Автор: Мифтахутдинова София Абдулкасимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида №378"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: квест-игра " Разбуди свой голосок"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 378"
городского округа Самара
Конспект
Квест -игра « Разбуди свой голосок»
Составила:
музыкальный руководитель
Мифтахутдинова
София Абдулкасимовна
Январь, 2019.
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем
любой другой музыкальный жанр.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способ-
ностей:
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
ладовое
чувство,
музы-
кально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают
различные сведения о музыке.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его
личностных
качеств.
В
процессе
пения
активизируются
умственные
способности
детей.
Восприятие
музыки
требует
внимания,
наблюда-
тельности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпа-
немента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре пес-
ни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей, влияющее
на общее состояние организма ребенка, вызывающие реакции, связанные с
изменением кровообращения, дыхания.
Формирование
певческих
навыков
–
один
из
наиболее
сложных
и
важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста певческих навыков в
условиях ДОУ.
Задачи:
расширять музыкальный кругозор и представления об окружающем
мире;
развивать эмоциональную отзывчивость у детей;
развивать исполнительское мастерство;
формировать певческие навыки;
развивать коммуникативные способности;
развивать детское песенное творчество;
воспитать у детей любовь и интерес к вокальному исполнительству;
формировать сплоченность, сотрудничество, взаимопонимание.
формировать правильную осанку.
создать систему профилактики и коррекции здоровья детей через
основы вокально-хоровых навыков, включающие в себя:
артикуляцию,
слуховые
навыки,
певческое
дыхание,
навыки
эмоционально- выразительного исполнения, звукообразование, навыки
выразительной дикции.
Оборудование:
Дидактический материал: мягкие модули, модули для конструирования,
карточки с заданиями , карточки –ноты и «лесенка звукоряд», цветы и
лепесточки, шарик, перчатки, « сухой бассейн», спортивные палки для
обозначения лабиринта, спортивные мягкие модули для прохождения в
лабиринт, 2 кегли с обозначением скрипичного и басового ключа, смайлики и
фломастеры для обозначения получившего настроения в процессе игры.
Мультимедийная презентация, фортепиано и музыка для пения и игр.
Структура : Дети входят в музыкальный зал.
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Муз. рук.: Так как мы с вами пришли на занятие музыкой, мы здороваемся
музыкально…
Повторяем на распев « Здравствуйте»
Игры: игры с именами, приветственные игры.
Приветственные игры используются для создания благоприятной
обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция
психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция
моторной сферы.
Муз. рук.: Вы наверно удивлены, что же здесь происходит?
Что это все значит и кто это все соорудил? Представляете, я тоже пришла на
работу, а тут такое. Наверно, пока мы спали, Домовенок Кузя решил с нами
поиграть . Как вы думаете, что это?
Дети отвечают.
Муз. рук.: Каждое строение имеет план, карту, задачи. Домовенок Кузя,
должен спрятать где - то задание, давайте поищем.
Дети ищут и находят в кегле « скрипичного ключа», картинку.
Все читают: Музыкальный лабиринт – «Разбуди свой голосок».
Муз.рук.: Ребята, а вы знаете, что такое лабиринт?
Ответы и рассуждения детей…
Муз.рук.: Лабиринт-это задача, которая решается наугад и быстро.
Представляет собой запутанное дело, из которого сложно найти выход.
Правильный путь один - разгадать и выполнить задание. Готовы в
путешествие по лабиринту?
Ответ детей …
Муз. рук. : Но прежде чем , попасть в лабиринт, хочу рассказать вам исто-
рию про наш голос. Дело в том, что все взрослые и дети каждый день ло-
жатся ночью спать и наш голос тоже отдыхает и молчит.
Утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и идем в
детский сад выполняем движения – двигательная активность).
Приходим на музыкальное занятие, а наш голос еще не проснулся, мы
говорим, но не можем красиво и протяжно петь и наша задача разбудить его ,
А как?
Дети отвечают…
Муз.рук.: Это мы узнаем , пройдя весь путь и разрешив все задачи и
упражнения. Посмотрите на входе в лабиринт – стоит скрипичный ключ.
