Напоминание

"Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования геометрического материала"


Автор: Наумова Любовь Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 61
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования геометрического материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством

использования геометрического материала»

Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения.

Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о

предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Существуют различные приёмы развития логического мышления. Я считаю одной из

важных задач – научить детей проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения

включает ряд последовательно выполняемых приёмов логического мышления. Важнейшие

из них для дошкольников – это приём сравнения, который позволяет выделить в предметах

разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения

существенного признака предмета.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном

возрасте головоломки с счетными палочками. Их называют задачами на смекалку

геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,

преобразование одних фигур в другие. Выложить, сосчитать количество палочек в каждой

фигуре, самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно также

сопровождать чтением загадок, потешек,

считалок, подходящих по тематике.

В

работе

с

детьми

пяти-шести

лет

используются

простые

логиче ские

упражнения и задачи с целью развития у

н и х

у м е н и я

о с у щ е с т в л я т ь

последовательные

умственные

действия:

анализировать,

сравнивать,

обобщать

по

признаку, целенаправленно думать. Привожу пример некоторых дидактических игр для

развития логического мышления.

Игра «Найди пару»

Цель: учить детей находить

парные

варежки; закреплять знания о

геометрических фигурах;

развивать

внимание.

Ход игры. Воспитатель раздаёт

детям по

одной рукавичке из пары. Затем

показывает

оставшиеся рукавички.

Ребёнок,

увидев свою парную рукавичку,

говорит: «Это

моя рукавичка». Спросить:

«Почему?»

Ребёнок описывает узор на

рукавичках,

проговаривая названия

геометрических фигур, количество и месторасположение (сверху, снизу).

Игра «Коврик для куклы»

Предлагается ребенку сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла

объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например, в середине большой круг,

сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик

можно сделать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по лекалу

(в толстом картоне вырезать отверстия разных форм). Конечно, сначала ребенку сложно

будет выполнить заказ куклы. Я предлагаю ребенку повторить просьбу куклы и по мере

надобности повторяю, что делать дальше. Но все же надо стремиться, чтобы ребенок сам

запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно.

Игра «Магазин ковров»

Если ребенок уже сделал несколько ковриков, можно организовать эту игру. Ковры

будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит

(описание может быть таким же, как и в предыдущей игре.) После этого ребенок, глядя на

продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться

последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, снизу,

слева, справа). Кукла купит для него этот ковер.

Игра «Выложи сам»

Ребенку дается контурное изображение

предмета,

составленное из нескольких

геометрических фигур, и набор этих

фигур.

Например, собаку можно выложить вот

так

Сделайте игру подходящей по сложности.

Е с л и

н а

контуре-образце

внутренними

линиями

показать, как

составлять картинку, решить задачу будет

намного

легче.

Вот

примерные

изображения

предметов,

которые

можно

складывать из геометрических фигур.

Игра «Выложи фигуру».

Немного

усложняем

предыдущую

игру.

Если

в

предыдущей

игре

ребенок

составлял

предметы по наглядному образцу, то в этой игре – по памяти. Начните с более легких

фигур (елочка, домик) и постепенно усложняйте задачу для ребенка.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста, сделаем вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для

меня, так и для детей, что самое главное.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре

проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче

привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление.

Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка,

так и для его дальнейшей адаптации в социуме.



В раздел образования