Автор: Маслова Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СП " Детский сад " Мишутка"
Населённый пункт: Пгт. Рощинский
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через игру.
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
через игру» Подготовил воспитатель высшей квалификационной
категории Маслова Марина Петровна
В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и
любознательности»
Игра
занимает
центральное
место
в
жизни
дошкольника,
являясь
преобладающим
видом
его
с амо стоятельной
деятельно сти.
Е е
привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее
ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная Игра имеет большое значение
для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к
воображению,
образному
мышлению.
Игра
имеет
значение
не
только
для
умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на
себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их
чувствами, целями, сопереживает им.
Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности
взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия
взрослых,
ребенок
осваивает
правила
этого
взаимодействия,
во-вторых,
в
совместной
игре
со
сверстниками
он
приобретает
опыт
взаимопонимания,
учится согласовывать свои действия с другими деть
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ
личности:
развития
целостного
восприятия
окружающего
м ира,
непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к
нуждам
и
переживаниям
людей;
развития
таких
черт
характера,
как
милосердие, гуманность, толерантность В воспитании патриотических чувств
самое главное место занимает
непосредственное их проявление в поступках повседневной жизни. В работе с
детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных
дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто
равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким
людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется
внимания
проблеме
патриотического
воспитания
в
семье.
Прав
был
С.
Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное
и
сохраненное
предшествующим
поколением,
может
любить
Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». Воспитание патриотизма у
детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к
дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего
народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду,
родной
земле,
защитникам
Родины,
символике
своего
государства,
его
традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны,
но
всё
же
самой
приоритетной
является
задача
воспитания
любви
и
привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья,
детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в
условиях
перехода
дошкольных
образовательных
учреждений
на
инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные
образовательные
области.
Но,
на
наш
взгляд,
наиболее
доступной
и
значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная
деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания,
патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных
целях
позволяет
развивать
нравственные
качества,
формировать
систему
ценностей
и
учить
ребенка
патриотическим
чувствам.
В
классификации
игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и
значимой
для
развития
личности
детей
в
период
адаптации
к
социуму.
Сюжетно-ролевая
игра
позволяет
воспитывать
чувства
привязанности
к
родному
детскому
саду,
родной
улице,
родной
семье
и
создает
основу,
на
которой
формируется
наиболее
сложное
образование
-любовь
к
родному
Отечеству.
По
нашим
практическим
наблюдениям,
сюжетно-ролевая
игра
является
средством
формирования
у
детей
нравственных
представлений
и
гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие
взаимоотношения.
Эти
отношения
определяют
развитие
у
детей
умения
выделять
и
познавать
нравственные
нормы
и
регулировать
поведение
с
окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр
детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно
традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической
тематикой,
отражающие
героические
подвиги
нашего
народа.
В
основном
детьми
используются
сюжеты
иностранных
мультфильмов
и
кинофильмов,
разворачивают
агрессивные
сюжеты.
В
организации
патриотического
воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание
детских
сюжетно-ролевых
игр.
Выполняя
роли,
у
детей
развиваются
моральные,
патриотические
чувства,
чувства
привязанности
к
родным
и
близким.
В
процессе
игры
дети
проявляют
организаторские
способности,
настойчивость и инициативу. При планировании образовательной деятельности
и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, мы учитываем принцип единства
трех компонентов: − представление о нормах гуманности; − гуманные чувства
(сопереживание, сочувствие, содействие); − соответствующие поступки. При
этом мы стараемся обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое
поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры,
так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно
изменяется гражданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого
ребенка с учетом общей игровой цели,
Педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать
использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно
– ролевой игре
1. Беседы по теме игры.
2. Экскурсии и походы.
3. Чтение художественных произведений.
4. Тематические занятия (НОД).
5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.
6. Дидактические и настольные игры
7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).
8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов
по ним.
При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей.
Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из
детского сада на экскурсии и в походы и т.д.
Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид
игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного
детского коллектива. Кроме того, выбор игры, которую педагог включает в
коллективную деятельность детей, определяется актуальной воспитательной
задачей.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1.
