Напоминание

"Леса Верхнекамья - SOS"


Автор: Попонина Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Рудничный
Населённый пункт: Верхнекамского района Кировской области
Наименование материала: дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности
Тема: "Леса Верхнекамья - SOS"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое образовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа п.Рудничный Верхнекамского района

Кировской области

Дополнительная образовательная

программа

Эколого – биологической

направленности

«ЛЕСА ВЕРХНЕКАМЬЯ – SOS»

Возраст учащихся: (12 лет)

Срок реализации - 68 часов

Авторы- составители:

Попонина Е.В. – учитель биологии

Печёнкина Р.А.- учитель математики

Халдеева Г.А.- учитель физики

п. Рудничный

Оглавление.

1.

Пояснительная записка……………….….3

2.

Учебно – тематический план…………... 14

3.

Содержание…………………………….….22

4.

Заключение………………………….……..27

5.

Список литературы……………………….28

6.

Приложение………………………………..30

2

«Откроешь природу —

найдешь путь к себе!»

3

Пояснительная записка

Н а п р а в л е н н о с т ь

д о п о л н и т е л ь н о й

образовательной

программы:

эколого-

биологическая.

Программа

представляет

собой

логически

выстроенную

систему,

направленную

с

одной стороны, на овладение знаниями

в интересующей учащегося области.

C

другой

стороны,

ориентированную

на

формирование

у

ребенка

целостной

естественно-научной

картины

мира,

основанной

на

мотивах,

потребностях

ученика, определяющих его место и роль

в конкретном социуме.

Новизна, актуальность, педагогическая

целесообразность программы

Новизна дополнительной образовательной

программы

заключается

в

следующих

обстоятельствах.

Во-первых,

при

написании

программы

ее

новизной можно было считать использование

целостного

подхода

в

и с с л ед о в а н и и

экосистемы школьниками.

Во-вторых,

н о в и з н о й

м о ж н о

с ч и т а т ь

о р г а н и з а ц и ю

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

подростковых

коллективов

как

команд,

где

4

каждый

из

школьников

работает

на

общий

результат группы.

В-третьих,

новизна

программы

состоит

в

использовании воспитательных возможностей

поливозрастной

общности,

состоящей

из

школьников,

работников

лесхоза,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей

учеников.

Нет такого человека, которого бы совершенно

не волновала судьба окружающей природы и

соответственно

его

собственная

судьба.

Глобальный экологический кризис заставляет

задумываться

над

этой

проблемой

и

п р о з р е в а т ь .

Н а м

н у ж н о

н а у ч и т ь с я

использовать природные ресурсы предельно

р а ц и о н а л ь н о ,

та к ,

ч то б ы

о н и

м о г л и

восстанавливаться

для

будущих

поколений.

Чтобы

воздух,

вода,

лес,

земля

всегда

оставались чистыми, а человек в этом мире

был

бы

всегда

здоровым,

спокойным

и

мудрым. Поэтому эта программа для тех, кто

любит природу родного края и хочет узнать

её лучше.

А к т у а л ь н о с т ь

д а н н о й

п р о г р а м м ы

заключается в том, что

5

ребёнок вовлекается в социальные

отношения

через

отношение

к

природе,

обществу,

между

детьми,

педагогами

и

родителями

через

психологический климат в коллективе.

Всё

это

должно

способствовать

активной

деятельности

в

защиту

природы.

она

способствует

оздоровлению

детей:

занятия

в

б ол ь ш и н с т ве

п р о в о д я т с я

н а

в о з д у х е ,

д е т и

находятся

в

постоянном

контакте

с

п р и р о д о й ,

ч т о

о б е с п е ч и в а е т

устойчивый эмоциональный уровень.

п р о г р а м м а

с п о с о б с т в у е т

формированию

активной

жизненной

позиции обучаемых.

Программа

предоставляет

в с е

возможности

для

самореализации

личности:

от

простого

расширения

к р у г о з о р а

д о

н а у ч н о

исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность.

6

Педагогическая идея состоит в выработке

мотивации:

Подходы

к

образовательному

процессу

основаны

на

педагогических принципах

обучения и воспитания.

1.

Принцип

добровольности

(зачисление

ребёнка

возможно

только

по

его

желанию).

2.

П р и н ц и п

с и с т е м а т и ч н о с т и

и

последовательности в освоении знаний

и умений.

3.

П р и н ц и п

д о с т у п н о с т и

( в е с ь

предлагаемый

материал

должен

быть

доступен пониманию ребёнка).

4.

Принцип

обратной

связи

(педагога

интересуют

впечатления

детей

от

занятия).

5.

Принцип ориентации на успех.

6.

Принцип

индивидуально-личностной

о р и е н т а ц и и

в о с п и т а н и я

7

Воспитание чувства ответственности,

доброты, милосердия, гуманного отношения к

окружающему миру.

(индивидуальный

подход,

система

поощрений, опора на семью).

7.

Принцип связи обучения с жизнью.

8.

Принцип

сознательности,

творческой

активности

и

самосто я тел ь н ости

учащихся.

9.

Принцип

креативности

(творчества)

и

коллективности.

Цели и задачи дополнительной

образовательной программы:

8

Цель:

формирование

экологической

культуры

школьников

через повышение уровня экологических

знаний,

развитие

их

ценностного

отношения при общении их с природой

родного края.

- интерес к природе;

знания

о

природе,

взаимосвязях

в

природе,

воздействии

человека

на

природу;

чувства эстетические и нравственные;

позитивная деятельность и поведение

в природе;

мотивы

деятельности

в

природе

/гуманистические,

познавательные,

э с т е т и ч е с к и е ,

с а н и т а р н о -

гигиенические и др./

9

При этом под экологической культурой понимают

качество личности, включающее в себя

следующие компоненты:

Программа предусматривает следующие

задачи:

Воспитательные:

п р и в и в а т ь

ч у в с т в о

д о б р о г о

и

милосердного отношения к родному краю;

с п о с о б с т в о в а т ь

ф о р м и р о в а н и ю

экологического

восприятия

и

сознания

общественной активности;

способствовать

укреплению

здоровья

ребят,

посредством

общения

с

природой

и

проведению

массовых

мероприятий

на

свежем воздухе.

