Автор: Кадочникова Наталия Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: "Символы государства"
Тема: Цикл занятий для детей от пяти лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ручеёк»
(МБДОУ «Ручеёк»)
Муниципального образования город Ноябрьск
Цикл занятий
для детей от пяти лет
Подготовила:
Кадочникова Н.В.,
воспитатель МБДОУ «Ручеёк»
Цель: формирование у старших дошкольников нравственной
стороны личности и гражданской идентичности.
Задачи:
Познакомить дошкольников с символами государства
Расширить объём знаний об истории возникновения
государства Российского и символов государства.
Формировать понятия «родина», «отчизна», «моя
страна»
Создавать предпосылки формирования патриотических
чувств
Воспитывать интерес к культуре, обычаям и истории
нашей страны
Занятие первое.
Символы
нашей
страны
.
Звучит
запись
гимна
российского
государства.
Педагог
и
дети
выслушивают гимн стоя. С окончанием мелодии педагог предлагает детям сесть.
Педагог. Ребята! Вы конечно обращали внимание на предметы, выставленные в
особом – «государственном» - уголке нашего детского сада. Кто может сказать,
что там находится?
Дети. Флаг, изображение герба и запись гимна нашего государства.
Педагог. Где вы ещё видели такие же флаги, как у нас в детском саду?
Дети. В праздничные дни на улице вывешивают такие флаги.
А ещё такие флаги бывают на спортивных соревнованиях. И на большом
доме на нашей главной площади.
Педагог. Вы всё правильно подметили. На земле много разных стран, много
государств. И у каждого государства обязательно есть флаг, герб и гимн. Деловые
люди,
представляясь,
вручают
друг
другу
визитные
карточки,
на
которых
написаны их имя. Фамилия и отчество, место работы и должность. А для каждого
государства визитной карточкой служат флаг, герб и гимн. Флаг, герб и гимн
являются символами государства.
Вы, наверное, видели по телевизору, как награждают наших
спортсменов
за
победу
на
олимпиаде
или
в
чемпионате.
Что
при
этом
происходит?
Дети. Спортсменам вручают медали.
Педагог. Не только. Когда спортсменов награждают, звучит гимн их страны и над
стадионом поднимается флаг их государства. Если российский спортсмен занял
первое
место,
первым
взвивается
российский
флаг.
Выражая
уважение
к
государственным
символам
страны,
зрители,
судьи
и
другие
спортсмены
выражают свое уважение к стране, за честь которой выступал спортсмен или
спортивная команда
Вы,
как
граждане
России,
обязательно
должны
знать
её
главные
символы и, конечно, уважать их.
У вас хорошая память?
Дети. Да!
Педагог. Сейчас проверим. Помните, я сказала, что на земле много государств и у
каждой есть свои символы?
Дети. Помним.
Педагог. сейчас я достану таблицу, на которой нарисованы гербы разных стран. А
ваша задача отыскать среди множества гербов герб России.
Педагог открывает таблицу с крупными изображениями пяти-шести
гербов различных стран. Дети должны среди них отыскать герб России.
Педагог. Верно. Молодцы! Память вас не подвела. Что изображает российский
герб?
Дети. Птицу с двумя головами. Это – орёл.
Педагог. Герб России – двуглавый орёл. А теперь – задача потруднее. Среди
флагов различных государств нужно отыскать российский флаг.
На таблице дети отыскивают российский флаг.
Педагог. И с этим заданием вы успешно справились. Сколько цветных полос на
российском
флаге?
Какого
цвета
эти
полосы?
Внимательно
посмотрите
на
расположение
этих
полос.
Сейчас
вам
предстоит
выполнить
самое
трудное
задание.
Педагог
предлагает
детям
таблицу,
на
которой
изображены
полосатые флаги с преимущественным использованием тех же цветов, что и на
российском флаге.
Педагог. Молодцы! Не ошиблись! Символы государства придумываются не одним
человеком и не в один день. В каждом из них кроется глубокий смысл. О том,
почему символы России выглядят именно так, мы поговорим на следующих
занятиях. А сегодня я вам предлагаю выполнить интересную работу.
Дети работают в микрогруппах по четыре-пять человек. Им предстоит
сделать аппликацию на тему «Флаги над страной».
Перед каждой группой – на большом листе бумаги карандашный эскиз
здания Правительства Российской Федерации, а также открытка с видом этого
здания.
Дети
должны
заполнить
эскиз
элементами
бумажной
аппликации
увенчать правительственное здание государственным флагом.
Занятие второе.
Три цвета российского флага.
Звучит
запись
гимна
российского
государства.
Педагог
и
дети
выслушивают гимн стоя. С окончанием мелодии педагог предлагает детям сесть.
Затем проводится игровое упражнение «Найди российский флаг». В
отличие от первого занятия, таблица усложнена: на ней больше изображений и
они более мелкие. Педагог просит детей дать словесное описание российского
флага: флаг состоит из
трёх полос разного цвета. Сверху белая полоса, затем
синяя, внизу – красная.
Задание детям:
У каждого из детей набор цветных полосок.
