Автор: Невская Ирина Генадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им.С.В. Байменова города Похвистнево СП " Детский сад " Лад"
Населённый пункт: Похвистнево
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие трудовой деятельности на прогулке у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие трудовой деятельности на
прогулке в зимнее время у детей
младшего дошкольного возраста.
У детей в первой младшей группы формируются культурно-гигиенические
навыки, и воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности.
Задачи трудовой деятельности в природе:
-Формировать умения обращать внимания на изменения, произошедшие со
знакомыми растениями на участке.
-Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями в
уголке природы, растениями на участке.
-Показывать детям, как взрослые заботятся о растениях и подкармливают
зимой птиц.
-Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения
и растения на грядке, сажать лук, расчищать дорожки и скамейки от снега.
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми
посильных трудовых действий. Труд в природе имеет большое
воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное,
заботливое отношение к природе.
На первых порах обучения я объясняю практически все действия,
например, лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не
соскальзывал, лопатку не надо нагребать полную, и при этом демонстрирую
правильные движения. Вначале для выполнения задания привлекаются
одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей
увеличивается.
Главным остается условие как можно быстрей достичь результата, пока
внимание детей сконцентрировано на моих непосредственных действиях, не
исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси
лейку и будем поливать горку! »
В зимний период времени мы с детьми перед прогулкой подготавливаем
хлеб, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом
занятии, на прогулки высыпаем хлеб в кормушки, а после прогулки
наблюдаем из окна, как прилетают к кормушке птички. Такой труд
получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность
увидеть результат своей работы.
Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь
приводит к интересному для всех результату. Например, я сгребаю снег
лопатой и говорю детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то
интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и
приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к
завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают
носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения
работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с
горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться
результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.
Дети могут отвлекаться от начального задания, например, устав, носить
снег, могут начать им кидаться, важно увлечь их заново, а не ругать, чтобы не
формировать отрицательное отношение.
Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что
взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой,
словом, ласковым жестом не сами трудовые действия и их результат, а
совместные с взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение
составляют стержень активности младших дошкольников. Поэтому всегда
нужно найди возможность удовлетворить потребность ребенка помочь мне в
работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что его помощь
была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное
отношение к труду.
При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к
инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех
дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано
с участка на место.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по
самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от
снега и не забывать помогать друг другу.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных
факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок
коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет
ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от
самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются
способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются
новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает
навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в
обществе.