Напоминание

Особенности обучения химии в рамках ФГОС ООО


Автор: Хабибуллина Алсу Хамидуллаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОО Среднетерешанская средняя школа
Населённый пункт: село Средняя Терешка,Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучения химии в рамках ФГОС ООО
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Тысячи путей ведут к заблуждению,

к истине –только один.

Жан Жак

Руссо

.

Введение

Педагоги тысячи лет ищут лучшие эффективные методы, средство

обучения школьников. К сожалению, и по сей день, не найдена идеальная

методика, гарантирующая полный успех. Учителя с ними и школьники

находятся в постоянном поиске в решении этой проблемы. Процесс

обучения должен быть эффективным, качственным и это знает и

понимает каждый творческий мыслящий, работающий учитель. Перед

учителем стоит множество задач, проблем, которые непосредственно

связаны методом обучения. Метод и путь исследования эффективных

способов и средств - является главной проблемой в системе

образования. Из множество проблем методики обучения, я выбрала

путь

создания

проблемной ситуации в

групповой

форме

обучения

школьников.

Как

показывает

практика,

и

опыт

работы

наиболее

эффективным является использование на уроке нескольких активных

методов обучения. Основными критериями соответствия задачам,

целям и принципам обучения. С учетом специфики изучаемого предмета

и материала выбираются критерии соответствия.

Не все критерии могут соответствовать изучаемой теме. Учитель исходя,

из

условий

и принципов обучения

должен

подбирать

соответствующие критерии. Современный

этап

развития

системы

образования с множеством реформ и инноваций требует от педагогов

новаторских подходов к решению задач обучения школьников. В связи

с этим на уроках химии и биологии использую методы проблемного

обучения.

Это методика в педагогике сравнительно не старая. Свое развитие

начала в

1970

годы.

Биологи

А. Я. Герд,

Б.Е. Райков, химики

Г.Э.Арментронч выдвигали идею эвристического , исследовательского

метода обучения, которая призвана мобилизовать и формировать

познавательные силы с приобщением к самостоятельности.

Актуальность применения методов проблемного обучения состоит в

том, что оно основывается на методы создания проблемной ситуации,

и саморегуляции деятельности учащихся.

Проблемные ситуации и пути их создания.

Согласно психологической теории мышления одним из условия для

получения знаний является проблемная ситуация. Проблемная ситуация

это начальный момент мышления

и является

источником творческого

мышления. Создание на уроке проблемной ситуации способствует педагогу

решить

сложные

задачи процесса

обучения.

Потому что учитель

задумается над тем, каким образом, создать у школьника внутренние

условия мышления для усвоения нового учебного материала.

Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную

потребность у учащихся.

Дать на уроке необходимую направленность

мысли и тем самым создать внутренние условия для нового материала,

обеспечив педагогу возможность управления с этим процессом. Главное

преимущество данного метода в том, что проблема не ставится извне или

искусственно, а возникает у самого школьника при обучении. Такой способ

создает

мотив с целью решения проблемы,

которая

возникает на

основании личной деятельности ученика. Такая проблема обладает

большой побуждающей силой, что и способствует решению сложной

задачи. Таким образом,

проблемная

ситуация - центральное

звено

проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль,

познавательная

деятельность,

активизируется

мышление.

Чтобы

успешно применять на

практике

проблемные

ситуации в обучении,

необходимо точно определить структуру, дидактические принципы урока.

Чтобы создать проблемные ситуации

на уроке, для этого сначала нужно

поставить ученика перед необходимостью выполнения такого задания

при котором изучаемые знания будут играть роль неизвестного. Ученик не

изучив, не заслушав

учебный материал ставит

перед собой задачу их

решения. Таким образом, ученик находит компоненты, отражающие

предметного – содержательную сторону мышления. При этом учитель

не должен забывать и мотивационную сторону. Мотив является

движущей силой помогающей включиться в мыслительную деятельность.

Вызвать у школьника потребность в открытии неизвестного, нового , задача

сложная, традиционные методы бессильны.

В настоящее время

еще нет

такой

методики,

которая

помогала

бы

учителю

решить

эту

проблему.

