Автор: Тимофеева Елена Рудольфовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Покачи, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах
Раздел: среднее образование
Некоторые аспекты преподавания математики
в общеобразовательных классах
Тимофеева Е.Р.,
учитель математики и информатики
МАОУ СОШ №4, г. Покачи, ХМАО-Югра
Основная задача, которая ставится перед современными учениками – научиться
мыслить и овладеть фундаментальными знаниями, необходимыми в повседневной жизни
и
трудовой
деятельности
каждому
члену
современного
общества,
достаточных
для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей перед
учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, мыслить. Нахожу выход из
создавшегося
положения,
обратившись
к
методическим
приемам
пошагового
формирования мыслительных операций в сочетании с активными и интерактивными
формами обучения, позволяющим научить каждого ученика самостоятельно приобретать
знания и успешно применять их на практике.
Такая
организация
процесса
обучения
даёт
возможность
учителю
видеть
достижения обучающихся, и, что очень важно, практически на каждом уроке в серьёзную
работу включать всех учащихся, создавать «ситуации успеха», повышать интерес к
предмету, а такой подход к обучению является составным элементом новой концепции
математического образования.
Необходимо отметить, что
при такой организации образовательного процесса
резко
меняется
роль
учителя:
он
перестаёт
быть
центральной
фигурой,
он
только
регулирует образовательный
процесс
и
занимается
его
общей
организацией,
то
есть
готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в
группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного
плана.
Охарактеризую
основные
ключевые
элементы,
определяющие
смысловую
направленность моего педагогического опыта.
Суть разработанных и используемых мною методических приемов заключается в
пошаговой организации процесса обучения:
1 шаг – ученик должен знать, КАК выполнить упражнение (ориентировка в новом
материале:
объяснение
учителя,
работа
с
учебником,
обсуждение
всех
возникающих
проблем);
2 шаг – учащиеся должны разобраться в том, ЧТО делать (выполнение упражнений
под контролем: запись алгоритма, воспроизведение опорного сигнала, индивидуальная
работа учителя с учащимися по необходимости, работа учеников-консультантов);
3 шаг – снятие контроля, то есть действия учащихся самостоятельно, в умственном
плане
в
зоне
своего
ближайшего
развития
(работа
проводится
в
зависимости
от
дидактической цели в группах разного состава; определяется объем самостоятельной
работы и четкий алгоритм её выполнения; задача этого этапа работы – каждый ученик в
ходе
выполнения
упражнений
выступает
и
в
роли
обучаемого
и
в
роли
учителя,
обосновывая каждый свой шаг теоретическими выкладками);
4 шаг – качественная оценка и коррекция (в результате проведенных проверочных
работ проводится коррекция наиболее типичных ошибок, индивидуальных ошибок, работа
в группах по выполнению коррекционных заданий, работа учителя с учеником, ученика –
консультанта с учеником).
Временные рамки каждого шага зависят от объёма
изучаемого материала и
способов его подачи (темой, тематическим блоком и т.п.); от количества часов, отведенных
на изучение данной темы рабочей программой курса; от уровня подготовки класса и его
возрастных особенностей. С учетом этих условий в 5-6 классах чаще используются
активные формы обучения (устный счет, математические разминки, игры, соревнования);
в 7-8 классах активные и интерактивные формы обучения выступают практически на
паритетных основаниях, в 9-11 классах значительно преобладают интерактивные формы
обучения, прежде всего – групповая работа.
Очень важно правильно сформировать группы. Их состав должен определяться
дидактическими, психологическими и управленческими целями учителя и зависит от
результата
контроля.
Чаще
всего
это
группы
по
4-5
человек
из
учащихся
разных
способностей.
Это
в
первую
очередь
позволяет
«подтянуть»
учеников,
имеющих
проблемы в изучении той или иной темы.
Каждая группа существует ровно столько
времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи. Группа получает задачу
на строго определенное время и по истечению этого времени отчитывается о результатах
работы. При этом не всегда важно, решена ли задача. Сам процесс важнее результата.
Представитель группы для отчета назначается в момент отчета, оценка выставляется по
итогам отчета (одинаковая для всех членов группы или с учетом мнения группы, выше или
ниже
за
определенные
заслуги:
активность,
оригинальность
предложенного
решения,
вариативность способов решений одного и того же задания и т.п.). Подход к оценке может
быть и другим: за правильные ответы группы получают баллы. Оценкой «награждается»
группа, набравшая наибольшее количество баллов.
