Напоминание

"наблюдение за живой природой на прогулке -как метод развития любознательности


Автор: Трутнева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83 "Соколёнок" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "наблюдение за живой природой на прогулке -как метод развития любознательности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей на тему:

«Наблюдения за живой природой на прогулке – как метод развития

любознательности детей и воспитания экологической культуры»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 83 «Соколёнок» г. Калуга

Трутнева И.Ю.

г. Калуга 2019

Для дошкольников любого возраста, самое главное в образовательном процессе это

наглядность, поэтому наблюдения на прогулке добавляют эмоциональности, ярких

впечатлений от увиденного в природной среде. Природа родного края – самая доступная

возможность для изучения животного и растительного мира и обладает большими

познавательными возможностями, повышающими интерес и особые впечатления у детей.

Общение с природой - это особый источник радости и детских открытий- это я успела

увидеть, наблюдая за ребятами, которые внимательно рассматривают то муравьиные

тропинки, то улиток, то разные виды жуков и с этими впечатлениями они идут к

воспитателю.

Чтобы поддержать интерес, можем подкреплять его интересными познавательными

беседами, цветовыми иллюстрациями, через загадывание загадок, чтение

природоведческих книг и литературных произведений поэтов и писателей: М.Пришвин, В.

Бианки, К. Паустовский, Г Скребицкий, Е Чарушин, С.Есенин, Л.Толстой и других

авторов и для этого можно собрать с помощью родителей небольшую библиотеку.

Изучая и наблюдая живую природу, воспитатель передаёт не только ценные знания о ней

, но и помогает развивать экологическую культуру, и это шаг к пониманию ребёнком

«Зачем нужно беречь и охранять природу?»

Еще один важный момент, я бы хотела выделить, что изучение природы родного края

вызывает чувства гордости, уважения и любви к малой родине, т. е. чувство патриотизма.

Ребёнок наблюдая учится логически мыслить, может потрогать и обнять ствол дерева,

понюхать цветы, взять в руки улитку и т.п.

Перед планированием темы наблюдения хорошо провести предварительную беседу,

прочитать рассказ, стихотворение, обсудить прочитанное, имея первичные знания дети

будут с большим интересом наблюдать изучаемый объект, ребятам легче строить выводы,

рассуждать, анализировать, устанавливать самостоятельно причинно-следственные связи,

и подталкивают ребёнка к поисково-исследовательской деятельности к изучаемому

объекту. Каждый воспитатель планируя наблюдения, и его задачи должен учитывать

возрастные особенности своих детей, самостоятельно определяет количество

познавательного материала, чем старше возраст, тем полнее и интереснее должен быть

дополнительный материал. Я много лет занимаюсь экологическим воспитанием, поэтому

познавательный материал собирала годами. Для себя четко спланировала план работы и

построила следующим образом. Весь материал распределила по темам.

Тема № 1 «Растительный мир родного края» в неё входят несколько подтем:

1. Общая тема: «Мир растений», мы говорим и наблюдаем разновидности растений - мхи,

лишайники, трава. Водоросли, деревья, кусты, цветы грибы, лекарственные растения.

2. «Деревья и кустарники» (как часть леса).

3. «Значение леса для человека».

4. «Грибы и ягоды».

5. «Лекарственные растения»

6. «Культурные растения- цветы на клумбе»

7. «Правила поведения в природе»

8. ОБЖ

На территории детского сада произрастает много разных видов растений, все они

представляют познавательный интерес. Их наблюдаем по сезонам, сравниваем форму

листьев, плодов у каждого дерева, ощупываем и трогаем ствол дерева,- ощупываем

мягкость мхов, гладкость или шероховатость ствола.

Иными словами Тема№ 1 позволяет планировать очень много разных и интересных

наблюдений у клумбы цветочной, на участке, в уголке дикой природы на территории сада.

И главное донести о пользе и важности охраны растений.

Тема № 2 « Птицы». Летом наблюдаем за перелётными птицами- ласточками и

стрижами, добавляя к теме беседы и о других представителях, которые нам в городе не

видны, но они обитают в лесу, у воды, на лугу. А наблюдая за «городскими», зимующими

птицами –видим весной как они строят свои гнёзда, наблюдая за гнездованием, подбираем

загадки, приметы о птицах, рассматриваем внешние особенности той или иной птицы.

Тема № 3 «Дождевые червяки» - очень интересная тема. Многие боятся их, а если

рассказать – почему их назвали «кольчатыми», в чём их польза и мы другое в

предварительной беседе, тогда наблюдение на прогулке за земляными холмиками,

появившимися после дождя, будет интереснее.

Тема№ 4 «Насекомые». Спасибо, что природа летом щедро знакомит нас с ними. Знания

о насекомых предостерегают от некоторых опасностях, дети предусмотрительнее

становятся и не станут руками ловить и трогать пч1л, осу, шмеля., шершня. Наблюдая за

разными насекомыми учатся находить общие сходства для всех (4 крыла, 6 ног), различия,

во внешности, способах их передвижения, окраски, как строят «дома» и т.п.

Тема№ 5 «Слизняки улитки» Наблюдения за головоногими хорошо планировать в

сырую , влажную погоду.

Тема № 6 «Животный мир» к сожалению наблюдения за дикими животными

невозможны в городе, поэтому мы провести можем беседы с наглядным материалам и

просим детей провести наблюдения самостоятельно – в лесу, в деревне, за городом.

Сейчас и в городе можно встретить ежа, летучую мышь, даже, а вдоль дорог к трассам

выбегают часто дикие звери и к деревенским домам.

А вот с малышами проводили «наблюдения» за кошками и собаками, рассмотреть – чем

покрыты, сколько лап у зверей . Эти первичные знакомства всегда радуют малышей.

Тема № 7 «Рыбы».

Наблюдения также возможны во время загородных прогулок с родителями, что

способствует обоюдному времяпровождению. Я представила вам приблизительные темы

наблюдений за живой природой. Чтобы ответить на любой вопрос ребёнка, мы должны

сами знакомиться с познавательной литературой, статьями о природе из журналов.

Для привлечения внимания к наблюдениям мы используем:

1.

Игровую проблемную ситуацию.

2.

Используем персонаж, как развлекательный момент, который предлагает

увлекательное задание.

3.

Сюрпризный момент

4.

4Загадки

5.

Проводим беседу с поисковым вопросом

6.

Привлекаем личный опыт ребят.

Системные знания о пользе живой природы, её красоте, о правилах поведения в природе,

исследовательская работа, развивают познавательный интерес, расширяют кругозор,

развивают любознательность, связную речь, воспитывают бережное отношение к

окружающему миру.



В раздел образования