Автор: Трутнева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83 "Соколёнок" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "наблюдение за живой природой на прогулке -как метод развития любознательности
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей на тему:
«Наблюдения за живой природой на прогулке – как метод развития
любознательности детей и воспитания экологической культуры»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 83 «Соколёнок» г. Калуга
Трутнева И.Ю.
г. Калуга 2019
Для дошкольников любого возраста, самое главное в образовательном процессе это
наглядность, поэтому наблюдения на прогулке добавляют эмоциональности, ярких
впечатлений от увиденного в природной среде. Природа родного края – самая доступная
возможность для изучения животного и растительного мира и обладает большими
познавательными возможностями, повышающими интерес и особые впечатления у детей.
Общение с природой - это особый источник радости и детских открытий- это я успела
увидеть, наблюдая за ребятами, которые внимательно рассматривают то муравьиные
тропинки, то улиток, то разные виды жуков и с этими впечатлениями они идут к
воспитателю.
Чтобы поддержать интерес, можем подкреплять его интересными познавательными
беседами, цветовыми иллюстрациями, через загадывание загадок, чтение
природоведческих книг и литературных произведений поэтов и писателей: М.Пришвин, В.
Бианки, К. Паустовский, Г Скребицкий, Е Чарушин, С.Есенин, Л.Толстой и других
авторов и для этого можно собрать с помощью родителей небольшую библиотеку.
Изучая и наблюдая живую природу, воспитатель передаёт не только ценные знания о ней
, но и помогает развивать экологическую культуру, и это шаг к пониманию ребёнком
«Зачем нужно беречь и охранять природу?»
Еще один важный момент, я бы хотела выделить, что изучение природы родного края
вызывает чувства гордости, уважения и любви к малой родине, т. е. чувство патриотизма.
Ребёнок наблюдая учится логически мыслить, может потрогать и обнять ствол дерева,
понюхать цветы, взять в руки улитку и т.п.
Перед планированием темы наблюдения хорошо провести предварительную беседу,
прочитать рассказ, стихотворение, обсудить прочитанное, имея первичные знания дети
будут с большим интересом наблюдать изучаемый объект, ребятам легче строить выводы,
рассуждать, анализировать, устанавливать самостоятельно причинно-следственные связи,
и подталкивают ребёнка к поисково-исследовательской деятельности к изучаемому
объекту. Каждый воспитатель планируя наблюдения, и его задачи должен учитывать
возрастные особенности своих детей, самостоятельно определяет количество
познавательного материала, чем старше возраст, тем полнее и интереснее должен быть
дополнительный материал. Я много лет занимаюсь экологическим воспитанием, поэтому
познавательный материал собирала годами. Для себя четко спланировала план работы и
построила следующим образом. Весь материал распределила по темам.
Тема № 1 «Растительный мир родного края» в неё входят несколько подтем:
1. Общая тема: «Мир растений», мы говорим и наблюдаем разновидности растений - мхи,
лишайники, трава. Водоросли, деревья, кусты, цветы грибы, лекарственные растения.
2. «Деревья и кустарники» (как часть леса).
3. «Значение леса для человека».
4. «Грибы и ягоды».
5. «Лекарственные растения»
6. «Культурные растения- цветы на клумбе»
7. «Правила поведения в природе»
8. ОБЖ
На территории детского сада произрастает много разных видов растений, все они
представляют познавательный интерес. Их наблюдаем по сезонам, сравниваем форму
листьев, плодов у каждого дерева, ощупываем и трогаем ствол дерева,- ощупываем
мягкость мхов, гладкость или шероховатость ствола.
Иными словами Тема№ 1 позволяет планировать очень много разных и интересных
наблюдений у клумбы цветочной, на участке, в уголке дикой природы на территории сада.
И главное донести о пользе и важности охраны растений.
Тема № 2 « Птицы». Летом наблюдаем за перелётными птицами- ласточками и
стрижами, добавляя к теме беседы и о других представителях, которые нам в городе не
видны, но они обитают в лесу, у воды, на лугу. А наблюдая за «городскими», зимующими
птицами –видим весной как они строят свои гнёзда, наблюдая за гнездованием, подбираем
загадки, приметы о птицах, рассматриваем внешние особенности той или иной птицы.
Тема № 3 «Дождевые червяки» - очень интересная тема. Многие боятся их, а если
рассказать – почему их назвали «кольчатыми», в чём их польза и мы другое в
предварительной беседе, тогда наблюдение на прогулке за земляными холмиками,
появившимися после дождя, будет интереснее.
Тема№ 4 «Насекомые». Спасибо, что природа летом щедро знакомит нас с ними. Знания
о насекомых предостерегают от некоторых опасностях, дети предусмотрительнее
становятся и не станут руками ловить и трогать пч1л, осу, шмеля., шершня. Наблюдая за
разными насекомыми учатся находить общие сходства для всех (4 крыла, 6 ног), различия,
во внешности, способах их передвижения, окраски, как строят «дома» и т.п.
Тема№ 5 «Слизняки улитки» Наблюдения за головоногими хорошо планировать в
сырую , влажную погоду.
Тема № 6 «Животный мир» к сожалению наблюдения за дикими животными
невозможны в городе, поэтому мы провести можем беседы с наглядным материалам и
просим детей провести наблюдения самостоятельно – в лесу, в деревне, за городом.
Сейчас и в городе можно встретить ежа, летучую мышь, даже, а вдоль дорог к трассам
выбегают часто дикие звери и к деревенским домам.
А вот с малышами проводили «наблюдения» за кошками и собаками, рассмотреть – чем
покрыты, сколько лап у зверей . Эти первичные знакомства всегда радуют малышей.
Тема № 7 «Рыбы».
Наблюдения также возможны во время загородных прогулок с родителями, что
способствует обоюдному времяпровождению. Я представила вам приблизительные темы
наблюдений за живой природой. Чтобы ответить на любой вопрос ребёнка, мы должны
сами знакомиться с познавательной литературой, статьями о природе из журналов.
Для привлечения внимания к наблюдениям мы используем:
1.
Игровую проблемную ситуацию.
2.
Используем персонаж, как развлекательный момент, который предлагает
увлекательное задание.
3.
Сюрпризный момент
4.
4Загадки
5.
Проводим беседу с поисковым вопросом
6.
Привлекаем личный опыт ребят.
Системные знания о пользе живой природы, её красоте, о правилах поведения в природе,
исследовательская работа, развивают познавательный интерес, расширяют кругозор,
развивают любознательность, связную речь, воспитывают бережное отношение к
окружающему миру.