Автор: Иванова Екатерина Юрьевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГАОУ "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Гуманитарно-педагогическая академия филиал в г. Ялта
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Памятники Гурзуфа эпохи Средневековья
Раздел: высшее образование
Памятники Гурзуфа эпохи средневековья
Иванова Екатерина Юрьевна
студентка группы 21-И
кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории,
руководитель: доцент, кандидат исторических наук
Новиченкова Наталья Георгиевна
Гуманитарно — педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО « КФУ им.
В.И.Вернадского» в г. Ялта
Аннотация:
В
данной
статье
рассматриваются
памятники
Гурзуфа
эпохи
средневековья. Они
недостаточно
изучены,
либо
имеют
общую
и
краткую
характеристику
в
литературе,
в
связи
с
чем
необходимо
проанализировать
и
обобщить
имеющиеся
данные.
Автор
ставит
задачу
изучить
происхождение
и
значение
памятников,
проследить историю
их
исследования,
с
целью
сохранения
культурного
наследия
и
его
использования в гуманитарном образовании и историческом туризме.
Ключевые
слова:
Гурзуф,
Горзувиты,
Гелин-Кая,
Кабоплу,
Гурзуфское Седло, укрепление, поселение, храм, средневековье.
Summary: This article discusses the Gurzuf monuments of the Middle
Ages. Since there are many monuments of the Middle Ages in Gurzuf and they are
not well understood, or have a common and a brief description in the literature, it is
necessary to analyze and summarize the available data. The aim of the author is to
study the origin and significance of the monuments, to trace the history of their
research, with the perpose of preserving the cultural heritage and its use in
humanitarian education and in historical tourism.
Keywords: Gurzuf, Gorzouvites, Gelin-Kaya, the Kaboplu, Gurzufskoe Saddle,
the fortress, the temple, the Middle Ages.
Скромная
известность
Гурзуфа
наших
дней
уступает
значению,
которое
он
имел
в
эпоху
средневековья.
Прежде
он
заслужил
военно-
политическую
славу,
которая
угасла
со
временем
и
стала
достоянием
истории. Сведения о Гурзуфе имеют очень скудный характер. Описания
переходят
из
одной
книги
в
книгу
и
начинают
обрастать
нелепыми
вымыслами. Однако в последние годы интерес к Гурзуфу вновь ожил на
страницах путеводителей и краеведческих очерков.
Сохранность
древних
сооружений
трудно
назвать
идеальной.
Для
Гурзуфского
поселения
были
возможны
катастрофические
последствия:
оползни, обвалы, землетрясения. Ведь эта скала, на которой находилось
укрепление, с примыкающим к ней, значительным по площади поселением и
количеством построек, неоднократно рушилась, и следы обвалом видны у её
подножия [2, с. 3].
Первое упоминание о Гурзуфе относится к VI в., которое мы находим у
Прокопия
Кесарийского,
в
его
труде
«О
постройках».
Горзувиты
(или
Гурзуфское укрепление) в VI-VIII вв. и X-XII вв. являлось византийской
приморской крепостью. Со временем крепость изменяла свое назначение: в
XIII в. – это был феодальный замок; в конце XIV-XV вв. – генуэзская
фактория; в XVI-XVII вв. – турецкий сторожевой порт. Практически все
описания
основываются на
данных
Прокопия
Кесарийского,
а
также
на
материалах археологических исследований 1950-1960-х гг.
Гурзуфское укрепление находится на скале Дженевез-Кая. Раскопки
этого укрепления проводились с перерывами на протяжении 10 лет, с 1956 по
1966 г. известным крымским археологом О. И. Домбровским. Под кладками
укреплений XVI-XVII вв. были обнаружены основания оборонительных стен
и
жилых
построек
XII-XV
вв.
Эти
основания
перекрывали
остатки
укреплений,
которые
датируются
VI-Xвв.
[3,
с.
146].
Из-за
сложности
рельефа скала выступала как основная природная защита. Строители лишь
дополняли
ее
неприступность
фортификационными
сооружениями.
Сама
крепость состояла из цитадели, а внешний оборонительный пояс защищал ту
часть поселения, которая примыкала к скале. Цитадель располагалась на трех
площадках.
Найдены
руины
оборонительной
стены
с
воротами,
прямоугольная башня и жилые постройки XIV-XV вв. На средней площадке
обнаружены цистерна для воды. Также была частично раскопана небольшая
церковь [1, с. 27].
Другое средневековое укрепление Гелин-Кая (Кизил-Таш) находилось
в
лесу,
защищая
путь
к
перевалу
Гурзуфское
Седло.
Само
укрепление
представляло
замок
XIII-XIV
вв.
и
располагалось
на
отдельной
скале.
Естественной
защитой
являлись
обрывы
высотой
примерно
20-25
м
с
восточной, южной и западной сторон. С северной стороны располагалась
тропа, ведущая на вершину, которая в древности представляла из себя узкую
дорогу с крепидами [3, с. 146]. Из-за разлома в скале, вершина разделена на
две части: северную и южную. Каменная стена протяженностью около30 м
отделяла южную часть от остальной части скалы. В стене был расположен
проход, ширина которого равна 2 м. Прямоугольная башня, находившееся
неподалёку от входа, занимала господствующее положение над северной
площадкой
и
остальными
укреплениями.
