Напоминание

Классификация методов обучения изодеятельности


Автор: Князева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №33"
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Классификация методов обучения изодеятельности
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и

приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное

содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить

способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию

понимают систему действий педагога, организующего практическую и

познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение

содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском

саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из

которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с

помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети

дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного

восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из

сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной

практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то

выделяют методы:

наглядные;

словесные;

практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами

новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает

следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

беседу;

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.

Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком -

либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить

часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает

самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть

использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим

только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в

рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как

следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный

прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с

помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного,

ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху -

вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с

изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический

прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество

педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется

информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием

действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму

рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое

обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру

и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения

применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.



В раздел образования