Можно предложить задания для
работы в группах составлять самим учащимся из ошибок, допущенных ими. Установка:
найдите все ошибки, исправьте их, укажите свойства, правила, формулы и т.п., неверно
использованные в работе. Группа, не заметившая ошибок, получает «штрафные» баллы.
На обобщающих уроках по определенным темам
практикую формирование групп, в
состав которых входят наиболее подготовленные обучающиеся. Им отводится не только
роль консультантов, но и решение заданий высокого уровня сложности, выполнение работ
с
элементами
проблемной,
поисковой,
частично-поисковой,
исследовательской
деятельности. Так на уроках алгебры в 7 классе такой группе на обобщающих занятиях по
теме «Формулы сокращенного умножения» было предложено найти формулы, которые
можно применять для возведения двучлена в степень, большую 3-х, а на уроках геометрии
в 11 классе по теме «Движения» получить полное представление о гомотетии и т.п.
Задания для практических занятий по каждой теме делю на три блока:
1 блок – обязательный уровень (одношаговые задачи),
2 блок – продвинутый уровень (задания, требующие нескольких операций),
3
блок
–
высокий
уровень
(нестандартные
задания,
задания
поискового,
исследовательского характера, требующие дополнительной учебной подготовки, которую
обучаемые могут получить вне урока, используя дополнительную литературу, Интернет).
Оценивание провожу только по результатам выполнения работ проверочного и
контролирующего
характера
(тесты,
самостоятельные
работы
различных
видов
в
зависимости от преследуемых целей, тематические и рубежные контрольные работы и т.
п.). Работу учащихся на доске не оцениваю, так как в основном это совместная работа всех
участников процесса: ученика (двух учеников при работе в парах), учащихся
класса,
учителя (форма: учебный диалог). Работая на доске, ученик решает свои проблемы в
понимании
этой
темы,
отрабатывает
грамотную
математическую
запись,
понятийный
аппарат.
Такой подход к работе на доске создает благоприятные психологические условия:
ребята уверены, что их работа не будет «караться» плохой оценкой, а они сумеют
разобраться во всех проблематичных для себя вопросах темы с помощью одноклассников
и учителя; благодаря желанию получить доброжелательную и действенную помощь
значительно повышается активность обучаемых.
И только за исключительный ответ или оригинальное решение задания на доске
выставляется высокая оценка, создаётся публичная «ситуация успеха».
Использование этой методики позволяет создать условия для осознания каждым
учеником,
в
том
числе
и
более
подготовленным,
необходимости
владения
приёмами
решения
заданий обязательного уровня,
как условия успешного овладения приёмами
решения задач уровня продвинутого, таким образом реализуются цели обучения:
- практическая направленность обучения;
- готовность к продолжению образования;
- социализация обучающихся.
Реализуемые задачи:
- успешное получение и переработка знаний;
- отработка коммуникативных компетенций обучающихся;
-
получение
дополнительной
информации
из
источников
разного
уровня
учащимися самостоятельно.
К
методам
обучения
отношу
те,
которые
способствуют
вовлечению
всех
обучаемых в активный процесс получения и переработки знаний: работу в группах, парах,
«Мозговой штурм», общественный смотр знаний, математический брейн – ринг, урок-
соревнование,
урок-игру
«Найди
ошибку»,
ролевые
игры.
На
занятиях
использую
разноуровневые карточки-задания, Интернет ресурсы, ЦОРы, компьютер, мультимедийное
оборудование.
Возможность углубления в учебный материал во внеурочное время и привитие
интереса к предмету реализую с помощью разработанных и введенных в практику работы
факультативных,
элективных
курсов:
«Все
о
функциях»
-
8
класс,
«Уравнения
и
неравенства с параметрами», «Эффективные приемы решения уравнений и неравенств с
модулями» - 9 класс, «Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике» - 9, 11 классы;
организуя
участие
своих
учеников
в
соревнованиях,
математических
неделях,
чемпионатах, олимпиадах; проводя на школьном уровне такие внеклассные мероприятия,
как «Математический брейн - ринг» (7 классы), игра «Математик – бизнесмен» - 8, 9
классы,
«Математический
КВН»
-
7,
10
классы,
причем
участниками
были
семиклассники, а организовали и провели игру десятиклассники.
Продуктивность такой методики в создании условий для обучения учащихся в зоне
его развития и психологической комфортности перед любыми формами проверки знаний;
результативность – в создании «ситуации успеха»: замечено, что учащиеся, которые слабо
усваивали
математику,
попадая
в
новые
условия,
в
которых
необходимо
было
самостоятельно
действовать,
мыслить,
искать,
начинали
успешно
овладевать
математическими законами, правилами, теоремами.