Оборонительные
стены
были
сложены из бута на песчано-известковом растворе, их толщина составляла в
среднем 1,5 м. Стены сохранились в высоту до 1,2-1,8 м. В южной части
скалы были выявлены следы жилых построек и небольшой церкви [6, с.
1162].
Наименее исследованным средневековыми памятником окрестностей
Гурзуфа служит Кабоплу - укрепленное поселение, датируемое X-XII вв.
Оно так же, как и Гелин-Кая, охраняло путь с Южного берега Крыма к
перевалу
Главной
гряды
и
располагалось
на
возвышенности,
которая
окружена со всех сторон обрывами. Небольшая расселина позволяет попасть
с северо-востока на вершину скалы. Эта тропа некогда была представлена
колесной
дорогой.
Кабоплу
-
естественный
укрепленный
пункт,
не
требующий
дополнительного
строительства
оборонительных
сооружений.
Каменный парапет, возведенный в некоторых местах, защищал от случайных
падений
и
стрел
противника.
На
поверхности
скалы
видны
развалины
примерно 12 сооружений, которые располагались на естественных террасах
[3, с. 147]. При обследовании в феврале 2016 г. участниками научного кружка
по
туристическому
краеведению
кафедры
истории
Гуманитарно-
педагогической
академии
КФУ
им.
В.И.
Вернадского
проведена
фотофиксация
сохранившихся
остатков
жилых
построек
и
собран
значительный
подъемный
материал,
представляющий
фрагменты
керамических сосудов и кровельной черепицы.
К числу исследованных в достаточной степени памятников относится
храм на Гурзуфском Седле, возведенный в раннем средневековье на месте
языческого святилища античного времени. В Южном Крыму он является
самым высокогорным христианским храмом (1434 м). Возле самой вершины,
на одном и том же месте, раскопками 1989 и 1993 гг. зафиксированы остатки
сооружений, относящихся к трем периодам строительства. В первый и
второй
возводились
небольшие
храмы-часовни,
а
уже
в
позднем
средневековье
был
построен
небольшой
скит.
Все
три
постройки
свидетельствуют о сохранении традиции почитания священной горы [4, с.
16].
От
самого
раннего
сооружения,
которое
датируется
VII-X
вв.,
сохранилось
скудные
следы
в
виде
постелей,
вырубленных
в
скале,
со
следами известкового раствора и разрозненных находок в слоях разрушения
здания. Этот храм был полностью разрушен и разграблен. Не сохранились ни
культурный
слой,
ни
стены.
А
из
камней
этого
храма
были
возведены
последующие
постройки.
От
храма,
который
существовал
с
X-XIII
вв.,
обнаружены отрезок фундамента южной стены и юго-западный угол. Стены
были сложены с использованием прочного известкового раствора из двух
рядов
кладки,
в
технике
которой
просматривается
высокий
уровень
строительной техники.
Третье,
самое
позднее
сооружение
весьма
интересно,
оно
функционировало с конца XV в. по середину XVI в. Представлено узкой
постройкой (длина – 11 м, ширина – 3 м), состоявшей из двух помещений.
Восточное
помещение
размещалось
на
месте
самого
раннего
храма
и
предназначалось в качестве
молельни.
А западное первоначально
было
жилым
и
располагалось
на
месте
второго
храма.
Внутри
сооружения
отсутствуют
могилы,
что
нехарактерно
для
христианских
храмов
средневекового
Крыма.
Единственное
погребение,
связанное
с
этим
сооружением, было обнаружено в плитовой могиле, расположенной в 10 м к
северу от него. Характерная особенность кладки - повсеместное отсутствие
наружного
панциря.
Вероятно,
постройка
снаружи
для
утепления
обкладывалась дерном. Постепенно скит разрушился, но место оставалось
почитаемым,
о
чем
свидетельствует
менгир,
обнаруженный
на
месте
развалин храма [5, с. 10-11].
Использованная литература:
1.
Домбровский
О.
И.
Средневековые
поселения
и
«исары»
Крымского
Южногобережья // Феодальная Таврика /АН УССР, Ин-т археологии, - Киев:
Наукова Думка, 1974. – С.5-56.
2. Домбровский О. И. Крепость в Горзувитах. – Симферополь: Таврия, 1972. -
117 с.
3. Мыц В. Л. Укрепления Таврики X-XV вв. /АН УССР, Ин-т археологии. -
Киев: Наукова Думка, 1991. - 164 с.
4. Новиченкова Н. Г. Комплекс находок из раскопок христианских культовых
сооружений на Гурзуфском Седле // VII Дмитриевские чтения: История
Южного берега Крыма/ - Симферополь: ИПЦ «Магистр», 2005. – C.16-19.
5. Новиченкова Н. Г. Скит на Гурзуфском Седле // Христианство на Южном
берегу Крыма. – Ялта: РИО КГУ, 2002. – С.10-15.
6.Фирсов Л. В. Исары: Очерки истории средневековых крепостей Южного
берега Крыма. – Новосибирск: Наука, 1990, - 472 с.