Напоминание

ИКТ в процессе обучения: плюсы и минусы


Автор: Абдурагимова Дилара Абдурагимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Махачкала Республики Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ в процессе обучения: плюсы и минусы
Раздел: среднее образование





Назад




C

C

овременное информационное общество ставит перед

овременное информационное общество ставит перед

всеми типами учебных заведений и прежде всего перед

всеми типами учебных заведений и прежде всего перед

школой задачу

школой задачу

подготовки выпускников, способных:

подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся

гибко адаптироваться в меняющихся

жизненных ситуациях,

жизненных ситуациях,

самостоятельно критически мыслить;

самостоятельно критически мыслить;

грамотно работать с информацией;

грамотно работать с информацией;

быть коммуникабельными, контактными

быть коммуникабельными, контактными

в различных социальных группах;

в различных социальных группах;

самостоятельно работать над развитием

самостоятельно работать над развитием

собственной нравственности,

собственной нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

интеллекта, культурного уровня.

Под качеством знаний сегодня я понимаю такие

Под качеством знаний сегодня я понимаю такие

знания которые помогают выпускнику

знания которые помогают выпускнику

нашей школы успешно адаптироваться к

нашей школы успешно адаптироваться к

современным условиям жизни,

современным условиям жизни,

а так же социализироваться.

а так же социализироваться.

В этом смысле очень важна

В этом смысле очень важна

компетентностно-составляющая качества

компетентностно-составляющая качества

знания.

знания.

Качественные знания – это знания которые:

Качественные знания – это знания которые:

Помогают всю жизнь учиться;

Помогают всю жизнь учиться;

Помогают зарабатывать на жизнь;

Помогают зарабатывать на жизнь;

Помогают обустраивать быт;

Помогают обустраивать быт;

Помогают общаться.

Помогают общаться.

И через 10 лет эти требования к качеству

И через 10 лет эти требования к качеству

знаний

знаний

будут актуальны

будут актуальны

.

.

Какие условия для этого

Какие условия для этого

необходимы?

необходимы?

1.

1.

Прежде всего возможность

Прежде всего возможность

вовлечения каждого учащегося в

вовлечения каждого учащегося в

активный познавательный

активный познавательный

процесс

процесс

.

.

2.

2.

Применения

Применения

им на практике этих

им на практике этих

знаний

знаний

и четкого осознания где,

и четкого осознания где,

каким и образом и для каких целей

каким и образом и для каких целей

эти знания могут быть применены.

эти знания могут быть применены.

3.

3.

Возможность

Возможность

работать совместно, в

работать совместно, в

сотрудничестве

сотрудничестве

при решении

при решении

разнообразных проблем.

разнообразных проблем.

4.

4.

Возможность

Возможность

свободного доступа

свободного доступа

к

к

необходимой информации.

необходимой информации.

ИКТ в процессе обучения:

ИКТ в процессе обучения:

плюсы и минусы

плюсы и минусы

МБОУ

МБОУ

«Многопрофильный

«Многопрофильный

лицей №30»

лицей №30»

Многие вещи нам недоступны

Многие вещи нам недоступны

не потому, что наши понятия

не потому, что наши понятия

слабы, а потому, что сие

слабы, а потому, что сие

вещи не входят в круг наших

вещи не входят в круг наших

понятий.

понятий.

Козьма Прутков

Козьма Прутков

ИКТ- информационно

ИКТ- информационно

коммуникационные

коммуникационные

технологии

технологии

Мультимедиа – это

Мультимедиа – это

представление объектов и

представление объектов и

процессов не традиционным

процессов не традиционным

текстовым описанием, а с

текстовым описанием, а с

помощью фото, видео,

помощью фото, видео,

графики, анимации, звука, то

графики, анимации, звука, то

есть во всех известных

есть во всех известных

сегодня формах

сегодня формах

Занятие с применением пособия в качестве обучающего средства

Занятие с применением пособия в качестве обучающего средства

Учитель должен:

1.

