Автор: Маслова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет СП "Детский сад "Мишутка"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Рощинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по ПДД "В гости к Светофору".
Раздел: дошкольное образование
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по ПДД
«
В гости к Светофору».
Вид деятельности: познавательно - исследовательская деятельность (ребёнок
и окружающий мир)
Тема: «В гости к Светофору».
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное
развитие», « Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».
Задачи:
1. - Закрепить у детей знания правил дорожного движения, сигналов
светофора, обозначение некоторых дорожных знаков.;
- Закрепить знания видов транспорта и их назначения; формировать навык
ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.
2. - Развивать навыки умения владеть речью, как средством общения и
культуры; обогащать активный словарь названиями знаков:
предупреждающие, знаки сервиса, информационные, запрещающие.
-Способствовать формированию мыслительных операций, умению
аргументировать свои высказывания;
3.
-
Воспитывать
эмоционально-
ценностное
отношение
и
интерес
к
познанию, положительную мотивацию к обучению через межличностные
отношения;
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- Сформировать условия для получения новых впечатлений.
4. - Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику;
- Развивать двигательную активность.
5.- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приёмы:
-практические: спортивные упражнение, строительство пешеходного
перехода, разгадывание кроссворда, Д.игра «Разложи транспорт по видам»,
«Собери знак».
-наглядные: иллюстрации с видами транспорта, картинки дорожных знаков.
-словесные: беседа, объяснение, вопросы, ответы детей, рассуждения.
Материалы и оборудование: макет пгт Рощинский, картинки дорожных
знаков, картинки транспорта, светофор, полоски для пешеходной дорожки,
картинки регулировщика, презентация для д.и «Посмотри и опиши» и
«Четвёртый лишний», музыкальное сопровождение, сундуки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Музыкальная физминутка, произвольный танец под музыку
«», спортивные упражнения
Игровая
Игра с правилами «Небылицы», д.и «Четвёртый лишний»,
д.и. «Посмотри и опиши», д.и. «Собери знак», «Разложи
транспорт по видам».
Познавательно-
исследовательская
Решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда.
Коммуникативная
Беседа о правилах ПДД, дорожных знаках, вопросы, ответы,
обсуждение, выполнения заданий.
Музыкальная
Танец под песню «».
Трудовая
Строительство пешеходной дорожки.
Ход
1.
Дети заходят в зал под музыку из к.ф. «Берегись автомобиля»,
здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости. Но, чтобы
узнать к кому мы пойдём, вам нужно разгадать кроссворд, и в красном
прямоугольнике прочитать зашифрованное слово.
Разгадывание кроссворда
1.Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. (Шоссе)
2.Спозаранку за окошком стук, и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам, ходят яркие дома. (Трамвай).
3.Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик)
4.Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их
руками. (Троллейбус).
5. Место пересечения дорог. (Перекрёсток)
6.«Глаза у автомобиля» (Фары)
7.Участник дорожного движения, передвигающийся пешком. (Пешеход)
8.Дорога для пешеходов, идущая вдоль проезжей части. ( Тротуар)
Воспитатель: Давайте
прочитаем
зашифрованное
слово. (СВЕТОФОР).
Правильно, мы пойдём в гости к светофору, но прийти мы к нему сможем,
только если справимся со всеми его заданиями. А для этого мы должны
хорошо знать правила дорожного движения и запомнить некоторые дорожные
знаки.
Воспитатель:
Знаете
ли
вы,
для
чего
нужен
светофор? (Он
управляет
движением автомобилей и пешеходов с помощью световых сигналов)
Первый светофор был похож на круглые часы с тремя секторами: красным,
жёлтым и зелёным. Возле него постоянно находился регулировщик, который
вручную переводил стрелку на сектор с нужным цветом.
На улице есть светофоры и для пешеходов. У них только два световых
сигнала: красный и зелёный. На световых табло изображены человечки-
пешеходы. Красный человечек стоит, а зелёный-идёт.
2.
Воспитатель: А теперь, нам пора отправляться в путь. Вы готовы? Мы с
вами находимся на проезжей части.
Воспитатель с детьми доходят до «проезжей части», останавливаются
возле дорожного знака «Пешеходный переход».
- Знаком ли вам этот знак?
- Что он обозначает? (Этот знак показывает водителю, что недалеко есть
наземный пешеходный переход)
- Можем ли мы здесь переходить дорогу?
-Да, но что-то здесь не так. ( Нет пешеходного перехода, зебры). Что же нам
делать?
(Дети делают из полосок разметку)
-
Теперь
мы
можем
спокойно
переходить
дорогу,
но
всё
равно
быть
внимательными.
Ребёнок 1: Запомни хороший и добрый совет:
Когда светофора-помощника нет,
Трижды предельно внимательным будь,
Если один отправляешься в путь!
Ребёнок 2: Вот мостовая перед тобой.
На тротуаре немного постой.
Налево сначала ты посмотри
И- если свободна дорога-иди!
Ребёнок 3: До середины дойдя мостовой,
Остановись, если нужно-постой!