Надо выложить полоски в той последовательности, в которой они
расположены на российском флаге. Педагог специально допускает ошибку при
работе
с
демонстрационным
материалом.
Дети
должны
обнаружить
её
и
исправить.
Педагог:
Я хотела вас запутать. Но не сумела. Молодцы. Расположение полос на
нашем
флаге
имеет
глубокий
смысл.
Полосатый
трёхцветный
влаг
впервые
появился в России при Петре Первом. В те времена это был флаг армии и флота.
До Петра Первого у России не было морских владений и не было кораблей. Петр
в тяжёлых войнах отвоевал выход к морю и приказал построить корабли. И стали
корабли петровского флота ходить под бело-сине-красным флагом.
Красная. Как кровь, полоса обозначала человеческий мир.
Синяя – мир небесный. А белая – мир божественный. Именно так когда-
то представляли себе мир древние русичи
Именно эти цвета присутствуют на нашем государственном флаге.
Но
можно
и
по-другому
объяснить
присутствие
этих
цветов
на
государственном флаге нашей страны. Красный и белый цвета издревле были
любимыми на Руси. Всё, что считалось красивым, называлось красным. Всё, что
считалось честным, справедливым, делалось по правде, называлось белым. А
злоба, зависть, жестокость – наоборот – черным. Синий же цвет – это не только
цвет неба, но и цвет воды – рек, озёр, морей. А их на территории нашей страны –
великое множество.
Сегодня я даю вам очень трудное задание. Вы должны будете нарисовать
картину, используя только три краски – красную. Белую и синюю. Краски модно
смешивать, но от этого задача не станет легче. Как же мне интересно, что вы
сможете придумать!
Дети работают. По окончании работы желающие рассказывают, что они
нарисовали и как повлияли на их художественные замыслы три цвета –
белый, синий и красный.
Занятие третье.
Знамя Победы.
Третье занятие может начинаться так же, как и предыдущие.
Педагог:
Флаги
бывают
разных
размеров.
Если
флаг
совсем
маленький. Как мы его назовём?
Дети: Флажок.
Педагог: Кто из вас помнит стихотворение детское про флажок?
Дети: Горит на солнышке флажок.
Как будто я огонь зажёг!
(А.Барто)
Педагог: Перед вами цветные прямоугольники и палочки. Сделайте
из них цветные флажки.
Дети выполняют задание – мастерят флажки.
Педагог: Вот какие флажки у вас получились – весёлые, нарядные!
Будто в нашей группе праздник. Палочка превратилась в древко, а цветной
прямоугольник стал полотнищем флага. Ваши флажки разных цветов. Вам
эти цвета о чём-нибудь напоминают?
Дети: Это цвета нашего российского флага.
Педагог: О каком флажке можно сказать, что он горит как огонёк?
Дети: О красном флажке.
Педагог: О чем может напоминать синий цвет флага (ответы детей)
Белый цвет? (ответы детей)
У слова «флаг» есть родственное значение это слово «знамя». Слово
флаг появилось в русском языке при Петре Первом. Слово «знамя» намного
старше. Оно торжественное, а полотнище знамени обязательно большое.
Флаг может быть маленьким. А знамя – нет.
Под
знамёнами
сражались
воины
в
боях.
Случалось.
Что
люди
отдавали свою жизнь только за то. Чтобы врагу не досталось знамя полка. В
битве
захват
знамени
означал
поражение.
А
водружение
знамени
над
вражеским станом означало победу.
Взгляните
на
эту
фотографию.
Она
называется
«Знамя
над
Рейхстагом».
Как
вы
думаете.
Что
здесь
происходит?
(дети
дают
описание
фотографии).
Два солдата взбираются на здание, чтобы водрузить над ним красное
знамя. Это бойцы нашей армии, сражавшиеся против немецких фашистов.
Фашисты захвалили много стран, а потом вторглись в нашу страну. Они
убивали людей, бомбили города и жгли деревни. Но солдаты нашей армии
смогли разгромить армию фашистов и прогнали из обратно в Германию. С
тяжелыми боями и потерями наши войска дошли до вражеской столицы –
Берлина.
Во
время
битвы
на
улицах
города
два
наших
солдата
сумели
взобраться
на
крышу
Рейхстага
–
самого
главного
здания
фашисткой
германии – и установили там наше красное знамя. ВТО время красный флаг
был
символом
нашей
страны.
Установит
знамя
над
Рейхстагом
было
непросто: он обстреливался со всех сторон. И несколько солдат, которые
пытались забраться на крышу, были убиты. Однако все-таки знамя сумели
водрузить, и это событие ознаменовало собой конец войны. Так его и назвали
– знамя Победы.
Как вы помните, знамя Победы – красного цвета.
Красная полоса на нашем государственном флаге напоминает нам и о
знамени Победы. И о людях – наших соотечественниках, погибших в войне с
фашистами.
Ваше
сегодняшнее
задание
–
нарисовать
картину
«Знамя
над
Рейхстагом»
так,
как
вы
представляете
себе
события,
о
которых
я
вам
рассказала.
Самостоятельная работа детей.