Напоминание

Развитие творческих способностей посредством ручного труда детей старшего дошкольного возраста


Автор: Свяжина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-Детский сад №536
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: авторская программа
Тема: Развитие творческих способностей посредством ручного труда детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для

этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Проблема

человеческих

способностей

вызывала

огромный

интерес

людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой

потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами

собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные

открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся

человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху

научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И

она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,

гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,

творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот

факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет,

а

все

большая

часть

исполнительской

деятельности

перекладывается

на

машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека

следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их

развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь

все

культурные

ценности,

накопленные

человечеством

результат

творческой

деятельности

людей.

И

то,

насколько

продвинется

вперед

1

человеческое

общество

в

будущем,

будет

определяться

творческим

потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования

во

всех

сферах

российского

общества,

ускорение

темпов

научно-технического

и

социального

прогресса

актуализируют

потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и

стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не

формируется

сам

по

себе,

спонтанно;

развитие

его

должно

быть

перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Пояснительная записка

2

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается

первостепенность

решения

задач,

направленных

на

создание

творческой

атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции

указывают,

что

ребенок,

прежде

всего,

приобщается

к

вечным

общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у

него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как

самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к

преодолению

трудностей,

а

также

потребность

в

активном

освоении

и

созидательном преобразовании окружающей действительности

Педагогический опыт представлен в форме программы, где освещена

поэтапность

реализации

данного

опыта,

проанализированы

результаты,

сделаны выводы и разработаны рекомендации.

Программа разрабатывалась с учетом Закона об Образовании РФ (от

29.12.2012г.), ФГОС ДО на основе программы «Детство» Т.И, Бабаева, А.Г.

Гогоберидзе.

Новизна.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих

способностей, по мнению Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой,

Г. Н. Пантелеева, Е. А. Флериной и др., является выполнение творческих

заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и

навыки

для

решения

новых

познавательных

задач.

Между

тем

в

теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и

не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам

художественного труда.

В специальной и учебно-методической литературе (Ю. И. Дорогов, А.

В.

Козлина,

И.

М.

Петрова,

Н.

А.

Смотрова,

С.

В.

Соколова,

Е.

Е.

Цамуталина)

достаточно

подробно

представлена

тематика

и

содержание

3

занятий

по

ручному

труду

для

дошкольников.

Тем

не

менее,

процесс

обучения

данному

виду

деятельности

зачастую

рассматривается

с

точки

зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми,

конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание

на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка (З.

А. Богатеева, О.В. Дыбина, М. А. Васильева, Э. К. Гульянц, Г. И. Долженко,

В. Г. Нечаева и др.) .

В

последнее

десятилетие

все

более

актуальным

становится

использование интегративных принципов организации освоения содержания

образования

(Т.

С.

Комарова,

Н.

М.

Конышева,

М.

В.

Крулехт,

Н.

А.

Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию

детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и

их

активизации

в

разных

видах

творческой

художественно-эстетической

деятельности. Ручной труд является концептуальной основой интеграции.

Ручной труд может быть органично объединен с образовательными

областями

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое

развитие»,

а

также

с

игровой,

театрализованной

и

другими

видами

деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга

воспитательных,

развивающих

и

дидактических

задач.

В

то

же

время,

несмотря

на

важность

интегративного

подхода,

данное

направление

в

научных исследованиях представлено не в полной мере.

Цель: Развивать

познавательные,

конструктивные,

творческие

и

художественные

способности

в

процессе

создания

образов,

используя

систему игр и игровых упражнений.

4

Руководствуясь личностно – ориентированным подходом в воспитании

творчески активной личности ребенка, педагог предусматривает решение

следующих задач:

* Развитие творческих способностей у детей умения видеть необычное в

обычных предметах;

* Развитие оригинальности подхода к решению задач, умения свободно

ориентироваться в окружающем мире;

*

Обучение

детей

различным

приемам

преобразования

бумаги,

ткани,

природного и бросового материалов.

* Побуждение детей к художественному творчеству, путем постановки

разнообразных

творческих

заданий,

предлагающих

выход

на

самостоятельные решения.

*

Создание

содержательно

насыщенной

развивающей

среды,

трансформируемой и полифункциональной, вариативной, основывающей

на принципах доступности и безопасности.

*

Установление

партнерских

взаимоотношений

между

педагогом,

ребенком и родителем,

позволяющих создать атмосферу увлеченности

эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка.

* Формирование умений и навыков работы с различными материалами и

инструментами,

совершенствование

мелкой

моторики

рук,

воспитание

аккуратности, самостоятельности ,доводить начатое дело до конца.

Основные принципы построения и реализации программы:

1.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

2.

Системность

в

отборе

и

предоставлении

образовательного

материала, интеграция задач интеллектуально – познавательного,

5

художественно

эстетического,

социального

р а з в и т и я

дошкольников и обогащения содержания образования.

3.

Деятельностный

подход

к

организации

образования,

включение

познавательного

компонента

в

разнообразные

виды

и

формы

организации детской деятельности.