Если и справа свободен проход,
То в безопасности ты, пешеход!
1задание: Д.и. « Разложи транспорт по видам».
Первое, что мы увидели, оказавшись на оживленной улице это … (побуждает
детей к ответу: автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи).
Воспитатель. Назовите все перечисленное, одним словом.
Дети. Транспорт.
Воспитатель. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, воздушный,
водный, подземный, подводный)
(На столе лежат картинки с изображением транспорта: самолёт, корабль,
прямоугольный автобус, легковой автомобиль)
Воспитатель: Задание написано на картинке с изображением транспорта.
Этот транспорт не прямоугольной формы, не воздушный и не водный. (дети
берут
картинку
с
изображением
легкового
автомобиля,
на
нём
написано
задание.)
Задача: (На мольберте схематично изображены виды транспорта (небо с
облаками, дорога, вода), на столе картинки с изображением транспорта и с
изображением
коляски.
Дети
должны
разобрать
картинки
по
видам
транспорта, заметив, что коляска не является транспортным средством).
Воспитатель:
Молодцы,
вы
справились
с
этим
заданием.
Отправляемся
дальше.
Воспитатель с детьми продолжают путь, доходят до «проезжей части»,
останавливаются возле дорожного знака «Подземный переход».
- Что обозначает этот знак?
- Что такое подземный переход? (тоннель под проезжей частью)
- Для кого необходим такой переход? (только для пешеходов)
Воспитатель с детьми проходят импровизированный подземный переход.
2 задание: « Посмотри и опиши»
( включается запись визг тормозов)
Мне, кажется, на соседней улице что-то произошло. Давайте посмотрим.
Показ слайдов с различными ситуациями на дороге.
Задача: описать ситуации, где пешеходы или водители нарушают правила
дорожного движения.
Воспитатель: Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель:
Молодцы,
вы
справились
с
этим
заданием.
Отправляемся
дальше.
Воспитатель с детьми продолжают путь, доходят до «проезжей части»,
останавливаются возле дорожного знака «Надземный переход».
- Что обозначает этот знак? (надземный переход).
- Что значит надземный переход? (мостик над проезжей частью).
-
Почему
пешеходный
переход
назвали
надземный? (
Потому
что
он
расположен над землей).
Воспитатель с детьми проходят импровизированный надземный переход.
3 задание: « Собери знак».
(На столе лежат знаки: пункт питания, въезд запрещён, дорожные работы,
дети.
Задание
написано
на
изображении
дорожного
знака.
Этот
знак
не
треугольной формы и не знак сервиса. Дети берут знак «въезд запрещён»,
рассказывают,
что
он
обозначает
и
к
каким
знакам
относится.
Читают
задание.)
Задача: Собрать из частей дорожный знак и рассказать о нём. (пункт первой
медицинской
помощи,
движение
пешеходам
запрещено,
место
остановки
автобуса или троллейбуса, дети.).
Дети
на
мольберте
собирают
знаки.
Два
знака
для
девочек,
два
для
мальчиков.
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. А теперь давайте закрепим
наши знания и поиграем в игру « Четвёртый лишний»
4 задание: Д.и. «Четвёртый лишний». На экране картинки с изображением
знаков. Дети называют лишний знак.
Воспитатель:
Молодцы,
вы
справились
с
этим
заданием.
Отправляемся
дальше.
5 задание: Музыкальная пауза
Воспитатель: Мы пришли к автобусной остановке. А знака нет. Давайте его
найдём и узнаем следующее задание.
(На знаке изображён скрипичный ключ-музыкальная пауза).
Воспитатель:- Ребята, мы с вами знаем, что в гости идут с подарками. У нас
тоже есть подарок для светофора. Вы с родителями сделали макет нашего
городка. Давайте расставим на нём знаки, в положенных местах, которые мы
с вами сделали сами и подарим этот макет нашему другу –светофору.
Дети
расставляют
знаки:
пункт
первой
медицинской
помощи,
пункт
питания, гостиница, пешеходного перехода, дети, расставляют машины в
противоположных направлениях и говорят о двустороннем движении.
Ребёнок читает стихотворение Я. Пишумова:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву назвать букварём,
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Воспитатель:
Молодцы,
ребята.
Отправляемся
дальше.
Но
как
же
нам
перейти дорогу? Здесь нет пешеходной дорожки и знаков. Кто нам в этом
может помочь? (Регулировщик)
Дети объясняют положение регулировщика и переходят через дорогу.
А вот и светофор нас встречает.
3.
Рефлексия: Дети
здороваются
со
светофором,
рассказывают,
какие
задания они выполняли.
- разгадали кроссворд, ответив правильно на вопросы;
- разложили транспорт по видам;
-собрали знаки
- расставили знаки на макете
- объяснили ситуации.
Итог: Светофор благодарит детей за подарок и дарит им раскраски, которые
находятся в одном из трёх сундучков.
( подарок не в синем сундучке и не в круглом. Дети открывают сундучок на
котором изображён светофор, достают раскраски.)
Дети прощаются со светофором и обещают всегда соблюдать ПДД.