Напоминание

Личностно-ориентированное обучение


Автор: Колесникова Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Садово-архитектурный колледж"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Личностно-ориентированное обучение
Раздел: дополнительное образование





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САДОВО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

«Личностно-ориентированный подход в обучении

французскому языку как второму иностранному»

Автор: Педагог дополнительного

образования

Колесникова Людмила Николаевна

Санкт- Петербург

2019

1

Обучение второму иностранному языку в наши дни очень актуально.

Это связано с экономическими, политическими и социальными изменениями

в

жизни

нашего

общества.

Происходят

серьёзные

изменения

в

области

межгосударственной интеграции, области образования.

В нашем колледже

организована работа объединения дополнительного

образования

«Говорим

по-французски».

В

рамках

работы

объединения

разработана

Программа

дополнительного

образования

«Говорим

по-

французски».

Данная

программа

создает

условия

для

культурного

самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося. Она

полностью

отвечает

требованиям

времени,

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных компетенций. Это программа

ускоренного

курса

французского

языка,

рассчитаная

для

учащихся,

не

изучавших

ранее

французский

язык,

т.е.

для

лиц,

не

изучавших

второй

иностранный язык.

Главная цель изучения программы:

Формирование

умений

и

навыков

практического

владения

французским языком.

Важное значение в организации обучения иностранному языку имеет

творческий подход. Языки, каждый на своем уровне, служат инструментом

познания.

Поощряется

самостоятельность

в

обучении,

практикуется

коммуникативный подход и творческие формы работы.

Личностно-ориентированный подход в психотерапии, в образовании

чаще всего связывают с именем Карла Роджерса. Он был одним из создателей

и

ведущих

деятелей

движения

гуманистической

психологии

60-80

годов.

Благодаря

научной

деятельности

и

практике

Карла

Роджерса

и

его

последователей сегодня реализации гуманистической позиции в практике и

есть

личностно-ориентированный

подход,

который

затрагивает

самые

широкие сферы общественной жизни, и образование в том числе.

Идеи

Роджерса

о

значимом

обучении,

роли

педагога,

о

его

взаимоотношениях с учащимися положены в основу гуманизации обучения

за

рубежом.

Результаты

такого

обучения,

в

котором

участвовали

тысячи

учителей и десятки тысяч учащихся начальных, средних школ и колледжей

Англии и США показали и, что имело место развитие учащихся: улучшилась

их самооценка, развились их познавательные способности, что привело к

улучшению здоровья, успеваемости и посещаемости.

2

Личностно-ориентированный подход позволяет решить задачи

обучения, не решаемые в рамках других педагогических подходов, и эта

возможность

оказалась

востребованной

современной

российской

педагогикой.

Личностно-ориентированный подход, опираясь на то, что личность -

это

единство

психических

свойств,

составляющих

её

индивидуальность,

реализует в своей технологии важный психолого-педагогический принцип

индивидуального

подхода,

согласно

которому

в

процессе

обучения

учитываются

индивидуальные

способности

каждого

учащегося.

Всё

это

создает оптимальные условия, содействующие развитию личностиподростка.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка раскрываются

в условиях деятельностного подхода:

а) обучающийся становится не объектом, а субъектом внеурочной

деятельности, т.е. её активным инициатором, деятелем и контролером.

б) по мере взросления обучающийсяя всё более самостоятельно

выдвигает значимые для него цели.

в) учащиеся выполняют задания, имеющие чёткий личностный

смысл.

г) внеаудиторная деятельность - есть этап в подготовке к трудовой

деятельности.

Современное внеурочное занятие иностранного языка включает

разнообразное

ролевое

общение

учащихся,

применение

дискуссий

и

обсуждение

проблем,

использование

страноведческого

материала,

иллюстраций,

фото-,

киноматериалов.

Всё

это

развивает

воображение

обучающихся. На занятиях иностранного языка есть условия для развития

индивидуальных способностей подростков. Эти способности проявляются в

быстроте, легкости и прочности овладения материалом. Учащиеся проявляют

творческую самостоятельность.

Изучение

ино ст ранного

языка

спо собствует

о с о з н а н и ю

общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально-

технические, социально-политические, нравственно-этические и культурно-

исторические

ценности

стран

изучаемого

языка

и

родной

страны.

Формируются

представления

об

актуальных

проблемах

социально-

политической

жизни,

анализируются

нравственно-этические

традиции

в

3

обществе,

вопросы

современной

морали,

накапливается

информация

о

п а м я т н и ка х

и с то р и и

и

п р о и звед е н и я х

и с ку с с т ва ,

и м е ю щ и х

общечеловеческую

ценность.