10

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические

чувства

и

умение

любоваться

красотой

и

изяществом лесов Верхнекамья;

р а з в и в а т ь

к о м м у н и к а т и в н ы е

способности

каждого

ребёнка

с

учётом

его

индивидуальности,

научить

общению

в

коллективе

и

с

коллективом,

реализовать

потребности

ребят

в

содержательном

и

развивающем досуге.

Обучающие:

дать

ребёнку

системные

знания

об

окружающем его мире в соответствии с его

возрастом

и

способностями;

научиться

применять на практике полученные знания.

11

Отличительные особенности

дополнительной образовательной

программы:

Программа рассчитана на 68 часов, и

является

логическим

продолжением

и

дополнением

образовательного

к ур с а

школьных,

региональных

и

федеральных

программ по биологии и экологии.

Дополнительная

образовател ьная

программа

составлена

совместно

с о

специалистами

лесхоза

Верхнекамского

района.

Возраст детей, участвующих в реализации

п

р

о

г

р

а

м

м

ы

:

Дополнительная образовательная программа

«Леса

Верхнекамья

-

SOS»

адресована

учащимся

школы

седьмых

классов,

п р о я вл я ю щ и х

и н т е р е с

к

п р е д м е т а м

натуралистического профиля. В этом возрасте

подростком

прилагаются

усилия

д л я

расширения

знаний,

ребенок

впервые

начинает

самостоятельно

искать

решение

поставленной перед ним задачи, выстраивая

логические цепочки действий.

Сроки

реализации

программы:

Данная

программа рассчитана на один год (68 часов)

12

Формы и режим занятий.

Режим занятий: два часа в неделю.

Форма занятий:

• занятия лекционного типа с демонстрацией

таблиц, фотографий, слайдов видеофильмов

и другого иллюстративного материала;

групповая

практическая

работа

в

лесу,

лесхозе, на пришкольном участке.

• самостоятельная работа с литературой;

• индивидуальные консультации;

• экскурсии в основные типы биоценозов: луг,

лес, водоём.

Ожидаемые

результаты

программы

и

способы их проверки:

Учащиеся умеют:

интегрировать

знания,

полученные

по

отдельным предметам естественно - научного

и

математического

циклов

в

еди н ые

экологические знания;

непосредственно решать экологические

проблемы

своей

местности,

выявлять

в о з м о ж н ы е

п р и ч и н ы

о т р и ц а т е л ь н ы х

изменений в природе;

вести

самостоятельные

наблюдения

в

природе,

выполнять

правила

поведения

в

природе;

13

пропагандировать

знания

об

охране

природы и экологическим кризисам.

С п о с о б ы

п р о в е р к и

р е з у л ь т а т о в –

анкетирование,

осуществление

наблюдения

за

активным

участием

школьников

в

мероприятиях.

Формы

подведение

итогов реализации

программы осуществляется в виде:

о б л а с т н ы х ,

в с е р о с с и й с к и х

и

международных конкурсов (юных экологов и

лесоводов, «Подрост», «Наш дом – Земля»),

юных исследователей окружающей среды,

выставки, соревнования, акции и т.д.).

14

Учебно-тематический план

№п/

п

тема

практи

ка

тео

ри

я

Дата

проведен

ия

Введение.

Инструктаж

по

ТБ. История

возникновения

и

развития

экологии.

(5

час)

1.

Вводное занятие.

Знакомство детей

между собой.

Знакомство с

кабинетом.

Распорядок работы.

Права и

обязанности

участника

объединения.

+

сентябрь

2.

П о н я т и е

о б

общей и частной

экологии. Встреча

со

специалистами:

охотниками,

лесниками,

егерями,

работниками

+

+

сентябрь

15

лесхоза.

Круглый стол «Роль

леса

в

природе

и

жизни людей»

3.

Разработка устава

и законов детского

объединения

+

сентябрь

4.

Экологический сбор

– «огонек».

Разведка

экологических бед

на территории

района.

Составление

экологической

карты района,

школы.

+

сентябрь

5.

Школьный

мониторинг

/ с л е ж е н и е

з а

состоянием

воды,

воздуха,

п о ч в ы ,

растений,

животных, почвы/.

+

В течение

года

Те м а

№ 2 .

Р а с т е н и я

и

ж и в о т н ы е

Верхнекамского района. (24 час)

16

6.

Растения,

формирующие лес

Верхнекамья.

Структура леса.

Сосновые, еловые,

лиственные леса.

+

сентябрь

7.

Экскурсия в лес.

Маршрутная игра

«Тайны леса».

+

сентябрь

8.

9.

Роль растений в

улучшении

экологической

обстановки

Верхнекамского

района

(внеклассное

мероприятие)

Акция «Очистим

лес от мусора».

+

+

октябрь

май

10.

Масштабы влияния

человека на лесные

массивы. Пожары в

лесу.

+

октябрь

11-

12

Фотовыставка

«Красота родного

края»

+

октябрь

13-

14.

Выставка

«Осенний букет»

+

сентябрь

15.

Охрана растений.

+

октябрь

17

16.

Экологическая

викторина

«Охраняемые

растения

Кировской области»

+

октябрь

17-

18

Посадка

деревьев

н а

т е р р и т о р и и

школьного

дендрария.

+

май

19.

Экскурсия

«Приспособление

р а с т е н и й

и

животных к жизни».

+

октябрь

20.

Дикие

животные

Верхнекамья,

их

виды.

Приспособляемост

ь различных видов

ж и в о т н ы х

к

условиям обитания.

+

октябрь

21.

Заочное

путешествие по

заповедным

уголкам Кировской

области «В гостях у

+

ноябрь

18

Лешего»

Экологическая

викторина

«Заповедные

территории»

22.

Экологические игры

«Что? Где? Когда?»

+

ноябрь

23.

В ы п у с к

г а з е т ы

«Экологический

вестник».