Подобрать фрагменты электронных материалов в зависимости от целей и задач урока;

2.

Начать урок, обрисовав учащимся цели и задачи;

3.

Запустить урок на выполнение;

4.

Каждый учащийся работает в своем собственном темпе, учитель только отвечает на вопросы и делает

замечания по ходу работы.

5.

В конце урока провести экспресс-тестирование; оценить результаты тестирования.

6.

Провести обязательную рефлексию.

Использование электронных изданий в качестве иллюстративного материала

Использование электронных изданий в качестве иллюстративного материала

Учитель должен:

1.

Ознакомиться с одним или несколькими уроками электронного издания, тема которых соответствует

теме планируемого урока;

2.

Выбрать необходимые слайды, анимационные ролики, интерактивные модели;

3.

Скомпоновать тестовые задания;

4.

Во время урока использовать выбранные материалы на демонстрационном оборудовании.

Использование электронных изданий для мониторинга учебного процесса

Использование электронных изданий для мониторинга учебного процесса

Учитель должен:

1.

Определить, соответствует ли предлагаемое в электронном пособии тестирование учебному плану

школы;

2.

В зависимости от этого либо использовать тестирование в имеющемся варианте, либо подобрать

тесты, соответствующие учебной программе;

3.

Если есть доступ в компьютерный класс в урочное время, проводить тестирование во время уроков. В

противном случае – проводить во внеурочное время, составив график тестирования.

Оснащенность

кабинета

информатики

Оснащенность

кабинета

информатики

Цели и задачи

урока

Цели и задачи

урока

Методические

приемы

учителя

Методические

приемы

учителя

Использование электронного

пособия учениками школы для

самоподготовки по

составленному учителем плану

дома или на самостоятельных

занятиях в компьютерном

классе

Использование электронного

пособия учениками школы для

самоподготовки по

составленному учителем плану

дома или на самостоятельных

занятиях в компьютерном

классе

Использование

электронного

пособия в

качестве

репетитора

Использование

электронного

пособия в

качестве

репетитора

Использование

электронного

пособия в

качестве

демонстрацион-

ного материала

Использование

электронного

пособия в

качестве

демонстрацион-

ного материала

Использование

электронного

пособия как

методического

материала для

учителя

Использование

электронного

пособия как

методического

материала для

учителя

Использование

электронного

пособия для

самоподготовки

учащихся на

уроке

Использование

электронного

пособия для

самоподготовки

учащихся на

уроке

Использование

электронного

пособия для

мониторинга

учебного

процесса

Использование

электронного

пособия для

мониторинга

учебного

процесса

Использование

электронного

пособия для

отработки ЗУН

учащихся во время

учебного занятия

Использование

электронного

пособия для

отработки ЗУН

учащихся во время

учебного занятия

Формы использования

Формы использования

электронных

электронных

материалов

материалов

Оснащенный специализирова

нный класс

Групповая форма

предусматривает, что урок

демонстрируется на экране перед

группой учащихся. Показом управляет

учитель. В ходе работы

предусмотрены групповое

обсуждение и вопросы.

Индивидуальная форма

предусматривает демонстрацию урока

на каждом рабочем месте,

прослушивание осуществляется через

наушники.

Неспециализированный класс

(отсутствует проекционное

оборудование)

Индивидуальная форма

При этом преподаватель определяет

порядок изучения материала

указанных им разделов

Прохождение практикумов

(практические и лабораторные

работы)

Проведение тестирования

Лекционная аудитория

(наличие демонстрационного экрана)

Проведение лекции

, чередуя

традиционные (доска + мел) и новые

(компьютер + проектор) формы

подачи информации

Некомплектный класс

(не хватает компьютеров на всех

учащихся )

Занятия проводятся в

малочисленных группах

, учитель

задает ход просмотра материала. На

тестовые вопросы каждый учащийся

отвечает самостоятельно, в тетради.

