Напоминание

" Качество достижения метапредметных результатов"


Автор: Позднякова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: п.Пангоды, Надымский район
Наименование материала: проект
Тема: " Качество достижения метапредметных результатов"
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования Администрация муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» Проект Качество достижения метапредметных результатов 2016г. Оглавление
стр. I. Паспорт программы 3 II. Введение 6 III. Основная часть 10 IV. Заключение 15 V. Приложения 17 2

Паспорт проекта

Наименование

проекта
Качество достижения метапредметных результатов как показатель уровня владения педагогами метапредметными образовательными технологиями.
Разработчик
Позднякова Елена Александровна
Цель проекта
Разработка системы оценки каче ства д о с т и же н и я метапредметных результатов, дающую представление об у р о в н е о вл а д е н и я п ед а го г а м и м е т а п р е д м е т н ы м и образовательными технологиями.
Задачи проекта


Разработать и внедрить циклограмму диагностики универ- сальных учебных действий;

Разработать и применить систему показателей и критериев оценки универсальных учебных способностей учащихся;

Консультационная площадка « Учусь учиться»;

Разработать модель оценки метапредметных результатов на основе требований федерального государственного образо- вательного стандарта;

Овладеть метапредметными образовательными технология- ми в ходе формирования системы оценки планирования ре- зультатов в соответствии с требованиями федерального го- сударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)

Создать банк контрольно - измерительных материалов (далее - КИМ) для оценки уровня достижения метапредмет- ных результатов;

Обеспечить участие в системе оценки всех субъектов об- разовательного процесса;

Обеспечить открытость степени достижения метапредмет- ных результатов;

Рост профессионального уровня педагогов в ходе формиро- вания системы оценки планирования результатов в соответ- ствии с требованиями ФГОС.
Нормативно -

правовая база

проекта
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный государственный образовательный с т а н д а р т н ач а л ь н о го о б щ е го о б р а з о в а н и я , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373(с изменениями и дополнениями);  Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений. Начальная школа, одобре н н а я Коорди н а ц и он н ы м с ове том п р и Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, 2012 год;  Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", принятый Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 июня 2013 г.;  Устав муниципального о б ще о б р а зо вате л ьно го 3
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды»;  Основная образовательная программа начального общего образования «Через ключевые компетенции к удовлетворению образовательных потребностей и потребностей духовного развития младшего школьника» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды»;  Д.Д. Данилов «Система оценки д о с т и же н и я планируемых результатов освоения о сновной образовательной программы начального общего образования и технология оценивания образовательных достижений» (ОС «Школа 2100»)
Этапы реализации
Первый этап (сентябрь 2013г. – февраль 2014г.) – подготовительный (аналитический, организационный) этап. Второй этап (март 2014г. – август 2014г.) – технологический этап. Третий этап (сентябрь 2014г.– май 2015г.) – практический этап. Четвёртый этап (июнь 2016г.– август 2016г.) – рефлексивный этап.
Исполнители
 Администрация школы;  Управляющий совет;  Педагогический коллектив первой ступени образования;  Творческие группы;  Независимые эксперты.
Принципы

реализации
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о метапредметных результатах; - реалистичности требований, норм и показателей качества начального общего образования, их социальной и личностной значимости; - с о з д а н и е т в о р ч е с к и х г р у п п п о и з у ч е н и ю информационного поля по заявленной проблеме; - открытости, прозрачности процедур оценки качества начального общего образования; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленно сти потребителей к и х восприятию); - создание банка КИМов для оценки уровня достижения метапредметных результатов; - доступности информации о состоянии и качестве начального общего образования для различных групп потребителей; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования; - внедрение метапредметных образовательных технологий для достижения метапредметных результатов;
Планируемые

результаты
 Позитивная динамика качества обученности обучаю- щихся до 60%;  Наличие банка КИМов для оценки уровня достижения 4
метапредметных результатов;  Сайт страничка для всех категорий пользователей образовательными услугами;  Учителя начальной школы овладеют метапредметными образовательными технологиями: - системно - деятельностный подход – 100%; - проблемно – диалогическая технология – 100%; - кейс - технология -56%; - портфолио - технология- 77%; - технология – оценивания – 88%; - технология продуктивного чтения – 100%; - проектная технология – 100%; - технология развития критического мышления– 80%; - акмеологическая технология – 56%; - андрагогический подход – 66%.  Доля педагогов, систематически использующих диагностику метапредметных и личностных результатов -100%;  Доля педагогов систематически использующих метапредметные образовательные технологии на уроках – 100%;  100% учителей в деятельностном режиме освоят новые положения по оценочной деятельности;  Увеличения доли педагогов, распространивших и о б о б щ и в ш и х о п ы т р а з р а б от к и ко н т р о л ь н о - измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы на 30%;  Модель оценки метапредметных результатов на основе т ре бова н и й ф еде ра ль н ого г о с уд а р с т в е н н о г о образовательного стандарта;  Учебно-методическая система обеспечения реализации новой системы оценки метапредметных результатов;  Создание творчекских групп в рамках инновационной площадки «Система оценки планируемых результатов»;  Информированно сть родителей п о с р е д с т в о м консультационной площадки « Учусь учиться»;  Информационно-технологический ресурс системы учета, динамики, хранения и п р ед с т а вл е н и я индивидуальных достижений учащихся;  Наличие публикаций, разных форм трансляции педагогического и управленческого опыта в ходе реализации инновационного проекта.
Риски
 Инертность педагогического коллектива;  Сложность создания единой критериальной базы для разных предметных областей;  Некомпетентность общественности и нежелание родителей (законных представителей) принимать участие в оценке метапредметных результатов.
Система

