Напоминание

"Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения"


Автор: Корочкова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа№8"
Населённый пункт: г.о. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




«Мотивационные формы учебной активности, как условие

повышения качества обучения»

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без

напоминаний садится за домашнее задание, активен на

уроках, с интересом учится,- мечта всех родителей и конечно

учителей.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по – разному

пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как

сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать

познавательную активность ученика?

Однако для учащихся характерна разная степень или

интенсивность познания. Поэтому учителю важно определить

пути и методы стимулирования, знать какие стимулы

приветствуются учениками.

Всю эту работу учителя начальных классов начинают с 1

класса.

Проанализировав психолого-педагогические особенности

учащихся, изучив результаты диагностики школьной

мотивации, определила основные пути стимулирования по

активизации у детей познавательной деятельности. Класс

разбила на группы для организации совместной учебной

деятельности, для групповой работы на уроке. Детям

объясняю, что так вам легче будет работать, и что группы

подвижны. Вопросов практически не возникает.

Первая группа – это учащиеся с активным отношением к

познавательной деятельности. Такие ученики систематически

выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те

формы работы, которые предлагает учитель. Они достаточно

осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием

включаются в учебную деятельность, часто предлагают

оригинальные пути решения, работают преимущественно

самостоятельно.

Вторая группа – дети со средним уровнем развития.

Основная задача работы с такими учениками, создание

психологической предпосылки для перехода на более высокий

познавательный уровень.

Третья группа – дети ниже среднего уровня развития.

У большинства учащихся познавательная активность

появляется только в определенных учебных ситуациях,

связанных с интересной темой урока или необычными

приемами преподавания. Включение их в деятельность

связано с эмоциональной привлекательностью и не

подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Для

этих учащихся важную роль играет, эмоциональная

поддержка и создание интеллектуальной атмосферы, а именно

создание ситуаций различного характера: успеха,

увлеченности темой; познавательные игры, соревнования,

задания с интересным содержанием, использование

индивидуальных и групповых форм работы.

Четвертая группа – это ученики с низким уровнем

познавательной активности. Как правило, они пассивны, с

трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного

управления со стороны учителя. При восприятии учебной

задачи, эти учащиеся не проявляют заинтересованности,

готовности включиться в работу. Не приступают к выполнению

заданий без подсказки или напоминания учителя,

одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить

предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать

собственное решение.

Работая с такими детьми, учитель должен помнить о том, что

они медленно включаются в работу, их активность возрастает

постепенно, а поэтому стимулирующий фактор – это

обеспечение и поддержание доброжелательных отношений.

Основными приемами, помогающими наладить эти отношения,

является обращение к ученику только по имени, похвала,

одобрение, ласковый тон.

Как развить познавательный интерес учеников к предмету?

Какие приемы эффективны для активизации познавательной

деятельности?

1. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес,

необходимо развивать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Огромную роль в

достижении этого успеха играет подбор специальных заданий,

которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий

подход, воображение, фантазию, мечту. Создание проблемных

ситуаций, постановка и решение проблемных вопросов.

2. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ создаёт заинтересованность, а от

степени заинтересованности часто зависит и характер

внимания ученика на уроке, его активность. Развитие

заинтересованности – это постепенный переход от работы по

образцам к более сложной, требующей применения умений и

навыков, например пользования словарями, справочниками на

уроках русского языка.

3. Реализация индивидуально –дифференцированного

подхода к учащимся, организация групповой деятельности

школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в

группах сменного состава).Этот приём хорошо работает при

разработки системы творческих классных и домашних

заданий, рассчитанных на кратковременное или

долговременное выполнение. Здесь необходимы

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ. Например, д/з по литературному

чтению, по окружающему миру дети получают по группам, так

как в 3-4 классах тексты большие + вопросы по содержанию,

а часов всё меньше и меньше. Ведь кроме чтения текста, ещё

нужно пересказать, ответить на ряд вопросов, нарисовать

рисунок, провести причинно – следственные связи ну т.д. Я

точно знаю, что дети 3- 4 группы со всем д/з не справятся.

Каждая группа получает своё заданиё: 1- пересказ и

высказать своё мнение к поступкам персонажей, 2-краткий

пересказ и ответы на вопросы, 3- пересказ понравившего

отрывка и ответ на 5 вопрос, 4- нарисовать рисунок к

понравившему отрывку и рассказать, что изображено.

Здесь, ученики точно должны знать, что если они выполнят

задание в полном объёме и рекомендуемым способом, то их

ответ будет успешным. Поэтому, каждый урок оговаривается,

что и как следует подготовить дома. Считаю, что это самый

простой способ для создания СИТУАЦИИ УСПЕХА, также

необходимо обеспечить у учеников ощущения продвижения

вперед, переживание успеха в деятельность, для чего

необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий

и заслуженно оценивать результат.

Широкие возможности для повышения мотивации к обучению

и формированию основ знаний и навыков открывает

исследовательская работа. Учащиеся, имеющие высокую

мотивацию к обучению, серьёзнее относятся к усвоению

учебного материала, пользуются разными источниками и

справочными материалами.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников,

тем интереснее ему работать. Как можно осуществлять более

частую проверку знаний? Мы делаем это так: работа в парах с

взаимопроверкой, оценку ставят с помощью «сигнальных

кружков» на полях, рассказ домашнего задания друг другу,

хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик

работает у доски, классу даётся задание- внимательно

послушать и оценить ответ. (Дети ответственно к этому

подходят и порой бывает очень трудно переубедить в том, что

оценку нужно поставить выше, они замечают малейшие

ошибки): метод «закрытой » доски – ученик работает за

отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с

классом и т.д. Каждая работа должна быть проверена и

прослушана, т.е. организован непрерывный контроль

результатов работы учащихся.

5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не

вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но

посильным, использовать все возможные учебные материалы

для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы,

активизировать самостоятельное мышление. Организовать

сотрудничество на уроке, взаимопомощь, самому правильно

строить отношения с учениками, быть заинтересованными в их

успехах, иметь авторитет; Видеть индивидуальность каждого

ученика, стимулировать каждого, опираясь на уже имеющиеся

у ученика мотивы.



В раздел образования