4.

Сочетание наглядных и эмоционально образовательных технологий

обучения.

5.

Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в

силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация

творческих

задач

достигается

путем

использования

в

работе

активных методов и форм обучения.

Методы

и

приемы:

игровой,

беседа,

познавательный

рассказ,

использование

художественного

слова,

музыкальных

произведений,

создание

игровых

и

проблемных

ситуаций,

использование

схем-

моделей, экспериментирования, обсуждение результатов.

Условия для НОД.

1.

Необходимый

материал

для

выполнения

поделок

(бумага,

картон,

природный материал, вата, крупы, пластилин и т.д).

2.

Подбор

литературно

художественного

материала

(стихи,

загадки,

пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3.

Подбор музыкальных произведений, для сопровождения творческой

деятельности детей.

6

4.

Составление картотеки дидактических, пальчиковых игр, физ. минуток.

5.

Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда в

семье,

папки

раскладушки,

консультации,

мастер

-

классы,

родительские встречи.

6.

Подбор

специальных

игр

и

игровых

упражнений

для

развития

творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в

условиях

той

или

иной

деятельности

при

овладении

общественно

выработанными

ее

средствами

(Б.

Г.

Ананьев,

C.J1.

Рубинштейн,

М.

Н.

Скаткин).

Однако

наилучшим

образом

этому

способствует

практическая

деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М.

Конышева,

T.B.

Куцакова,

T.B.

Пантелеева,

Д.

В.

Сергеева

и

др.).

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков

кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает

потребностям,

интересам

и

возможностям

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Такая

работа

благодаря

своей

доступности,

высокой

результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно

реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный

продукт.

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-

синтетического

склада

мышления,

речи,

памяти,

внимания,

воображения,

совершенствования

познавательных

и

художественно-конструктивных

способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение

более

сложным

учебным

материалом.

Самобытная

деятельность

ребенка,

приводящая

к

созданию

субъективно

нового

продукта,

является

первым

этапом присвоения социально-культурного опыта (А. В. Брушлинский, В. Т.

7

Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, залогом успешного применения

сформированных

знаний,

умений

и

навыков

в

любой

из

сфер

«прогрессивной» действительности (И. Я. Лернер) .

В процессе занятий

художественным ручным трудом у детей старшего

дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются

творческие

способности

и

положительно

–эмоциональное

восприятие

окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе

ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.

При

организации

совместной

деятельности

педагога

с

детьми

и

самостоятельной

деятельности

детей

предлагается

форма

организации

художественного

труда

в

мини-группах,

что

способствует

приобщению

старших

дошкольников

к

художественному

труду,

предоставлению

детям

свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки

индивидуального стиля и темпа деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Это

определяется

значительным

ростом

физических

возможностей,

особенно

активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической

позиции

и

желанием

проявить

свою

индивидуальность

и

творческие

способности.

Продолжительность реализации программы 1 год. Предусматривается

работа с детьми 5-6 лет, НОД проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32

занятия

в

год).

Дни

занятий

выбираются

в

соответствии

с

расписанием

непосредственно

образовательной

деятельности

и

в

соответствии

с

требованиями СанПиН. Гибкая форма организации детского художественного

труда

в

досуговой

деятельности

позволяет

учитывать

индивидуальные

особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные

8

факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает

работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить

пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия

напряжения

-

физминутки.

Формы

проведения

занятий

различны.

Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми,

рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические

занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное

изготовление

изделий,

вручение

готовых

работ

родителям,

малышам

в

качестве подарков.

После

проведения

каждого

этапа

работы

предполагается

выявление

и

осознание

ребенком

своих

творческих

способностей,

овладение

детьми

определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых

и специальных умений, способов самоконтроля.

В конце учебного года дети старшего возраста могут:

владеть и использовать различные приемы преобразования бумаги,

ткани, природного и бросового материалов;

использовать умения видеть необычное в обычных предметах;

видеть образ в природном материале, составлять образ из частей;

использовать для закрепления частей клей, пластилин;

творчески дополнять изображение деталями;

замысливать образ, отбирать самостоятельно средства

выразительности, способы создания изображения, планировать работу;

работать вдвоём, втроём дружно;

испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и

работы товарищей;

9

проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом,

детский сад, дарить близким, вносить его в игры и т.п.

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь:

– совершенствовать окружающие предметы путём составления, соединения

различных частей;

– использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы:

проволоку, пластилин, нитки, клей и т.д.;

– освоить способ работы различными инструментами: ножницами, иголками,

шилом, линейкой и др.;

– планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при

коллективном творчестве;

– освоить способы конструирования из различных бросовых материалов:

спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др.

-

владеть

элементарными

трудовыми

умениями

при

работе

с

бумагой,

картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать

по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами

(ножницами, иголкой).

- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения

замысла;

- разрезать бумагу по нанесенным меткам;

- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и

кругового скатывания;

- вдевать нитку, тесьму в иголку;

- изготовлять поделки из природного материала;

- использовать пооперационные карты.