Представление нового

материала с помощью

проектора

Экран

(телевизор)

Иллюстративный

материал,

спроецированный

на общий экран

Проектор

Рабочие

места

учеников

К

л

а

с

с

о

б

о

р

у

д

о

в

а

н

к

о

м

п

ь

ю

т

е

р

н

о

й

с

е

т

ь

ю

Демонстрация урока

на каждом рабочем

месте

В

ка

б

и

н

е

т

е

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

о

д

и

н

к

о

м

п

ь

ю

т

е

р

С помощью одного компьютера и

С помощью одного компьютера и

видеопроектора учитель может

видеопроектора учитель может

ярко и наглядно

ярко и наглядно

проиллюстрировать изучаемый

проиллюстрировать изучаемый

материал на большом экране.

материал на большом экране.

К

л

а

сс

о

б

о

р

у

д

о

в

ан

к

о

м

п

ь

ю

т

е

р

н

о

й

се

т

ь

ю

Представление нового

материала

Работа учащихся (индивиду-

альная или под управлением

учителя) по отработке мате-

риала и поэтапный контроль

Тренировка и закреп-

ление изученного. Про-

межуточный контроль

Два основных преимущества:

Два основных преимущества:

Качественное

Качественное

Количественное

Количественное

Использование ИКТ

Использование ИКТ

предполагает:

предполагает:

Совершенствование системы

Совершенствование системы

управления обучением на

управления обучением на

различных этапах урока;

различных этапах урока;

Усиление мотивации учения;

Усиление мотивации учения;

Улучшение качества обучения и

Улучшение качества обучения и

воспитания;

воспитания;

Повышение уровня подготовки

Повышение уровня подготовки

учащихся;

учащихся;

Демонстрацию возможностей

Демонстрацию возможностей

компьютера , не только как

компьютера , не только как

средства игры.

средства игры.

Задачи:

Задачи:

Усвоить базовые знания по предмету;

Усвоить базовые знания по предмету;

Систематизировать усвоенные знания;

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию к учению в

Сформировать мотивацию к учению в

целом ;

целом ;

Оказать учебно-методическую помощь

Оказать учебно-методическую помощь

учащимся в самостоятельной работе

учащимся в самостоятельной работе

над учебным материалом

над учебным материалом

Мультимедийная презентация

Мультимедийная презентация

соответствует триединой

соответствует триединой

дидактической цели урока

дидактической цели урока

Образовательной

Образовательной

Развивающей

Развивающей

Воспитательной

Воспитательной

Последовательное и

Последовательное и

параллельное

параллельное

соединение

соединение

проводников

проводников

(Решение задач)

(Решение задач)

Соберите цепь для изучения последовательного

Соберите цепь для изучения последовательного

соединения резисторов; измерьте

соединения резисторов; измерьте

I

I

и

и

U

U

;

;

вычислите

вычислите

R

R

; проверьте выполнения законов соединения;

; проверьте выполнения законов соединения;

сделайте вывод.

сделайте вывод.

Напряжение батарейки 5В,

Напряжение батарейки 5В,

R1

R1

=100

=100

Ом,

Ом,

R2

R2

=51

=51

Ом.

Ом.

R2

R1

ИКТ в процессе обучения:

плюсы и минусы

Соберите цепь для изучения параллельного

Соберите цепь для изучения параллельного

соединения резисторов; измерьте

соединения резисторов; измерьте

I

I

и

и

U

U

;

;

вычислите

вычислите

R

R

;

;

проверьте выполнения законов соединения; сделайте

проверьте выполнения законов соединения; сделайте

вывод.

вывод.

Напряжение батарейки 5В,

Напряжение батарейки 5В,

R1

R1

=100

=100

Ом,

Ом,

R2

R2

=51

=51

Ом.

Ом.

