Напоминание

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.


Автор: Пимкина Юлия Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Алупкинская средняя школа № 2"
Населённый пункт: Алупка
Наименование материала: Статья
Тема: Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.
Дата публикации: 11.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

В современном обществе большинство учителей сталкивается с трудностями

обучения детей на уроках английского языка. В первую очередь, это связано с потерей

мотивации к данному предмету, так как дети не знают и не понимают, как они могут

использовать полученные знания вне класса. Дети не видят значимости знаний, не имеют

представления о том, для чего и зачем им даются эти знания.

Проблема мотивации, несомненно, возникает по каждому предмету. Однако

проблема мотивации изучения английского языка стоит особо остро.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие

коммуникативной

компетенции,

развитие

личности

ребенка,

желающей

и

способной

к

участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к

самосовершенствованию.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может

пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Исследования по данному вопросу показывают, что мотивация детей к изучению английского

языка снижается с каждым годом. При этом можно заметить, что в начальной школе дети

имеют очень высокую мотивацию: они готовы петь на английском языке, для них кажется

интересным

презентовать

стихотворение

или

же

рассказ

о

себе,

также

они

всегда

с

удовольствием разыгрывают различные ситуации на английском языке. Поэтому изучение

английского языка для детей на данном этапе – это некое “интересное путешествие

в

неизведанную страну”.

Однако, уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у

86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать

человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения

является

главной

на

всех

этапах

обучения

иностранным

языкам.

Начинается

процесс

накопления

знаний

по

изучению

английского

языка,

усложняется

материал,

меняется

отношение детей к данному предмету, а многие дети разочаровываются, поскольку для них

показалось сложным изучать английский язык. Тем самым, происходит снижение мотивации,

активности и воли, дети не достигают своих целей, о которых они мечтали, также снижается

успеваемость, которая, в свою очередь, тоже влияет на мотивацию.

Возникает вопрос: что такое мотивация?

Смысл учения – сложное личностное образование. Он включает в себя, по крайней

мере, следующие моменты:

осознание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на

общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном

окружении и семье данного ребенка;

понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно

преломляется

через

уровень

притязаний

ребенка,

его

самоконтроль

и

самооценку учебной работы и ее отдельных звеньев;

при определении уровня своих притязаний ребенок может исходить из своих

возможностей в настоящее время (его психологи называют-актуальное «Я"), из

представлений о том, какие возможности он мог бы иметь Значит, смысл

учения

связан

с

уровнем

сформированности

учебной

деятельности,

ее

компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки)

и с личностными образованиями (уровнем притязаний и др.), он затрагивает

самые глубокие слои личности школьника.

Поскольку все эти аспекты в ходе учения находятся в процессе развития, то и сам

смысл учения по мере формирования учебной деятельности может развиваться или угасать,

изменяться качественно.

Исследования показывают, что в школу ребенок приходит с широкими социальными

мотивами. В первую очередь, выступают мотивы самосовершенствования: ребенок хочет

быть образованным, культурным, умным, развитым; и мотивы самоопределения: он думает,

кем он хочет стать после, или же, где продолжать свое обучение. Данные мотивы создают

личностную готовность к учению в школе. Такая готовность определяет положительное

отношение ребенка к школе.

Недостаточное удовлетворение познавательной потребности - одна из причин

снижения интереса к учению. Таким образом, все выше сказанное говорит о необходимости

поисков путей повышения мотивации к учению.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка

мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает

более качественные результаты, если учащиеся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы,

вызывающие

желание

действовать

активно,

преодолевать

неизбежные

затруднения,

настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если

у учеников сформировано положительное отношение к учению.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя -

обеспечение

появления

у

учащихся

положительных

эмоций

по

отношению

к

учебной

деятельности, к ее содержанию. Исследования также показывают, что ценным методом

стимулирования интереса к учению можно назвать игровой метод, который опирается на

создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство

повышения мотивации к учению.