10

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так

как дети осваивают основы ручного труда.

В конце учебного года дети старшего возраста (2 период обучения) могут:

- переводить рисунок на бумагу, картон;

- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на

демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму) ;

- использовать пооперационные карты;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,

- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи

(изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество;

- реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

-

владеть

умениями,

обеспечивающими

культуру

труда

на

всех

этапах

трудового

процесса:

экономное

расходование

материала;

бережное

обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте;

Формы проведения итогов реализации программы:

- Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции

ребенка в детской деятельности.

- выставки детских работ для родителей, детей ДОУ;

- участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества;

Систематизация работы по развитию творческих способностей детей в

процессе

конструирования

из

природного

и

бросового

материалов

дает

возможность использования перспективных планов в группах, реализующих

комплексную

программу

“Детство”.

В

данной

программе

нет

чёткой

регламентации временных рамок, что позволит педагогам более творчески

11

подойти

к

их

реализации

найти

дифференцированное

содержание

для

каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития.

Педагогам,

реализующим

программу,

необходимо

научиться

радоваться

вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не результат, но

и процесс творчества.

12

Тематическое планирование с детьми старшей группы

Сентябрь

Краткое содержание

Программные

задачи

Материал и

оборудование

1

неделя

1.

Конкурс на

участке

детского сада

Осенняя

палитра

(выделяем

множество

номинаций

самый яркий,

самый пестрый,

самый красивый

лист).

2.

Прослушивание

песни из

мультфильма

«Дед мороз и

лето».

3.

Образный этюд

«Я листок»

4.

Знакомство с

гербарными

прессами .Что

было и что

стало

5.

Обследование

засушенных

листьев.

6.

Составление

коллективной

композиции на

ткани «Лето

прошло»

7.

Художественное

слово педагога

при

рассматривании

коллективного

панно

1.

Продолжать

знакомить с

многообразием

природного

мира и

использование

его в

изготовлении

подделок

2.

Продолжать

формировать

практические

навыки работы

с природным

материалом

3.

Способствовать

коллективной

деятельности,

речевому и

игровому

общению

4.

Напомнить

способы работы

с засушенными

листьями

5.

Учить создавать

коллективную

композицию

используя

полученные

ранее умения и

навыки в работе

с природным

материалом

1.

Гербарные

прессы

2.

Аудиозапись

песни из

мультфильма

«Дед мороз и

лето»

3.

Фон из ткани

голубого цвета

4.

Сухоцветы,

засушенные

листья

5.

Клей, салфетки,

клеенки

13

2недел

я

1.

Путешествие в

лес

2.

Прослушивание

аудиозаписи

«Шум леса»

3.

Дидактическая

игра «На что

похож листок»

4.

Игровое

упражнение

«Превращалочк

а»

5.

Индивидуально

е составление

изображения из

листьев

6.

Минутка

шалости

1.

Научить

подбирать

необходимый

материал,

видоизменяя

форму листьев

при

необходимости

2.

Продолжать

формировать

практические

навыки работы

с засушенными

листьями

3.

Способствовать

развитию

умения

самостоятельно

располагать

изображение на

листе бумаги

1.

Аудиозапись

«Шум леса»

2.

Засушенные

листья

3.

Инструментарий

для аппликаций:

ножницы, клей,

салфетки,

клеенки

3недел

я

1.

Прослушивание

«Летние цветы»

Е. Тиличеевой

2.

Выбор и

подготовка

материала

3.

Правила

самоделкина

«Правила

безопасного

использования

инструментов»

4.

Составление

композиции

5.

Изготовление

открытки

«Воспоминание

о лете»

6.

Рассматривание

работ

7.

Оценка «Что я

умею делать»

1.

Продолжать

учить делать

поделку,

подбирая

необходимый

материал,

видоизменяя

форму листьев

при

необходимости

2.

Воспитывать

осторожность

при работе с

хрупкими

материалами

3.

Способствовать

развитию

умения

самостоятельно

располагать

изображение

1.

Аудиозапись Е.

Тиличеевой

«Летние цветы»

2.

Альбомный лист

3.

Засушенные

листья

4.

Ножницы, клей

4недел

1.

Подарки

1.

Продолжать

1.

Шапочка

14

я

Лесовичкам

2.

Дидактическая

игра «На что это

похоже»

3.

Игровое

упражнение

«Превращалочк

а»

4.

Изготовление

объектов живой

природы

5.

Составление

композиции

«Лесная

скульптура»

6.

Обыгрывание

подделок

знакомить с

природными

материалами, их

качествами в

вариантах

преобразования

и использования

2.

Предоставить

возможность

воплотить свой

игровой

вымысел

3.

Совершенствова

ть умение

планировать

свою работу,

используя

средства

выразительност

и

лесовичка

2.

Чудесный

мешочек

3.

Природный

материал

(желуди, шишки,

веточки и т. д.)

Октябрь

Краткое

содержание

Программные задачи

Материал и

оборудовани

е

1неде

ля

1.

Коробка

сюрпризов

2.

Игровое

упражнение

«Какая! Какое!