организации и

контроля
Управление реализацией и контроль исполнения мероприятий Проекта осуществляет:  Администрация школы; 5

исполнения

проекта
 Руководитель МО учителей начальных классов;  Творческие группы;  Управляющий совет;  Учителя, преподающие в начальных классах;  Обучающиеся;  Родители;  Независимая оценка. 6

I.Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основнымобъектомсистемы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Подходы к оценке уровней достижения
предметных планируемых результатов
достаточно ясны и закреплены в многолетней практике учебно-воспитательного процесса. В свою очередь оценка
метапредметных
(определение способностей и готовности к освоению новых знаний и универсальных умений, оценку способности к сотрудничеству и коммуникации, решению практических задач и использованию ИКТ компетенций для своего обучения и развития) и
личностных
(учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки) результатов вызывает затруднения. Анализ существующей практики показывает: 1. проводимые процедуры оценки качества метапредметных результатов, не всегда последовательны, на сегодняшний день не сформирована целостная система мониторинга и статистики; 2. собираемая информация зачастую недостаточна или избыточна, используется только ее небольшая часть; 3. технологическое обеспечение сбора, передачи и хранения информации находится на низком уровне; 4. в основном субъектами оценки качества метапредметных результатов являются педагоги школы, практически не используется независимая оценка образовательных результатов; 5. оценка метапредметных результатов носит субъективный характер, не имея в своей основе системы показателей и индикаторов; 6. система оценки не всегда носит комплексный характер и обеспечивает проверку уровней достижения предметных и метапредметных результатов, а также учета личностных результатов обучающихся; 7. отсутствие модели системы оценки метапредметных результатов. Исходя из вышесказанного нами был разработан проект, являющийся подпроектом Исходя из вышесказанного нами был разработан проект, являющийся подпроектом школьной системы оценки качества, целью которого стало: разработка системы оценки качества достижения метапредметных результатов, дающую представление об уровне овладения педагогами метапредметными технологиями.
Задачи:


Разработать модель оценки метапредметных результатов на основе требований феде- рального государственного образовательного стандарта;

Разработать и внедрить циклограмму диагностики метапредметных результатов;

Разработать и применить систему показателей и критериев оценки метапредметных способностей учащихся;

Создать творчекские группы по изучению информационного поля по заявленной проблеме;

Овладеть технологиями в ходе формирования системы оценки планирования результа- тов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)

Создать банк контрольно - измерительных материалов для оценки уровня достижения метапредметных результатов;

Обеспечить участие в системе оценки всех субъектов образовательного процесса;

Обеспечить открытость степени достижения метапредметных результатов;