Игры - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра

формирует

у

детей

адекватное

отношение

к

явлениям

окружающей

жизни,

является

средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти. В рамках

школьных

занятий

английским

языком

с

младшими

школьниками

наиболее

часто

используются сюжетно-ролевые игры, где каждый участник имеет свою роль, в соответствии

с

которой

действует. В

сочетании

с

другими

методами

и

приемами

игры

повышают

эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют

успешному

усвоению

изученного

материала,

формируют

навыки

коллективной

работы.

способствуют

выполнению

важных

методических

задач:

созданию

психологической

готовности

детей

к

речевому

общению;

обеспечению

естественной

необходимости

многократного

повторения

ими

языкового

материала;

тренировке

учащихся

в

выборе

нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том

случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот

или иной материал. Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения

успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти

без усилий.

Для развития познавательных мотивов у учащихся при изучении английского языка я

использую различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы

проведения уроков: урок - общение, урок-фантазия, урок-инсценирование, урок поэзии,

видеоурок,

урок-презентация,урок

-игра,

урок-тест,

урок-соревнование,

урок-

дискуссия, ч е т в е р т н ы е

о л и м п и а д ы ,

в н е у р о ч н а я

р а б о т а

п о

п р е д м е т у .

У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Стимулирующим фактором при изучении английского языка также является

использование межпредметных связей. В учебнике

Spotlight есть уроки, в рубрике Across

the curricular, которые направлены на изучение межпредметного взаимодействия с другими

предметами

.

уроки Culture

corner,

Going

green

на которых изучаем культуру стран

изучаемого языка, экологические проблемы. В каждом учебнике есть журнал

Spotlight on

Russia («Россия в фокусе»), в котором хорошо рассмотрены все представленные в учебнике

темы,

только

в

отношении

России,

в

этом

журнале

хорошо

изучается

региональный

компонент. Например, при изучении темы «Дворцы мира», в журнале о Екатеритинском

дворце, Тадж Махале, в учебнике, мы с учащимися рассказываем о Воронцовском дворце.

Овладение

английской

речью

с

опорой

на

межпредметные

связи

отвечает

различным

интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности,

что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения

языка

как

средства

общения,

в

силу

этого

межпредметные

связи

являются

одним

из

эффективных средств мотивации учебного процесса по английскому языку.

В настоящее время широко используется проектная методика в преподавании

иностранного

языка,

одной

из

главных

целей

которой

является

приобщение

детей

к

исследовательской деятельности. Метод проектов способствует реализации способностей

школьников,

позволяет

интегрировать

разные

учебные

предметы,

а

также

организовать

обучение в сотрудничестве.

Иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый

учащийся

имеет

шанс

почувствовать

себя

успешным

и,

как

следствие,

ощутить

эмоциональный

комфорт

и

удовольствие

от

самого

процесса

получения

знаний,

от

возможности

развития

и

демонстрации

своих

способностей

(интеллектуальных

и

творческих), своих умений и навыков. Самым главным, с моей точки зрения, является

индивидуальный подход.

Однако

«индивидуальный

подход»

-

это

то,

что

так

легко

декларировать

и

так

трудно

реализовать,

ведь

есть

государственные

стандарты,

есть

программа, есть «наполняемость» группы. Поэтому учителям английского языка необходимо

выбрать то, в чём каждый конкретный ученик наиболее успешен. Для этого я стараюсь

внимательно отслеживать успешность каждого, спрашивать именно в той области, в которой

этот учащийся наиболее силён. При планировании урока для учащихся любого возраста

очень полезно придумывать выполнение заданий, которые не только помогают закрепить

какие-либо

знания,

умения

и

навыки

или

получить

новые,

но

и

доставляет

радость

и

удовольствие. Часто урок начинается с ,,warming up” (так называемого «разогрева»), то есть

различного

рода

лексических,

фонетических

или

лексико-грамматических

«зарядок».

