Напоминание

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через игру.


Автор: Маслова Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СП " Детский сад " Мишутка"
Населённый пункт: Пгт. Рощинский
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через игру.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

через игру» Подготовил воспитатель высшей квалификационной

категории Маслова Марина Петровна

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и

любознательности»

Игра

занимает

центральное

место

в

жизни

дошкольника,

являясь

преобладающим

видом

его

с амо стоятельной

деятельно сти.

Е е

привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее

ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная Игра имеет большое значение

для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к

воображению,

образному

мышлению.

Игра

имеет

значение

не

только

для

умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на

себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их

чувствами, целями, сопереживает им.

Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности

взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия

взрослых,

ребенок

осваивает

правила

этого

взаимодействия,

во-вторых,

в

совместной

игре

со

сверстниками

он

приобретает

опыт

взаимопонимания,

учится согласовывать свои действия с другими деть

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ

личности:

развития

целостного

восприятия

окружающего

м ира,

непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к

нуждам

и

переживаниям

людей;

развития

таких

черт

характера,

как

милосердие, гуманность, толерантность В воспитании патриотических чувств

самое главное место занимает

непосредственное их проявление в поступках повседневной жизни. В работе с

детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных

дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто

равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким

людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется

внимания

проблеме

патриотического

воспитания

в

семье.

Прав

был

С.

Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное

и

сохраненное

предшествующим

поколением,

может

любить

Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». Воспитание патриотизма у

детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к

дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего

народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду,

родной

земле,

защитникам

Родины,

символике

своего

государства,

его

традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны,

но

всё

же

самой

приоритетной

является

задача

воспитания

любви

и

привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья,

детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в

условиях

перехода

дошкольных

образовательных

учреждений

на

инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные

образовательные

области.

Но,

на

наш

взгляд,

наиболее

доступной

и

значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная

деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания,

патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных

целях

позволяет

развивать

нравственные

качества,

формировать

систему

ценностей

и

учить

ребенка

патриотическим

чувствам.

В

классификации

игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и

значимой

для

развития

личности

детей

в

период

адаптации

к

социуму.

Сюжетно-ролевая

игра

позволяет

воспитывать

чувства

привязанности

к

родному

детскому

саду,

родной

улице,

родной

семье

и

создает

основу,

на

которой

формируется

наиболее

сложное

образование

-любовь

к

родному

Отечеству.

По

нашим

практическим

наблюдениям,

сюжетно-ролевая

игра

является

средством

формирования

у

детей

нравственных

представлений

и

гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие

взаимоотношения.

Эти

отношения

определяют

развитие

у

детей

умения

выделять

и

познавать

нравственные

нормы

и

регулировать

поведение

с

окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр

детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно

традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической

тематикой,

отражающие

героические

подвиги

нашего

народа.

В

основном

детьми

используются

сюжеты

иностранных

мультфильмов

и

кинофильмов,

разворачивают

агрессивные

сюжеты.

В

организации

патриотического

воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание

детских

сюжетно-ролевых

игр.

Выполняя

роли,

у

детей

развиваются

моральные,

патриотические

чувства,

чувства

привязанности

к

родным

и

близким.

В

процессе

игры

дети

проявляют

организаторские

способности,

настойчивость и инициативу. При планировании образовательной деятельности

и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, мы учитываем принцип единства

трех компонентов: − представление о нормах гуманности; − гуманные чувства

(сопереживание, сочувствие, содействие); − соответствующие поступки. При

этом мы стараемся обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое

поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры,

так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно

изменяется гражданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого

ребенка с учетом общей игровой цели,

Педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать

использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.

Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно

– ролевой игре

1. Беседы по теме игры.

2. Экскурсии и походы.

3. Чтение художественных произведений.

4. Тематические занятия (НОД).

5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.

6. Дидактические и настольные игры

7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).

8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов

по ним.

При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей.

Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из

детского сада на экскурсии и в походы и т.д.

Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид

игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного

детского коллектива. Кроме того, выбор игры, которую педагог включает в

коллективную деятельность детей, определяется актуальной воспитательной

задачей.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.

