Автор: Мыскина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: Город Ртищево
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь семьи и школы
Раздел: начальное образование
Взаимодействие семьи и школы
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.
Вопрос
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
одной
из
ключевых
проблем
современного
общества.
Перед
школой
стоит
задача
формирования
устойчивых
духовно
–
нравственных свойств и качеств личности школьника. Естественно, в одиночку ,без помощи семьи ,
решить данные задачи школа не способна .
Ведь именно семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка, именно в
семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда, именно в кругу семьи
формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Таким образом семья — это первая
общественная
ступень
в
жизни
человека
,где
закладываются
основы
духовно
–нравственного
воспитания.
.. Необходимо подчеркнуть, что испокон века
воспитание
детей основывалось на принципах
иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки,
старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и
девушки, , мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и
ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
Сейчас такое можно сказать далеко о немногих семьях.
Таких семей, живущих во взаимной любви и преданности, к сожалению, мало. Обеспеченное
всеми благами общество, где каждый делает, что ему нравится, отстаивает свободу жить в свое
удовольствие, избегая при этом каких-либо ограничений или запретов, это разгул сатанизма, а не
идеал, дающий счастье людям. Это ложь, что можно жить как в кино и быть счастливым. Если в
семье не хотят трудиться, а только наслаждаться жизнью, то семья не будет прочной, будущего
гражданина общества , человека с большой буквы в такой семье не воспитают. Поэтому думать о
семье надо как о великом благе и как о великом труде. Семья требует самоотверженной жизни,
истинная семейная жизнь в современных условиях – это подвиг. К этому подвигу надо готовить
себя.
Семью часто называют малой Церковью. Потому что отношения в семье должны строиться
как в церкви. Подобно тому как Иисус Христос из-за любви к людям идет на смерть и страдания,
так и муж в семье берет на себя все трудности и удары жизни, ради любви к своей семье. Жена, как
верная помощница, стремится разделить все трудности и заботы мужа, любя его и вместе с ним
жертвуя
собою
(своими
интересами,
желаниями)
ради
детей.
Дети
любят
своих
родителей
и
почитают
их,
как
верующие
любят
и
почитают
Самого
Бога.
Все
вместе
они
соединены
неразрушимым союзом любви, как Христос и Церковь. Дети в семье, как народ в церкви, со
вниманием и почтительностью относятся к родителям.
Вот почему необходима на современном этапе развития общества взаимосвязь семьи и
школы. Лев Кассиль писал: "Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои
первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море
прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”
Поэтому семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей
среды, который определяет успешность или не успешность не только воспитательного процесса, но
и общества в целом.
О единстве семьи и школы сейчас говорят часто. Но на практике бывает иногда трудно достичь
этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои
взгляды, закреплённые стереотипы например такие как: «Я и так всё знаю»-отрицание возможности
приобретения нового опыта.
В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй,
в
которой
растёт,
формируется
и
воспитывается
ученик.
Именно
,просвещение
родителей
в
вопросах семейного воспитания, является одним из первых пунктов моей работы, когда я беру
новый класс.
В связи с этим, я, как классный руководитель , изучаю семейную атмосферу ,взаимоотношение
родителей и ребёнка, а затем выстраиваю систему работы.
Во – первых ,я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы
расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло ,прежде всего я должна понимать и
уважать
его
родителей.
Это
помогает
созданию
благоприятного
,психологического
и
эмоционального комфорта ребёнка в семье, в школе и за ее пределами.
Во-вторых, стараюсь создать условия для творческой самореализации родителей и детей, условия
для повышения роли семьи в организации жизни школы и класса.
