цепное дыхание, артикуляция, вокальная дикция и др.) и умения

контролировать эти параметры;

-

методические приемы освоения вокально-хоровых произведений и их

музыкально-художественного содержания;

-

умения читать хоровые партитуры для различных составов хоров,

упрощать хоровую партитуру, соединять ее с фортепианным сопровождением;

-

знания тембральной окраски, диапазона и тесситуры звучания каждой

хоровой партии в изучаемых произведениях;

-

владение

развитыми

навыками

ансамблевого

музицирования

и

необходимыми исполнительскими средствами;

-

навыки работы с хоровой партитурой, быстрой ориентации в нотном

тексте и умения осмыслить содержание и характер музыкальных произведений,

верно отразить их стиль и эмоционально-образный строй;

-

«объемное» видение всей партитуры сочинения и каждой из партий в

отдельности, в сочетании с другими хоровыми партиями и совместно с партией

сопровождения;

-

навыки

моделирования

хорового

звучания,

умения

представлять

и

внутренним слухом слышать различные аспекты этого звучания и передавать

его с помощью пианистических приемов;

-

контроль

за

исполнением

нотной

партитуры

(мелодия,

интонация,

гармония,

фактура,

темп,

метр,

ритм,

форма,

штрихи,

динамика

и

т.д.)

и

соотношениями

музыкального

и

словесного

текстов

(грамотно,

точно,

художественно оправданно и т.д.);

-

навыки

верного

ощущения

фразировки,

логики

ее

музыкального

развития и роли в создании музыкально-художественного образа произведения,

убедительности в творческих проявлениях при исполнении (характер звучания

и звуковедения, эмоциональность и выразительность и т.д.);

-

навыки практического воплощения особенностей вокально-хорового

исполнения, где дирижер – ведущий, а хор и концертмейстер – ведомые;

-

умения

распределять

внимания

на

музыкально-исполнительские

действия – работа под жест дирижера, исполнение концертмейстерской партии

и совмещение хоровой партитуры с аккомпанементом;

-

понимание «языка» дирижерского жеста, чуткость и точность реакции

на

его

движения,

характер,

отдельные

приемы

мануальной

техники

(показ

вступлений и снятий, пауз и фермат, forte

и piano,

crescendo

и diminuendo,

акцентов, колористики, фразировки, отдельных интонаций и т.д.), на смысловые

устремления и требования творческого замысла дирижера;

-

знания

хоровой

музыкальной

литературы,

принципов

подбора

репертуара и составления различного типа музыкальных программ и планов

репетиционной работы с хором;

-

умения

анализировать

результаты

проведенной

работы,

процесса

репетиций и выступлений хора.

Концертмейстер по поручению хормейстера может помогать в распевании

участников хора, проводить занятия с группами, проверять знание и владение

хоровыми

партиями

и

т.д.

Для

этого,

с

одной

стороны,

концертмейстеру

необходимо знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. С

другой стороны, процесс, содержание и течение учебных занятий и репетиций

должны

активизировать

установление

чувства

партнерства

между

концертмейстером и дирижером.

Одним

из

важнейших

умений,

определяющих

специфику

работы

концертмейстера-пианиста

в

хоровом

классе

Детской

музыкальной

школы,

является успешная работа по выучиванию хоровых партий. В этом важном

профессиональном

моменте

проявляется

способность

концертмейстера

выполнять

такие действия, которые требуют совокупности всех его знаний,

умений и навыков, связанных с работой в хоровом классе, и в тоже время их

членения в

зависимости

от

условий

применения. Практика показывает, что

повседневная работа концертмейстера вынуждает его применять в процессе

работы

самые

различные

методические

приемы,

вплоть

до

существенного

упрощения

фортепианной

партии

или

«выстукивания»

вокальной

партии

правой

рукой

(особенно

это

имеет

место

на

первых

этапах

разучивания

произведения), когда партия фортепиано сводится к основным гармоническим и

ритмическим

функциям.

Но

даже

такие

упрощения

при

использовании

методических

приемов

предполагают,

что

у

концертмейстера

есть

хорошо

развитый гармонический слух и комплексное музыкальное мышление.

Концертмейстер, аккомпанирующий хору, должен уметь не только на

достойном

уровне

исполнить

фортепианное

сопровождение,

но

и

точно,

грамотно,

выразительно

сыграть

саму

хоровую

партитуру,

максимально

приближая

звучание

инструмента

к

хоровой

звучности,

выявляя

индивидуальность каждой хоровой партии, реализуя необходимый звуковой

баланс внутри гармонической вертикали, соблюдая штрихи и цезуры для взятия

дыхания и т.д. Концертмейстер должен уметь играть партитуру так, чтобы

каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде

было

певучим

и

равномерным

по

силе

звука.

Хотя

довольно

часто

в

многоголосной

хоровой

партитуре

требуется

более

дифференцированно

и

насыщенно озвучить не верхний голос, а нижний, басовый, как устойчивую

основу вокального аккорда.

