Напоминание

Формы и методы воспитательной работы со студентами в условиях общежития


Автор: Илларионова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: пгт. Междуреченский, Тюменская область.
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: Формы и методы воспитательной работы со студентами в условиях общежития
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы и методы

воспитательной работы со студентами в условиях общежития.

В педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания

процесс

целенаправленного

формирования

личности.

Это

специально

организованное,

управляемое

и

контролируемое

взаимодействие

воспитателей

и

воспитанников,

конечной

своей

целью

имеющее

формирование личности, нужной и полезной обществу. Ведь воспитание –

процесс не прямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от

условий воспитания, от физического и умственного развития обучающихся и

многих

других

причин.

Своеобразие

индивидуального

развития

каждой

личности ставит многообразие педагогических проблем в воспитании. Для

обучающихся пребывание в общежитии – особый период в их жизни и

значительно

отличается

от

жизни

в

семье,

где

он

находится

в

центре

внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что человек

вливается

в

коллектив

сверстников,

где

все

равны.

Организация

жизнедеятельности

в

условиях

общежития

сложна

для

обучающихся,

испытывающих значительное психическое и физическое напряжения в силу

учебных и бытовых трудностей.

Приехавшие в чужое место подростки оказываются в новой социальной

роли.

Происходит

естественное

уменьшение

влияния

семьи,

близких

родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что

отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные

состояния, характеризующиеся замкнутостью или нервозностью, бывает и

угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную

жизнедеятельность.

Контингент

общежития

в

значительной

степени

формируется

из

сельской

молодежи.

И

резкая

смена

условий

жизни,

социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся

личности. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с

родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение

со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов,

многие понимают, какое значение имеют для них отношения с воспитателем,

и особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.

Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе

принципа уважения к обучающимся как к личности. А настоящее уважение к

личности

проявляется

с

первых

дней

пребывания

ребят

в

общежитии,

стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь

дети больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним

относятся

как

к

объекту

воспитания,

как

к

общей

массе

в

целом.

Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в

общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или

совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится

понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения.

Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание

комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга

обучающихся

заключается

не

в

том,

чтобы

их

отвлечь

от

пустого

времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль,

побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный

уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной

организации свободного времени.

Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в

работе воспитателя в учреждении профессионального образования.

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности,

создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с

собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание,

на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все:

содержание, организация, формы и методы воспитания.

К

числу

важнейших воспитательных

задач,

стоящих

перед

воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности;

выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей

обучающихся;

приобщение

обучающихся

к

определенному

уровню

общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие

коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.

Основными

целями

работы

воспитателя

в

общежитии

считаю

формирование

общей

культуры

личности

обучающихся,

их

содействие

социальной

адаптации,

воспитание

гражданственности,

трудолюбия,

уважения к правам и свободам человека, формирование здорового образа

жизни.

Для

достижения

этих

целей

необходимо

тщательно

подойти

к планированию

воспитательной

работы.

Трудность

работы

воспитателя

заключается

в

выборе

форм

и

методов

воспитания,

потому

что

каждый

обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой

стиль поведения с различной мотивационной направленностью.

Для

проведения

мероприятий

используются разнообразные

формы воспитательной работы: тематические вечера, конкурсы, встречи с

правоохранительными органами, лекции, соревнования, собрания, ролевые

игры, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением

активных современных форм воспитания обучающихся.

Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом

ребенке

личность

и,

уже

исходя

из

этого,

устанавливаю

контакты

с

обучающимися. С этой целью применяю следующие методы воспитательной

работы:

Метод убеждения главным образом обращен к сознанию личности.

Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и

обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения

обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы

и

чувства

обучающихся,

но

это

требует

высокой

культуры

и

профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда

рассматриваем какую-либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа,

рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на

сознание обучающихся.

Организация деятельности обучающихся является ведущим методом

воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое

требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое

требование применяется

как

предъявление

к

выполнению

определенных

норм

поведения,

правил,

законов,

традиций,

принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме

требования бывают прямые и косвенные. Считаю, что в воспитательной

работе

предпочтительны

косвенные

требования.

Например:

прошу

нарисовать

стенгазету

или

помочь

подобрать

материал

для

проведения

мероприятия и т.п.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его

использую

в

коллективе

при

обсуждении

поступков,

проведения

мероприятий.

В

решении

обсуждения

принимаю

общественное

мнение,

стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности. Именно

в

процессе

деятельности

познавательной,

общественной,

спортивной,

художественной – формируется личность обучающегося.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых

способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как

организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их

превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю,

что: в здании нужно головной убор снимать; входящий должен здороваться с

людьми, находящимися в здании; в секции должен быть ежедневно порядок;

не

кричать

и

не

ругаться

и

т.

д.

Привычки

становятся

устойчивыми

свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так

важно формировать.

Методы

стимулирования поведения

и

деятельности

побуждают

к

социально

одобряемому

поведению.

Побудителем

выступают

поощрение

(одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой

этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление

поступка, вызванное оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно

ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На

этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.

Методы

поощрения (похвалу,

благодарность)

применяю,

когда

одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь

им «Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения,

уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его

поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но

мотив

и

способ

деятельности,

приучать

обучающихся

ценить

сам

факт

одобрения,

а

не

его

материальный

вес.

Поощрение

чаще

требуется

неуверенным в себе обучающимся.

Наказание -

это

выражение

отрицательной

оценки,

осуждения

действий

и

поступков,

противоречащих

нормам

поведения.

В

своей

воспитательской

работе

применяю

метод

наказания

при

нарушении

обучающимися

правил

проживания

в

общежитии.

Делаю

замечание,

предупреждение,

беседую.

Частным

случаем

наказания

является

метод

естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись. Грубые

нарушения

обсуждаем

на

общем

собрании

общежития,

что

вызывает

у

обучающихся

чувство

стыда,

неудовлетворенность,

однако

корректирует

поведение обучающегося, дает возможность понять свою ошибку.

Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения

возможностей

воспитания

и

самовоспитания.

Он

считается

переломным,

переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный

переход

от

детского

состояния

к

взрослому.

Этот

переход

связан

с

перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности

обучающегося.

Некоторые

воспитатели

ошибочно

полагают,

что

индивидуальный

подход

требуется

лишь

по

отношению

к

«трудным»

обучающимся, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники

нуждаются в повышенном внимании, но нельзя забывать и «благополучных».

За

внешним

благополучием

могут

скрываться

и

неблаговидные

мысли,

мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но

внимание необходимо уделять всем.



В раздел образования