Какой!»

3.

Рассматривани

е изображения

готовой сценки

4.

Выбор

материала для

1.

Продолжать знакомить с

многообразием объектов

природного мира

совершенствование

знаний о свойствах

ракушек.особенностях

их форм окраски

2.

Учить делать игрушки

из ракушек

3.

Воспитывать

настойчивость в

Альбом с

поделками

из ракушек,

ракушки

двух видов

разных по

размеру,

часть

деревянного

бруска,

краски, клей

15

поделки

5.

Изготовление

поделки с

частичным

показом

6.

Составление

коллективной

композиции

Веселый

хоровод

7.

Обыгрывание

поделки

8.

Художественно

е слово

педагога

достижении цели

пластилин

2неде

ля

1.

Загадки

2.

Корзина

сюрпризов

3.

И у На что это

похоже.

4.

И у

Превращалочк

а

5.

Показ способа

конструирован

ия и приема

достраивания

поделки с

помощью

выразительных

средств

6.

Изготовление

поделки( по

замыслу

образцу)

7.

Лесенка успеха

1.

Развивать умение

видеть в обычных

предметах образы

природы(растения

птицы животные

дары осени)

2.

Способствовать

освоению навыков

преобразования

3.

Учить создавать

объемные поделки

Альбом

загадок по

теме «Дары

осени»

Овощи

фрукты

шиповник

ягоды

рябины

Зубочистки

нитки

3неде

ля

1.

Пословицы и

поговорки о

хлебе

хлебобулочных

изделиях.

2.

Какое Какой

Какая

3.

Показ приема

1.

Продолжать знакомить

со свойствами

материалов для

изготовлении поделок-

соленое тесто его

характерными

особенностями(мягкое

эластичное прочное при

Альбом с

иллюстрация

ми хлеба и

хлебобулочн

ых изделий

пословицы и

поговорки о

хлебе

16

преобразовани

я образца с

помощью

выразительных

средств

4.

Изготовление

поделки(по

замыслу

образцу)

5.

Выкладывание

хлебобулочных

изделий на

лист для

запекания

6.

Выпечка

изделий на

кухне детского

сада.

7.

Выставка

хлеба и

хлебобулочных

изделий в

группе .

тепловой обработке).

2.

Способствовать

развитию фантазии

воображению желанию

самострятельно

вылепить поделку.

3.

Воспитывать умение

слушать внимательно

умение проявлять

самостоятельность.

соленое

тесто

дощечки

стеки

салфетки

макаронные

изделия

разной

формы

4неде

ля

1.

Коробка

сюрпризов

2.

И у Какая

Какое Какой

3.

Составление

композиции в

паре

комбинируем

дополняем

помощь детей

друг другу

4.

Составление

коллективной

композиции

1.

Познакомить с новым

материалом для

изготовления поделок

2.

Закрепить знания детей

о производстве

макаронных изделий

3.

Познакомить с

качествами материала

вариантов

преобразования и

использования

4.

Учить видеть необычное

применение знакомых

вещей и применять

знакомые умения и

навыки

конструирования

Икт

(производств

о

макаронных

изделий)

Макаронные

изделия

различных

форм

универсальн

ый клей

17

Ноябрь

Краткое содержание

Программные задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

1.

В гости к

лесной феи

2.

Правила

поведения в

лесу

3.

Богатства

лесного царства

4.

Приглашение в

лесную

академию

5.

Игра

«Четвертый

лишний»

6.

Правила по ТБ

7.

Пальчиковая

гимнастика

8.

Изготовление

подделок

9.

Лесенка успеха

1.

Продолжать учить

придавать

подделкам

выразительность в

сочетании с

задуманной

композицией

2.

Классифицировать

природный и

бросовый

материал

3.

Закреплять навыки

работы с

природным

материалом

4.

Продолжать

развивать мелкую

моторику рук

5.

Формировать

бережное

отношение к

природе

1.

Природные

материалы

2.

Цветная

бумага,

картон

3.

Клей,

ножницы

4.

Схемы –

правила

поведения в

лесу

5.

Правила по

ТБ

6.

Мяч

2недел

я

1.

Беседа в кругу о

своем родном

городе

2.

Коробка

сюрпризов

3.

Найти похожие

на здании

коробки

4.

Выбор образцов

материалов

5.

Изготовление

подделки

6.

Обыгрывание

подделок:

придумаем

схему

безопасного

маршрута до

детского сада

1.

Обогащать знания

о разнообразии

природного

бросового

материала и его

использования в

подделках

2.

Способствовать

освоению навыков

преобразования

бросового

материала

3.

Предоставить

возможность

проявить

фантазию и

воображению в

оформлении

коробок разного

1.

Коробки

разного

размера и

форм

2.

Вырезки из

журналов

(аппликация

фасада

здания)

3.

Клей,

ножницы

4.

Клеенки,

салфетки

18

размера,

продумать

варианты

использования

4.

Продолжать

развивать

творческие

навыки,

координированные

движения рук

5.

Воспитывать

самостоятельность

и желание в

создании игрушки

для своей игровой

деятельности

3недел

я

1.