Обеспечить рост профессионального уровня педагогов в ходе формирования системы оценки планирования результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Идеей
проекта является то, что приоритетной целью системы оценки достижения метапредметных результатов является совершенствование образовательного процесса. Реализация данного проекта предусматривает
четыре этапа
: 1 этап (подготовительный): Включает создание творчексих групп по изучению информационного поля по заявленной проблеме; в рамках инновационных площадок « Система оценки планируемых результатов» проведение дискуссионных площадок, семинаров по выработке информационно-методической базы проектной деятельности; определение дополнительных функциональных обязанностей работников. 2 этап (технологический): Предусматривает создание банка измерителей планируемых результатов, подбор методик и средств для оценки метапредметных достижений учащихся, шкалы для оценивания, определение форм контроля метапредметных результатов, разработку модели системы оценки качества, разработку циклограммы « Циклограмма метапредметных результатов». 3 этап (практический): В рамках этого этапа реализуется модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования, проводится мониторинг овладения педагогами метапредметных компетенций. 4 этап (рефлексивный): Заключительный этап включает подготовку аналитических материалов, представление результатов реализации проекта на разных уровнях; публикацию опыта; проведение мониторинговых исследований по выявлению социально-образовательных эффектов в связи с введением новой системы оценки образовательных результатов. Основными
принципами
реализации проекта являются: - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о метапредметных результатах; - реалистичности требований, норм и показателей качества начального общего образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества начального общего образования; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - доступности информации о состоянии и качестве начального общего образования для различных групп потребителей; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования; - достижение метапредметных результатов; создание банка КИМов для оценки уровня достижения метапредметных результатов.
Планируемыми результатами
проекта должны стать:  Позитивная динамика качества обученности обучающихся до 60%;  Создание банка контрольно – измерительных материалов (далее – КИМ) для оцен - ки уровня достижения метапредметных результатов;  Сайт страничка для всех категорий пользователей образовательными услугами;  Учителя начальной школы овладеют метапредметными технологиями: - системно - деятельностный подход – 100%; - проблемно – диалогическая технология – 100%; - кейс - технология -56%; 8
- портфолио – технология - 77%; - технология – оценивания – 88%; - технология продуктивного чтения – 100%; - проектная технология – 100%; - технология развития критического мышления– 80%; - акмеологическая технология – 56%; - андрагогический подход – 66%.  Доля педагогов, систематически использующих диагностику универсальных учебных действий и личностных результатов -100%;  Доля педагогов систематически использующих метапредметные образовательные технологии на уроках – 100%;  100% учителей повысят уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;  100% учителей в деятельностном режиме освоят новые положения по оценочной деятельности;  Увеличения доли педагогов, распространивших и обобщивших опыт разработки контрольно - измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы на 30%;  Модель оценки метапредметных результатов на основе требований федерального государственного образовательного стандарта;  Учебно-методическая система обеспечения реализации новой системы оценки метапредметных результатов;  Информированность родителей посредством консультационной площадки « Учусь учиться»;  Создание творческих групп по изучению информационного поля «Система оценки планируемых результатов»;  Информационно-технологический ресурс системы учета, динамики, хранения и представления индивидуальных достижений учащихся;  Наличие публикаций, разных форм трансляции педагогического и управленческого опыта в ходе реализации инновационного проекта. При реализации проекта могут возникнуть некоторые риски, важно суметь их предвидеть и найти пути их преодоления:
Возможные риски

Пути их преодоления
Инертность п ед а го г и ч е с ко го коллектива Создание условий для мотивации учителей Сложность создания единой критериальной базы для разных предметных областей Обмен опытом с другими школами через общение на семинарах, конференциях, on-lain общение через интернет, консультации со специалистами ДО Некомпетентность общественности и нежелание р о д и т е л е й ( з а к о н н ы х предст авителей) п р и н и м ат ь участ ие в оценке к ач е с т в а образования Просветительская работа с родительской общественностью посредством консультационной площадки « Учусь учиться», стимулирование участия в оценке качества Практическая значимость реализации проекта заключается в возможности внедрения в практику работы школы такой модели оценивания уровня достижения планируемых результатов, которая позволит реально начать изменение качества получаемого образования. 9
Оценить результативность проекта предполагается по промежуточному и итоговым показателям индикаторов. При необходимости произвести корректировку намеченного плана проекта. 10

II. Основная част

ь

1.

Моделирование реализации проекта
С целью создания механизмов и системы управления качеством образовательного процесса в целом и процессом достижения метапредметных результатов в частности нами была разработана модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования (Схема 1), направленная на решение двух ключевых, на наш взгляд, проблем: 1)
Обеспечение качества достижения планируемых результатов;
2)
Управление качеством образовательного процесса.
Модель системы внутренней оценки достижения планируемых результатов включает оценку педагога. Посредством ряд оценочных процедур: текущих и проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и индивидуальный прогресс ученика освоения основной образовательной программы начального общего образования. Оценку администрации, которая включает в себя стартовый и итоговый контроль, проведение фестиваля « Мои достижения». Новая система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность и самих учащихся. Освоение на критериальной основе навыков самооценки и взаимооценки, формирование рефлексии, самоанализа, самоконтроля. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – в рабочем «Портфеле достижений» . Введение нового стандарта делает обязательной деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса. Поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения по ряду обязательных критериев. С нашей точки зрения, значимым фактором в системе оценки является привлечение независимой оценки (это родители, Управляющий совет и др. общественность).

Модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования до введения Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования

Учитель

Учитель

Администрация

Администрация

выпускник

выпускник

Предметные

результаты

Предметные

результаты


Модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования после введения Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования
13
Предметные

результаты

Предметные

результаты

Педагогическая

оценка

Педагогическая

оценка

Администрация

Администрация

Личностные

результаты

Личностные

результаты

Взаимооценка

Взаимооценка

Самооценка

Самооценка

Метапредметные

результаты

Метапредметные

результаты

Психолог

Психолог

Независимая оценка

( общественность, Управляющий

совет, родители)

Независимая оценка

( общественность, Управляющий

совет, родители)

Портфель

достижений

Портфель

достижений

Планируемые

результаты

Планируемые

результаты

Координационный

совет

Координационный

совет

Творческие группы

Творческие группы

Лидер - новатор

Лидер - новатор

14
Проанализировав работу учителей за два года можно сделать вывод, качество метапредметных результатов на низком уровне. Почему? •
Недостаточный индивидуальный подход к ученику

Доминирование учителя на уроке

Отсутствие проблемно-диалогового взаимодействия

Значительная субъективность учителя в оценке ученика

Повышенное внимание к одним учащимся и не внимание к другим

Не достаточный учёт психофизиологического состояния учащихся

Очень

бедный

арсенал

методов

и

приёмов

исследовательского

характера

в

деятельности учителя

Высокий уровень эмоциональной тревожности учителей начальной школы
Данные проблемы показывают о необходимости освоения учителем образовательных технологий деятельностного типа. Изменения самой структуры образовательного процесса, где педагог все больше переходит в режим саморазвития, а преподаватель наделяется в большей мере функциями консультанта, инструктора, модератора, тьютора, позволят повысить качество оценки достижения планируемых результатов.

Акцент в деятельности преподавателя делается не на передаче знаний, а на обучении педагога путям и методам использования способов и приемов. Современным образовательным пространством востребован педагог, готовый к самосовершенствованию. Основное ударение в развитии профессиональной компетенции педагога при формировании универсальных учебных действий может быть сделано на формировании аналитических оценочных, рефлексивных и прогностических умений, позволяющих педагогу эффективно работать в направлении развития профессиональной компетентности. Здесь можно выделить три основных подхода к развитию квалификационных возможностей, имеющих место в работе с педагогическими кадрами.
1-й подход. Введение новых педагогических технологий;

2-й подход. Психологическая перестройка самосознания, смыслового поля личности;

3-й подход. Включает в себя системы переподготовки, повышения квалификации педагога.
Профессиональная самоэффективность педагога сегодня предполагает успешные действия, а не декламации успеха. Успешность действия педагога мы можем увидеть при освоении и применении педагогических технологий на уроке. Наблюдая какими технологиями пользуются наши учителя на уроках можно сделать вывод, что самые используемые технологии при формировании универсальных учебных действий это:
Работая на классе я использовала технологии:

Образовательные

технологии

Образовательные

технологии

проектная технология

проектная технология

портфолио –

технология

портфолио –

технология

технология

продуктивного чтения

технология

продуктивного чтения

технология –

оценивания

технология –

оценивания

системно

-

деятельностный

подход

системно

-

деятельностный

подход


Проблемно – диалогическая технология –
формирует социально - значимые умения учащихся (обсуждение проблем, выработку подходов к их решению, культуру мышления), реализует принципы деятельностного подхода, при котором ученик – активный творец в открытии нового знания.
Технология развития критического мышления –
является личностно - ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Кейс - технология -
применение которой формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.
Акмеологическая технология –
главной ее целью является стимулированием развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным.
Андрагогический подход –
ориентированный на личность обучаемого, принимать каждого таким, какой он есть. Благодаря новым технологиям качество метапредметных результатов возрасло с 40% до 60%. Решила распространить опыт среди педагогов. Наряду с такими традиционными мероприятиями как семинар, практикум, педсовет, прочно заняли свое место мультимедийные технологии, консалтинг, форумы, работа в творческих группах, экспериментальные площадки, в рамках которых я являюсь тьютором.

