Напоминание

" Развитие трудовой деятельности на прогулке у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Невская Ирина Генадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им.С.В. Байменова города Похвистнево СП " Детский сад " Лад"
Населённый пункт: Похвистнево
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие трудовой деятельности на прогулке у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие трудовой деятельности на

прогулке в зимнее время у детей

младшего дошкольного возраста.

У детей в первой младшей группы формируются культурно-гигиенические

навыки, и воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности.

Задачи трудовой деятельности в природе:

-Формировать умения обращать внимания на изменения, произошедшие со

знакомыми растениями на участке.

-Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями в

уголке природы, растениями на участке.

-Показывать детям, как взрослые заботятся о растениях и подкармливают

зимой птиц.

-Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения

и растения на грядке, сажать лук, расчищать дорожки и скамейки от снега.

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми

посильных трудовых действий. Труд в природе имеет большое

воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное,

заботливое отношение к природе.

На первых порах обучения я объясняю практически все действия,

например, лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не

соскальзывал, лопатку не надо нагребать полную, и при этом демонстрирую

правильные движения. Вначале для выполнения задания привлекаются

одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей

увеличивается.

Главным остается условие как можно быстрей достичь результата, пока

внимание детей сконцентрировано на моих непосредственных действиях, не

исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси

лейку и будем поливать горку! »

В зимний период времени мы с детьми перед прогулкой подготавливаем

хлеб, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом

занятии, на прогулки высыпаем хлеб в кормушки, а после прогулки

наблюдаем из окна, как прилетают к кормушке птички. Такой труд

получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность

увидеть результат своей работы.

Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь

приводит к интересному для всех результату. Например, я сгребаю снег

лопатой и говорю детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то

интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и

приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к

завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают

носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения

работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с

горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться

результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Дети могут отвлекаться от начального задания, например, устав, носить

снег, могут начать им кидаться, важно увлечь их заново, а не ругать, чтобы не

формировать отрицательное отношение.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что

взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой,

словом, ласковым жестом не сами трудовые действия и их результат, а

совместные с взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение

составляют стержень активности младших дошкольников. Поэтому всегда

нужно найди возможность удовлетворить потребность ребенка помочь мне в

работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что его помощь

была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное

отношение к труду.

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к

инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех

дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано

с участка на место.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по

самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от

снега и не забывать помогать друг другу.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных

факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок

коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.

Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием

успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет

ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от

самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются

способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются

новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает

навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в

обществе.



В раздел образования