Автор: Мешалкин Егор Павлович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "ЦДО" города Искитима Новосибирской области
Населённый пункт: город Искитим
Наименование материала: Учебно-тематические планы
Тема: Спортивный туризм
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
города Искитима новосибирской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МАОУ ДО «ЦДО»
города Искитима
_____________М. И. Курдюмова
« ____» ______ 2018 года
Учебно-тематический план
«Спортивный туризм»
на 2018-2019 учебный год
(2 и 3 годы обучения, поход выходного дня, учебно-полевые сборы)
педагог дополнительного
образования: Мешалкин Егор Павлович
Искитим 2018
2 год обучения.
№ Наименование тем
Кол-во часов
Предполагаемый педагогический результат
всего
теория
практика
1
Введение
4
1
3
Планировать деятельность школы туризма на следующий год. Участвовать в
подготовке творческого отчета и его защите.
2
Нормативные
документы по детско-
юношескому туризму
5
2
3
Знать основные нормативные документы по туризму и уметь их применять.
3
Общая физическая
подготовка
60
10
50
Организация и проведение подготовительного тренировочного процесса
Врачебный контроль самоконтроль. Выполнять нормативы по физической
подготовке. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
4
Специальная
физическая подготовка
80
20
60
Основные средства и методы специальной физической подготовки туристов.
Совершенствование навыков и физических качеств в походных (соревновательных)
условиях
5
Основы техники и
тактики туристических
соревнований
35
5
30
Знать основные задачи технико-тактической подготовки. Отработка технических
приёмов туристского многоборья до автоматизма и стабилизации. Участвовать в
соревнованиях по туризму и туристском многоборье - лыжный туризм и
пешеходный туризм. Поисково- спасательные работы. Знать методику
определения оценки класса дистанций. Приемы техники и тактики пешеходного
туризма.
6
Туристская
подготовка
5
1
4
Знать основы подготовки к походу;
Обеспечение безопасности.
Участвовать в спортивных степенных походах III степени или спортивном походе I
категории сложности. Составлять отчет о походе.
7
Топография и
ориентирование на
местности
10
4
6
Знать назначение спортивной карты, условные знаки, способы ориентирования,
определять точку своего стояния. Участвовать в соревнованиях по спортивному
ориентированию.
8
Краеведение
4
1
3
Знать методику исследовательской работы, уметь работать с источниками, уметь
вести походный дневник.
9
Туристские узлы
16
4
12
Изучение туристских узлов, знать их значение и использование. Практика
завязывания на скорость.
10
Медицинское
обеспечение похода,
доврачебная
медицинская помощь
10
2
8
Меры профилактики. Диспансеризация перед походом. Обязанности участника
ответственного за медицинское обеспечение. Причины, признаки и оказание
первой помощи в походе при разных заболеваниях и травмах. Транспортировка
пострадавшего.
11
Обзор литературы и
пособий по туризму
2
1
1
Уметь пользоваться литературой
Итого:
231
51
180
3 год обучения
№ Наименование тем
Кол-во часов
Предполагаемый педагогический результат
всего
теория
практика
1
Введение
6
2
4
Планировать деятельность школы туризма на следующий год. Участвовать в
подготовке творческого отчета и его защите.
2
Нормативные
документы по детско-
юношескому туризму
5
2
3
Знать основные нормативные документы по туризму и уметь их применять.
3
Общая физическая
подготовка
80
20
60
Организация и проведение подготовительного тренировочного процесса
Врачебный контроль самоконтроль. Выполнять нормативы по физической
подготовке. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
4
Специальная
физическая подготовка
100
20
80
Основные средства и методы специальной физической подготовки туристов.
Совершенствование навыков и физических качеств в походных (соревновательных)
условиях
5
Основы техники и
тактики туристических
соревнований
40
10
30
Знать основные задачи технико-тактической подготовки. Отработка технических
приёмов туристского многоборья до автоматизма и стабилизации. Участвовать в
соревнованиях по туризму и туристском многоборье - лыжный туризм и
пешеходный туризм. Поисково- спасательные работы. Знать методику
определения оценки класса дистанций. Приемы техники и тактики пешеходного
туризма.
6
Туристская
подготовка
6
2
4
Знать основы подготовки к походу;
Обеспечение безопасности.
Участвовать в спортивных степенных походах III степени или спортивном походе I
категории сложности. Составлять отчет о походе.
7
Топография и
ориентирование на
местности
10
4
6
Знать назначение спортивной карты, условные знаки, способы ориентирования,
определять точку своего стояния. Участвовать в соревнованиях по спортивному
ориентированию.
8
Краеведение
10
6
4
Знать методику исследовательской работы, уметь работать с источниками, уметь
вести походный дневник.
9
Туристские узлы
20
8
12
Изучение туристских узлов, знать их значение и использование. Практика
завязывания на скорость.
10
Медицинское
обеспечение похода,
доврачебная
медицинская помощь
16
6
10
Меры профилактики. Диспансеризация перед походом. Обязанности участника
ответственного за медицинское обеспечение. Причины, признаки и оказание
первой помощи в походе при разных заболеваниях и травмах. Транспортировка
пострадавшего.
11
Обзор литературы и
пособий по туризму
4
1
3
Уметь пользоваться литературой
Итого:
297
81
216
«Поход выходного дня»
и «Учебно-полевые сборы».
№ Наименование тем
Количество часов
Предполагаемый педагогический результат
всего
теория
практика
1
Основы туристской
техники и тактики.
40
10
30
Знать основные задачи технико- тактической подготовки. Совершенствование и
доведение до автоматизма основ туристского многоборья.
2
Ориентирование на
местности.
36
6
30
Знать назначения спортивной карты, способы ориентирования. Уметь
определять точку стояния.
3
Общая физическая и
специальная
подготовка.
40
10
30
Совершенствование навыков и физических качеств. Знать краткие сведения о
строении и функциях организма человека и влияния физ. упражнений. уметь
предупреждать спортивные травмы. Общая физическая подготовка.
4
Начальная военная
подготовка.
40
10
30
Сборка разборка автомата, учебная стрельба, огневая подготовка. Строевая
подготовка.
5
Самооборона.
40
10
30
Отработка основ рукопашного боя. Стойка при бое, захваты, удары, броски.
6
Спасательные работы.
35
10
25
Умение оказывать первую доврачебную помощь, знать и уметь как правильно
транспортировать пострадавших. Правила безопасности при проведении
спасательных работ.Знать и уметь использовать узлы используемые в поисково-
спасательных операциях.
Итого:
231
56
175
Итого по результатам обучения, обучающиеся должны уметь:
- пользоваться личным и групповым снаряжением;
- организовывать бивак (установить палатку, развести костёр, и т.д.);
- преодолевать естественные препятствия в природе;
- работать с самостраховкой;
- вязать узлы, используемые в туристском многоборье;
- читать карту, работать с компасом;
- ориентироваться на местности по местным признакам
;
- оказывать первую помощь при различных травмах.
Рекомендуемая литература:
1.
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М., 1996.
2.
Антропов А., Расторгуев М. Узлы. – М., 1994.
3.
Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. Методическое пособие. – М., 1971.
4.
Дарман П. Учебник выживания в экстремальных условиях. – М., 2001.
5.
Кабачков В.А., Сирис П.З. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. – М., 1988.
6.
Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. – М., 1990.
7.
Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. – М., 1968.
8.
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристкой группы. – М., 1981.
9.
Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М., 1988.
10.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М., 2002.
11.
Рыжавский В.Я. Биваки. – М.,1995.