На этапах разучивания разнообразных произведений в процессе хоровых

занятий

концертмейстеру,

по

просьбе

дирижера,

нужно

уметь

показывать

звучание отдельных фрагментов музыкального произведения, проигрывать все

или

отдельные

голоса

хоровой

партитуры.

Этот

аспект

работы

требует

от

пианиста профессиональных навыков по читке с листа, умений совмещать

хоровую

партитуру

с

аккомпанементом,

способностей

уподоблять

звучание

фортепиано

хоровому

пению.

Благодаря

владению

данными

умениями

и

навыками

концертмейстер

способен

достичь

на

фортепиано

такой

выразительности

звучания,

которая

дает

ему

возможность

показать

обучающимся в хоровом классе ученикам вокальный образец исполнения.

Порой в репертуарный план детских хоров включают и произведения, в

которых

фортепианное

сопровождение

является

клавирным

переложением

оркестрового

звучания.

В

таких

случаях

пианист,

играя

фортепианное

переложение, должен имитировать оркестровые тембры и вместе с тем не

отдаляться

от

фортепианной

специфики.

И

хотя

средствами

фортепиано

непросто

создать

иллюзию

той

или

иной

краски

и

добиться

звучания

определенных

оркестровых

групп

и

инструментов,

концертмейстер

должен

всемерно

стремиться

к

этому,

используя

разнообразный

потенциал,

исполнительскую

технику,

пианистическое

туше,

творческое

воображение,

тембральный

слух

и

др.

Кроме

того, переложение

вокально-оркестровых

произведений в виде клавира часто не учитывает технические возможности

концертмейстера-пианиста, что выражается в большом диапазоне и количестве

звуков в аккордах, во внезапной смене далеких регистров, быстрых аккордовых

пассажах

и

т.д.

Потому

концертмейстер

поставлен

перед

необходимостью

приспосабливать подобные тексты к своим пианистическим возможностям, в

тоже время не допуская существенного отклонения от авторского замысла.

Еще одной важной особенностью, отличающей работу концертмейстера с

хоровым

коллективом

от

других

видов

концертмейстерства,

является

его

обязанность

знать основы

дирижерской

техники

и

хорошо понимать

дирижерские жесты, ведь в хоровом исполнительстве постоянно присутствует

координация аккомпанемента концертмейстера-пианиста сообразно намерениям

руководителя хора. Дирижерский жест, мимика, положение головы и корпуса

дирижера обладают особой смысловой наполненностью и являются источником

исполнительской экспрессии. Содержание музыки для дирижера – это источник

музыкально осмысленных движений в дирижерской практике. Работающий в

хоровом классе концертмейстер-пианист должен знать приемы дирижирования

различными

дирижерскими

сетками,

понятия

«ауфтакт»,

«точка»,

«снятие

звука», уметь

играть

«по

руке»

дирижера, понимать

суть

дирижерских

движений и тонкости, связанные с выразительностью исполнения, штрихами и

оттенками и т.д. и чутко, внимательно, адекватно на них реагировать в процессе

аккомпанирования. Для концертмейстера чуткость во всех ее проявлениях и

умения слушать и слышать – важнейшие профессиональные качества.

Концертмейстер-пианист

должен

владеть

особым

многоплоскостным

вниманием, которое включает дирижера, участников хора, нотно-музыкальный

и

литературный

тексты.

Удерживать

дирижерские

жесты

в

поле

своего

внимания концертмейстеру обычно помогает периферийное зрение. Кроме того,

концертмейстер обязан не упускать из вида свою партию, собственную игру и

процесс

аккомпанирования.

Все

это

требует

от

концертмейстера

умений

активно

и

быстро

переключать

внимание,

причем

осуществлять

это

почти

моментально.

Каждое выступление хорового коллектива может принести множество

самых разных неожиданностей, потому умение быстро и оптимально на них

реагировать, удерживать стабильное и задуманное исполнение при внешних

помехах,

отвлекающих

моментах,

неуверенном

пении

хора,

а

также

такие

качества, как выдержка и самообладание, являются не только необходимыми

качествами,

но

и

характеристиками

профессионального

мастерства

концертмейстера-пианиста.

Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, где хор, дирижер

и

концертмейстер

составляют

единое

целое,

необходимо

умение

пианиста

увлечься

замыслом

дирижера,

понять

и

принять

его

намерения,

то

есть

испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и

творческое

сопереживание.

Если

у

концертмейстера-пианиста

в

процессе

работы

возникают

свои

резонные

пожелания

или

требования,

он

должен

излагать их уважительно, четко, грамотно и аргументировано. Ведь работа

концертмейстера

с

хором

связана

и

с

хорошей

психологиче ской

совместимостью

хормейстера-дирижера

и

концертмейстера-пианиста,

что

также

является

особенностью

или

спецификой

работы

концертмейстера

в

хоровом классе Детской музыкальной школы. Психологическая комфортность в

совместной работе во многом определяет хороший результат в музыкально-

творческой деятельности

.



В раздел образования