Такой подход
позволяет мне формировать
духовно-нравственные ценности
и качества
у
школьников через систему воспитательных мероприятий ,и решать следующие задачи:
- формирование потребности и мотивации духовно-нравственного поведения;
- формирование представления о здоровом образе жизни;
- формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой
край;
В своей работе я практикую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем
использую чаще нетрадиционные формы работы. Я считаю ,чем разнообразнее и интереснее будут
формы общения педагога и родителей, тем больше положительных результатов в воспитании детей
они принесут .Тематику первых родительских собраний продумываю тщательно ,
Так первое родительское собрание в 1 классе я посвящаю теме « Послушание», почему?
Ребёнок пошёл в школу и у родителей появились новые обязанности .Надо с ребёнком подготовить
домашнее задание , а маленькое чадо капризничает . Ребенка с малых лет следует приучать к
послушанию.
Послушание
—
это
начало
воспитания.
Дисциплина,
прежде
всего,
означает
признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все
должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку)
накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С
малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенно.
. Я убеждаю родителей в том ,что не стоит усиленно концентрировать внимание ребёнка на том, что
«надо слушаться», «непослушание – это твой главный грех», Если ребёнок поймёт, что такое
настоящее послушание, то у него никогда не возникнет сомнения в том, что ситуации, когда он не
слушается, являются неверными и греховными. Здесь важны два основных момента, которые
должны быть поняты и приняты ребёнком.
Первый момент заключается в происхождении послушания. По сути своей послушание – это самое
первое задание, которое дал Бог Адаму и Еве. Для чего нам даются задания? Чтобы чему-то
научиться. Бог хотел научить человека доверию. Доверие – это твёрдая уверенность в том, что Бог,
родители, учителя, наставники знают многое и, когда дают какое-либо задание, то искренне желают
только добра. Но первые люди, вкусив запретный плод, не справились со своим заданием. И только
из этого проступка появилось множество других неверных действий: боязнь наказания, попытки
обмануть Бога и спрятаться от Него, нежелание попросить прощения, перекладывание вины друг на
друга… Конечным результатом явилось изгнание из рая. И дело тут не в том, что Бог строг, а в том,
что нашим прародителям, которые не справились с заданием, не научились доверию, стало бы
невероятно трудно жить в раю. Ведь как можно жить в одном месте с Богом, Которому не
доверяешь? Поэтому Бог решил дать человеку, если он захочет, возможность в земной жизни
научиться доверять своему Творцу, а потом уже жить вместе с Ним в райских обителях.
Второй момент – само понятие послушания. Для того чтобы доступно объяснить его, следует
вместе с ребёнком разобрать слово по составу. Тогда получится, что по–слушание – это действие,
которое совершает человек после того, как у–слышит, что ему говорят и что от него хотят увидеть.
Услышать бывает очень трудно. Трудно не только потому, что нам не хочется что-либо выполнять,
но и потому, что взрослые тоже могут ошибаться и в неправильной форме излагать свои мысли.
Предлагаю родителям проблемную ситуацию.
Например, пришёл усталый папа с работы. А тут из комнаты выбегает взмыленный Петя и всем
своим видом показывает, что сейчас самое главное для него – игра, но при этом уроки-то у него ещё
не сделаны. Папа быстро оценивает ситуацию и сразу с раздражением кричит: «Ну-ка, иди быстро
делай уроки!»
Обсуждаем вопрос.
Что первое почувствует Петя, если он еще не научился послушанию?( обиду)
Правильно ли поступил папа, если он не научил ребёнка слушать?
Как выйти родителю из этой ситуации?
Таким образом, послушание – это полезное задание, которое направлено на то, чтобы научить нас
чему-либо. А чтобы правильно выполнить это задание, нужно суметь услышать то, что нам говорят
старшие. Ведь они говорят с нами из своего опыта и искренне желают нам только добра.