16
Технология развития

критического

мышления

черечтение и письмо

Технология развития

критического

мышления

черечтение и письмо

Кейс - технология

Кейс - технология

Проблемно –

диалогическая

технология

Проблемно –

диалогическая

технология

Акмеологическая

технология

Акмеологическая

технология

Андрагогический подход

Андрагогический подход


2.Механизмы реализации проекта

ДОРОЖНАЯ КАРТА
№ п/п Мероприятие Сроки Результат
Подготовительный этап

1.
С о з д а н и е и п л а н и р о в а н и е р а б о т ы Ко о р д и н а ц и о н н о г о с о в е т а п р о е к т а , в к л ю ч а ю щ е г о у п р а в л е н ч е с к и й , образовательный и социально-общественный сектора сентябрь 2011 Дорожная карта реализации проекта 2. Создание и планирование деятельно сти т в о р ч е с к и х г р у п п п о и з у ч е н и ю информационного поля проекта, выборы лидеров - новаторов сентябрь 2011 Перспективные планы работы групп 3. Проведение дискуссионных пл ощадок, семинаров по выработке информационно- методической базы проектной деятельности: « О б щ е с т в е н н о - а к т и в н а я ш ко л а к а к пространство диалога власти, школы и потребителя образовательных услуг» «Современное качество образования: факторы влияния» «Качество образования – сущность, оценка, инструмент» «Индивидуализация образования и система оценки качества» октябрь 2011 ноябрь 2011 декабрь 2011 январь 2012 Разработка информационно- методической базы проекта 4. Ко н ф е р е н ц и я « Р е а л и з а ц и я п р и н ц и п а метапредметности как условие достижения высокого качества образования» (между поселковыми школами) февраль 2012 Разработка информационно- методической базы проекта 5. Информирование участников образовательного процесса и общественности о проекте. Сайт школы.Стенд ( отчет по итогам) постоянно Информационная открытость проекта
Технологический этап

6.
Разработка модели внутришкольной системы о ц е н к и кач е с т в а н ач а л ь н о го о б щ е г о образования. март 2012 Модель внутришкольной системы оценки качества начального общего образования. 7. Разработка системы показателей и критериев оценки метапредметных с п о с о б н о с т е й учащихся апрель 2012 Технологические карты оценки регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных УУД 8. Определение форм контроля, подбор и апробация методик и средств для оценки метапредметных достижений учащихся. май 2012 Банк методик и средств для оценки метапредм етных достижени й 17
учащихся 9. Создание банка контрольно – измерительных материалов для оценки качества планируемых метапредметных результатов. июнь 2012 Банк контрольно – измерительных материалов для оценки качества планируемых метапредметных результатов ( Приложение1) 10. Разработка циклограммы д и а г н о с т и к и метапредметных результатов август 2012 Циклограмма диагностики метапредметных результатов ( Приложение 2)
Практический этап

11.
Реализация модели внутришкольной системы о ц е н к и кач е с т в а н ач а л ь н о го о б щ е г о образования. Работа творческих групп. сентябрь 2012 – май 2014 Функционирование механизма управления качеством образования 12. Апробация и внедрение технологии оценки метапредметного образовательного результата сентябрь 2012 – май 2014 Комплексная оценка качества достижения метапредметных результатов 13. Апробация и внедрение метапредметных технологий сентябрь 2012 – май 2014 Журнал мониторинга владения педагогами метапредметными образовательными технологиями. 14. Диагностика метапредметных результатов в соответствии с циклограммой сентябрь 2012 – май 2016 Карты развития УУД ( Приложение 3) 15. Разработка системы показателей и критериев о ц е н к и у р о в н я в л а д е н и я п е д а г о г о м м е т а п р е д м е т н ы м и о б р а з о в а т е л ь н ы м и технологиями декабрь 2012 Технологическая карта показателей и критериев оценки уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями 16. Ведение «Журнала мониторинга качества метапредметных результатов» постоянно Журнал мониторинга качества метапредметных результатов
Рефлексивный этап

17.
Подготовка аналитических материалов июнь 2013 Аналитический отчёт 18. Проведение сравнительной оценки уровня достижения метапредметных результатов обучения учащихся по результатам внутреннего и внешнего мониторинга июнь 2013 Сравнительная таблица по результатам внутреннего и внешнего мониторинга 19. Представление результатов реализации проекта август 2013 Выступление на педагогическом совете, на Управляющем совете 20. Распространение опыта июнь2014 август 2014 Публикации, выступления 21. Проведение мониторинговых исследований по выявлению с оц и а льн о-обра зовате льн ых август 2014 Анализ удовлетворённости 18
эффектов в связи с введением новой системы оценки образовательных результатов участников образовательного процесса
2.

Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо кадровое, научно–методическое, организационно– педагогическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение: Кадровые ресурсы:  подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;  подготовка участников образовательного процесса по вопросу оценки качества метапредмет - ных результатов (курсы повышения квалификации для педагогов, консультационные лекто- рии для родителей, практикумы самооценки для обучающихся) Информационные ресурсы:  информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о ходе разработки и реализации проекта. Научно-методические ресурсы:  разработка содержания проекта;  проведение презентации проекта среди членов педагогического коллектива, учеников и родительской общественности.  разработка методические рекомендации по работе с критериями и индикаторами оценки ме - тапредметных результатов;  разработка методических рекомендаций по использованию контрольно – измерительных ма- териалов;  рекомендации и литература, необходимые для оценивания метапредметных результатов; Мотивационное:  совершенствование системы поощрения педагогов;  разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, органов государственно-общественного управления школой.  усиление мотивационной работы среди учеников, родителей и учащихся о необходимости реализации проекта. Материально-технические ресурсы:  компьютерная и множительная техника. Нормативно-правовое:  локальные акты, регламентирующие деятельность по оценке качества образования. Выполнение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования, в том числе за счёт привлечения внебюджетных средств. 19

