Автор: Котлярова Ольга Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Старая Шентала
Населённый пункт: Самарская область, Шенталинский район
Наименование материала: Урок
Тема: Тихий и Индийский океаны
Раздел: полное образование
Предмет
География
Класс
7
Учитель
Котлярова Ольга Андреевна
Тип урока
Комбинированный
Активация
познавательной
деятельности
Урок-практикум
Способ
организации
общения
Коллективный способ обучения, работа в парах и индивидуальная работа
Метод обучения
Информирующий, проблемный
Тема
Сравнительная характеристика Тихого и Индийского океанов.
Цель урока
Дать сравнительную характеристику Тихого и Индийского океанов
Оборудование,
средства
обучения
Компьютер, проектор, монитор, физическая карта мира, географический атлас, презентация, раздаточный материал
Общие задачи
Учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего
океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения
учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами,
статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения,
извлекать знания из различных источников географической информации, обобщать знания, уметь делать логические
выводы, осознавать сложность имеющихся в природе взаимосвязей, и на конкретных примерах раскрыть существенную
цепь взаимосвязей между океаном и жизнью человека.
Развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и
отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение
работать в учебных парах; развивать умение определять и решать физико-географические, социально-географические и
экологические проблемы.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать
понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом.
Межпредметные
связи
Экология, история, литература, музыка
Результат
обучения
Планируемые образовательные результаты:
личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного
поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.
метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, учебником, дополнительной
литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления
господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.
предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и
рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование
человеком в хозяйственной деятельности.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся
Индивидуальная,
фронтальная,
парная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.Орг. момент:
1 мин.
- Приветствие учеников.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Смело, четко говорим и
Тихонечко сидим.
Меня зовут Ольга Андреевна!
Присаживайтесь. Проверьте как вы сидите – спина прямая, голова немного
приподнята. Для работы нам понадобятся атласы, на страничке «Мировой
океан», учебники, раздаточные материалы, которые у вас на парте. И
конечно же ваши знания!
Готовность к
уроку.
личностные: соблюдение
норм и правил поведения на
уроке.
Проверка ранее
изученного
5 мин
(слайд) Океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле.
Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей
загадочностью, своей мощностью.
– Вы слышите этот удивительный шум волн!? Он зовет нас в увлекательный
мир, мир океанов. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по
океанам нашей планеты, давайте вместе восхитимся вашими знаниями об
океанах — а для этого проведем маленький устный опрос.
(слайд) Исключите лишнее слово и объясните почему оно лишнее
Индийский, Атлантический, Берингов, Тихий, Северный Ледовитый
(Берингов – это пролив)
- что у нас осталось? Сколько океанов на Земле? Показ на карте океанов
(слайд ) Слово учителя
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —
А буйный, глубокий и самый великий!
(слайды) Слушали внимательно? А теперь попробуем ответить на
вопросы:
Самый большой по площади? -Тихий
Самый маленький по площади и холодный? – Северный
Ледовитый
Самый соленый океан? - Индийский
Самый неспокойный и грозный? -Тихий
Самый вытянутый и самый узкий? – Атлантический
Фронтальный
опрос
личностные: осознание
единства географического
пространства, целостности
географического знания, как
важнейшего компонента
научной картины мира.
Предметные: умение читать
карту, выделять, описывать
объяснять существенные
признаки объектов и
явлений.
Метапредметные: умение
вести самостоятельный
поиск, отбор информации.
Управление своей
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность
и самостоятельность
2.Мотивация
учебной и
познавательной
деятельности
Вступительное слово учителя
(слайд) В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл
новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои
открытия. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: (слайд) «Не
бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
3 мин
Погружение в
тему.
(слайд) Океан – это необъятная стихия, которую изучают всем миром.
Метод «Ассоциации»
(слайд) - Как вы думайте, какие слова возникли в русском языке от слова
океан? (океанолог, океанология, океанариум)
Отвечают на
проблемные
вопросы.
личностные: Осознание
целостности природы
предметные: умение
работать с разными
источниками
географической информации
метапредметные: умение
организовывать свою
деятельность, способность к
сотрудничеству и
коммуникации
3.Новая тема
Осмысления
Всего 14 мин
(слайд) Методический прием «Узнай меня». – Давайте угадаем, судя по
слайдам, какие океаны мы сегодня будем изучать?
