Автор: Голубева Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 402 имени Алии Молдагуловой дошкольное отделение,структурное подразделение "Семицветик"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений "Теремок".
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по
развитию элементарных математических представлений
«Теремок».
Возрастная группа: Средняя (4-5лет)
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»;
«Физическое развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое
развитие».
Ц е л ь : развитие
у
детей
познавательных
интересов,
интеллектуальной
активности.
Воспитательные: воспитывать
интерес
к
познанию;
активно сть,
организованность.
Воспитывать
умение
сотрудничать,
анализировать
собственную деятельность и деятельность товарища.
Развивающие:
развивать
фантазию,
воображение;
стимулировать
к
появлению
волевых
качеств,
находчивости;
формировать
умение
использовать
вербальные
и
невербальные
средства
общения.
Развивать
умение
логически
мыслить,
анализировать.
Развивать
память,
речь,
внимание.
Образовательные:
формировать
у
детей
умение
соотносить
количество
предметов с числом и цифрой. Упражнять в счёте до 5; учить сравнивать
количество
предметов
до
5.
Упражнять
воспитанников
в
умении
устанавливать
закономерности.
Закреплять
понятие
«узкий
—
широкий»,
«длинный — короткий»; закрепить знания персонажей, последовательности
событий в сказке «Теремок»; закреплять названия цветов (красный, желтый,
голубой). Формировать опыт самоконтроля.
Наглядный
материал: игровой
парашют;
макет
теремка;
картинки
с
изображением
зверушек;
карточки
с
цифрами
от
1
до
5
на
магнитах;
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; две дорожки разные по
длине и ширине; счётные палочки и синие квадраты (окошки) по количеству
детей.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»; знакомство с цифрами;
знакомство с геометрическими фигурами.
Ход деятельности:
Парашют
расстелить
на
полу.
Педагог
использует
игровой
приём
с
парашютом
для
сбора
детей
на
предстоящую
деятельность.
Дети
и
воспитатель берут парашют, идут по кругу со словами:
Встаньте дети, встаньте в круг!
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Самый лучший друг! (Парашют кладут на пол.)
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся. (Выполняются действия по тексту.) Дети садятся
вокруг парашюта.
-Ребята, вы любите сказки? Тогда сегодня я хочу пригласить вас в сказку. А
вот в какую сказку я вас приглашаю, вы сейчас отгадаете сами. (Воспитатель
загадывает детям загадку).
Стоит домик расписной,
Он красивый такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили.
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил.
Чуть друзей не раздавил.
В: - Ребята, вы узнали, о какой сказке говорится в загадке?
Дети:- Теремок
В: - Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теремок». Итак,
сказка начинается!
Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок.
Как-то по полю мышка бежала,
Теремок увидала. (Около макета теремка ставится изображение мышки.)
-А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка
запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной
дорожке или по короткой? Ребята, как вы думаете? Да, ребята правильно, по
короткой дорожке быстрей мышка добежит до домика, а теперь нам нужно
правильно указать ей, где короткая дорожка. На ковре лежат 2 «дорожки»,
они
разные
по
длине,
ширине,
давайте
их
сравним
и
покажем
мышке
короткую дорожку.
Дети сравнивают «дорожки». После сравнения ребята проходят по короткой
дорожке.
-Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку. Вот и мышка
добралась
до
теремка,
и
стала
там
жить
поживать,
да
песни
распевать.
Сколько зверушек стало жить в домике? Кто как думает? (1 мышка) Даша,
здесь
на
столе
лежат
цифры.
Покажи,
пожалуйста,
цифру
«1».
Ребята,
правильно нам Даша показывает цифру «1»? (Воспитатель берёт у девочки
карточку с цифрой «1» и прикрепляет на магнитную доску.)
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Лягушка скачет по болоту.
В
теремке
ей
жить
охота.
(Около
макета
теремка
за
мышкой
ставится
изображение лягушки.)
-Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: «Беда! Помогите,
детвора!».
-Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу. Посмотрите, у вас на
тарелочках
лежат
геометрические
фигуры.
Какие
фигуры
вы
видите
на
тарелочках? (круг, треугольник, квадрат). Эти фигуры и есть бусинки. А ещё
на столах у вас лежат листочки с ниточками, положите их перед собой. Вот на
эти ниточки мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно слушайте,
какую фигуру я буду называть, такую фигуру и нанизывайте на свои ниточки.
Напоминаю вам, ребята, что нанизывать бусинки на ниточку нужно слева
направо.
(Воспитатель
поочерёдно
называет
геометрические
фигуры-
бусинки, а дети их выкладывают по ниточке. После выполнения задания
дети сравнивают получившийся результат с образцом.)
—
У
всех
получилось
правильно?
Ну,
что
же
и
с
этим
заданием
вы
справились.
Молодцы!
Лягушка
очень
рада,
какие
красивые
бусы
получились! Но, к сожалению, лягушка цвета все позабыла и просит, чтобы
вы, ребята, ей помогли вспомнить их названия. Поможем лягушке? Я буду
называть цвет, а вы – показывать фигуру такого цвета. Будьте внимательны!
Какой по счету вы положили желтый кружок? (первый)
Какой по счету вы положили красный треугольник? (третий)
Какой по счету вы положили голубой квадрат? (второй)
Какая фигура третья по счету? (красный треугольник)
Как называется пятая фигура? (желтый круг)
— Ребята, давайте уберем готовые бусы на краешек стола, чтобы они снова
не рассыпались.
Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить
вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике? (2: мышка и лягушка)
Никита,
здесь
на
столе
лежат
цифры.