Поэтому на уроке школьники сталкиваются с трудностями в преодолении

препятствий знаний того или иного предмета. Возникновение противоречий

несоотвествия

между

имеющимися

знаниями

и

требованиями,

которые

ставит учитель снижает познавательную деятельность школьника. В такой

ситуации

творческий

работающие

учителя

используют

компоненты

возможности школьника приобщив их в процесс анализа изучаемого

материала. В процессе анализа неизвестного нового учебного материала у

школьника появляется возможность раскрытия своих знаний. Поэтому на

уроке создается

система проблемных ситуаций. Примерами по предметам

биологии и химии являются - выполнения конкурсных заданий с группами

учащихся. В данной ситуации движущей силой является групповой метод

разработки заданий. В процессе групповой работы у школьников есть

возможность анализировать, обмениваться мнениями, вступать в дискуссию

друг

с

другом

при

выполнении

заданий.

Вышеизложенные

методы

открывают перед учителями возможности управления процессом обучения.

В качестве примера характеризующие

проблемные ситуации можно взять

уроки биологии , химии и др.

Педагогическая значимость саморегуляции деятельности учащихся в

процессе группового метода обучения заключается в том, что происходит

формирование активной личности. Известные педагоги Ян Амос Коменский

и А. Дистервег подчеркивали важность создания условий на уроке для

самодеятельности в учении и развитии. К.Д. Ушинский подчеркивал мысль

о том, что наставник не учит, а помогает учиться, бороться с трудностями

постижения той или иной цели.

Естественно не все дети

одинаково

умственно развито.В групповой форме организации деятельности учащихся

- эта сложная задача

и реализуется успешно .

В современных условиях

научно

технической

оснащенности,

компьютеризации,

инновации

технологических

процессов формы и

методы создания условий

для

саморегуляции деятельности ученика на уроке играет важную роль. Всякая

эффективная деятельность требует от человека механизма саморегуляции и

самоуправления. Ученик, работая с компьютером, обладает

широкими

возможностями

выполнения

сложных

заданий.

В

данной

ситуации

помощником,

управляющим

деятельностью

школьника

-

является

технические средство. Составлением одной

умной программы по химии,

экологии и биологии ученик сможет решить несколько задач. Самопроверка

и самоанализ в процессе работы с компьютером способствует повышению

уверенности, оптимизации познавательных интересов.

В методике обучения, дидактике накоплен солидный запас научных

знаний,

которые

описывают

сущность

учебно

-

познавательной

деятельности ученика. Среди них более важным и эффективным средством

достижением поставленной целей на уроке являются воспроизводящие

или репродуктивная познавательная деятельность.

Исходя из опыта и анализа многолетней работы, я поставила перед

собой для решения вышеизложенных задач следующие цели:

-

определение

в

деятельности

ученика

два

ряда

информации,

репродуктивный и прогнозируемый;

-использования

основных

принципов

саморегуляции

(системность,

активность, осознанность);

- создания на уроке творческой ситуации;

- разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процессе решения

задач с целью развития. Творческого мышления школьников;

- поиск и решения основной проблемы урока;

- совершенствование и обогащение накопленного педагогического опыта

своей работы.

Таким

образом,

используя на уроках вышеизложенной

дидактически

обоснованной

системы

создания

проблемной

ситуации

при

групповом

обучении являются необходимым условием успешной работы.

Процесс реализации форм и методов создания проблемной ситуации на

уроках химии, биологии и экологии показывает их

эффективность. В

частности,

примером подтверждения

эффективностью

разработанного

метода саморегуляции учебной деятельности школьника является урок

решения

экологических задач на компьютерах. Учащиеся работают

с

программой решения задач на компьютерах.

Например , экологическая задача:

1. Определить концентрацию вредных химических веществ в процессе

сброса воды промышленными предприятиями в течение месяца. В целях

выполнения задания

учащиеся

составляют в группах

программы.

Выбираем более совершенные программы для выполнения на компьютере.

Примерная программа.

10

LNPUT A,B,C

20

N=B

30

JF A<=B THEN90

40

N=N+30

50

A=A/C^30

60

PRJNT “номер суток»N

70

PRJNT»концентрация»А.