Формируется

активное

и

заинтересованное

отношение к духовной жизни людей разных стран, возникает уважение к

национальным традициям разных народов.

Осознание

общечеловеческих

ценностей

неотделимо

от

развития

чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других

стран, обучающиеся сравнивают полученную информацию с жизнью родной

страны.

Знание иностранного языка есть результат большого личного труда

обучающегося.

Процесс

изучения

иностранного

языка

способствует

развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью

помогает

формировать

целеустремленность

подростков.

Упражнения

в

иноязычной речевой деятельности развивают терпение.

Преодоление

трудностей

формирует

настойчивость.

Развиваются

усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты характера.

Личностно-ориентированное

обучение,

а

чаще

-

его

элементы,

я

стараюсь применять на практике обучения французскому языку.

Так, например, при изучении темы «Моя профессия» учащиеся имеют

возможность самостоятельно составить небольшие рассказы, или написать

сочинение о значении своей профессии, о работе во время практики, о том,

почему они выбрали эту специальность.

Например,

мастера

ландшафтного

строительства

рассказывают,

используя

предварительно

освоенную

лексику,

о

красоте

природы,

великолепии садов и парков Санкт-Петербурга, о том, как они вносят частицу

своего труда в прекрасный облик нашего города.

Учащиеся сами оценивают работу друг друга.

Изучая тему «Мой родной город », обучающиеся рассказывают о своих

любимых местах города, о красоте Санкт-Петербурга.

Затем мы приступаем к изучению темы «Франция». Мы совершаем

заочные

путешествия

в

Париж,

Лувр,

говорим

о

шедеврах

французских

художников, которые находятся в Эрмитаже, Лувре и других музеях.

4

Под личностно-ориентированным общением в учебном процессе мы

понимаем

общение,

основанное

на

интересе

человека

к

человеку,

на

доброжелательном, тактичном, уважительном отношении собеседников, на

знании и учете индивидуально-психологических особенностей их характера,

темперамента.

Такое

общение,

выраженное

в

соответствующей

речевой

форме, способствует самовыражению личности.

Одним

из

источников

разработки

структуры

л и ч н о с т н о -

ориентированного иноязычного общения являются различные интенсивные

методы обучения иностранным языкам (Г. А. Китайгородская). Этот метод

понимает

обучение

иноязычному

общению

прежде

всего

как

обучение

психологически

адекватному

межличностному

общению.

Такое

обучение

способствует

созданию

атмосферы

психологического

комфорта

у

собеседников. Проблему сплоченности группы данный метод рассматривает

как

условие

для

повышения

мотивации

к

овладению

языком,

для

открывающейся

возможности

языкового

общения,

для

повышения

творческого «потенциала» личности.

Особенности

личностно-ориентированного

обучения

можно

представить в следующей таблице.

Обучение

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный

подход в современной системе

обучение

Ориентир на коллективную и

фронтальную работу учеников

Ориентир на самостоятельную

работу

Работа с группами различной

успеваемости

Работа с каждым учеником,

выявление и учёт его склонностей

и предпочтений

Используется дидактический материал,

рассчитанный на определенный объем

знаний «среднего ученика»

Используется дидактический

материал, соответствующий

успеваемости и способностям того

или иного ученика

Устанавливается одинаковый для всех

учащихся объем знаний и подбирается

связанный с ним материал

Устанавливается объем знаний

для каждого учащегося с учетом

его индивидуальных способностей

и подбирается соответствующий

учебный материал

5

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность

каждого учащегосяс учётом его

возможностей и индивидуальных

склонностей.

Педагог планирует индивидуальную,

или групповую работу обучающихся.

Педагог предоставляет

возможность выбора групповой

или только собственной работы.

Сообщение новых знаний только

педагогом

Получение новых знаний при

совместной деятельности педагога

и учащегося.

Оценка ответа учащегося только

учителем

Сначала оценка ответа самим

учащимся, потом - учителем.

Список используемой литературы

1. Артемов В. А. «Психология обучения иностранным языкам», М. 1989

2. Жинкин Н. И. «Психологические особенности спонтанной речи», М. 1990

3. Зимняя И. А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М.

1991

6

4. Пассов Е. И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М.

1995

5. Пассов Е. И., Царьков В. Б. «Концепции коммуникативного обучения», М.,

1993

6. Потебня А. А. «Мысль и язык» полн. СОБР. Соч. 2006

7. Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучения в современной

школе», М. 2006

7



В раздел образования