Родители приходят к выводу ,что воспитать можно только личным примером, не напоказ,, только в
системе. Чтобы научиться сопереживать, соучаствовать и брать на себя чужую боль, дети должны
видеть, как мать или отец
помогают людям(утешают плачущего ребенка ,помогают донести
тяжелую сумку пожилой бабушке, уступают место в автобусе инвалиду, а не сажают ребенка к окну
и не смотрят, чтоб ему никто не помешал. Они соглашаются со словами А.Макаренко:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или
поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как
вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете
газету
—
все
это
имеет
для
ребенка
большое
значение…
А
если
дома
вы
грубы,
или
хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать
о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо ,и никакие самые
лучшие советы и методы вам не помогут».
На
родительских
собраниях
я
стараюсь
не
использовать
монолог,
а
предпочитаю
диалог
с
родителями ,в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями ,
идеями, совместный
поиск решения возникших проблем.
Главным средством привлечения родителей к воспитанию детей , делам , заботам школьного
коллектива является организация совместной деятельности детей и родителей.
Интересно проходит 2 родительское собрание в 1 классе « Школа - дом –одна семья».Здесь
родители вместе с детьми презентуют свою семью, придумывают девиз семьи, рассказывают об
интересных увлечениях ,традициях и обычаях в интересной форме.
Готовясь к родительским собраниям , я провожу индивидуальные и групповые консультации, на
которых
даю
родителям
возможность
озвучить
волнующие
их
вопросы
,
рассказать
о
своих
проблемах в отношениях с детьми. Совместно мы находим выход из сложившихся обстоятельств
.Эти консультации помогают мне выстроить воспитательную линию с ребёнком.
Стараюсь вовлекать родителей в воспитательный процесс .Формы деятельности-разнообразные
:праздники
,экскурсии,
акции
,ярмарки,
выставки(родители
помогают
смастерить
поделки
на
традиционную выставку технического творчества), акции милосердия, дни творчества детей и
родителей.
Наша школа является региональной площадкой по духовно- нравственному воспитанию. Стараемся
воспитать в наших детях любовь и уважение к традициям русской православной культуре и конечно
привлекаем родителей.
Проводим мероприятия, связанные с Православным годом. Среди них- празднование Рождества,
Пасхи,
Казанской
иконы
Божией
матери,
конкурс
стихов,
связанный
с
празднованием
Пасхи,
Рождества и другие.12 октября провели праздник Покрова.
В нашей школе стало традицией заканчивать осенний период праздником « Кузьминки».
Где мы вспоминаем святых Кузьму и Демьяна. Родители являются активными участниками нашего
праздника.
Родители помогают в проведении Дней здоровья, , праздника «Масленица», где мамы пекут блины и
оладьи и по окончании праздника приглашают за стол Дети и родители учатся в Прощённое
воскресенье просить друг у друга прощения. Мамы помогают фотографировать мероприятия для
нашего школьного сайта, работая на разных мероприятиях корреспондентами.
Значение совместных мероприятий для детей огромное:
- ребёнок видит родителей как реальных людей ,без привычной родительской роли;
-у ребенка возникает чувство гордости, чем активнее проявляет себя родитель.тем больше гордости
у ребёнка;
-
у
родителей
и
детей
поднимается
настроение,
появляется
ощущения
счастья.
Чувства
сопричастности .полезности.
Пользу от таких мероприятий получают и родители:
-появляется возможность лучше понять ребёнка;
-на время забываются проблемы;
-происходит знакомство с новыми людьми;
-возникает ощущение приятной усталости ,вместо тягостного утомления.
Именно такой видится мне моя работа по реализации воспитательного потенциала семьи. Только
вместе с родителями , общими усилиями мы можем дать детям большое человеческое счастье , « Без
семьи мы- я имею в виду школу- были бы бессильны»,-сказал когда-то Сухомлинский. И он был
прав.
Ни
одно,
даже
самое
сильное
,образцовое
общеобразовательное
учреждение
не
может
воспитать достойного гражданина без участия семьи.
А для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте ! Учите ! Доверяйте! Спрашивайте ! Благодарите!
И в наших силах помочь ребёнку вырасти здоровым, активным, смелым, творческим, духовно-
нравственным человеком.