Коробка

сюрпризов

2.

Дидактическая

игра «Отгадай

загадку – узнай,

что внутри»

3.

Загадки о героях

любимых сказок

4.

Рассматривание

иллюстраций

сказки

5.

Подбор

необходимых

форм коробки

для

изготовления

коробки

6.

Рассматривание

альбома с

подделками

7.

Изготовление

подделки (по

замыслу, схеме,

образцу)

1.

Способствовать

освоению навыков

преобразования

бросового

материала

2.

Дать возможность

проявить

фантазию и

воображение в

оформлении

коробок разного

размера и формы

3.

Продолжать

развивать

конструктивные

навыки,

координированные

движения рук

4.

Воспитывать

самостоятельность

, желание

создавать игрушки

для своей игровой

деятельности

1.

Коробки,

цилиндры,

конусы

разных

размеров

2.

Нитки,

пуговицы

3.

Кусочки меха,

ткани

4.

Глазки

5.

Клей,

салфетки,

клеенки

4недел

я

1.

Беседа в кругу о

маме, о

приближающем

ся празднике

1.

Развивать желание

самостоятельно

выполнять

подделки

1.

Соленое тесто

2.

Использованн

ая бижутерия

3.

Нитки,

19

2.

Пословицы и

поговорки о

маме

3.

Подбор

необходимых

материалов для

изготовления

портрета

4.

Выполнение

работы

5.

Рассматривание

выполненных

работ

6.

Словесная игра

«Моя мамочка»

2.

Дополнять

подделку

выразительными

деталями

3.

Воспитывать

внимательное

доброжелательное

отношение к

самому близкому и

родному человеку

– маме

4.

Развивать ручную

умелость

бусины,

бисер, гуашь

Декабрь

Краткое содержание

Программные

задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

1.

Мастерская

Деда Мороза

2.

Коробка

сюрпризов

3.

«Отгадай

загадку – узнай,

что внутри»

4.

Игровое

упражнение

«Смотрю и

вижу»

5.

Подбор

дополнительных

материалов

6.

Изготовление

подделки,

игрушки на

новогоднюю

елку

7.

Лесенка успеха

1.

Продолжать

знакомить с

многообразием

бросового

материала, его

качественными

характеристика

ми

2.

Побуждать к

поиску

способов

преобразования

3.

Вызвать

интерес к

созданию

новогодних

игрушек

4.

Развивать

конструктивные

навыки,

воображение,

умение

понимать

замысел других

1.

Бутылочки из-

под йогурта

2.

Нитки разной

фактуры

3.

Шнурочки,

ленточки

4.

Трубочки для

коктейлей

5.

Шило

6.

Клей

20

5.

Развивать

ручную

умелость

2недел

я

1.

Проблемная

ситуация «Чем

будут играть

малыши»

2.

Выбор техники

выполнения

подделки,

материалов

3.

Изготовление

подделки анализ

подделок

4.

Лесенка успеха

5.

Минутка

шалости

1.

Продолжать

знакомить детей

с

многообразием

бросового

материала

2.

Побуждать к

поиску

способов

преобразования

коробочек

3.

Вызвать

интерес к

созданию

игрушек для

малышей

4.

Развивать

конструктивные

навыки,

используя

разные средства

выразительност

и

5.

Воспитывать

терпение,

желание

проявлять

заботу о

младших

1.

Пластиковые

бутылочки

2.

Шумовые

наполнители

3.

Нитки разной

фактуры

4.

Фольга

5.

Мишура

3недел

я

1.

Украшения для

группы

2.

Ящик

ощущений

3.

И/у «Какой!

Какая! Какое!»

4.

Эксперименты

из бумажных

цилиндров

5.

Д/и «Смотрю и

вижу»

1.

Познакомить

детей с

вариантом

переработки

бумажных

отходов.

2.

Продолжать

знакомить с

многообразием

бросового

материала и его

1.

Втулки от

туалетной

бумаги 30-40шт

2.

Акриловые

краски с

блестками

3.

Клей

4.

Степлер

21

6.

Преобразование

из цилиндров

картонных

колец

7.

Составление

панно из

картонных

колец

8.

Чтение

стихотворения

«Снежные

кружева»

использование в

оформлении

интерьера.

3.

Побуждать к

поиску

преобразования

цилиндра

4.

Способствовать

освоению

навыков

преобразования

цилиндра.

4недел

я

1.

Символ года

2.

Беседа в кругу о

предстоящем

празднике, о

традициях

народа

3.

Ящик

ощущений

4.

Д/у «Смотрю и

вижу»

5.

Преобразование

из цилиндров –

картонных

колец

6.

Составление из

колец фигур

зверюшек

7.

Раскрашивание

красками

1.

Продолжать

знакомить детей

с традициями

празднования

Нового года.

2.

Вызывать

желание

выполнять

красивую

поделку-символ

года.

3.

Создавать

радостное

праздничное

настроение.

4.

Побуждать к

поиску

преобразования

бросового

материала и

составлению

объединению

частей в

изделие.

5.