Этот ключ не простой! Он открывает нотную строку и дверь в огромный
мир музыки!». Итак, нам нужно отправляться в путь.
Звучит музыка, дети проходят через тонель (мягкий модуль).
Муз. рук.: Мы с вами добрались до цветочной поляны.
Первая остановка « Дыхательная».
Чтобы
петь красиво и протяжно,
нам нужно выполнить упражнения,
научиться дышать животом.
Педагог показывает и дети повторяют упражнение по показу.
1.Упражнение на диафрагму.
« Учись дышать животом».
Звучит классическая музыка.
Муз. рук.: Посмотрите на поляне сколько цветов, давайте понюхаем их, они
пахнут прелестно. Дети поднимают цветы и выполняют упражнение:
« Понюхай цветочек»
А под цветами лежат шарик и лепестки роз.
Звучит фон - легкий ветерок.
Муз. рук.: Ребята, слышите ветер подул и сорвал лепестки роз, давайте и мы
с вами подуем на лепестки, ребята выполняют упражнение:
« Подуй на лепесток»
«Я листочек, я листочек
Я веселенький листочек.
Я на веточке сидел
Ветер дунул- полетел»
Муз. рук.: а вот и шарик, который подскажет нам, что выдыхать
может быто отрывисто и протяжно.
Педагог надувает шарик и демонстрирует выдох на
« стаккато» и « легато». Дети выполняют упражнение по
показу.
Упражнение « Шарик» - учимся задерживать дыхание и выдох
постепенный, отрывистый и связнный
Легато- «связнный» -все ноты связаны между собой плавно и
протяжно
Стоккато - « отрывисто и дробно»
4-4 коротко. Руки на поясе.
На 1-2-3-4, на звук с-с-с-с- коротко
Длинно – СССССССС -длинно на 1-2-3-4.
Педагог считает до 4.
Повторить 8-8
Педагог считает до 8
Дети с-с-с-с-с-с-с-с – коротко
Дети СССССССС
А теперь упражнение « ХА!»
Вдох М - и резкий выдох на -Ха! (Вдох и резкий выдох)
И так 4- 6 раз.
Звучит музыка .
Муз. рук.: Молодцы, Нам хорошо было на цветочной полянке, но
нужно идти дальше.
Звучит музыкальное сопровождение.
Пройдя под воротами - дугой мы с вами попадаем на 2 остановку
«Артикуляционная гимнастика»
Дети разглядывают домик из модулей -пазлов.
Муз. рук.: Ребята перед нами «Веселый домик». Почему веселый?
Дети предлагают свои ответы…
Муз. рук.: Он красивый, разноцветный, в большом домике находится
маленький, а в нем посмотрите, лежат – веселые картинки.
Давайте разберем его и добудем задания.
Дети разбирают большой дом и из маленького домика, вынимают по
одной картинке , выполняются упражнения на артикуляционную
гимнастику.
2.Упражнения на освобождение речевого аппарата от зажимов
нижней челюсти и укладывание языка.
« Веселый язычок»
Высовываем язык, тянем вниз, укладывая на « бородку» -4 раза.
«Расстелил половичок
На крылечке Язычок»
Круговые движения языка вправо 4 раза и влево -4 раза.
работаем нижней челюстью максимально.
Цокаем язычком 2по2 ( на «о» -2р и на « а» 2р. – итого 4 раза.
« Лошадка»
« Скачем, скачем на лошадке,
Очень цокать нам приятно,
Ритм копыта отбивает
Язычок нам помогает»
Зеваем.
Растягиваем мимические мышцы на слоги:
в « улыбке» -Ми
в « трубочку» -Му - 4 раза
Надуваем щечки и лопаем - 4 раза.
Упражнение «Хомячок»
« Хомячок надует щечки
у него зерно в мешочках»
Муз.рук.: Молодцы мы и с этим задание справились, продолжаем путь
и попадаем на 3 остановку «Домисолька». Но для начала, нам надо
посмотреть на задание. Смотрим на картинку.
Нотный стан с нотами, мальчик и воробей. Нужно на лесенке рас
-ставить нотки и пропеть звукоряд. А где же нотки?
Разбираем постройку из мягких модулей и между ними находим
картинки – ноты.