III.Заключение

Реализация проекта позволит достичь положительной динамики следующих

показателей:
 Позитивная динамика качества обученности обучающихся до 60%;  Наличие банка КИМов для оценки уровня достижения метапредметных результа- тов;  Получение индивидуальных данных учащихся о фактическом состоянии уровня достижения метапредметных результатов – 100%;  Овладение учащимися метапредметными способами деятельности – 70%;  Освоение педагогических технологий, направленных на развитие метапредметных способностей – 100%;  Сайт страничка для всех категорий пользователей образовательными услугами;  Доля педагогов, систематически использующих диагностику метапредметных и личностных результатов-100%;  100% учителей повысят уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;  100% учителей в деятельностном режиме освоят новые положения по оценочной деятельности;  Разработка, апробация и запуск в постоянном режиме ежегодного мониторингового анализа уровня развития метапредметных способностей учащихся – 100%;  Приобретение опыта разработки мероприятий, позволяющих оценить качество сформированности метапредметных результатов 100%;  Увеличения доли педагогов, распространивших и обобщивших опыт разработки контрольно - измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы на 30%. Становление новой профессиональной компетентности учителей делает возможным более качественную реализацию поставленных в программе образовательных задач. Особый интерес будут представлять: разработка диагностических заданий, разработка сценариев занятий, направленных на изучение уровня развития способностей и компетентностей и его изменение, а также на освоение педагогическим коллективом метапредметных технологий. 20
Приложение 1 21

Оценочный лист

Комплексная диагностическая работа по итогам 1 четверти. Класс__________
22 Номера заданий и проверяемые умения Ученики 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Познавательные УУД

Регулятивные УУД
Классифицировать звуки русского языка Использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков Писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии Устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением Делать выводы на основе обобщения знаний Соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения Строить схемы, модели Определять положение предметов на плоскости Принимать и сохранять учебную задачу Принимать и сохранять Учебную задачу; осуществлять контроль по образцу Учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче Принимать и сохранять учебную задачу Принимать и сохранять учебную задачу Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков Следовать инструкциям 1
+

-

+

-
2 3 4 Итого:

Протокол затруднений детей при выполнении и педагогов при

проведении и проверке диагностической работы

Комплексная диагностическая работа

1 четверть
Класс ___________________
Задание

Вопросы и затруднения, возникающие у детей при выполнении

работы

Задание

Вопросы и затруднения, возникающие у детей при выполнении

работы

Задание

Вопросы и затруднения, возникающие у детей при выполнении

работы

Задание

Вопросы и затруднения, возникающие у детей при выполнении

работы

Учитель:________________Ф.И.О._____________Подпись
23
Приложение 2
Циклограмма мониторинга образовательных результатов
№ п/п Содержание диагностики Исполнитель Время проведения
Критерии оценивания личностных универсальных учебных действий
1. Уровень развития школьной мотивации Методика Лускановой Н.А. Психолог Октябрь Апрель 2. Уровень выраженности учебно- познавательного интереса Шкала Г.Ю.Ксендзовой Учитель нач. классов Октябрь Декабрь Апрель 3. Уровень дифференциации конвенциональных и моральных норм Анкета «Оцени поступок» по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004 Психолог Октябрь Апрель 4. Уровень развития самооценки Методика Щур В.Г. «Лесенка» Психолог Октябрь Апрель 5. Характер успеха/неуспеха Методика выявления характера успеха-неуспеха. Рекомендована в рамках реализации ФГОС. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А.Володарская и др.);под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Психолог Октябрь Апрель 24

Критерии оценивания регулятивных универсальных учебных действий
1. Уровень сформированности целеполагания Методика А.Г.Асмолова Учитель нач. классов Октябрь Декабрь Апрель 2. Уровень сформированности контроля Методика П.Я.Гальперина Учитель нач.классов Октябрь Декабрь Апрель 3. Уровень концентрации внимания, устойчивости и распределения внимания Методика «Корректурная проба» (кольца Ландольта) Психолог Сентябрь Май 4. Уровень развития оценки Методика А.Г.Асмолова Учитель нач.классов Октябрь Декабрь Апрель
Критерии оценивания познавательных универсальных учебных действий
1. Изучение общей ориентации детей в окружающем мире Методика Р.С.Немова Психолог Сентябрь Май 2 Умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, (особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки) Методика «Домик» Н.И.Гуткиной Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина Психолог Учитель нач. классов Сентябрь Декабрь Май 3.
Уровень развития памяти:
- зрительной; - слуховой; - комбинированной. Методика «Узнавание фигур» Т.Е. Рыбакова Психолог Сентябрь Май 4. Умение ребенка осуществлять кодирование с помощью символов, уровень развития способности к знаково-символическому моделированию Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) Психолог Сентябрь Май 25
7.
Уровень речевого развития:
- умение составлять рассказ по последовательным картинкам Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Бабушка и котенок». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение выделять звуки в начале, середине, конце слова Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Найди звук». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение грамотно строить предложение (согласование падежей, родов) Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Составь предложение». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение выразить пространственные отношения с помощью предлогов Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Предлоги». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - уровень развития звукопроизношения и артикуляции Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Звуки». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май 8.
Уровень развития зрительно-

