Автор: Бизянихина Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида №73"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Ф
ормирование чувства ритма у детей дошкольного возраста
Е. А. Бизянихина музыкальный руководитель
МБДОУ « детский сад комбинированного вида № 73»
Московская область, Сергиев Посад.
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно
пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни
в целом и жизни каждого отдельного человека... Музыка – это сама жизнь»
- Д.Б. Кабалевский
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной
сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте,
так
как
в
это
время
организм
наиболее
восприимчив
ко
всему
новому.
Музыкальное
развитие
даёт
возможность
наиболее
полно
раскрыть
все
внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и
др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость,
чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных
переживаний),
и,
что
самое
главное
–
это
постоянная
возможность
самореализации.
«Влияние
музыки
на
детей
благодатно,
и
чем
ранее
начнут
они
испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Музыка
способна
оказывать
существенное
влияние
на
психофизические
процессы,
протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для
возникновения эмоций.
«Музыкальный
ритм,
в
отличии
от
мелодии,
оказывает
решающее
влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе
музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что
под
действием
музыки
у
ребёнка
изменяется
тонус
мышц,
ускоряются
сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у
детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое
воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма
основана
на
различных
ритмах
дыхания
сердца,
различных
движений,
активности,
отдыха.
Психологическое
состояние
личности
имеет
свои
непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и
апатии,
силы
и
слабости.
Все
эти
состояния
очень
чувствительны
к
музыкальным
ритмам.
Поэтому
они
имеют
такую
магию
возбуждать
и
успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в
музыке.
Воспитанием
чувства
ритма
необходимо
заниматься
с
раннего
возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной
речи, один из основополагающих элементов музыки.
.
Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач
музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее
сложных.
Существует
мнение,
что
чувство
ритма
плохо
поддается
воспитанию.
Действительно,
развитие
ритма
у
детей
(не
обладающих
чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это
соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты
могут
иметь
различную
длительность,
вследствие
чего
между
ними
создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных
вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из
которых
складывается
общий
ритмический
рисунок
музыкального
произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни
к
каким
абсолютным
единицам
измерения
времени,
в
нём
заданы
лишь
относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-
ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает
под
педагогическое
воздействие,
поддается
ему,
«отзывается»
на
него.
Исполнение
музыки,
благоприятствует
музыкально-ритмическому
воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает
плодотворно и успешно.
Под
влиянием
музыки,
музыкальных
упражнений
и
игр
при
условии
использования
правильно
подобранных
приёмов
положительно
развиваются
психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится
речь.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки –
сложная
задача.
Но
еще
сложнее
осуществлять
музыкальное
обучение
с
детьми,
имеющими
речевые
нарушения,
и
принимать
во
внимание
характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи.
Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:
Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия
для
музыкальной
деятельности.
Тщательный
отбор
материала
должен
соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной
работы и видами музыкальной деятельности детей.
Принцип максимального использования от простого к сложному развивает
потенциал
ребёнка
в
музыкальном
развитии
и
корректирует
речевые
нарушения.
Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии
речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и
речевые
игры
способствуют
эффективной
работе
над
дикцией,
звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного
возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.
Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра,
динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой
импровизации
является
основой
для
творческой
деятельности
детей.
Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с
раннего
возраста
овладевать
полным
комплексом
средств
музыкальной
выразительности.
Идея
использования
речевых
игр
в
музыкальном
воспитании
принадлежит
известному
немецкому
композитору
и
педагогу
Карлу
Орфу.
Речевые
игры
и
упражнения
могут
сопровождаться
звучащими
жестами
(хлопками, притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских
музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках.
Жестикуляция,
мимика,
пластика,
голосовые
импровизации
в
речевой
игре
превращают
ее
в
театральную
игру,
способствуют
импровизации
и
раскрытию творческого потенциала детей.
Очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, пение, так как
оно
развивает
дыхание,
голос,
формирует
чувство
ритма
и
темпа
речи,
улучшает дикцию, координирует слух.
Игре
на
детских
музыкальных
инструментах
расширяет
сферу
музыкальной деятельности дошкольников с нарушениями речи, способствует
развитию
музыкальной
памяти,
внимания,
чувства
ритма,
преодолению
излишней застенчивости.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя
мир музыкальных звуков и отношений, осознаннее различают красоту звучания
различных
инструментов.
У
них
улучшается
качество
пения,
музыкально-
ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального
развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных
отношений между детьми.
Список литературы
1.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи:
учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 192с.
2.
Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.-М.,1991.
3.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,
2015. - 96с.