3.Упражнения для соединения регистров, чтобы могли переходить
с нижних регистров на верхние и обратно и на развитие динамики.
упражнение на динамику звука. От тихого к громкому и
наоборот.
На звук « АААА» снизу тихо громче… вверх и выбросить на вверх
звук громко.
С громкого на тихий.
Сверху громко и вниз тише и тише и очень тихо.
Упражнение. Закрытый звук
На звук « ММММ» спрашиваем, отвечаем, говорим и т.д.
Блок распевок, где формируется единая певческая позиция, звуки,
артикуляция, техника освобождения голоса от зажимов.
Соединения движения и пения.
Попевка « Андрей-воробей»
-на одном звуке и в прыжке,
задержав дыхание, на сколько можно выдержать
Эта техника применяется со старшей группы.
Когда мы начинаем применять движение во время пения.
Что дает эта техника?
Прежде всего, она снимает зажим корпуса с плечевого сустава,
шейного отдела, когда плечи свободны, многие дети перестают тянуть
шею и голову вверх, зажим снимается. И также разжимается нижняя
челюсть.
Противопоказания. Нельзя выполнять эти упражнения:
у кого сердечно - сосудистое, повышенное – внутричерепное давление.
Звучит фоновая классическая музыка.
Муз. рук.: Мы и здесь справились с заданием на отлично, наверно вы
устали и нам пора на следующей остановке отдохнуть. Идем дальше и
попадаем на 4 остановку « Массажная»
(«Сухой бассейн» в нем находим перчатки)
Проводится беседа с детьми « Что бы это значило?»
Это перчатки, которые надевают на руки, чтобы не замерзли пальчики. А
значит, массаж у нас будет пальчиковым и музыкальным.
Детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить
свое тело с пением.
Массаж. Освобождаем тело.
На звуке « ММММ» поем сверху - вниз - «соль-ми, фа-ре- до»,
массируя пальчиками лоб, щеки, руки, грудь, живот , опускаемся
до колен, ног и поднимаемся и т.д.
Повороты корпуса вправо и влево и распеваемся на слог « на-на-
на» от ДО1 до ДО2 по хроматизму.
Муз.рук.: Мы выполнили все упражнения и вышли на
5 остановку
лабиринта « Песенная».
Нам осталось найти последнее задание.
Дети находят в кегле « Басовый ключ».
Муз. рук.: Этот ключ не простой, он открывает нам дверь в «Мир низ-
ких звуков».
Дети рассматривают картинку – «Елка» (что бы это значило?)
Муз. рук.: А это значит , что мы разбудили свой голосок, разогрели
мышцы лица, щек, язычка и наш голос проснулся, стал певучим
и можем спеть песню про елочку и только тогда, мы сможем выйти из
лабиринта
Вспоминаем слова песни и исполняем.
« Маленькой елочке»
1.Маленькой елочке холодно зимой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
2.Сколько на елочке шариков цветных
Розовых пряников, шишек золотых.
Дети выходят из лабиринта и подходят к столикам « Музыкальной
мастерской»
Муз. рук.: Ну что ж ребята, мы сегодня узнали, как можно разбудить
свой голос, чтобы мы могли петь красиво и путешествовали по
лабиринту, вам понравилось?
Дети на смайликах отмечают свое настроение карандашами или
фломастерами.
«До свидания» поем протяжно.
Дети уходят из зала.
Список использованной литературы:
1.
Арсеневская О.Н.
Система музыкально-оздоровительной работы в
детском
саду:
занятия,
и г р ы ,
у п р а ж н е н и я / а в т. -
с о с т . О . Н .
А р с е н е в с к а я . -
В о л г о г р а д :
Учитель,2011.-204с.
ISBN
978-5-
7057-2473-4
2.
Битус А.Ф., и Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «Тетра
Системс», 2007 год.
3.
Картушина М.Ю. « Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва
ООО.- Издательство «Скрипторий 2003», 2010год.
4.
Михайловой
М.А.
«Развитие
музыкальных
способностей
детей»
Пособие для родителей и педагогов.
5.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
6.
Стрельникова А.Н. « Дыхательная гимнастика», 2006 ( элементы)