Способы развития у детей творческих и музыкальных способностей
Автор: Кочерова Ирина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №37" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Способы развития у детей творческих и музыкальных способностей Раздел: дошкольное образование
Основы развития у детей творческих и музыкальных способностей
Одной
из
актуальных
задач
является
развитие
творческих
способностей
дошкольников. Рано и ярко проявляются музыкальные творческие способности;
Дети по собственной инициативе импровизируют, сочиняют. Можно наблюдать как
они
играют
в
музыкальные
занятия,
придумывая
его
ход,
разыгрывая
роли
музыкального руководителя и детей.
Для детей музыка никогда не бывает чем-то изолированным, она является
частью его жизни.
В работе над музыкальным воспитанием деток музыкальное творчество
проявляется
В
различных
видах
деятельности.
В
песенном
творчестве
дети
импровизируют
попевки,
придумывая
мелодии
на
заданный
текст,
играют
в
музыкальные
вопросы
и
ответы.
В
музыкально-игровом
творчестве
детям
предлагается
инсценировать
песни,
сочинять
танцы,
придумывать
движения,
характеризующие музыкальный образ, который зависит от музыки, придающей ему
выразительность.
Первые творческие задания всегда вызывают у детей затруднения. Это
объясняется разными причинами: неразвито чувство лада, музыкально-слуховые
представления,
т.к.
подготовка
детей
различна.
Большое
внимание
поэтому
уделяется развитию музыкального слуха у детей и умения слушать музыку по
заданию: «Что рассказала музыка?» 3атем детям даются задания по сочинению
музыки: «Кто интереснее споет свое имя?», «Чья музыка лучше?» и др. Это
активизирует детей, создает атмосферу заинтересованности.
Песенное
творчество
детей
начинается
с
простого
подражания,
а
заканчивается попытками создать свою мелодию в определенном ритме и жанре.
Дошкольники также проявляют склонность к объективным и критическим оценкам
своего творчества и творчества других детей.
По мере того как дети овладевают первоначальными навыками движений, умением
создавать
образы,
у
них
совершенствуется
и
оттачивается
музыкально-игровое
творчество,
умение
инсценироватъ,
выдумывать,
творить
в
играх.
Этому
и
способствуют
музыкальные
игры
из
«Программы
д/с»,
которые
таят
в
себе
возможности
для
творческих
проявлений
у
детей.
Также
как
и
в
песенном
творчестве
дети
выполняют
творческие
задания,
способствующие
развитию
игрового творчества. Например: «Вальс кошки», «Вся мохнатенька», «Наши кони
чисты» и другие. На первых занятиях дети повторяют движения друг друга, но
постепенно начинают проявляться индивидуальные образы в очень оригинальной и
самостоятельной трактовке. После каждого занятия дети обсуждают только что
виденное, говорят что им понравилось или показывают, как она сами бы выполнили
то
или
иное
задание.
Все
это
вместе
взятое
помогает
развивать
у
детей
коллективное
творчество.
Также
помогают
в
этом
народные
песни
и
игры.
Немаловажна роль родителей, их помощь в изготовлении костюмов к праздникам и
развлечениям,
также
изготовление
различных
игрушек,
имитирующих
музыкальные инструменты. Для самостоятельных игр детей. Например: пианино,
балалайка, гармошка, телевизор, пластинки, проигрыватель, шкатулки и т.д.
Хочется
отметить,
что
все
виды
музыкального
творчества
настолько
развивают у детей музыкальность, любознательность, заинтересованность, что в
итоге
на
разучивание
новой
песни
вместо
6-8
занятий
понадобится
4-5,
а
на
разучивание
новой
игры
или
пляски
3-4
занятия.
Все
перечисленные
виды
творчества
используются
на
праздниках,
программа
которых
вытекает
из
повседневной
работы.
В
целом
развитие
творческих
способностей
усиливает
эмоциональную
отзывчивость
детей.
Они
начинают
глубоко
понимать
музыку,
развивается
музыкальный
слух,
координация
движений,
пластичность.
Это
позволяет
выделять
особенно
способных
детей,
которым
музыкальные
руководители
рекомендуют
продолжать
обучение
в
музыкальных
школах,
хореографических ансамблях и др. Развивая творческие способности детей, мы не
ставим
перед
собой
задачи
сделать
из
них
поэтов,
музыкантов,
художников,
артистов,
т.к.
впоследствии
перед
каждым
из
них
откроется
возможность
творческого труда. Важно не то, что человек будет делать в жизни, а как он это
будет делать! Творцом можно и нужно быть в любом деле. Если навыки творчества,
полученные
детьми
скажутся
на
формировании
их
характера,
пробудят
в
них
творческое начало, то значит мы выполнили свой педагогический долг.