80

GOTO 30

90

STOP

В программе

А – концентрация

вредных веществ (мг /л)

В-допустимая

концентрация.

С- коэффициент

N –номер суток.

После выполнения задания каждая группа учащиеся составляют таблицы

для проведения итогов работы.

Вещество

А мг/л

В мг/л

С

Свинец

10

0,03

1.12

Мышьяк

5

0,05

1,05

Фтор

8

0,05

1,01

На основании таблицы каждая группа выводит и определяет проблемные

задачи по экологии. На что необходимо обратить внимание с целью охраны

природы и окружающей среды. Вокруг

экологии множество

проблем и

задач, которые требуют выполнения человеческим обществом. В процессе

сопоставления концентрации веществ решают проблемы экологии.

Таким образом, разрабатываются и создаются идеи функциональной

системы саморегуляции в деятельности учащихся .

Функциональная ситема осознанной саморегуляции деятельности состоит

из звеньев: деятельность,

значимость, алгоритм,

оценка результатов

и

коррекция.

В

такой

ситуации ученик выбирает

те условия, которые

соответствует следующему вопросу или задач, подбирает способы

преобразования

исходной

ситуации, после

чего

решает

и

затем

оценивает

результаты, сравнивает их

для

применения на практике.

Саморегуляции и управление вниманием учащихся на уроке. Методика

создания проблемной ситуации на уроках химии часто сопровождается

постановкой эксперимента, практикума и лабораторные работы. В

особенности на практикумах по химии особое место занимает

внимание

ученика.

Работа

с оборудованием, приборами и

средствами

выполнения практической работы ( пробирки, колбы, мензурки со шкалой ,

измерительные приборы и. т. д.). Одним словом, ученик приобщается к

умениям

работы

с

инвентарем

и

инструментами.

Использование

инструментов предъявляет жесткие требования по соблюдению правил

техники безопасности. В такой ситуации от ученика требуется особая

внимательность. Учитель не в состоянии постоянно управлять вниманием

школьника. Гельвеций писал,

что внимание

является

микроскопом ,

который , увеличивая предметы, но не искажая их заставляет замечать в

них множества сходств и различий. Практикумы и лабораторные

работы предъявляют ученику требования произвольног и непроизвольного

внимания, которые присутствуют на каждом уроке химии и биологии.

Основным связующим этапом саморегуляции вниманием осуществляется

под

руководством учителя. Поэтому

учителю нужно учитывать

все

элементы

урока

и

компоненты

изучаемого

материала

в

процессе

построении структуры урока.

Проблемное обучение в целом

и вся методика

основывается

на

следующих принципах:

1.

Проблемная ситуация;

2.

саморегуляции;

3.

Cамодеятельность;

4.

сосредоточенность и внимательность.

Проблемы саморегуляции и управления вниманием учащихся

рассмотрены ведущими технологами как С.Л.Рубинштейн, П. Я. Гольперин,

Н.

Ф.

Добрынин.

Они

характеризуют

внимание

ученика

как

целенаправленность, сосредоточенность и автоматизированость умственных

действий. П. Я. Гольперин выдвигает

идею поэтапного

формирования

вниманием школьника, как средство умственного развития. В педагогике

встречается высказывания об измерении внимания, саморегуляции и другие

виды

деятельности

школьника.

Больше

всего

приводится

примеры

об

измерениях внимание школьников на примерах решения задач , словарных

диктантах

с

комментариями

и

выводы

делают

подсчетами

ошибок

в

вычислениях и числом грамматических ошибок в предложениях. Важно

знать:

во-

первых,

возможно

ли

измерить

внимание,

во

вторых,

невозможно сравнить по величине ибо величины вообще нет. Возникает

вопрос. Как и что измерить?

Состояние внимания

невозможно

измерить

числами, цифрами

статистически, но при этом возможно определить степень внимательности

учащихся на уроке. Бытует мнение, что «программированное обучение-

школа

воспитания

внимания».

Основы

программирования

широко

применяется

в

настоящее

время.

Школы

оснащаются

кампьютерами,

интерактивными досками,

ноутбуки,

калькуляторы и другие

средства.