+

В течение

года

24-

25

Проектирование

экологической

тропы

+

ноябрь

26-

27

Конкурс

неоконченного

р а с с к а з а

п о

экологической

тематике / в жанре

детектива,

приключения,

сказки, романа/.

+

ноябрь

28-

29

Экологический

праздник «Природа,

мы – твои друзья».

+

ноябрь

19

Тема 3. Красота спасёт мир. (5 час)

30.

Комнатные

растения. Правила

ухода за ними.

+

декабрь

31-

32.

Пересадка

комнатных

растений в зимнем

саду

+

апрель

33-

34.

Праздник цветов

«Красота спасёт

мир»

+

декабрь

Тема

№4.

Проблемы

экологии

в

лесах

Верхнекамья. (34часа)

35

Проблема

заболоченности

территории

Верхнекамского

района. Влияние

экологических

факторов на

физическое и

психическое

здоровье человека

и на генофонд

человеческой

популяции.

+

декабрь

20

36

Отходы

и

свалки.

Влияние

автомобильного

т р а н с п о р т а

н а

экологию.

+

январь

37

Тропа испытаний

(заочное

путешествие по

родному краю

+

январь

38-

40

КТД

"Полиграфический

комбинат"

/изготовление для

дошкольников

книжек-игрушек

экологического

содержания/.

+

январь

41-

43

Изготовление

гнездовий,

домиков, кормушек

для птиц.

+

январь

44-

47

Оборудование

экологической

тропы. Подкормка

птиц и зверей.

+

февраль

48-

51

Озеленение

классов,

пришкольного

+

В течение

года

21

участка.

52-

54

Составление карты

муравейников леса,

их охрана

+

май

55-

56

Экологическая

агитбригада.

Конкурс ораторов в

защиту природы

+

февраль

57

Детский

экологический

митинг

+

март

58-

59

Выставка

"Природа и

фантазия".

+

март

60-

61

Конкурс рисунков,

плакатов.

+

декабрь

62-

63

Экологическая

операция

«Родничок»

+

май

64-

65

Экологическая

операция «Красная

тетрадка»,

+

декабрь

66-

67

Экологическая

операция «Зеленая

аптека»

+

апрель

68

Игра «Экология и

мы»

+

май

22

Содержание программы.

Тема

№1.

Введение.

Инструктаж

по

ТБ.

История

возникновения

и

развития

экологии (5 час.).

Вводное занятие. Знакомство детей между

собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок

работы.

Права

и

обязанности

участника

объединения. Понятие об общей и частной

экологии.

Встреча

со

специалистами:

о х о т н и к а м и ,

л е с н и к а м и ,

е г е р я м и ,

работниками лесхоза.

Практическая работа:

23

Круглый стол «Роль леса в природе и

жизни людей»

Разработка

устава

и

законов

детского

объединения.

Экологический

сбор

« о г о н е к » .

Раз вед к а

э к ол о г и ч е с к и х

бед

н а

территории

района.

Составление

экологической карты района, школы.

Школьный

мониторинг

/слежение

за

состоянием

воды,

воздуха,

почвы,

растений, животных, почвы/.

Т е м а

№ 2 .

Р а с т е н и я

и

ж и в о т н ы е

Верхнекамского района (24 час.).

Растения,

формирующие

лес

Верхнекамья.

Струк т ура

леса.

Сосновые,

ел о в ы е ,

лиственные

леса.

Масштабы

влияния

человека на лесные массивы. Пожары в лесу.

Охрана растений.

Практическая работа:

Экскурсия

в

лес.

Маршрутная

игра

«Тайны леса».

Р о л ь

р а с т е н и й

в

у л у ч ш е н и и

э к о л о г и ч е с к о й

о б с т а н о в к и

24

Верхнекамского

района

(внеклассное

мероприятие)

Акция «Очистим лес от мусора».

Посадка

деревьев

на

территории

школьного дендрария.

Выставка «Осенний букет»

Экологическая викторина «Охраняемые

растения Кировской области»

Экологический праздник «Природа, мы –

твои друзья».

Фотовыставка «Красота родного края»

Дикие

животные

Верхнекамья,

их

виды.

Приспособляемость

различных

в и до в

животных к условиям обитания.

Практическая работа:

Экскурсия «Приспособление растений и

животных к жизни».

Заочное

путешествие

по

заповедным

уголкам Кировской области «В гостях у

Лешего»

Экологическая

викторина

«Заповедные территории»

Экологические игры «Что? Где? Когда?»

Выпуск газеты «Экологический вестник».

25

Проектирование экологической тропы

Конкурс

неоконченного

рассказа

по

экологической

тематике

/

в

жанре

детектива,

приключения,

с к а з к и ,

романа/.

Тема3. Красота спасёт мир (5 час.).

Комнатные растения.

Правила ухода за

ними.

Практическая работа:

пересадка

комнатных

растений

в

зимнем саду.

Праздник

цветов

«Красота

спасёт

мир»

26

Тема

№4.

Проблемы

экологии

в

лесах

Верхнекамья (34 час.).

Проблема

заболоченности

территории

В е р х н е к а м с к о г о

р а й о н а .

В л и я н и е

экологических

факторов

на

физическое

и

психическое здоровье человека и на генофонд

человеческой

популяции.

Отходы

и

свалки.

Влияние

автомобильного

транспорта

на

экологию

Практическая работа:

Тропа испытаний (заочное путешествие

по родному краю)

Выставки

"Природа

и

ф ан таз и я".

Конкурсы и выставки рисунков, плакатов.

Фенологические наблюдения.

В ы п у с к

б ю л л ет е н е й ,

л и с т о в о к ,

информационных листков,

Экологическая

агитбригада.

Конкурс

ораторов в защиту природы.

Детские экологические митинги

КТД

"Полиграфический

комбинат"

/изготовление для дошкольников книжек-

игрушек экологического содержания/.

Изготовление

гнездовий,

домиков,

кормушек для птиц.

27

Оборудование

экологической

тропы.

Подкормка птиц и зверей.

Озеленение

классов,

пришкольного

участка.