R

1

R

2

ИКТ в процессе обучения:

плюсы и минусы

Вольтметр

Вольтметр

V1

V1

показывает

показывает

12 В

12 В

. Каковы

. Каковы

показания амперметра и вольтметра

показания амперметра и вольтметра

V2

V2

.

.

R

1

R

2

V

2

V

1

6 0м 2 0м

6 0м 2 0м

А

ИКТ в процессе обучения:

ИКТ в процессе обучения:

плюсы и минусы

плюсы и минусы

Теорема:

Если прямая перпендикулярна к двум

пересекающимся прямым ,лежащим в плоскости,

то она перпендикулярна к этой плоскости

А

О

Р

Q

L

q

p

m

е

а

В

Дан куб. Найдите следующие двугранные углы:

a) АВВ

1

С; б) АDD

1

B; в) А

1

ВВ

1

К, где K – середина

ребра А

1

D

1

.

В

С

1

1

1

с

1

Д

К

1

К

А

Д

ИКТ могут быть использованы:

ИКТ могут быть использованы:

Для анонсирования темы

Для анонсирования темы

Как сопровождение

Как сопровождение

объяснения учителя

объяснения учителя

Как информационно-

Как информационно-

обучающее пособие

обучающее пособие

Для контроля знаний

Для контроля знаний

Преимущества использования

Преимущества использования

мультимедийных презентаций:

мультимедийных презентаций:

Качество изображения

Качество изображения

Повышение уровня использования

Повышение уровня использования

наглядности на уроке

наглядности на уроке

Повышение производительности

Повышение производительности

урока

урока

Установление межпредметных

Установление межпредметных

связей с другими предметами

связей с другими предметами

Возможность организации

Возможность организации

проектной деятельности учащихся

проектной деятельности учащихся

Повышается уровень качества

Повышается уровень качества

знаний.,

знаний.,

Без стремления к научной

работе

учитель неизбежно

попадает во власть трех

демонов: механичности,

рутинности, банальности.

Он деревенеет,

каменеет, опускается.

Дистервег

Параметры

Традиционное

обучение

ЛОО

Цели обучения

Формирование знаний, умений

и навыков

Развитие личности

Мотивация

познавательной

деятельности

учеников на уроке

То, чему учат, можно выучить

уровень озабоченности,

оттенки чувств,

успех,

заинтересованность

знание результатов

Внутренняя мотивация не

обязательно "свята", а внешняя

мотивация - "грешна". Обе

эффективны, обе приемлемы

Методы обучения

Иллюстративно-

объяснительные

информационные

Проблемные:

проблемного изложения

частично-поисковый,

эвристический

исследовательский

Девиз и ведущий

принцип учителя

Девиз: «Делай как я»

Принцип: «Продавливания»

Девиз: «Не навреди»

Принцип: «Выращивания»

Сравнительные особенности традиционной и инновационной

Сравнительные особенности традиционной и инновационной

педагогики

педагогики

Параметры

Традиционное

обучение

ЛОО

Позиция учителя и стиль

поведения

Носитель информации, хранитель

норм и традиций, пропагандист

предметно – дисциплинарных

знаний

Организатор сотрудничества,

консультант, управляющий

поисковой работой учащихся,

консультант

Позиция ученика и стиль

поведения

Пассивность, отсутствие интереса

отсутствие мотива к личностному

росту

Активность, наличие мотива к

самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности

Общение

Авторитарность,

монологичность, закрытость

Демократичность,

диалогичность, открытость,

рефлексивность

Результаты обучения

Перегрузки, фрагментарные знания,

отсутствие целостной картины мира

Умения самостоятельно учиться,

познание мира как единого

целого

Оценка

Результаты ЕГЭ, экзаменов

Готовность к продолжению

образования, адаптация в жизни

Рефлексия

отсутствует

Сравнительные особенности традиционной и инновационной

Сравнительные особенности традиционной и инновационной

педагогики

педагогики



В раздел образования