Напоминание

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста


Автор: Бизянихина Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад комбинированного вида №73"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ф

ормирование чувства ритма у детей дошкольного возраста

Е. А. Бизянихина музыкальный руководитель

МБДОУ « детский сад комбинированного вида № 73»

Московская область, Сергиев Посад.

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно

пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни

в целом и жизни каждого отдельного человека... Музыка – это сама жизнь»

- Д.Б. Кабалевский

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной

сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте,

так

как

в

это

время

организм

наиболее

восприимчив

ко

всему

новому.

Музыкальное

развитие

даёт

возможность

наиболее

полно

раскрыть

все

внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и

др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость,

чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных

переживаний),

и,

что

самое

главное

это

постоянная

возможность

самореализации.

«Влияние

музыки

на

детей

благодатно,

и

чем

ранее

начнут

они

испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Музыка

способна

оказывать

существенное

влияние

на

психофизические

процессы,

протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для

возникновения эмоций.

«Музыкальный

ритм,

в

отличии

от

мелодии,

оказывает

решающее

влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе

музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что

под

действием

музыки

у

ребёнка

изменяется

тонус

мышц,

ускоряются

сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у

детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое

воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма

основана

на

различных

ритмах

дыхания

сердца,

различных

движений,

активности,

отдыха.

Психологическое

состояние

личности

имеет

свои

непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и

апатии,

силы

и

слабости.

Все

эти

состояния

очень

чувствительны

к

музыкальным

ритмам.

Поэтому

они

имеют

такую

магию

возбуждать

и

успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в

музыке.

Воспитанием

чувства

ритма

необходимо

заниматься

с

раннего

возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной

речи, один из основополагающих элементов музыки.

.

Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач

музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее

сложных.

Существует

мнение,

что

чувство

ритма

плохо

поддается

воспитанию.

Действительно,

развитие

ритма

у

детей

(не

обладающих

чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это

соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты

могут

иметь

различную

длительность,

вследствие

чего

между

ними

создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных

вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из

которых

складывается

общий

ритмический

рисунок

музыкального

произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни

к

каким

абсолютным

единицам

измерения

времени,

в

нём

заданы

лишь

относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-

ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает

под

педагогическое

воздействие,

поддается

ему,

«отзывается»

на

него.

Исполнение

музыки,

благоприятствует

музыкально-ритмическому

воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает

плодотворно и успешно.

Под

влиянием

музыки,

музыкальных

упражнений

и

игр

при

условии

использования

правильно

подобранных

приёмов

положительно

развиваются

психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится

речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки –

сложная

задача.

Но

еще

сложнее

осуществлять

музыкальное

обучение

с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения,

и

принимать

во

внимание

характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи.

Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия

для

музыкальной

деятельности.

Тщательный

отбор

материала

должен

соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной

работы и видами музыкальной деятельности детей.

Принцип максимального использования от простого к сложному развивает

потенциал

ребёнка

в

музыкальном

развитии

и

корректирует

речевые

нарушения.

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии

речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и

речевые

игры

способствуют

эффективной

работе

над

дикцией,

звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного

возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.

Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра,

динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой

импровизации

является

основой

для

творческой

деятельности

детей.

Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с

раннего

возраста

овладевать

полным

комплексом

средств

музыкальной

выразительности.

Идея

использования

речевых

игр

в

музыкальном

воспитании

принадлежит

известному

немецкому

композитору

и

педагогу

Карлу

Орфу.

Речевые

игры

и

упражнения

могут

сопровождаться

звучащими

жестами

(хлопками, притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских

музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках.

Жестикуляция,

мимика,

пластика,

голосовые

импровизации

в

речевой

игре

превращают

ее

в

театральную

игру,

способствуют

импровизации

и

раскрытию творческого потенциала детей.

Очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, пение, так как

оно

развивает

дыхание,

голос,

формирует

чувство

ритма

и

темпа

речи,

улучшает дикцию, координирует слух.

Игре

на

детских

музыкальных

инструментах

расширяет

сферу

музыкальной деятельности дошкольников с нарушениями речи, способствует

развитию

музыкальной

памяти,

внимания,

чувства

ритма,

преодолению

излишней застенчивости.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя

мир музыкальных звуков и отношений, осознаннее различают красоту звучания

различных

инструментов.

У

них

улучшается

качество

пения,

музыкально-

ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального

развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных

отношений между детьми.

Список литературы

1.

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи:

учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2005. - 192с.

2.

Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.-М.,1991.

3.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,

2015. - 96с.



В раздел образования