Автор: Макарычевва Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №14 "Ягодка"
Населённый пункт: МО, Ленинский р–он, пос. Володарского
Наименование материала: Сценарий досуг в старшей группе
Тема: Всемирный день водных ресурсов
Раздел: дошкольное образование
Конспект по ознакомлению с природой «22 марта — Всемирный день
водных ресурсов» в подготовительной группе
Организационная информация Дозировка Методические указания
1 Доминирующая
образовательная
область Познавательное развитие
2 Вид
деятельности
детей Игровая, продуктивная коммуникативная, двигательная
Методическая информация
1 Тема
образовательной
деятельности «22 апреля - Всемирный день водных ресурсов.
2 Методы и
приемы
реализации
содержания
занятия Игровой: двигательная активность, пальчиковая гимнастика,
физминутка.
Словесный: беседа, объяснение, художественное слово, рассказывание,
проблемные вопросы;
Наглядный: рассматривание слайдов
Практический: игровые упражнения, исследовательская деятельность
3 Интеграция
образовательных
областей Познавательное, социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие, физическое развитие
4 Возрастная группа 6-7 лет
5 Цель Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его
экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней.
Развивать познавательную активность ребёнка в процессе
экспериментирования с водой.
6 Задачи:
6.1 Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и
живых организмов, о формах и видах воды;
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную
деятельность;
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному
ресурсу;
6.2 Развивающие:
-развивать интерес, инициативу.
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать умение анализировать, делать умозаключения;
- развивать внимание, память, связную речь;
6.3 Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
-воспитывать самостоятельность, аккуратность.
7 Планируемые результаты:
Выполнение опытов, умение анализировать, делать выводы
8 Оборудование Стаканы с водой, стакан с молоком, чайная ложкам 2шт,
таз, снег, лед, термос, зеркальце,соль, сахар, песок, камешки, листья,
бутылочка с краской.
9 Критерии оценки деятельности детей на занятии Активно участвовать в
исследовательской деятельности. Проявлять самостоятельность, умение
сопереживать.
Проявлять волевые усилия. Аргументировать самооценку
Образовательная деятельность
I Вводная часть
Создание мотива для деятельности детей.
Определение целей. Орг. Момент:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
С улыбкой на месте замри»
-Ребята, я вас попрошу друг другу улыбнуться и посмотреть на экран.
На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и
ручья. (слайд 1).
- Что вы видите на экране? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая
планета. (слайд 2)
- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
- 22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В
этот деньпроводятся различные мероприятия, призывающие всех людей
беречь воду и водные ресурсы.
Без воды невозможно обойтись даже один день.
-Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?
-Вода-главный источник жизни на земле.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, о чем говориться в стихотворении? (ответы)
-Вода-вещество, которое может находиться в трех агрегатных состояниях:
твердом, жидком и газообразном, поэтому на земле осуществляется
круговорот воды в природе.
-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это
капля воды. (Слайд 3 с изображением капли воды)
Вода постепенно испаряется с поверхности морей, рек, озер, прудов. В
воздухе всегда есть невидимый водяной пар. Днем влага испаряется с
поверхности. Ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под
утро. Тогда часть влаги, находящаяся в виде водяного пара в воздухе,
выпадает прозрачными капельками росы. 7 мин
Целеполагание - А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и
исследовать воду, выяснить ее свойства, а затем сделать вывод: как
сохранить воду чистой 3 мин
II Основная часть Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам
выполнить зрительную гимнастику и физминутку.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами). А теперь мы
их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом
рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево
повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь
начнем.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой -это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей.
Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и
морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле
встречается в гейзерах.
Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков
они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в
стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее
вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить
соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 3: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем
не пахнет).
Опыт 4: «Лед и снег – твердая вода»
Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит снег, а в
другом лёд. Предложить в руку взять снег. Какой он (Твердый, холодный,
тает в руке). В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает
в руке.
Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки
тают.
Опыт 5: «Пар – это тоже вода».
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но
нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло
или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Итак: что мы можем сказать о воде? Вода какая? (Вода прозрачная,
жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная,
сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода. Для кого вода является
домом?
- Ответы детей, а затем показ слайдов.
- Для чего нужна вода человеку?
Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку
сложно прожить без нее. Давайте вместе вспомним, для чего люди
используют воду. (Ответы детей)
-Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам
нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не
наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не
вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики,
выпускающие нужную продукцию людям!
Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»
Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая
вода. От загрязненной воды страдает все живое.
Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и
выяснить причины загрязнения воды.
Опыт 1.
Возьмем таз с водой, речной песок, камешки, листья. Сейчас я вам
расскажу экологическую сказку.
- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику
было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют
сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой?
В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают
в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем
насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком?
Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что
происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало
хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время
мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в
воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное
масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и
выливают в него окрашенную воду и масло.)
-Видны ли теперь фантики в пруду? Прудику сделалось плохо от грязи.
вода в нем стала мутной, и он загрустил.
-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно
вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)
-Ребята, вы сделали правильные выводы. 15 мин
III Заключительная часть -Вам понравилось быть исследователями?
-Что мы сегодня исследовали?
-К каким выводам пришли? 2 мин
3.1 Анализ результатов деятельности Сейчас я попрошу вас из
лаборатории вернуться в детский сад и оценить наше занятие. Если вам
понравилось занятие, и вы получили полезную информацию, возьмите
цифру пять, если вам было не интересно - цифру четыре, а если вы
скучали, то -цифру три. 3 мин
IV Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Продолжать проводить различные мероприятия, призывающие всех
детей беречь воду и водные ресурсы.