Покажи,
пожалуйста,
цифру
«2».
Ребята, правильно нам Никита показывает цифру «2»? (Воспитатель берёт у
мальчика карточку с цифрой «2» и прикрепляет на магнитную доску.)
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку прибежал ушастый зайка!
(Около макета теремка за
мышкой и лягушкой ставится изображение зайки.)
— Тут на опушку выскочил зайчик, а там ёлочки в ряд стоят. А теперь,
скажите, сколько ёлочек на полянке?
(Много!)
-Ребята, а давайте пересчитаем, сколько же всего ёлочек? А поможет нам это
сделать Яночка. (Девочка пересчитывает ёлочки и отвечает, что их 5.)
-Молодец, Яночка! Спасибо тебе за помощь!
-Прыгал, прыгал заяц возле ёлок и увидел, что под ёлочками грибочки растут.
Сколько грибочков под ёлочками? Как можно узнать? (Посчитать).
Кто
хочет
пересчитать
грибочки?
(Вызывается
для
пересчёта
грибочков
ребёнок). Затем воспитатель задаёт ребёнку вопросы: - Ёлочек и грибочков
поровну? Чего больше ёлочек или грибов?
-Ёлочек.
-На сколько ёлочек больше, чем грибочков? (На 1) Пока зайчик прыгал, под
ёлочкой вырос ещё один грибочек. Сколько стало грибочков? А ёлочек? Чего
больше: ёлочек или грибочков? (Сколько ёлочек, столько и грибочков; их
поровну.)
-Ребята, а вы знаете, что зайчик очень любит, когда с ним играют? А давайте
с ним поиграем?
-Зайка, Зайка, не зевай, с детворою поиграй!
Проводится физкультурная минутка «Зайка» (под музыку).
На лесной лужайке разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки (прыгают)!
Сели зайчики в кружок роют лапкой корешок,
Вот какие зайки, зайки-побегайки (садятся, руками роют на ковре).
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки, зайки-побегайки (дети сели глаза закрыли, спрятались –
открывают и говорят: вот мы!)
-Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали зверушки жить вместе.
Сколько стало зверушек в домике? (3: мышка, лягушка и зайка.) Анечка,
здесь
на
столе
лежат
цифры.
Покажи,
пожалуйста,
цифру
«3».
Ребята,
правильно нам Анечка показывает цифру «3»? (Воспитатель берёт у девочки
карточку с цифрой «3» и прикрепляет на магнитную доску.)
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Тише, тише не шумите, кто-то к нам сюда идёт.
(Около макета теремка за
мышкой, зайкой и лягушкой ставится изображение лисы.)
-Ну, конечно же, лиса. Попросилась она тоже в теремок и её впустили. А
лисичка принесла с собой мяч и предлагает с ней поиграть. Давайте поиграем
в игру «Кто, где живет?« (Дети встают в круг). Я буду бросать вам мяч,
называть животное и спрашивать, где оно живёт. А вы будете мне мяч
перебрасывать обратно с ответом на вопрос. Итак, начинаем играть! Где
живёт белка? (дупло), Где живёт лягушка? (болото), Где живёт лиса? (нора),
Где живёт заяц? (под кустом), Где живёт медведь? (берлога), Где живёт волк?
(волчье логово). Ребята, а заяц, лиса, волк, медведь это какие животные:
домашние или дикие? (Дикие) Почему? (Они живут в лесу).
-Сколько теперь зверюшек живёт в теремке после того, как пришла лиса? (4:
мышка, лягушка, зайчик и лиса.) Максим, здесь на столе лежат цифры.
Покажи, пожалуйста, цифру «4». Ребята, правильно нам Максим показывает
цифру
«4»?
(Воспитатель
берёт
у
мальчика
карточку
с
цифрой
«4»
и
прикрепляет на магнитную доску.)
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
А к теремку уж медведь идёт! (Около макета теремка после мышки, лягушки,
зайчика и лисы ставится изображение медведя.)
-Увидел медведь теремок — как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»
Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок, как вы думаете, ребята?
-Нет.
-Почему?
-Медведь очень большой, а теремок маленький.
-Что же делать? Ведь медведю будет плохо на улице жить! Что же делать, как
же быть? Как вы думаете, как можно помочь и зверям, и медведю? (Дети
решают построить каждому зверю новый дом, чтоб всем места хватило,
чтобы жили дружно.) Давайте всех зверей пересчитаем. Сколько же их?
Воспитатель просит одного из детей найти цифру, обозначающую количество
зверюшек.
Воспитатель
показывает
детям
карточку
с
цифрой
«5»
и
размещает её на магнитной доске.
-А сейчас мы с вами построим домики для зверей, чтобы все звери жили
дружно. У вас на столах лежат счётные палочки, есть окошко –
синий
квадрат. Итак, ребята, за работу! (Дети складывают из счётных палочек
домики для зверушек по представлению.) После того, как дети построят
домики для зверушек, воспитатель выборочно спрашивает: А ты для кого
построил
домик?
А
ты
для
кого
такой
большой
домик
построил?
(для
Медведя?). Вот мы и построили теремочки, теперь всем зверям хватит места.
-Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали? Понравилась вам сказка?
А что вам больше всего понравилось? А как мы помогли зверям?
Вы все, ребята, большие молодцы! Отлично справились со всеми заданиями!
А самое главное: вы помогли всем лесным жителям. У каждого из них есть
теперь свой домик. И, конечно же, они будут обязательно дружить и ходить
друг
к
другу
в
гости.
Все
зверушки,
ребята,
говорят
вам:
«Спасибо
за
помощь!»