Составление карты муравейников леса,

их охрана.

Экологические

операции

«Родничок»,

«Красная тетрадка», «Зеленая аптека»,

«Мой двор - моя забота».

Игра «Экология и мы»

Заключение.

Данная программа

способствует ученикам

школы, а через них и их родителям, бережно

от н о с и т ь с я

к

л е с н ы м

б о г а т с т в а м

Верхнекамья. Экологическая деятельность

детей

объединения

привлекла

внимание

общественности

к

проблемам

лесного

хозяйства района.

28

Список литературы:

1.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о

птицах./ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров./ –

Ярославль: «Академия развития», «Академия

Ко», 1998. –240с.

2.Анашкина,

Е.Н.

Веселая

ботаника:

в и к т о р и н ы ,

р е б у с ы ,

к р о с с в о р д ы /

Ярославль: «Академия развития», «Академия,

Ко», 1998. – 192с.

29

3.Биология, экология /газеты, 2005-2010 год.

4 . Б о б р о в , Р. В .

З ел ё н ы й

п а т р у л ь . - М . :

Просвещение,1984

5.Бочкарева,

Н.Ф.

/Система

экологического

образования и воспитания учащихся Пособие

д л я

у ч и т е л я .

К а л у г а :

И н с т и т у т

усовершенствования учителей, 1996. – 122с.

6 . Г о л у б к и н а ,

Н . А . ,

Ш а м и н а ,

М . А .

/Лабораторный практикум по экологии. – М.:

ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 56с.

7.Запартович,Б.Б.,Криворучко,Э.Н.,Соловьёва,

Л . И .

С

л ю б о в ь ю

к

п р и р о д е .

М . :

Педагогика,1978

8.Зотов,В.И.Лесная мозаика. М.:Просвещение,

1993.

9.Илюшина,

И.И.

Школьные

лесничества.

/Книга для учителя. Из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1986. – 96с., ил.

10.

Ильченко,

В.Р.

/Перекрестки

физики,

химии, биологии. - М.:Просвещение, 1986.

11 . И м ш е н е ц к а я , Л . И .

М и р

р а с т е н и й .

М.Просвещение.1957

30

1 2 . К н и г а

д л я

ч т е н и я

п о

о х р а н е

природы.М.:Просвещение,1986

13.Куликова,

Г.В.

Юному

лесоводу.

М.:

Россельхозиздат, 1987. – 79с.9.Ланина, И.Я.

Не уроком единым. - М.:Просвещение,1991.

14.Лес России. Энциклопедия /Под общ. ред.

А.И. Уткина, Г.В. Линдемана, В.И. Некрасова,

1 5 . Л е с

и

ч е л о в е к . М о с к в а . Л е с н а я

промышленность

16.Маракулин,

П.

И.

Лесная

азбука.Горький

Волго-Вятское книжное издательство,1982

17.Михеев,А.В,Пашканг,К.В,Родэевич,Н.Н.,Сол

овьёва, М.П. Охрана природы. Пособие для

учащихся. -М.: Просвещение, 1983.

18.Петров,В.В.Лес

и

его

жизнь/книга

для

учащихся.М.Просвещение,1986

19.

Петров,

В.В.

Растительный

мир

нашей

Родины М.:Просвещение,1981

2 0 . П о ч и т а е в а ,

М . В .

Н а

т р о п а х

природы/методическое пособие для работы с

детьми

среднего

возраста

по

изучению

биоразнообразия

и

охране

экосистем.

Йошкар-Ола,2004

21.Симолина А.В., - М.: Большая Российская

Энциклопедия, 1995. –447с..

31

22.Сладков, Н. В лес по загадки. Ленинград.

Детская литература.1983

23.Соловьёв,А.Н.

Сокровища

в я тс к о й

природы.

Киров

Волго-Вятское

книжное

издательство Кировское отделение, 1986

24.Старикович,С.Ф.

они

живут

не

только

в

заповеднике. М.: Детская литература,1988

25. Стин,И. Фирсов,А. Природа и фантазия.

М.:Просвещение,1981

26.Травникова В.В. Биологические экскурсии/

Учебно-методическое

пособие.

СПб.:

«Паритет», 2002. – 256с.

27.Энциклопедия для детей. Биология. Москва

« А в а н т а

+ » ,

1 9 9 3 г .

Приложение.

За основу мероприятий взяты

методические разработки у разных

учителей (из интернета).

Маршрутная игра «Тайны леса»

Цель:

1.

повышение познавательного интереса к

предметам

естественно

научного

цикла,

32

2.

расширение

кругозора

и

развитие

логического мышления учащихся,

3.

привлечение подрастающего поколения

к изучению и охране леса,

4.

воспитание любви к родной природе.

Содержание:

Вступительное слово учителя (стихи, цифры,

факты, комментарии). Сообщение цели

мероприятия и правил игры.

1 станция «Загадкино»

1. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

(рябина, калина).

2. И лист и почки – все

врачует,

И сок – целебное сырье.

Шумит

от

ветра,

если

дует,

Краса

России

ствол

ее.

(береза).

33

3. Не страшна ей

стужа,

Не страшна

метель,

Острая вершина,

А зовется… (ель).

4. Живет лет 300 или

больше,

Светолюбивая она,

Совсем неприхотлива к

почве,

Иголки по 2, то - …

(сосна).

5. Цветет позднее

всех деревьев,

Лекарственны ее

цветы,

Коль их заваришь –

то простудой

Болеть не будешь

больше ты.

(липа).

6. Этот кустарник в лесу

взор ласкает,

Лист сложный,

перистый,

Плод – небольшой,

В нем витаминов

великое множество

Вы догадались? Кто же

такой?

(шиповник).

7. Как зовут ее, кто

знает?

Ветра нет, а лист

дрожит,

Нечисть, скверну

отгоняет,

Если кол ее забит.

(осина).

8. Для бани веничек

готовят,

Листочки прочно так

сидят,

Его плоды – зверей

накормят,

Если ты крепок – с ним

сравнят.

(дуб).

