Автор: Наумова Любовь Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 61
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования геометрического материала"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством
использования геометрического материала»
Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения.
Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о
предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Существуют различные приёмы развития логического мышления. Я считаю одной из
важных задач – научить детей проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения
включает ряд последовательно выполняемых приёмов логического мышления. Важнейшие
из них для дошкольников – это приём сравнения, который позволяет выделить в предметах
разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения
существенного признака предмета.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном
возрасте головоломки с счетными палочками. Их называют задачами на смекалку
геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие. Выложить, сосчитать количество палочек в каждой
фигуре, самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно также
сопровождать чтением загадок, потешек,
считалок, подходящих по тематике.
В
работе
с
детьми
пяти-шести
лет
используются
простые
логиче ские
упражнения и задачи с целью развития у
н и х
у м е н и я
о с у щ е с т в л я т ь
последовательные
умственные
действия:
анализировать,
сравнивать,
обобщать
по
признаку, целенаправленно думать. Привожу пример некоторых дидактических игр для
развития логического мышления.
Игра «Найди пару»
Цель: учить детей находить
парные
варежки; закреплять знания о
геометрических фигурах;
развивать
внимание.
Ход игры. Воспитатель раздаёт
детям по
одной рукавичке из пары. Затем
показывает
оставшиеся рукавички.
Ребёнок,
увидев свою парную рукавичку,
говорит: «Это
моя рукавичка». Спросить:
«Почему?»
Ребёнок описывает узор на
рукавичках,
проговаривая названия
геометрических фигур, количество и месторасположение (сверху, снизу).
Игра «Коврик для куклы»
Предлагается ребенку сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла
объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например, в середине большой круг,
сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик
можно сделать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по лекалу
(в толстом картоне вырезать отверстия разных форм). Конечно, сначала ребенку сложно
будет выполнить заказ куклы. Я предлагаю ребенку повторить просьбу куклы и по мере
надобности повторяю, что делать дальше. Но все же надо стремиться, чтобы ребенок сам
запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно.
Игра «Магазин ковров»
Если ребенок уже сделал несколько ковриков, можно организовать эту игру. Ковры
будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит
(описание может быть таким же, как и в предыдущей игре.) После этого ребенок, глядя на
продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться
последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, снизу,
слева, справа). Кукла купит для него этот ковер.
Игра «Выложи сам»
Ребенку дается контурное изображение
предмета,
составленное из нескольких
геометрических фигур, и набор этих
фигур.
Например, собаку можно выложить вот
так
Сделайте игру подходящей по сложности.
Е с л и
н а
контуре-образце
внутренними
линиями
показать, как
составлять картинку, решить задачу будет
намного
легче.
Вот
примерные
изображения
предметов,
которые
можно
складывать из геометрических фигур.
Игра «Выложи фигуру».
Немного
усложняем
предыдущую
игру.
Если
в
предыдущей
игре
ребенок
составлял
предметы по наглядному образцу, то в этой игре – по памяти. Начните с более легких
фигур (елочка, домик) и постепенно усложняйте задачу для ребенка.
Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного
возраста, сделаем вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для
меня, так и для детей, что самое главное.
Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре
проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче
привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.
К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление.
Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка,
так и для его дальнейшей адаптации в социуме.