Автор: Князева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №33"
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Классификация методов обучения изодеятельности
Раздел: дошкольное образование
Классификация методов обучения.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное
содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить
способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию
понимают систему действий педагога, организующего практическую и
познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение
содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском
саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из
которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с
помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети
дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного
восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из
сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной
практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то
выделяют методы:
наглядные;
словесные;
практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами
новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает
следующие методы обучения:
информативно - рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.
Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком -
либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить
часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть
использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим
только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в
рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как
следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный
прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с
помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного,
ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху -
вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с
изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический
прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество
педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется
информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием
действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму
рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое
обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру
и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения
применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.