34

9. Он газ и пыль -

все поглощает,

Нелегок летом этот

труд.

За это его очень

ценят,

«Воздушный

санитар» зовут.

(тополь).

(Информация к

размышлению:

за лето одно дерево

тополя

может поглотить

более 1 кг пыли и 45

кг CO

2

).

2 станция «Угадай дерево»

1.

Почему

у

ели

всегда

острая

вершина?

(Потому

что

ель,

пока

она

жива,

все

время непрерывно растет в высоту, а

другие

лесные

деревья,

достигшие

определенного

возраста,

перестают

расти

в

высоту,

зато

стволы

их

н ач и н а ю т

р а з д а в а т ь с я

в ш и р ь .

35

Закругленная вершина кроны – первый

признак прекращения роста в высоту).

2.

Древесина какого хвойного дерева очень

прочна

и

устойчива

против

гниения?

(Лиственницы. Известны постройки из

нее, просуществовавшие 300-500 лет и

более (в Сибири, в Литве, Швейцарии,

Польше). В 1958 г. на Дунае во время

засухи, когда уровень воды упал, были

обнаружены лиственничные сваи моста,

построенного

римлянами

в

начале

II

в е к а .

Д р е в е с и н а

о к а з а л а с ь

неразрушенной).

3.

Что такое годичные кольца прироста, и

что по ним можно определить? (Годичное

кольцо прироста – это все слои клеток

древесины,

образовавшиеся

весной,

летом и осенью. По годичным кольцам

можно определить возраст дерева. По

толщине годичных колец можно узнать,

в каких условиях росло дерево в разные

годы

жизни.

Узкие

годичные

кольца

свидетельствуют о недостатке влаги,

о

затенении

дерева

и

о

его

плохом

питании.

По

годичным

кольцам

можно

определить и страны света. Годичные

кольца

обычно

шире

с

той

стороны

дерева, которая обращена к югу, и уже с

той, которая обращена к северу).

36

4.

Листья каких деревьев осенью краснеют?

(Рябины, клена, осины, черемухи и др.)

5.

Какой

самый

страшный

враг

леса?

(Лесной пожар).

6.

Какую пользу приносят птицы для леса?

(Совы уничтожают вредных грызунов и

насекомых.

Одна

сова

съедает

12-14

мышей

в

день.

Кукушки

в

большом

количестве

истребляют

мохнатых

гусениц

шелкопрядов

наиболее

опасных

вредителей

леса

и

других

насекомых. Дятлы уничтожают личинок

в р ед н ы х

н а с е к о м ы х .

Ж а в о р о н к и ,

л а с т о ч к и ,

с т р и ж и ,

м у х о л о в к и ,

трясогузки,

синицы,

корольки,

пеночки,

горихвостки,

малиновки,

поползни,

пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят

своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в

день, скармливая им при этом огромное

количество

вредных

насекомых

и

их

личинок).

7.

Ч т о

н а з ы в а ю т

п р и р о д н ы м и

заповедниками? (Заповедники

это

специально

выделенные

у ч а с т к и

т е р р и т о р и и ,

г д е

и з у ч а е т с я

и

сохраняется

в

неприкосновенности

растительность

и

животный

мир,

типичный для данного географического

района,

увеличивается

численность

37

ж и в о т н ы х ,

н а и б о л е е

ц е н н ы х

в

хозяйственном и научном отношении.

8.

Отчего

образуются

м орозобойн ы е

трещины на стволах деревьев в лесах и

п а р к а х ?

В

к а к о м

м е с я ц е

ч а щ е ?

(Морозобоины

появляются

от

резких

колебаний

температуры

дня

и

ночи,

когда стволы днем сильно нагреваются,

а

ночью

охлаждаются.

Обычно

холод

раскалывает

деревья

в

морозные

февральские

ночи.

Чаще

страдают

деревья с твердой древесиной: дуб, клен,

ясень, сосна).

9.

Какое

из

известных

лекарственных

растений традиционно использовали для

стерилизации

родильных

помещений,

сжигая его ветви? (Можжевельник).

10.

Древесина

какого

дерева

обладает

наилучшей звукопроводимостью и идет на

и з г о т о в л е н и е

р е з о н а н с н ы х

д е к

музыкальных инструментов? (Ель).

11.

Древесина

какого

дерева

легче

всего

обрабатывается

при

сложной

резьбе?

(Липа).

12.

Какое

дерево

из

хвойных

н ел ь з я

транспортировать по воде самосплавом и

почему? (Лиственницу.

Ее

древесина

тяжелая и в воде быстро тонет).

38

13.

Почему березку называют пионером леса,

а березовый лес – временным? (Береза

п е р в о й

о с в а и в а е т

о т к р ы т ы е

пространства,

вырубки,

гари.

Она

не

боится яркого солнца и заморозков. Под

ее кроной поселяются молодые елочки.

Когда ель подрастает, она вытесняет

березу).

14.

Почему

гибнет

лес,

когда

вырубают

старые

дуплистые

деревья? (В

дуплах

старых деревьев жили птицы, летучие

мыши.

Они

истребляли

в р е д н ы х

насекомых

леса.

Не

стало

гнезд

не

стало

птиц.

Молодой

лес

гибнет

от

вредных насекомых).

15.

Назовите основные правила поведения на

природе. (Никогда

нельзя

пробовать

незнакомое растение, оно может быть

ядовито.

Нельзя

шуметь,

т.к.

можно

н а р у ш и т ь

н о р м а л ь н у ю

ж и з н ь

обитателей леса. Нельзя рвать цветы,

зная, что никогда не поставишь их в

вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя

ходить с непокрытой головой на солнце,

может

случиться

солнечный

удар.

Нельзя купаться, если водоем незнаком,

там

могут

быть

воронки

и

глубокие

места, обрывы, стекла, камни и коряги

на дне. Нельзя пить не кипяченую воду

39

из открытого водоема. Нельзя ломать

кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других

мелких обитателей леса).

3 станция «Поэзия

-Назовите авторов отрывков следующих

стихотворений:

1.