Игры,

которые

содержат

бытовые

сюжеты

(«Семья»,

«Дом»,

«День

рождения» и т.п.)

2. Игры в профессии («Транспорт», «Дом быта», «Парикмахерская»)

3. Патриотические игры («Война», «Космонавты», «Пограничники»)

4. Игры по сюжетам литературных произведений

5. «Режиссерские» игры (кукольный театр)

С учетом того, какой вид игры выбран педагогом и детьми, какие поставлены

воспитательные и развивающие задачи, и будет выстраиваться предварительная

работа.

Четко выстроенная педагогом предварительная работа способствует:

- расширению представлений об окружающем мире;

- совершенствованию монологической и диалогической речи детей;

- знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных

профессий;

- расширению представлений о труде взрослых;

-

уточнению

представлений

детей

о

признаках

и

назначении

некоторых

бытовых предметов и т.д.

Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен

играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам

характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в

детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию

“учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию

“играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного

возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы

дети

сразу

“открывали”

и

усваивали

новый,

более

сложный

способ

ее

построения.

В

формировании

игры

можно

выделить

три

основных

этапа:1)усвоение

условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение

ролевого

поведения

(ролевых

отношений

и

взаимодействий);

3)усвоение

способов

построения

сюжета.

Условно

можно

отнести

эти

этапы

к

определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом

действии,

выделяет

его

и

через

него

включает

ребенка

в

совместную

деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого

поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя

определенный

игровой

сюжет,

воспитатель

постепенно

формирует

у

них

умение

соотносить

название

роли

с

определенным

набором

действий

и

атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями

(управления, подчинения, равноправия).

На

третьем

этапе

в

качестве

основной

стоит

педагогическая

задача

формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый

организует

такой

вид

совместной

с

детьми

игры,

основным

содержанием

которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На

всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать

самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью

игрушек,

но

они

уже

начинают

пользоваться

и

жестом,

и

словом,

и

определенным

положением

предмета

или

самого

ребенка.

В

этом

возрасте

особое

значение

приобретают

предметы-атрибуты:

всевозможные

шапочки,

фартуки, халаты, сумочки.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью

игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли,

связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет

требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна

быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни.

Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса,

сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь

раскрывается

перед

ребенком

через

разнообразный

труд

взрослых,

начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность

взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для

него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т.

д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на

опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок

начинает

практически

понимать

глубокий

смысл

труда.

Правильное

руководство

формированием

игры

делает

ее

содержательной,

подлинно

ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на

нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью

игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли,

связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет

требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна

быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни.

Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса,

сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Старшие и подготовительные группы.

К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры,

как

условные

действия

с

игрушкой,

ролевое

поведение.

Что

нужно

для

дальнейшего развития детской игры?

Для

того,

чтобы

дети

могли

реализовать

свои

творческие

возможности

и

действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных

замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение

игры – совместным сюжет сложением.

Эффективным

средством

формирования

сложных

умений

у

детей

является

совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на

предыдущих этапах.

На данном этапе – это совместное сюжет сложение. Игра – придумывание

позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно

стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая

становится

более

развернутой.

Ребенок

для

нее

использует

множество

дополнительных

деталей.

В

процессе

режиссерской

игры

воспитатель

наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги

персонажей,

жестикулирует,

выражает

интонацией

и

мимикой

характеры

героев.

В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В

сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с

другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.

В

заключение

хочется

напомнить,

что

на

каждом

возрастном

этапе

педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он

состоит

из

ситуаций

формирования

игровых

умений

в

совместной

игре

взрослого

с

детьми,

где

воспитатель

является

“играющим

партнером”

в

самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в

самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.

Таким

образом,

работа

по

воспитанию

гражданско-патриотических

чувств

детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения

имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение

выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для

формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма,

основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

Литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В.Алешина. –

М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое

воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: «Издательство Скриптирий

2003», 2012. – 112 с.

3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с

дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.

4. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников

любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007. – 64 с.

5. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание

дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] //

Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.

конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.



В раздел образования