Автор: Евсеенко Антон Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ с. Исаклы
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Методическое пособие по композиции
Тема: "Виды пейзажей"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ СЕЛА ИСАКЛЫ»
Рассмотрено Утверждаю
Педагогическим советом Директор МАУ ДО
МАУ ДО ДШИ с. Исаклы ДШИ с.
«____» ____________ 20___г. ____________ Семенова Н.Ю.
«___» ____________ 20___ г.
Методическое пособие по композиции
на тему: «Виды пейзажей»
Выполнил:
преподаватель художественного
отделения ДШИ с. Исаклы
Евсеенко А. А
с.Исаклы
2016 г.
Тема: «Виды пейзажей».
Цели: 1. Познакомить детей с жанром ИЗО - пейзаж, его
разновидностями, историей развития ,видами пейзажа, законами
композиции, с творчеством художников пейзажистов.
2.Совершенствовать изобразительные навыки, развивать
зрительную память, глазомер, творческое воображение.
3.Воспитывать любовь к родной природе, произведениям ИЗО в
жанре пейзаж.
Задачи:
Рассмотреть репродукции картин художников рассмотреть
сюжет, характер, композицию произведений. Воспринимать
красоту природы в различное время года.
Прививать навыки работы различными художественными
материалами, техниками.
1. История развития пейзажа.
Особое развитие пейзаж получил в искусстве Востока. Как
самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI веке. Пейзажи
китайских художников очень поэтичны. Они как бы вбирают в себя
представления о необъятности и безбрежности мира природы. Как
самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался
в XVII веке.
Широкое распространение получил пейзаж в русском изобразительном
искусстве. Многие пейзажи М. Воробьёва, А. Иванова, Ф. Щедрина, А.
Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана - шедевры не только
отечественного, но и мирового уровня.
2. Понятие «Пейзаж». Виды пейзажа.
Пейзаж – это отдельное художественное произведение (живописи и
графики) изображаемое природу. В переводе с французского «пейзаж»
означает природа. Фигуры людей, животных, птиц, сюжетные сценки,
являются средством дополнения и оживления пейзажа, придавая ему
большую жизненную правду.
Пейзаж представляет самостоятельный интерес , поскольку именно этот
жанр ИЗО даёт возможность совершенствовать мастерство рисующего в
области перспективы, композиционного построения и светотеневой
моделировки форм и предметов.
Пейзаж - это искусство группирования разнохарактерных объектов
окружающего мира в едином выразительном пространственном образе.
Учебная ситуация: Урок начинается с повторения пройденного материала.
Ученики формулируют определение понятия «жанр» и перечисляют изученные
ранее жанры изобразительного искусства (анималистический, батальный,
былинный, бытовой, исторический, карикатура, натюрморт, ню, пейзаж,
портрет, сюжетно-тематическая картина, религиозный). Педагогом дается
определение понятия пейзаж. Затем педагог показывает репродукции картин от
каждого вида пейзажа , они анализируются вместе с детьми, путем наводящих
вопросов и выясняется к какому вида пейзажа относится каждая картина .
После обучающиеся самостоятельно должны составить таблицу, в которой даны
определения, общие характеристики изученных видов пейзажа (сельский,
городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный, героический,
декоративный, пейзаж настроения, эпический, исторический. романтический,
космический, фантастический) и приведен пример работы художника.
Предметные результаты, их практическая значимость.
Анализирует особенности построения пейзажа в соответствии с определенным
видом.
В ходе занятия выявлены следующие предметные результаты:
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им,
чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений
человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию
и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их
сохранению и приумножению;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической
и личностно-значимой ценности.
Метапредметные результаты (УУД)
В ходе данного урока формируются следующие универсальные учебные
действия:
-Личностные УУД
Позитивное отношение к изучению природы родного края.Через произведения
искусства-картины пейзажей художников ученики знакомятся с культурой и
природой своего и других народов, стараются проникнуться искусством и
красотой природы. В связи с этим помимо прочих учебных задач, осознают
ценность поддержания благополучного состояния окружающей среды,
понимают внимание к экологической обстановке в мире и в своей стране.
Чувствуют свою сопричастность к культуре и красоте родного края, Родины.
-Регулятивные УУД
Обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу –составить таблицу по
видам пейзажа и самостоятельно планируют необходимые действия, операции,
руководствуясь знаниями полученными в ходе анализа разных пейзажей
художников, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят
необходимые коррективы в таблицу в ходе ее составления, стараются адекватно
оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их
причины и пути преодоления, при необходимости обращаясь за помощью к
педагогу.
-Познавательные УУД
Обучающиеся осознают познавательную задачу- понимать и различать виды
пейзажа. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находят её в материалах учебников, книгах по истории
искусств, просматривают иллюстративный материал, выполняют учебно-
познавательные действия в материализованной и умственной форме,
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации разных пейзажей, устанавливают причинно-
следственные связи, делают обобщения, выводы, так как в таблице должна
содержаться четкая и основная характеристика каждого вида
Внутри- и межпредметные связи
В ходе данного урока обучающиеся получают определенные знания по видам
пейзажа. Знакомятся с произведениями отечественных и зарубежных
художников, выявляют характеристики видов пейзажей, учатся
классифицировать художественные работы.