Сделать

этот

этап

более

привлекательным

и

задающим

тон

всему

уроку

можно,

если

превратить его в маленькую игру или соревнование. Например: какая группа (ряд, пара)

учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов; или кто (или какая

группа) построит большее количество предложений (на заданную тему или грамматическое

правило); или составить мини-рассказ всей группой (предложение за предложением, ученик

за

учеником),

при

этом

каждый

следующий

ученик

может

быть

выбран

ведущим

(дополнительным условием может быть что угодно: соблюдение какой-то видовременной

формы, употребление какой-то структуры и так далее). Также можно превратить рутинное

закрепление

грамматических

структур

в

увлекательное

занятие,

если

раздать

ученикам

наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к

этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или

собрал за определенное время большее количество предложений. После выполнения задания

необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, какое именно правило или какая

структура были в основе всех предложений.

Интерес и удовольствие у многих учеников вызывает такой вид работы, как проект. В

настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике

преподавания иностранного языка, так как он позволяет органично интегрировать знания

учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы,

стимулируя

при

этом

развитие

познавательных

способностей

личности

учащегося,

тем

самым создавая положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе

работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных

событий современной жизни и т.д.

Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При

этом

слабые

в

языковом

отношении

ученики

могут

продемонстрировать

свои

организаторские,

творческие

или

иные

способности,

поделиться

своими

увлечениями

с

другими детьми, найти единомышленников.

Наиболее

доступным

и

эффективным

приёмом

является

использование презентаций.

Использовать

презентацию

в

учебном

процессе

можно

на

различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной

учителем. Благодаря ей, можно создавать собственные презентации в довольно короткие

сроки,

оформлять

их

красочно

и

наглядно,

используя

большое

количество

шаблонов,

звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных

групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников,

следует

делать

их

яркими,

веселыми,

увлекательными,

включая

загадки

и

игры.

Для

школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы

диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате

единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации,

что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы.

Каковы

же преимущества использования

компьютерных

презентаций

на

уроках

английского языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению

предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать

презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы

испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности

учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность

использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем,

диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на

несколько видов памяти - зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-

презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать

навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.

С развитием общества и науки, на помощь учителю пришли информационно-

коммуникационные

технологии.

Внедрение

ИКТ

в

учебный

процесс

позволяет

активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп

урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках

английского

языка

позволяет

разнообразить

формы

работы,

деятельность

учащихся,

активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично

оформить

материал.

Использование

кроссвордов,

иллюстраций,

рисунков,

различных

занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

Опыт учителей иностранного языка показывает, что для более эффективной

мотивации к обучению иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать

учащихся в различные виды внеклассной работы.

Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть

истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный

настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации

к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, потому что работу по

формированию

устойчивого

интереса

к

иностранному

языку

нужно

вести

планомерно,

целенаправленно и регулярно.

Педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение определенных

условий позволяет избежать падения мотивации на различных этапах изучения английского

языка. Кроме того, привлечение учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где

они

также

выступают

с

литературно-музыкальными

композициями,

сценками

и

стихотворениями

на

английском

языке.

Хотелось

бы

отметить,

что

такая

постоянная

вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь

не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с

номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не

только в собственных глазах, но и в глазах сверстников.

Первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих

способностей, создание условий для самовыражения.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителям необходимо

четко

представлять

себе

способы

и

приемы

ее

формирования

в

условиях

данного

образовательного учреждения.

Формирование мотивов - это, в первую очередь, создание условий для проявления

внутренних

побуждений

к

учению,

осознания

их

самими

учащимися

и

дальнейшего

саморазвития

мотивационно-ценностной

сферы.

При

этом,

при

овладении

иноязычной

культурой

вовсе

небезразлично

какие

мотивы

побуждают

учащегося

к

осуществлению

деятельности.

В заключение, важно заметить, что процесс изучения английского языка не может

состоять только из одних игр, проектов или же использование ИКТ на уроках. При всей

привлекательности данные способы повышения мотивации зависят от многих факторов:

подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей и условий урока

и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке.

Каждое действие, выполняемое учеником на уроке под руководством учителя, должно

иметь свой мотив. Делая уроки английского языка увлекательными, учитель поддерживает

высокий мотивационный уровень. Большое значение в процессе формирования интереса к

предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний.



В раздел образования