Я пришел к тебе с приветом, рассказать,

Что солнце встало, что оно горячим

светом

По листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся, весь

проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей

встрепенулся

И весенней полон жаждой.

(Фет).

2.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках с нежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

40

Обсыпает ветки новым серебром.

(С. Есенин).

3.

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль…

(С. Есенин).

4.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

(С. Есенин).

5.

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают - океан зеленый.

(С. Орлов.)

6.

Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

41

И клюкву на болоте.

О, как, природа - мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла

Давайте сохраним

На стрежнях - осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях - тигра,

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!!!

(Н. Старшинов>).

7.

Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес,

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.

Лучи сквозили, трепетали тени,

Не умолкал в деревьях птичий гам,

Мелькали в чаще быстрые олени,

И ловчий рог взывал по временам…

Но где же он? Кто опустил завесу?

Спустил ее от неба до земли –

Что это? Призрак, чары ли какие?

42

Где мы? И верить ли глазам своим?

Здесь дым один, как пятая стихия,

Ленивый, вялый бесконечный дым.

Кой-где насквозь торчат по обнаженным

Пожарищам уродливые пни,

И бегают по сучьям обожженным

С зловещим треском белые огни…

(Тютчев).

8.

…И в ближний лес вхожу.

Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня стряхивают слезы;

Но дальше я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в

созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный

строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко лист шуршит благоуханный…

(А.К. Толстой).

4 станция

«Песни»

Кто больше знает песен о деревьях,

кустарниках, травах, цветах? Что стоишь,

качаясь, тонкая рябина …

43

1.

Тополиный пух, жара, июль …

2.

Тополя, тополя все в пуху …

3.

Распустилась черемуха, нарядилась

невестою …

4.

Ландыши, ландыши …

5.

Травы, травы, травы не успели …

6.

Цветет черемуха к похолоданию …

7.

В лесу родилась елочка …

8.

Ой, цветет калина …

9.

Миллион, миллион, миллион алых роз …

П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.

44

Тропа испытаний.

(заочное путешествие по родному краю)

Цель:

1.

Воспитание любви к родному краю.

2.

развитие коммуникативных умений,

3.

воспитание

гражданской

позиции,

бережного отношения к природе.

Форма проведения

Экологическая игра-викторина.

Оборудование: листы ватмана, фломастеры,

пустые пластиковые бутылки, целлофан,

бумага и т. д., стенгазеты,

Подготовительный этап:

Коллектив

детей

делится

на

группы

по

5

человек. Команды получают задания:

a) Подготовить название, эмблему, девиз;

б)

Изучить

особенности

флоры

и

фауны

своего региона.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

-

Р е б я т а !

М ы

о т п р а в л я е м с я

в

у в л е к а т ел ь н о е

и

п о з н а в а т е л ь н о е

путешествие. Нас ждут испытания, и чтобы

их

преодолеть,

понадобятся

знания

и

45

смек алк а,

дружба

и

н а х од ч и в о с т ь ,

быстрота

и

аккуратность

выполнения

заданий.

Испытание 1:

Ведущий проводит жеребьёвку. Командам

предоставляется

возможность

разъяснить

свои эмблему и девиз.

Испытание 2:

Командам задаются вопросы:

- Что такое экология?

- Что такое Красная книга?

- Когда она была издана?

-

Когда

была

издана

Красная

книга

в

России?

-

Когда в наших краях можно собирать

лекарственные растения?

-

Какие

лекарственные

растения

вы

знаете?

- Как и где они собираются?

- Какие вы знаете ядовитые травы нашей

местности?

- Что у нас загрязняет воздух?

- Что загрязняет воду?

- Как очистить воду и воздух?

- Что такое фотосинтез?

46

Испытание 3:

«Дизайнеры»

-

П р о бл е м а

от ход о в ,

з а г р я з н е н и я

окружающей среды стала одной из самых

злободневных в современном мире.

Поэтому, когда вы отдыхаете на природе,

никогда не забывайте убирать после себя

мусор.

Давайте

подойдём

к

проблеме

отходов творчески. За 10 минут из пустых

пластиковых бутылок, пакетов попытайтесь

сделать что-то полезное в быту.

47

Испытание 4:

«Весёлый привал»

-

А

сейчас

давайте

споём

командами

песню о природе.

Испытание 5:

В

нашем

регионе

есть

экологические

проблемы,

решить

которые

м ож н о,

объединив усилия всех граждан. В течение

10

минут

придумайте

обращение

к

гражданам,

властям,

руководителям

предприятий с целью решить эту проблему.

Обращение

должно

быть

кратким

и

убедительным.

Слово жюри.

П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.

Итогом сегодняшнего заседания я предлагаю

принять обращение к учащимся школы,

жителям микрорайона с просьбой объединить

усилия для решения актуальной

экологической проблемы.

48

Такое

стихотворение-обращение

по

просьбе

детей

написала

бывший

учитель

школы

Кускова Раиса Егоровна.

49

Плачет лес.

Плачет лес, роняет слёзы,

Но помочь я не могу.

Наши русские берёзы

Вырубают на корню.

Люди, люди! Уберите

Поскорее топоры!

Красоту не загубите

Нашей матушки-земли.

Вы же губите природу,

Вырубая сплошь леса,

Не бывало в жизни сроду,

Чтоб стонала так Земля.

Есть ли, люди, у вас мера,

Вырубая те леса?

Есть ли совесть, есть ли вера,

Есть ли сердце и душа?

Ни зверей, ни птиц не станет

В тех погубленных лесах.

Красота Земли увянет

Лишь останется в словах.

Экологическая игра по теме «Растения и

животные Верхнекамского района».

Цель:

1.

повышение познавательного интереса к

предметам

естественно

научного

цикла,

2.

расширение

кругозора

и

развитие

логического мышления учащихся,

3.

привлечение подрастающего поколения

к изучению и охране леса,

4.

воспитание любви к родной природе.

Ведущий: Нет такого человека, которого бы

с о в е р ш е н н о

н е

в о л н о в а л а

с у д ь б а

окружающей

природы

и

соответственно

его

с о б с т в е н н а я

с у д ь б а .