пространственного восприятие и

зрительно-моторных координаций
- умение дифференцировать различные фигуры, буквы, цифры, выделять их характерные признаки Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Одинаковые фигуры». Психолог Сентябрь Май - умение классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Наложенные изображения». Психолог Сентябрь Май - умение копировать простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Срисуй фигуры». Психолог Сентябрь Май 26

Критерии оценивания коммуникативных универсальных учебных действий
1. Уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника Задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже Психолог Октябрь Апрель 2. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Задание «Рукавички» Г.А.Цукермана Психолог Октябрь Апрель 27
Приложение 3 Карта развития универсальных учебных действий ________________________________________________________ 1 класс Общие умения I четверть II четверть III четверть IV четверть Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя
Умение организовывать свои дела
Определять цель работы на уроке с помощью учителя Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Проговаривать порядок действий на уроке Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Высказывать своё предположение (версию) Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Работать по предложенному плану Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Давать оценку работе класса на уроке Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Отличать верно выполненное задание от выполненного неверно Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο
Умение пользоваться информацией
Отличать новое от уже известного с помощью учителя Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ориентироваться в учебнике Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Делать выводы на уроке вместе с учителем Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Сравнивать и группировать предметы Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο
Умение оценивать то, что происходит вокруг
Отмечать конкретные поступки и оценивать их как хорошие или плохие Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο 28
Выбирать, какой поступок совершить Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο
Умение общаться
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст) Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Уметь слушать и понимать речь других Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Выразительно читать и пересказывать текст Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Вступать в беседу на уроке и в жизни Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Уметь договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик) Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Карта развития универсальных учебных действий ________________________________________________________ 2 класс Общие умения I четверть II четверть III четверть IV четверть Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя Само- оценка Оценка учителя
Умение организовывать свои дела
Определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Находить и формулировать проблему урока вместе с учителем Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Планировать работу на уроке Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Высказывать свою версию, предполагать способ её проверки Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Работать по предложенному плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Определять, успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο 29