Развивать

умение

доводить

начатое дело до

конца.

1.

Втулки 40-50

шт.

2.

Акриловые

краски.

3.

Пластиковые

глазки.

22

Январь

Краткое

содержание

Программные задачи

Материал и оборудование

1недел

я

1.

Слушание

музыки

2.

Разгадывание

загадок про

музыкальные

произведения

3.

Беседа в

кругу о

Рождестве, о

традициях

народа

4.

Изготовление

из ткани

«Ангелочков»

5.

Чтение

стихотворени

я

1.

Продолжать

знакомить детей с

элементарными

представлениями

о религиозных

праздниках

(Рождество

Христово)

2.

Способствовать

умению работать

в паре

3.

Воспитывать

нравственные

чувства и

этическое

сознание(отзывчи

вость, доброту,

сочувствие)

4.

Способствовать

развитию мелкой

моторики

1.

Кусочки хб ткани квадратной формы

(15*15 см.)

2.

Лента

3.

Золотой люрекс

2недел

я

Волшебная

перчатка

1.

Превращения

волшебной

перчатки

2.

Отгадывание

загадок (про

сказочных

героев)

3.

Пальчиковая

гимнастика

4.

Процесс

преобразован

ия

5.

Разыгрывани

е сценки с

использовани

ем

“волшебной”

перчатки

1.

23

3недел

я

Веселые носки

1.

И/у

«Превращало

чка»

2.

Театр кукол

3.

Знакомство с

технологией

4.

Выбор

средств

выразительно

сти

5.

Открытие

1.

Продолжать учить

видеть необычное

в обычных вещах

2.

Развивать умение

дополнять

задуманное

мелкими

деталями,

подбирать

цветовые

сочетания

3.

Способствовать

коллективной

деятельности,

речевому и

игровому

общению детей

1.

Вырабатывать

умение

видеть в

предметах

скрытые

возможности

2.

Реализовыват

ь

преобразован

ие одного

предмета в

другой

3.

Способствова

ть

пониманию

детей, что

фантазия и

умелые руки

позволяют

сделать много

интересных

вещей

2.

Перчатки

3.

Ножницы

4.

Нитки

5.

Пуговицы

6.

Кусочки меха

7.

Цветная бумага

8.

Пластиковые

глаза

4недел

я

Загадка про

куклу

1.

Волшебный

сундучок

2.

Рассказ

3.

Отличие

4.

Присказка

5.

Пальчиковая

гимнастика

6.

Карточки

7.

Изготовление

куклы

8.

«Назови имя

своей куклы»

1.

Продолжать

знакомить детей с

прикладным

творчеством, с

традициями

русского народа

2.

Развивать навыки

работы с

нитками

,развивать ручную

умелость

3.

Учить

договариваться

между собой,

планировать

работу

4.

Воспитывать

художественный

1.

Нитки двух цветов

2.

Лоскутки ткани

3.

Ножницы

4.

Картон – основа (11*11см)

5.

Схема выполнения работы

24

вкус

Февраль

Краткое содержание

Программные

задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

Рисунки нитками

1.

Путешествие в

мир зимней

природы

2.

Прослушивание

музыкального

произведения

3.

Этюд «Что мы с

вами чувствуем»

4.

Словесное слово

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою

зимой»

5.

ИКТ

рассматривание

картин зимней

природы

6.

Исполнение

песни детьми

7.

Возвращение из

путешествия

1.

Способствовать

формированию

техники и

осваиванию

образов

спиралеобразны

х линей,

которые

свойственны

всему живому

2.

Способствовать

придумыванию

и

конструировани

ю пейзажных

композиций из

ниток

3.

Развитие

умения

воссоздавать

внешний облик

предмета на

основе какой-то

его части

1.

Акриловые

нитки

2.

Клей ПВА

3.

Альбомный лист

2недел

я

Открытка

Валентина

1.

Сообщение

педагога о

празднике добра

2.

Пословицы и

поговорки о

дружбе, доброте

3.

Сравнение

доброты с

солнцем

4.

Доброта-вещь

удивительная, ее

можно

1.

Осваивание

петлеобразных

линей с

технологией

рисунки

нитками

2.

Создание из

массы

петлеобразных

линей, образа

предмета

3.

Воспитание

доброжелательн

ого отношения

1.

Аудиозапись

песни М.

Минкова, Ю.

Энтина

«Дорогою

добра»

2.

Картон в форме

сердца

3.

Шерстяные

нитки

4.

Шаблоны с

геометрическим

и формами

(круги)

25

услышать в

музыке, увидеть

на картине,

потрогать

руками,

почувствовать

тепло

5.

Изготовление

открытки

к окружающим

людям

5.

Клей ПВА

3недел

я

Подарки для пап

1.

Беседа с детьми

в кругу о

предстоящем

празднике

2.

Загадка о

предстоящей

подделке

3.

Игра

«Конструкторск

ое бюро»

Свойства

магнитов

Изобретение

автомобиля

будущего

4.

Выполнение

авторской

работы

1.

Воспитывать

уважение к

папам

дедушкам как к

защитникам

Отечества.