Правильно, это Тихий и Индийский океаны! И будем мы их сравнивать! Как
бы вы сформулировали тему урока?
(слайд) Открыли тетради, записываем число и тему урока.
Тема «Сравнительная характеристика Тихого и Индийского океанов».
Какова цель урока?
(слайд) Цель урока: дать сравнительную характеристику Тихого и
Индийского океанов.
Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты
атласа и дополнительные источники информации (учебники и раздаточный
материал), будем заполнять таблицу.
Ставлю спокойную музыку на 5 минут.
Работать будем в парах.
Прием методический «Концептуальная таблица»
План
характеристик
Названия океанов
Формулируют
тему урока
Записывают
тему урока в
тетради
Формулируют
цель урока
Учащиеся
заполняют
личностные: осознание
целостности
географического знания, как
важнейшего компонента
научной картины мира,
бережного отношения к
окружающей среде,
осознание единства
географического
пространства.
Предметные: понимание
географических следствий
исследования поверхности
Земли, умение работать с
разными источниками
географической
информации, умение
выделять, описывать
объяснять существенные
признаки объектов и
явлений.
Метапредметные: умение
и
Тихий
Индийский
Площадь, млн
км2 « - »
178 684 000 кв км, 1-е
место
76 174 000 кв.км, 3-е место
Положение
относительно
экватора « + »
Экватор пересекает
посередине
Экватор пересекает в
северной части
Моря
« - »
Моря: Берингово,
Охотское, Японское,
Желтое, Филиппинское,
Восточно-Китайское,
Южно-Китайское,
Коралловое, Фиджи,
Тасманово и др.
Моря: Арафурское,
Тиморское,
Андаманское,
Аравийское, Красное,
Моусона и др.
Материки « + »
Северная и Южная
Америки, Австралия,
Антарктида, Евразия
Австралия, Антарктида,
Евразия, Африка
Максимальная
глубина, м « - »
11022 м (Марианская
впадина)
7729 м (Зондский желоб)
Экологические
проблемы
Антропогенные
воздействия: перелов
рыбы и других морских
животных; тепловое,
шумовое, нефтяное
Антропогенные
воздействия на морские
экосистемы и серьезные
повреждения устойчивости
природных систем.
таблицу
Работа в парах
вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор
информации, умение
взаимодействовать с людьми
и работать в коллективе.
Высказывать суждения,
подтверждая их фактами.
Управление своей
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность
и самостоятельность
Личностные:
соблюдение норм и правил
поведения на уроке.
Предметные: владение
элементарными
практическими умениями,
картографическая
грамотность.
Метапредметные: способн
ость к сотрудничеству и
коммуникации. Контроль и
коррекция; инициативность
и самостоятельность
1 мин
« + »
загрязнения;
загрязнение
ядохимикатами и
бытовыми стоками;
радиоактивное заражение
и т. д.
Воды Индийского океана
испытывают различные
виды загрязнений.
Нефтяное загрязнение
занимает особое место.
Работа учащихся с картой, парами
Физкультминутка
Над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно.
(машем руками)
Мы теперь плывем по морю.
(руки впереди)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Посмотрите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
А теперь – прыжок – ныряем!
(прыжок и наклон)
Сядьте, дети, на песок
Продолжаем наш урок.
Проверка таблицы и оценивание.
Выступление
уч-ся, отвечают
на вопросы
учителя
5. Закрепление
всего материала.
3 мин
Программируемый фронтальный опрос.
Компьютерная игра «Пчелки»
Ответ учащихся
Личностные: осознание
единства географического
пространства.
Предметные: умение
выделять, описывать,
объяснять существенные
признаки объектов и
явлений.
Метапредметные: умение
взаимодействовать с людьми
и работать в коллективе.
Высказывать суждения,
подтверждая их фактами
Рефлексия.
Итог оценивание
2 мин
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
формулируют
конечный
результат своей
работы на уроке.
Суммативное
оценивание
Личностные: соблюдение
норм и правил поведения на
уроке.
Предметные: способность к
самостоятельному
приобретению новых
навыков и умений.
Метапредметные: способно
сть к самоорганизации, само
регуляции и рефлексии
6.Домашнее
задание
1 мин
1.На выбор: составить кроссворд по теме «Тихий и Индийский океаны»
2. Доклад «Экологические проблемы Тихого и Индийского океанов, пути их
решения
».
Запись в
дневниках