Г л о б а л ь н ы й

экологический

кризис,

угрожающий

нашей

планете, заставляет задумываться над этой

проблемой

и

прозревать.

Мы

долго

жили

иллюзорными

представлениями

о

том,

что

природа

вечна,

бесконечна,

неисчерпаемо

щедра и всегда будет осыпать бесплатными

дарами свое любимое детище - человека. И

безоглядно

брали,

черпали,

расточительно

использовали природные ресурсы. Нам нужно

50

научиться

пользоваться

ими

предельно

р а ц и о н а л ь н о ,

т а к ,

ч т о б ы

о н и

н е

исчерпывались и не разрушались до конца, а

могли

восстанавливаться

для

будущих

поколений. Чтобы воздух, вода, земля нашей

планеты

всегда

оставались

чистыми,

а

человек в этом мире был бы всегда здоровым,

спокойным

и

мудрым.

Поэтому

здесь

собрались

те,

кто

знает

и

любит

природу

родного края, природу Верхнекамья.

Представление команд (в игре участвуют две

команды).

Тур «Рыбы»

Ведущий:

Особое

место

в

животном

мире

занимают

рыбы.

Это

старейшие

обитатели

планеты. Большое значение имеет рыба и в

жизни

человека,

являясь

существенным,

важным продуктом питания. «Живое серебро»

- так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем

самым ее высокую ценность. В реках и озерах

Верхнекамья

разнообразных по глубине и

степени зарастания водной растительностью,

обитает вида рыб. И сегодня мы проверим,

насколько вам известны рыбы.

Перед

игроками

расположены

иллюстрации

рыб. Ведущий зачитывает описание рыбы, а

учащиеся

должны

поднять

табличку

с

названием той рыбы, которой соответствует

51

это описание. За быстрый и правильный ответ

команда получает жетон.

В е д у щ и й :

В н е ш н е

э т а

р ы б а

о ч е н ь

оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков.

Голова

сравнительно

невелика,

глаза

небольшие,

но

зоркие.

Мелкие

особи

серебристо-серые,

а

крупные

-

желто-

бронзовые. (Лещ.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик: Дополнительные сведения. Вес леща

достигает в среднем 4-5 килограммов, а длина

тела – 45-55 сантиметров и более. Питается

личинками насекомых , червями и мелкими

моллюсками. Период интенсивного питания -

летние

месяцы.

Осенью

лещ

залегает

в

спячку.

Ведущий: По величине эта рыба относится к

рыбам

среднего

размера.

Рот

к о с о й ,

небольшой.

Лоб

выпуклый.

Спина

темно-

серебристая, покрыта светлыми чешуйками.

Хвостовой

и

спинной

плавники

темные,

остальные - ало-красные. (Язь.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик:

Дополнительные

сведения.

Язь

принадлежит к рыбам среднего размера, но

иногда

достигает

50

сантиметров

длины

и

веса до 7 килограммов.

Ведущий: Эта рыба отличается от всех прочих

вытянутым телом, длинной плоской головой,

52

сплющенным

рылом

и

отодвинутым

назад

спинным

плавником.

Такого

расположения

плавников нет ни у одной пресноводной рыбы.

Чешуя мелкая, гладкая. Основной цвет - серо-

зеленый с белыми и темно-зелеными пятнами

и

разводами,

иногда

полосами.

Плавники

желто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы -

явление

непостоянное,

она

полностью

зависит

от

окружающей

среды

и

может

в

короткий срок измениться. (Щука.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик:

Дополнительные

сведения.

Щука

обитает

в

реках

и

озерах,

придерживается

тихих

заводей

и

медленного

течения

рек.

Излюбленным

местом

являются

заросли

подводной

и

надводной

растительности.

Взрослые экземпляры достигают длины 40-45

сантиметров при весе 2-3 килограмма. Более

крупные - 70-80 сантиметров длиной и весом -

до 9 килограммов.

Ведущий: Тело этой рыбы короткое и высокое,

окраска спины темно- коричневая, бока темно-

золотистые, брюхо белое. По этой окраске эту

рыбу

еще

называют

золотой.

(Карась

золотой.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик:

Дополнительные

сведения.

Кроме

карася золотого, есть еще карась серебряный.

Оба вида являются основными обитателями

53

наших озер, реже встречаются в реках. Карась

предпочитает теплые заиленные озера. Может

жить там, где из-за недостатка кислорода не

выживает никакая другая рыба. Еще больше

поражает

его

выносливость

в

отношении

температуры.

Когда

водоемы

промерзают

почти до дна или полностью пересыхают, он

закапывается

в

ил

на

глубину

до

70

сантиметров

и

таким

образом

переживает

н е б л а г о п р и я т н ы й

п е р и о д .

И з - з а

необыкновенной

выносливости

в

некоторых

водоемах

карась

является

единственным

представителем рыб.

Ведущий:

Внешность

этой

рыбы

очень

своеобразна: она отличается от других рыб

пестрой

окраской.

Туловище

широкое

и

горбатое.

Спина

-

темно-зеленая,

бока

-зеленовато-желтые. По бокам 5-7 поперечных

полос зеленовато-черного цвета. Над горбатой

спиной расположен колючий гребень спинного

плавника.

Второй

плавник

-

зеленовато-

желтый.

Грудные

плавники

также

желтые,

остальные - ало-красные. (Окунь.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик:

Дополнительные

сведения.

Окунь

имеет широкое распространение, встречается

в

р е к а х ,

озе р а х

и

с та р и ц а х .

О ч е н ь

неприхотлив

к

условиям

обитания

и

приспособлен к жизни в водоемах, заросших

54

растительностью. Длина тела достигает 30-50

сантиметров. Обычный вес окуней 50-200 г.

Редко отдельные особи достигают 1 кг.

Тур «Птицы Верхнекамья».

Ведущий:

Богат,

интересен

и

разнообразен

птичий

мир.