2.

Вызывать

желание

сделать для

папы и дедушки

подарок к

празднику.

3.

Учить

творческому

подходу к

решению

поставленной

задачи.

4.

Совершенствов

ать навыки в

лепке из

пластического

материала

1.

Картон

2.

Соленое тесто

3.

Магнитики

4.

Фурнитура для

шитья.

5.

Стеки

4недел

я

Стаканчики для

выращивания лука

1.

ИКТ «Откуда

берется мусор»

2.

Проблемная

ситуации «Что

мы можем

сделать, чтобы

мусора стало

меньше»

3.

И/у «чудесные

превращения»

1.

Помочь

осознать

серьезность

проблемы

мусора и

необходимость

соблюдения

культуры и

правил

поведения на

природе

2.

Продолжать

1.

Пластиковые

бутылки

объемом 0,5

литра

2.

Ножницы

3.

Фурнитура для

шитья

26

4.

Выполнение

преобразования

предмета

5.

Оформительская

работа

6.

Создание

индивидуальног

о стиля

учить детей

использованию

для своих

подделок

бросовый

материал

3.

Совершенствов

ать умение

преобразовыват

ь различные

предметы

Март

Краткое

содержание

Программные задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

Подарок маме

1.

Рассматриван

ие предметов

на выставке

«Золотые

руки мамы»

2.

Словесное

слово

воспитателя

«Руки

золотые»

3.

И/у

«Превращало

чка»

4.

Действия по

преобразован

ию предмета

5.

Оформление

подделки

1.

Направлять

мышление

ребенка на

решение

конкретной

задачи

2.

Преобразование

предмета, когда

ограничены

возможности

располагаемых

материалов

3.

Совершенствоват

ь умение

преобразовывать

4.

Воспитывать

внимательное

доброжелательно

е отношение к

самому близкому

и родному

человеку – маме

1.

Капсулы из- под

киндера

сюрприза

2.

Цветные нитки

3.

Поролон

4.

Пайетки

5.

Шило

2недел

я

Гирлянда

погремушек.

Бусы в

подарок

малышам

1.

Объединить

большее количество

предметов одной

темой

2.

Продолжать

1.

Капсулы киндер

сюрприза

2.

Колпачки из под

фломастеров

3.

Трубочки для

27

1.

Как спастись

от колдуна

(Е.Кравцова

стр. 89)

2.

И/у «Что и

как

использовать»

(использовани

е данного

предмета)

3.

И/у

«Невероятные

превращения»

4.

Изготовление

изделий

5.

Лесенка

успеха

развивать навыки

работы с бросовым

материалом

3.

Развивать

творческое

воображение

4.

Стимулировать

фантазию ребенка

5.

Воспитывать умение

проявлять заботу о

младших

коктейлей

4.

Фольга

5.

Баночки из-под

йогурта

6.

Шнуры

7.

Шило

8.

Наклейки

3недел

я

Подставка для

карандашей

1.

Ящик

ощущений

2.

И/у «Что и

как

использовать»

3.

Преобразован

ие предметов

4.

ИКТ «Труд

дизайнера»

5.

Оформление

подделки

1.

Объединять

большее

количество

предметов в одну

подделку

2.

Совершенствован

ие ручных

умений в

создании изделий

3.

Продолжать

знакомить с

трудом дизайнера

4.

Воспитывать

желание

создавать изделие

для

художественно-

творческой

деятельности

1.

Пластиковые

бутылки объемом

0,5 литра

2.

Природный

материал

3.

Акриловые

краски

4.

Пластилин

5.

Ножницы,

степлер, клей

4недел

я

Птицы

1.

Путешествие

в сказочный

лес

2.

Прослушиван

ие звуков лес,

голоса птиц

3.

Рассматриван

1.

Развивать

интерес к

окружающему

миру

2.

Продолжать

развивать ручную

умелость при

работе с

1.

Пластмассовые

бутылки без

горлышка

2.

Клеенка

3.

Ножницы, клей

4.

Цветной картон

28

ие моделей

птиц

4.

Преобразоват

ельные

действия

5.

Модель

трудового

процесса

6.

Птица на

деревьях

пластиком

3.

Воспитывать

бережное

отношение к

природе

4.Реализовать

преобразование

одного предмета в

другой-

Апрель

Краткое содержание

Программные задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

Фоторамка

1.

Ящик ощущений

2.

И/у

«Превращалочка»

3.

Показ способов

изготовления

4.

Правила по ТБ

при работе с

шилом

5.

Самостоятельный

выбор

художественных

средств

выразительности

для оформления

рамки

1.

Продолжать учить

видеть необычное в

обычных вещах

2.

Реализовать

преобразование

одного предмета в

другой

3.

Развивать умение

выполнять

задуманное

4.

Развивать умение

выполнять

задуманное мелкими

деталями

1.

1,5 – 2

литровые

бутылки из-

под воды

2.

Клей

3.

Природный

материал

4.

Монеты

5.

Фурнитура

для шитья

2недел

я

Покорение космоса

1.

Загадки о ракете,

космических

кораблях

2.