Средство, используемое на уроке
На уроке используется средство анализа произведений искусства, по итогам
которого выявляются различные виды пейзажа. Происходит их классификация
по графам в таблице, которая составляется самостоятельно обучающимися.
Реализация
Составляя таблицу, обучающиеся способом анализа, сравнения и сопоставления
учатся самостоятельно выявлять конкретные признаки, присущие
определенным видам пейзажа, устанавливать причинно-следственные связи,
обобщать информацию и находить в ней основные и конкретные сведения
касающиеся задания урока, а также развития кругозора и видения красоты
произведений искусства. Составление таблицы упорядочевывает и обобщает
знания учеников, помогает легче и быстрее освоить материал, а также на долго
закрепить его в своей памяти.
Продукт деятельности учащихся
Продуктом деятельности учащихся является таблица, составленная по
следующим графам:
Вид пейзажа
Характеристика вида
Пример работы
(Название картины и
фамилия художника)
Вид пейзажа
Характеристика вида
Пример работы
(Название картины и
фамилия художника)
сельский
В данном виде выражена поэзия
Родамин «Зимняя луна»
деревенского быта,
просматривается естественная
связь с окружающей природой
городской
Отличается рационально
организованной руками
человека пространственной
средой, включающей в себя
здания, улицы, проспекты,
площади, набережные
Тимков «Ленинградский
мотив»
парковый
Изображаются уголки природы,
созданные для отдыха и
удовлетворения эстетических
потребностей людей
Лаповок «Осень в
Архангельском»
морской (марина)
Рассказывает о своеобразной
красоте то спокойного, то
бурного моря, об изумрудных
гребнях волн, отороченных
белоснежным кружевом пены,
или об исступлении
разбушевавшейся морской
стихии
Айвазовский «Девятый
вал»
архитектурный
Близко соприкасается с
городским. Разница между ними
заключается лишь в том, что в
архитектурном пейзаже
Никиреев «Флоренция.
Понте Веккьо» (офорт)
художник главное внимание
обращает на изображение
памятников архитектуры в
синтезе с окружающей средой
индустриальный
В данном пейзаже художник
показывает роль и значение
человека-созидателя, строителя
заводов, фабрик, вокзалов,
паутины железнодорожных
линий
Богаевский
«Индустриальный
пейзаж»
героический
Природа представляется
величественной и недоступной
для человека. В ней
изображаются высокие
скалистые горы, могучие
деревья, спокойная гладь вод и
на этом фоне иногда нарисованы
мифические герои и боги
Богаевский «Горный
пейзаж»
декоративный
Пейзаж-картина,
предназначенный для
украшения здания, дополняет
архитектуру, делает ее
выразительнее. Цветовой строй
такой композиции условный,
отвечающий целям украшения.
Плынов «Декоративный
пейзаж»
пейзаж
настроения
Непосредственный отклик души
человека, зеркало его
внутреннего мира. Стремление
найти в различных состояниях
природы соответствие
человеческим переживаниям и
настроениям придало пейзажу
лирическую окраску, чувства
тоски, грусти, безнадежности
или тихой радости
Саврасов «Грачи
прилетели»
эпический
Величавые картины природы,
полные внутренней силы,
особой значимости и
бесстрастного спокойствия
Левитан «Над вечным
покоем»
исторический
Косвенное воплощение
исторических событий, о
которых напоминают
изображенные архитектурные и
скульптурные памятники,
связанные с этими событиями
Богаевский «Генуэзская
крепость»
романтический
Запечатлевается бунтарское
начало, несогласие с
существующим порядком
вещей, стремление подняться
Фридрих «Путник над
морем тумана»
над обыденным, изменить его:
грозовые тучи, клубящиеся
облака, мрачные закаты, буйство
ветра
космический
Изображение неземных
пространств и природы в других
условиях
Леонов «Космический
вечер»
фантастический
(футурологически
й)
Картины будущего мира
Как пример
компьютерная графика
разных художников
\
Сельский. Ромадин «Лесная деревня»
Городской. Тимков «Ленинградский мотив»
Парковый. Лаповок «Осень в Архангельском»
Морской. Айвазовский «Девятый вал»
Архитектурный. Никиреев «Флоренция.Понте Веккьо» (офорт).
Богаевский «Индустриальный пейзаж»
Богаевский «Горный пейзаж»
Плынов «Декоративный пейзаж»
Саврасов «Грачи прилетели»
Левитан «Над вечным покоем»
Исторический. Богаевский «Генуэзская крепость»
Романтический. Фридрих «Путник над морем тумана»
Космический. Леонов «Космический вечер»
Компьютерная графика
Критерии оценивания результатов деятельности
1 Достоверность информации;
2 Наличие трех столбцов в таблице и соответствие их по графам :вид пейзажа,
характеристика вида, примеры работ ( название картины и фамилия художника);
3 Наличие 14 видов пейзажа в таблице: сельский, городской, парковый,
морской, архитектурный, индустриальный, героический, декоративный, пейзаж
настроения, эпический, исторический. романтический, космический,
фантастический;
4 Указание примеров работ художников по данным видам;
5 Четкая и ясная формулировка характеристик видов;
6 Наличие сравнения некоторых видов и указания разницы между ними;
7 Аккуратность в исполнении задания.