Автор: Илларионова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: пгт. Междуреченский, Тюменская область.
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: Формы и методы воспитательной работы со студентами в условиях общежития
Раздел: среднее профессиональное
Формы и методы
воспитательной работы со студентами в условиях общежития.
В педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания
–
процесс
целенаправленного
формирования
личности.
Это
специально
организованное,
управляемое
и
контролируемое
взаимодействие
воспитателей
и
воспитанников,
конечной
своей
целью
имеющее
формирование личности, нужной и полезной обществу. Ведь воспитание –
процесс не прямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от
условий воспитания, от физического и умственного развития обучающихся и
многих
других
причин.
Своеобразие
индивидуального
развития
каждой
личности ставит многообразие педагогических проблем в воспитании. Для
обучающихся пребывание в общежитии – особый период в их жизни и
значительно
отличается
от
жизни
в
семье,
где
он
находится
в
центре
внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что человек
вливается
в
коллектив
сверстников,
где
все
равны.
Организация
жизнедеятельности
в
условиях
общежития
сложна
для
обучающихся,
испытывающих значительное психическое и физическое напряжения в силу
учебных и бытовых трудностей.
Приехавшие в чужое место подростки оказываются в новой социальной
роли.
Происходит
естественное
уменьшение
влияния
семьи,
близких
родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что
отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные
состояния, характеризующиеся замкнутостью или нервозностью, бывает и
угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную
жизнедеятельность.
Контингент
общежития
в
значительной
степени
формируется
из
сельской
молодежи.
И
резкая
смена
условий
жизни,
социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся
личности. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с
родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение
со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов,
многие понимают, какое значение имеют для них отношения с воспитателем,
и особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.
Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе
принципа уважения к обучающимся как к личности. А настоящее уважение к
личности
проявляется
с
первых
дней
пребывания
ребят
в
общежитии,
стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь
дети больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним
относятся
как
к
объекту
воспитания,
как
к
общей
массе
в
целом.
Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в
общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или
совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится
понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения.
Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание
комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга
обучающихся
заключается
не
в
том,
чтобы
их
отвлечь
от
пустого
времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль,
побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный
уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной
организации свободного времени.
Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в
работе воспитателя в учреждении профессионального образования.
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности,
создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с
собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание,
на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все:
содержание, организация, формы и методы воспитания.
К
числу
важнейших воспитательных
задач,
стоящих
перед
воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности;
выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей
обучающихся;
приобщение
обучающихся
к
определенному
уровню
общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие
коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.
Основными
целями
работы
воспитателя
в
общежитии
считаю
формирование
общей
культуры
личности
обучающихся,
их
содействие
социальной
адаптации,
воспитание
гражданственности,
трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, формирование здорового образа
жизни.
Для
достижения
этих
целей
необходимо
тщательно
подойти
к планированию
воспитательной
работы.
Трудность
работы
воспитателя
заключается
в
выборе
форм
и
методов
воспитания,
потому
что
каждый
обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой
стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Для
проведения
мероприятий
используются разнообразные
формы воспитательной работы: тематические вечера, конкурсы, встречи с
правоохранительными органами, лекции, соревнования, собрания, ролевые
игры, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением
активных современных форм воспитания обучающихся.
Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом
ребенке
личность
и,
уже
исходя
из
этого,
устанавливаю
контакты
с
обучающимися. С этой целью применяю следующие методы воспитательной
работы:
Метод убеждения главным образом обращен к сознанию личности.
Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и
обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения
обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы
и
чувства
обучающихся,
но
это
требует
высокой
культуры
и
профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда
рассматриваем какую-либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа,
рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на
сознание обучающихся.
Организация деятельности обучающихся является ведущим методом
воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое
требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое
требование применяется
как
предъявление
к
выполнению
определенных
норм
поведения,
правил,
законов,
традиций,
принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме
требования бывают прямые и косвенные. Считаю, что в воспитательной
работе
предпочтительны
косвенные
требования.
Например:
прошу
нарисовать
стенгазету
или
помочь
подобрать
материал
для
проведения
мероприятия и т.п.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Его
использую
в
коллективе
при
обсуждении
поступков,
проведения
мероприятий.
В
решении
обсуждения
принимаю
общественное
мнение,
стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности. Именно
в
процессе
деятельности
–
познавательной,
общественной,
спортивной,
художественной – формируется личность обучающегося.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых
способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как
организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их
превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю,
что: в здании нужно головной убор снимать; входящий должен здороваться с
людьми, находящимися в здании; в секции должен быть ежедневно порядок;
не
кричать
и
не
ругаться
и
т.
д.
Привычки
становятся
устойчивыми
свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так
важно формировать.
Методы
стимулирования поведения
и
деятельности
побуждают
к
социально
одобряемому
поведению.
Побудителем
выступают
поощрение
(одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой
этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление
поступка, вызванное оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно
ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На
этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.
Методы
поощрения (похвалу,
благодарность)
применяю,
когда
одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь
им «Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения,
уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его
поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но
мотив
и
способ
деятельности,
приучать
обучающихся
ценить
сам
факт
одобрения,
а
не
его
материальный
вес.
Поощрение
чаще
требуется
неуверенным в себе обучающимся.
Наказание -
это
выражение
отрицательной
оценки,
осуждения
действий
и
поступков,
противоречащих
нормам
поведения.
В
своей
воспитательской
работе
применяю
метод
наказания
при
нарушении
обучающимися
правил
проживания
в
общежитии.
Делаю
замечание,
предупреждение,
беседую.
Частным
случаем
наказания
является
метод
естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись. Грубые
нарушения
обсуждаем
на
общем
собрании
общежития,
что
вызывает
у
обучающихся
чувство
стыда,
неудовлетворенность,
однако
корректирует
поведение обучающегося, дает возможность понять свою ошибку.
Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения
возможностей
воспитания
и
самовоспитания.
Он
считается
переломным,
переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный
переход
от
детского
состояния
к
взрослому.
Этот
переход
связан
с
перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности
обучающегося.
Некоторые
воспитатели
ошибочно
полагают,
что
индивидуальный
подход
требуется
лишь
по
отношению
к
«трудным»
обучающимся, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники
нуждаются в повышенном внимании, но нельзя забывать и «благополучных».
За
внешним
благополучием
могут
скрываться
и
неблаговидные
мысли,
мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но
внимание необходимо уделять всем.