Школьники больше времени увлекаются, работают

современной техникой

не только в школе, но

и в домашних условиях.

Стало

быть при такой

обстановке и стимуляции знания учащиеся должны быть на много лучше

и качественнее.

Но из практики и опыта работы видно обратное. Качество знаний

низкое, при окончании средней школы многие школьники не знают таблицу

умножения. Да и не нужно знать - есть калькулятор . Причиной каждого

является

отсутствие

опробированной

целенаправленной

методики

проблемного обучения , созданием проблемных ситуаций при изучении

учебного материала.

Прежде

всего, необходимо, определить уровень

внимания до начала создания проблемной ситуации.

Нужно подготовить дидактический материал, который будет применяться

соответственно уровню развития каждого звена или группы. Дидактические

задания способствующие создавать проблемную ситуацию подбираются по

следующим типам :

1.

ученики

не знают способы

решения задачи, не могут ответить на

проблемный вопрос;

2.

при неумение использовать ранее изученный материал для усвоения

новых;

3.

когда возникает противоречие между теорией и практикой .

Типовые задания распределяются между группами учащихся.

По численности учеников можно создавать три

группы А, В, С. Все три

группы

получают задания одинаковой сложности , но разные по типу.

Каждая группа старается выполнить свое задание, без ошибки.

По итогам проверки учитель сможет определить эффективность

метода создания – проблемных ситуаций. Таким образом, использование

на уроках системы создания проблемных ситуаций способствует развитию

умственных способностей. Опыт работы показывает возможность создания

проблемных ситуаций, это возможно на всех типах урока по классификации

педагогики

школы.

Поэтому,

я

на

своих

уроках

с

учетом

специфики

изучения новой темы, использую методику проблемного обучения.

Исходя из выше изложенного теоретического материала можно сделать

ниже следующие выводы:

1.

Проблемные

ситуации

на

уроке помогают

учащимся

решить

важные

задачи

педагогики

по

формированию

у

школьников

творческого мышления;

2.

В процессе решения проблемной задачи каждая группа учащихся

усваивает главные задачи урока;

3.

Учащиеся подключается на самостоятельный поиск неизвестного;

4.

Проблемная

ситуация

приучает

школьников

к

умственному

напряжению;

5.

Алгоритм

проблемных

ситуаций способствует интеллектуальному

развитию школьников;

6.

Проблемная

ситуация

тесно

взаимосвязана

саморегуляции

и

способствует управлению вниманием школьников;

7.

Умения и навыки саморегуляции помогают учащимся преодолеть

трудности , добиться успеха;

8.

Методы

проблемного

обучения

эффективно

влияют

на

развитие

индивидуального внимания при коллективной работе;

9.

Наряду

с

позитивностью

методов

проблемного

обучения,

необходимо, еще разработка способов различных видов проблемных

ситуаций , которые определяются спецификой предмета;

10.Практика

и

опыт

работы

показывает,

что

методика

проблемного

обучения, является более результативным в работе учителя.

Заключение.

Данная тема мною выбрана с учетом специфики и условий работы

сельской

средней

общеобразовательной

школы.

В

заключение

в

краткой

форме излагаю некоторые итоги работы и эффективность методики создания

проблемной ситуации на уроках. О теории проблемного обучения кратко

изложены

в

основной

части

работы.

Следует

отметить

отсутствие

в

п ед а го ги ке

н е гат и в н ы х

с то р о н

п р о бле мн о го

о бу ч е н и я .

О н а

высокоэффективная методика и не требует лишних комментарий. Трудно

определить

какая

методика более

эффективна

в педагогической

технологии. Вместе с тем каждый учитель пользуется той методикой,

которая более эффективна и доступна.

Творческий,

работающие учителя

всегда

находятся

в поиске

наилучших методов обучения.

Итак,

хочу обосновать свою позицию на

примерах управления вниманием, саморегуляции и примерах развивающего

обучения, что методика проблемного обучения более результативна, хотя и

не единственная. Оценить концепции эффективности в педагогической

технологии крайне трудно. Для

этого еще нет достаточно разработанных

проектов и литературы, как педагогам, так и психологам.