Предлагаю

сделать

космические

корабли, модель

солнечной

системы

3.

Игра «Мы идем

на космодром»

4.

Изготовление

1.

Развивать общий

кругозор

2.

Вызвать интерес

к космическому

пространству

3.

Совершенствоват

ь умение детей

работать с

бросовым

материалом

4.

Способствовать

развитию

коммуникативны

1.

Пластиковые

стаканчики

2.

Диски

3.

Крышки от

бутылок

4.

Теннисные

шарики

5.

Проволока

6.

Клей ПВА

7.

Шило

29

подделок

5.

Лесенка успеха

х навыков,

проявлению

умения слышать

другого

3недел

я

Пасхальные подделки

1.

Беседа о

предстоящем

празднике

«Пасха»

2.

Ящик ощущений

3.

И/у

«Превращалочка»

4.

Пальчиковая

гимнастика

5.

Изготовление

подставки

6.

Музыкальное

сопровождение

1.

Совершенствоват

ь умение

преобразовывать

материал

2.

Воспитывать

самостоятельност

ь и желание

создавать изделия

из бросового

материала для

своих подделок

1.

Стаканчики

из-под

растишки

2.

Двухсторонн

ий скотч

3.

Битые шнуры

4.

Цветные

шерстяные

нити

5.

Кружева,

стразы

4недел

я

Макет озера

1.

ИКТ

«Разновидности

водоемов, озер,

рек, особенности

озер» (очертания,

флора, фауна)

2.

Предлагаю

создать макет

озера

3.

Дети делятся на

подгруппы по

интересам: лепка

обитателей озера

и приозерья;

оклеивание

пластиковой

крышки фольгой,

окрашивание

голубой краской

4.

Выполнение

технологии

работы

5.

Соединение всех

элементов в

единую

1.

Научить делать

макет, дополнять

деталями

2.

Развивать

любознательност

ь, инициативу

3.

Умение работать

с различными

материалами и

инструментами

4.

Воспитывать

умение работать

коллективно,

аккуратность в

работе, бережно

относиться к

окружающей

среде

5.

Закрепить знания

детей о правилах

поведения на

природе

1.

Пластиковая

крышка

2.

Фольга

3.

Пластилин

4.

Акриловые

краски

5.

Природный

материал

30

композицию

Май

Краткое

содержание

Программные задачи

Материал и

оборудование

1недел

я

Цветущая весна

1.

ИКТ

«Картины

природы,

цветущий сад»

2.

Воспитатель

читает

стихотворение

о цветущих

деревьях

3.

Вместе с

детьми

рассматривает

веточку

яблоньки

сирени вишни

отмечая

строение цвет

4.

Воспитатель

объясняет

способы лепки

последователь

ность работы

5.

Педагог

предлагает

договориться

кто какие

части будет

делать и

приступить к

работе

1.

Способствовать

становлению

позиции

художника-творца

2.

Поддерживать

проявление

самостоятельност

и

3.

Совершенствоват

ь навыки в лепке

из пластилина

4.

Продолжать

учить

использовать

бросовый

материал для

своих подделок

1.

Одноразовые

тарелки

подложки

2.

Доски,

пластилин,

стеки

3.

Нитки,блеск

2недел

я

Подарки ветеранам

1.

Беседа с

детьми о

предстоящем

1.

Воспитывать

уважение к

ветеранам

участникам ВОВ.

1.

Шаблон –

фигура голубя.

2.

Соленое тесто

3.

Стеки

31

празднике

2.

ИКТ

«Символы

победы»

3.

Рассматривани

е иллюстраций

с

изображением

голубя

4.

Работа с

шаблоном

2.

Вызывать

желание сделать

подарки к

празднику.

3.

Совершенствоват

ь навыки и

умения при

работе с

пластичным

материалом.

4.

Закреплять

умение

добиваться

схожести с

объектом

природы.

4.

Доски

5.

Акриловые

краски

6.

Магнитик

3недел

я

Дерево дружбы

1.

Песня про

дружбу

2.

Пословицы и

поговорки о

дружбе

3.

Традиции

детского сада

4.

Модель

трудового

процесса

5.

Изготовление

дерева дружбы

6.

Лесенка

успеха

1.

Развивать умение

работать с

нитками, тканью,

используя

технику

закручивания

2.

Закреплять у

детей умение

трудиться в

коллективе

3.

Развивать умение

сочетать цвета

4.

Воспитывть

любовь к природе

1.

Дерево из

проволоки

2.

Бисер

3.

Полоски ткани

4.

Нитки

4недел

я

Подарки

сотрудникам

детского сада

(ниткопись)

1.

Традиции

детского сада

2.

Подготовка

эскизов

3.

Составление

композиции

1.

Воспитывать

уважительное

отношение к

сотрудникам

детского сада

2.

Учить подбирать

красивое

сочетание цветов

для большей

выразительности

работы

3.

Совершенствоват

ь умения и

1.

Шерстяные

нитки

2.

Картон

3.

Клей ПВА

32

навыки при

составлении

натюрморта

33



В раздел образования