Игры,
которые
содержат
бытовые
сюжеты
(«Семья»,
«Дом»,
«День
рождения» и т.п.)
2. Игры в профессии («Транспорт», «Дом быта», «Парикмахерская»)
3. Патриотические игры («Война», «Космонавты», «Пограничники»)
4. Игры по сюжетам литературных произведений
5. «Режиссерские» игры (кукольный театр)
С учетом того, какой вид игры выбран педагогом и детьми, какие поставлены
воспитательные и развивающие задачи, и будет выстраиваться предварительная
работа.
Четко выстроенная педагогом предварительная работа способствует:
- расширению представлений об окружающем мире;
- совершенствованию монологической и диалогической речи детей;
- знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных
профессий;
- расширению представлений о труде взрослых;
-
уточнению
представлений
детей
о
признаках
и
назначении
некоторых
бытовых предметов и т.д.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен
играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам
характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в
детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию
“учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию
“играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного
возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы
дети
сразу
“открывали”
и
усваивали
новый,
более
сложный
способ
ее
построения.
В
формировании
игры
можно
выделить
три
основных
этапа:1)усвоение
условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение
ролевого
поведения
(ролевых
отношений
и
взаимодействий);
3)усвоение
способов
построения
сюжета.
Условно
можно
отнести
эти
этапы
к
определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом
действии,
выделяет
его
и
через
него
включает
ребенка
в
совместную
деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого
поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя
определенный
игровой
сюжет,
воспитатель
постепенно
формирует
у
них
умение
соотносить
название
роли
с
определенным
набором
действий
и
атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями
(управления, подчинения, равноправия).
На
третьем
этапе
в
качестве
основной
стоит
педагогическая
задача
формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый
организует
такой
вид
совместной
с
детьми
игры,
основным
содержанием
которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На
всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать
самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью
игрушек,
но
они
уже
начинают
пользоваться
и
жестом,
и
словом,
и
определенным
положением
предмета
или
самого
ребенка.
В
этом
возрасте
особое
значение
приобретают
предметы-атрибуты:
всевозможные
шапочки,
фартуки, халаты, сумочки.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью
игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли,
связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет
требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна
быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни.
Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса,
сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Жизнь
раскрывается
перед
ребенком
через
разнообразный
труд
взрослых,
начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность
взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для
него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т.
д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на
опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок
начинает
практически
понимать
глубокий
смысл
труда.
Правильное
руководство
формированием
игры
делает
ее
содержательной,
подлинно
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на
нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью
игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли,
связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет
требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна
быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни.
Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса,
сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Старшие и подготовительные группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры,
как
условные
действия
с
игрушкой,
ролевое
поведение.
Что
нужно
для
дальнейшего развития детской игры?
Для
того,
чтобы
дети
могли
реализовать
свои
творческие
возможности
и
действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных
замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение
игры – совместным сюжет сложением.
Эффективным
средством
формирования
сложных
умений
у
детей
является
совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на
предыдущих этапах.
На данном этапе – это совместное сюжет сложение. Игра – придумывание
позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно
стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая
становится
более
развернутой.
Ребенок
для
нее
использует
множество
дополнительных
деталей.
В
процессе
режиссерской
игры
воспитатель
наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги
персонажей,
жестикулирует,
выражает
интонацией
и
мимикой
характеры
героев.
В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В
сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с
другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
В
заключение
хочется
напомнить,
что
на
каждом
возрастном
этапе
педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он
состоит
из
ситуаций
формирования
игровых
умений
в
совместной
игре
взрослого
с
детьми,
где
воспитатель
является
“играющим
партнером”
в
самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в
самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Таким
образом,
работа
по
воспитанию
гражданско-патриотических
чувств
детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения
имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение
выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для
формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма,
основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В.Алешина. –
М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: «Издательство Скриптирий
2003», 2012. – 112 с.
3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с
дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
4. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников
любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007. – 64 с.
5. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание
дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.
конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.