В частности, в настоящее время нет разработанных компьютерных

вычислительных

коммуникативных

программ

не

считая

визуальных,

мультимедия, слайды и.т.д.

Концепция

поиско

-

исследовательской

программы,

создания проблемной ситуаций, саморегуляция школьников

недостаточно изучена и не разработана.

Во-

первых,

нужны

программы

анализа

поисково

исследовательских

заданий

для

практикумов,

лабораторных

работ

по

химии , микробиологии и экологии. Потому что проверки заданий, устных

ответов, анализа ошибок

потребуется

много времени.

При наличии

специальных

программ

можно создать

мониторинг, что

съэкономит

урочное время.

Во – вторых,

важно разработать в методике проблемного

обучения

созданию системы проблемных ситуаций учебных предметах. Основываясь

на свой опыт работы, думаю, будет целесообразно учитывать возрастные

особенности

школьников

в примении

методов создания проблемной

ситуации.

Важной

педагогической

концепцией

проблемного

обучения

является, что оно строится на принципе проблемности и противоречия, как

механиз

активизирующие

учебный

процесс.

Основыми

функциями

проблемного

обучения

являются: развитие

творческой

способности

учащихся, формирование

всесторонне развитой

личности, воспитание

навыков

творческого

применения

знаний и умение решать учебные

проблемы. Итак , знания, умения и навыки приобретенные в процессе

проблемной ситуации более эффективно фиксируются в памяти учащихся.

Проблемные ситуации практикумов, лабораторных занятий целенаправленно

и эффективно формируются в сознании школьников любого возраста. В

целях достижения максимальной пользы от постановки проблемных задач

важно

учитывать

психологические

особенности

усвоения

проблемной

ситуации.

Во – первых, проблемные ситуации должны содержать посильное

познавательную сложность.

Если задача

или вопрос сложные

также не

конкретные, то успеха не будет.

Во- вторых,

проблемные ситуации имеет абстрактную ценность т. е..

творческая способность совмещается усвоением новых знаний , умений и

навыков.

В-

третьих,

проблемная

ситуация

вызывает

интерес

учащихся,

активизирует их

деятельность. Методика проблемного обучения в целом

формирует,

активизирует учебно – познавательную

деятельность , но и

воспитывает у школьников веру в себя, уверенность в своих силах.

Таким

образом,

методика

проблемного

обучения,

нацеленная

на

мобилизации творческих сил учащихся, требует творческой работы и от

учителя. Творческий работающему педагогу

посильное решение

любой

проблемы методики в целом педагогики. Творчество -

это

постоянный

поиск, анализ, исследование и эксперимент.

Предмет химия -

является

экспериментальным изучением учебного материала и сопровождается

демонстрационным опытом.

Задачи решаются с помощью калькулятора и компьютера. Поэтому в

качестве

домашней

работы

можно

задавать

для

решения

составлением

программ на языках Паскаль. Программируемые

домашние задания по

химии способствуют отвлечений детей от компьютерных виртуальных игр не

связанных с учебой. Поэтому большинство задач на уроке и дома учащиеся

выполняет составлением простых программ на доступном для них языке

информатизации. Практика многолетней работы с методикой проблемного

обучения

химии

и

накопленный

опыт

подтверждает

эффективность

проблемного обучения.

Список литературы.

1.

Н.Е.Кузнецова Химиия 8- 9 кл Учебник для общеобразоват. Учебных

заведений. М 2012 г

1.

О.С.Габриелян И.Г.Остроумов Настольная книга учителя. Химия 8 – 9

кл М. 2002.

2.

С.С.Левитин Можно ли управлять вниманием школьника. М Знание

1980г. А. К. Осинкий Саморегуляция деятельности школьника. Ш.

Знания 1986г.

3.

М.И. Махмутов

Организация проблемного обучения в школе

М.

Педагогика 1977 г.

4.

Р.П Суровцева Химия Раздаточные материалы к учебнику .Химия М .

2003.

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования.

Кафедра естествознания.

РАБОТА

по теме :

«Особенности обучения химии в рамках ФГОС ООО»

Выполнила: Хабибуллина А.Х.

учитель химии СОШ

Старокулаткинского района

Слушатель Х- 2

2019



В раздел образования