У

каждого

его

обитателя

свои

повадки, свой образ жизни. По сравнению с

д р у г и м и

к л а с с а м и

п р е о б л а д а ю щ е е

распространение получили животные класса

птиц – более 150 видов. Многие птицы как бы

отвечают

за

санитарное

состояние

занятых

участков,

охраняют

их

от

вредителей.

Это

дятел,

поползень,

горихвостка,

ласточка,

кукушка и другие. В нашем районе большое

разнообразие

водоплавающих

птиц,

с

которыми вы и познакомитесь.

Ведущий

зачитывает

описание

п т и ц .

Учащиеся поднимают табличку с названием

птицы,

которое

соответствует

описанию.

За

быстрый

и

правильный

ответ

команда

получает жетон.

Ведущий:

Местное

название

этой

птицы

-

«серяк».

Окраска

у

нее

очень

скромная,

представляет

собой

чередование

серых,

черных

и

белых

волнистых

полос,

сверху

имеет

небольшой

рыжеватый

налет.

Самец

отличается

от

самки

бархатисто-черным

подхвостьем.

С

воды

поднимается

почти

вертикально, «столбом вверх». (Серая утка)

55

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик: Дополнительные сведения. В нашем

к р а е

с е р а я

у т к а

вс т р еч а етс я

п о ч т и

повсеместно. Предпочитает селиться вблизи

озер, богатых растительностью, на травяных

болотах.

Тур «Животные»

В

этом

туре

команды

получают

вопросы

о

животных.

Вопросы для первой команды.

1.

Подвижный

хищник

с

гибким

сильным

телом,

немногим

больше

степного

хорька.

Окраска меха серовато-коричневая, на груди и

горле

выделяется

большое

желтое

пятно.

(Куница.)

2. Крупный представитель семейства оленей,

питается травянистыми растениями, а зимой

ветками и древесной корой. (Лось.)

3. Парнокопытное млекопитающее животное.

Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и

на

грудной

клетке

(специальная

плотная

и

прочная

жироподобная

ткань,

толщиной

в

несколько сантиметров). (Кабан.)

Вопросы для второй команды.

1.

Внешний

облик

этого

животное

известен

всем

с

детских

лет.

Этот

хищник

питается

грызунами

и

сусликами.

Истребляют

ради

ценной и красивой шкурки. (Лисица)

56

2.

Единственный

хищный

представитель

семейства

кошачьих

в

Верхнекамье.

Чаще

встречается

в

пределах

северных

и

центральных,

наиболее

лесистых

районов.

(Рысь.)

3.

Зверь-грызун,

ведет

полуводный

образ

жизни.

Окраска

меха

-

дымчатая,

светло-

коричневая,

желтоватая.

Истребляют

ради

ценного

и

красивого

меха,

из

которого

изготавливают головные уборы. (Ондатра.)

Пока команды отвечают на вопросы, ведущий

загадывает

загадки

болельщикам,

которые

тоже

разделились

на

две

команды:

каждая

команда

болельщиков

поддерживает

свою

команду

игроков.

За

правильные

ответы

болельщики получают жетоны, которые потом

будут

учитываться

при

подведении

итогов.

Когда команды закончат отвечать на вопросы,

ведущий

проверяет

правильность

ответов,

вручая при этом жетоны.

Тур «Зелёная аптека»

Ведущий:

Богат

и

разнообразен

мир

дикорастущих

лекарственных

растений.

К

лек арствен н ым

отн осятся

р а с т е н и я ,

употребляемые для лечения и профилактики

заболеваний

человека

и

животных,

для

получения

препаратов,

используемых

в

медицинской и ветеринарной практике. Еще

наши далекие предки применяли их целебные

57

свойства,

чтобы

избавиться

от

различных

заболеваний.

Настои,

отвары

из

трав

они

называли зельями и снадобьями, а тайну их

приготовления тщательно скрывали. В разное

время отношение к лекарственным растениям

менялось:

от

чрезмерного

увлечения

до

полной потери интереса к ним. На основании

изучения лекарственных растений появились

книги,

которые

называли

лечебниками

и

травниками. В этом туре вы познакомитесь с

лекарственными растениями родного края и

их целебными свойствами.

Ведущий

задает

по

пять

вопросов

каждой

команде.

За

каждый

правильный

ответ

команда

получает

жетон.

Если

команда

не

сможет

ответить,

право

ответа

получает

команда

соперников,

и

ей

в

случае

успеха

вручается дополнительный жетон.

Вопросы первой команде:

1. В этой ягоде очень много витамина С, а

куст,

на

котором

она

растет

-

с

шипами,

(Шиповник.)

2.

Из

ягод

какого

растения

делают

масло?

(Облепиха.)

3.

Из

этих

ягод

делают

«королевское»

варенье,

а

отвар

успокаивает

человека.

(Пустырник.)

4.

Какое

растение

прикладывают

к

ранам?

(Крапива.)

58

5.

Красивый

цветок,

его

используют

как

противовоспалительное средство, на нем еще

гадают. (Ромашка.)

Вопросы второй команде:

1. Один из ранних цветов, который применяют

в

медицине

для

повышения

аппетита

и

улучшения пищеварения. Из этого растения

делают варенье. (Одуванчик.)

2. Каким растением можно остановить кровь

из свежей раны? (Подорожник.)

3 .

Ра н н и й

в и та м и н ;

п р и м е н я ют

п р и

авитаминозах, гастрите и гепатите, им также

полощут волосы. (Крапива.)

4.

Приправа;

тертые

корни

этого

растения

рекомендуют при радикулите. (Хрен.)

5. Она хороша при простуде, как варенье и в

виде настоя из листьев. (Малина.)

Команды отвечают и получают жетоны.

Ведущий:

Спасибо

за

участие

в

игре.

Я

думаю,

что

на

этом

не

закончится

ваше

общение с природой. И хочется верить, что

человек, соприкоснувшийся хоть раз с ней, не

способен на грубость и подлость.

Подведение

итогов.

Команды

подсчитывают

свои жетоны.

Называется

к оманда-победитель,

е й

вручается главный приз.

Проигравшей команде ~ поощрительный приз

59



В раздел образования