Напоминание

Беседы по картинкам как средство речевого развития детей дошкольного возраста"


Автор: Виноградова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: поселок Володарский
Наименование материала: статья
Тема: Беседы по картинкам как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья.

«Беседы по картинкам как средство речевого развития детей

дошкольного возраста».

Составитель: воспитатель

Виноградова Юлия Викторовна

Санкт-Петербург

2019

Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к

школе. Решая эту задачу, воспитатель продумывает организацию речевой среды

детей

через

опосредованные

способы

познания

мира.

Чтение

книг,

рассматривание

картин

и

предметов,

наблюдение

за

объектами

природы

обеспечивают

наиболее

оптимальное

общение

детей

со

взрослыми

и

сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать

их, сообщать о своих впечатлениях – осваивают уроки культуры общения.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке, как

предметной,

так

и

сюжетной,

знакомой

или

малознакомой.

Воспитатель

использует

разные

виды

работы

с

картинкой:

рассматривание,

беседы,

составление рассказов.

Диалог по картине способствует:

- закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы;

- пополнению, уточнению, активизации словарного запаса;

- развитию памяти и внимания;

- совершенствованию словесно – логического мышления;

- формированию фонетической стороны речи;

- приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами;

- развитию понимания смысла и содержания картин;

- формированию объяснительной и доказательной речи;

- конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах;

- закреплению умения ориентироваться в пространстве и так далее.

Использование

диалогов

по

знакомой

картинке

способствует

не

только

речевому, но также социально – эмоциональному развитию ребенка. Беседа

предоставляет ему возможность реализовать свои знания и представления об

окружающем путем высказывания собственного мнения.

Давая

ребенку

картинку

для

ознакомления

и

первичного

рассматривания,

воспитатель направляет его внимание на определение главных предметов, их

свойств,

признаков,

на

установление

связей

между

изображенными

предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая

беседа,

которая

расширяет

возможности

речевого

общения

ребенка

со

взрослым.

Это

такая

вопросно

ответная

система

разговора,

в

результате

которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться.

Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы

является доминирующей.

Творческий

подход

к

такому

виду

речевого

общения

предполагает

использование разных приемов:

-

намеренное

допущение

ошибки

в

высказывании

воспитателя

об

изображенном;

- высказывание взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ;

- сравнение предметов, изображенных на картинке;

- включение в речь разных форм одного и того же слова.

В зависимости от возраста детей различается и характер вопросов. Чем чаще в

ходе диалога используются такие формы вопросов , как: «Что ты думаешь про

это?», «А ты как считаешь?», «Интересно, а что ты скажешь?», «Ты меня

хочешь о чем-то спросить? Спрашивай,» - тем активнее ребенок вступает в

контакт со взрослым.

Несомненно, интересными будут диалоги с включением загадок, элементов

словесных дидактических игр и упражнений разного характера, таких как:

«Скажи наоборот», «Назови детенышей», «Подбери слова – родственники»,

«Продолжи предложение».

Итак,

диалог

по

картинке

способствует

закреплению

навыков

ведения

индивидуальной и групповой беседы, пониманию, уточнению и активизации

словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесно –

логического

мышления,

формированию

фонетической

стороны

речи

и

так

далее.



В раздел образования