Умение пользоваться информацией
Понимать, что нужна дополнительная информация Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Искать и находить нужную информацию в разных источниках Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Наблюдать и делать самостоятельные выводы Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Составлять простой план небольшого текста-повествования Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο
Умение оценивать то, что происходит вокруг
Отмечать конкретные поступки и оценивать их как хорошие или плохие Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Выбирать, какой поступок совершить Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο
Умение общаться
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст) Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Уметь слушать и понимать речь других Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Выразительно читать и пересказывать текст Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Вступать в беседу на уроке и в жизни Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Уметь договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик) Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο Ο 30
2 класс Развитие регулятивных универсальных учебных действий № п/п Список обучающихся Определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно Находить и формулировать проблему урока вместе с учителем Планировать работу на уроке Высказывать свою версию, предполагать способ её проверки Работать по предложенному плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты Определять, успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем ИТОГ I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч III ч I V ч I ч II ч III ч IV ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 31
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 2 класс Развитие познавательных универсальных учебных действий № п/п Список обучающихся Понимать, что нужна дополнительная информация Искать и находить нужную информацию в разных источниках Наблюдать и делать самостоятельные выводы Составлять простой план небольшого текста- повествования ИТОГ I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 32
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 33
1 класс Развитие коммуникативных универсальных учебных действий № п/ п Список обучающихся Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст) Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Уметь слушать и понимать речь других Выразительно читать и пересказывать текст Вступать в беседу на уроке и в жизни Уметь договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик) ИТОГ I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч 1. С 2. С 3. С 4. В 5. С 6. С 7. С 8. С 9. С 10. С 11. С 12. С 13. С 14. С 15. Н 34
16. С 17. С 18. С 19. С 20. С 21. С 22. С 23. С 24. С 25. С 26. С 27. С 2 класс Развитие коммуникативных универсальных учебных действий № п/ п Список обучающихся Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст) Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Уметь слушать и понимать речь других Выразительно читать и пересказывать текст Вступать в беседу на уроке и в жизни Уметь договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик) ИТОГ 35
I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 1 класс Развитие регулятивных универсальных учебных действий № п/п Список обучающихся Определять цель работы на уроке с помощью учителя Проговариват ь порядок действий на уроке Высказывать своё предположение (версию) Работать по предложенно му плану Давать оценку работе класса на уроке Отличать верно выполненное задание от выполненного неверно ИТОГ 36
I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч II I ч I V ч I ч II ч III ч I V ч I ч II ч III ч IV ч 1. С 2. С 3. Н 4. С 5. С 6. С 7. С 8. С 9. С 10. С 11. С 12. С 13. С 14. Н 15. В 16. С 17. С 18. Н 19. В 20. С 21. С 1 класс Развитие познавательных универсальных учебных действий 37
№ п/п Список обучающихся Отличать новое от уже известного с помощью учителя Ориентироватьс я в учебнике Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке Делать выводы на уроке вместе с учителем Сравнивать и группировать предметы Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему ИТОГ I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч I ч II ч III ч IV ч 1. С 2. С 3. С 4. В 5. С 6. В 7. С 8. С 9. В 10. С 11. С 12. С 13. С 14. С 15. В 16. С 17. С 18. Н 19. С 38
39
Приложение 4
Циклограмма мониторинга образовательных результатов
№ п/п Содержание диагностики Исполнитель Время проведения
Критерии оценивания личностных универсальных учебных действий
1. Уровень развития школьной мотивации Методика Лускановой Н.А. Психолог Октябрь Апрель 2. Уровень выраженности учебно- познавательного интереса Шкала Г.Ю.Ксендзовой Учитель нач. классов Октябрь Декабрь Апрель 3. Уровень дифференциации конвенциональных и моральных норм Анкета «Оцени поступок» по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004 Психолог Октябрь Апрель 4. Уровень развития самооценки Методика Щур В.Г. «Лесенка» Психолог Октябрь Апрель 40
5. Характер успеха/неуспеха Методика выявления характера успеха-неуспеха. Рекомендована в рамках реализации ФГОС. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А.Володарская и др.);под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Психолог Октябрь Апрель
Критерии оценивания регулятивных универсальных учебных действий
1. Уровень сформированности целеполагания Методика А.Г.Асмолова Учитель нач. классов Октябрь Декабрь Апрель 2. Уровень сформированности контроля Методика П.Я.Гальперина Учитель нач.классов Октябрь Декабрь Апрель 3. Уровень концентрации внимания, устойчивости и распределения внимания Методика «Корректурная проба» (кольца Ландольта) Психолог Сентябрь Май 4. Уровень развития оценки Методика А.Г.Асмолова Учитель нач.классов Октябрь Декабрь Апрель
Критерии оценивания познавательных универсальных учебных действий
1. Изучение общей ориентации детей в окружающем мире Методика Р.С.Немова Психолог Сентябрь Май 2 Умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, (особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки) Методика «Домик» Н.И.Гуткиной Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина Психолог Учитель нач. классов Сентябрь Декабрь Май 41
3.
Уровень развития памяти:
- зрительной; - слуховой; - комбинированной. Методика «Узнавание фигур» Т.Е. Рыбакова Психолог Сентябрь Май 4. Умение ребенка осуществлять кодирование с помощью символов, уровень развития способности к знаково-символическому моделированию Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) Психолог Сентябрь Май 7.
Уровень речевого развития:
- умение составлять рассказ по последовательным картинкам Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Бабушка и котенок». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение выделять звуки в начале, середине, конце слова Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Найди звук». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение грамотно строить предложение (согласование падежей, родов) Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Составь предложение». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - умение выразить пространственные отношения с помощью предлогов Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Предлоги». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май - уровень развития звукопроизношения и артикуляции Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Звуки». Учитель нач.кл./логопед Сентябрь Декабрь Май 8.
Уровень развития зрительно-

пространственного восприятие и

зрительно-моторных координаций
- умение дифференцировать различные фигуры, буквы, цифры, выделять их характерные признаки Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Одинаковые фигуры». Психолог Сентябрь Май 42
- умение классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Наложенные изображения». Психолог Сентябрь Май - умение копировать простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов Методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких. Задание «Срисуй фигуры». Психолог Сентябрь Май
Критерии оценивания коммуникативных универсальных учебных действий
1. Уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника Задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже Психолог Октябрь Апрель 2. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Задание «Рукавички» Г.А.Цукермана Психолог Октябрь Апрель 43

Литература
1. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС « Школа 2100) /А. А. Вахрушев, А.В. Горячев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова. – М.: Баласс, 2011. 2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и технология оценивания образовательных достижений (ОС « Школа 2100)/ Д. Данилов.- М.: Баласс, 2011. 3. «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». /Н.А. Федосова - Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год. 4. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»/ О. Б. Логинова, В.В. Фирсов, М.Р. Леонтьева - М.: Просвещение, 2008. 5. Материалы диагностики достижения планируемых результатов ФГОС в 1-ом классе: Методические рекомендации / Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко, И.В. Карпеева – Омск:БОУДПО «ИРООО»,2011. 44


В раздел образования