Напоминание

Современные технологии организации профессиональной деятельности молодых педагогов в условиях стандартизации образования: особенности содержания, форм и методов работы


Автор: Горланова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Гимназия № 1 имени В.И. Ленина"
Населённый пункт: Город Ульяновск
Наименование материала: Организация образовательного пространства на основе музыкальной терапии
Тема: Современные технологии организации профессиональной деятельности молодых педагогов в условиях стандартизации образования: особенности содержания, форм и методов работы
Раздел: начальное образование





Назад




Горланова А.Н.,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Ульяновск

Аннотация. В

статье

рассматриваются

способы

применения

музыкальной

терапии в урочное и внеурочное время в начальных классах. Основная цель

статьи

-

привлечь

внимание

педагогов

и

родителей

к

музыке,

как важной

составляющей фундаментального воспитательного процесса. Музыка оказывает

благотворное

воздействие

на

психоэмоциональное

состояние

младшего

школьника

при

помощи

слуховых

образов,

имеющих

различную

эмоциональную окраску

Ключевые

слова: музыкотерапия, музыка, здоровьесберегающие технологии,

психоэмоциональное состояние, медитативные игры

Музыканты, психологи, педагоги пришли к выводу, что музыка может

оказывать влияние на многие психические процессы даже без сознательного

вслушивания.

Множество

свидетельств

схожего воздействия

музыки

на

психическое самочувствие человека мы найдем в работах Л.С. Брусиловского,

В.И.

Петрушина,

М.С.

Лазарева,

С.В.

Шушарджана

и

других

ученых-

исследователей.

Это

одна

из

сторон

глубокого

интегративного

механизма

влияния музыки, которую используют для психоэмоционального исправления

человека.

Ещё в древности музыку использовали как средство гармонизации, как

возможность развития и формирования личности человека

Отличительной

особенностью

музыки

служит

сильное

и

серьезное

воздействие на душевный мир слушателя, его эмоциональную и мыслительную

сферы.

На

протяжении

всей

его

жизни

музыка

сопровождает

человека.

Известно,

что

прослушание

музыкальных

произведений

очень

важно

для

будущего развития человека. Большинство взрослых непричастно относятся к

обучению

своих

детей

музыке,

объясняя

это

недостатком

у

ребенка

музыкального

слуха.

На

самом

деле

музыкальный

слух

есть

у

всех

без

исключения обычных и здоровых людей, только уровень его развития у всех

разный.

Кроме

того,

музыкальный

слух,

как

и

любая

другая

способность,

поддается

тренировке

и

развитию.

Музыкальное

развитие

является

важной

составляющей

основательного

воспитательного

процесса.

Развивать

музыкальные

способности,

воспитывать

эмоциональную

«отзывчивость»

позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является

зд о р о в ь е с бе р е га ю щ а я

м у зы кот е р ап и я

(Под здоровьесберегающей

образовательной

технологией О.

В.

Петров

понимает

систему,

создающую

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического

здоровья

всех

субъектов

образования

(учащихся,

педагогов

и

др.).

Музыка

может

быть

средством

успокоения

и

лечения,

помогает

бороться

с

переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает

на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может

укреплять

иммунитет,

улучшать

обмен

веществ,

приводит

к

снижению

заболеваемости. Еще в античном мире было замечено, что музыка обладает

лечебным эффектом.

О воздействии музыки на организм человека первым заговорил Пифагор,

именно он научно доказал лечебное воздействие музыки. Одно из основных

понятий в рассуждениях Пифагора была эвритмия — способность человека

чувствовать более близкие ему ритмы во внешнем мире и воплощать эти ритмы

в

танцах,

пении,

личных

мыслях.

Он

считал,

что

музыка

способствует

оздоровлению тех, кто использует ее надлежащим образом. Следуя из этого, он

прописывал своим близким «музыкальное понуждение»: с помощью смещения

диатонических,

хроматических

мелодий

«поворачивал»

человека

к

супротивному

состоянию души, а вечером, когда все начинали засыпать,

используя

музыку,

освобождал

учеников

от

дневной

смуты,

беспокойного

состояния, гарантируя крепкий сон.

Исследования

и

эксперименты

ученых

позволяют

нам

утверждать:

некоторые мелодии являются носителями сильного терапевтического эффекта.

Духовная

религиозная

музыка

стабилизирует

душевное

состояние,

дарит

ощущение покоя. Полезным служит восприятие классических музыкальных

произведений. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают

мелодии Моцарта

Анализируя

психолого-

педагогическую

литературу мы

определили,

что музыкотерапия - один из методов сбережения духовного, психического и

физического здоровья школьников на уроке, один из методов коррекционного

воздействия на человека.

В нашей стране первым влияние музыки на детей стал изучать известный

психоневролог В. М. Бехтерев. Именно тогда, в начале двадцатого века, было

понятно, что детям полезно слушать классическую музыку и колыбельные, что

музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Фрагменты музыкотерапии я включаю в уроки литературного чтения,

окружающего мира, классных часов и внеклассных занятий, на переменах,

помогая своим ученикам осваивать учебный материал по музыке и остальным

общеобразовательным предметам, зарождая у них настоящий и живой интерес

ко всему, что совершается вокруг. В целях музыкoтерапии я испoльзую, в

первую

очередь,

музыку

композиторов

классиков,

но

и

не

забываем

о

произведениях современной легкой музыки. В профилактических намерениях

не следует использовать большие произведения, лучше осуществлять подбор

музыкальных произведений малых форм.

Основная

сложность

в

данных

процедурах

заключается

в

точном

подборе

музыкального

материала,

который

соответствует

терапевтическим

задачам. К сегодняшнему дню на практике испытаны следующие варианты

этого направления рецептивной музыкальной терапии: медитативные игры -

направлены на осиысление себя в настоящем здесь и сейчас, улучшение

взаимодействия,

отношения

к

окружающему,

раскрывающих

личностный

потенциал

слушателя.

Данная

методика,

разработанная

К.Роджерсом

в

отечественной

музыкальной

психологии

ее

аналог

отчасти

описан

В.И.

Петрушиным. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на

благотворном

воздействии

музыки

на

психоэмоциональное

состояние

слушателя

при

помощи

слуховых

образов,

имеющих

различную

эмоциональную окраску. П о мнению исследователя, слушатель в процессе

восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального

произведения,

воплощенного

композитором,

за

которым

можно

видеть

конкретного человека.

При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в

качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически

любое произведение западноевропейского инструментального музыкального

искусства. Многолетний опыт педагогов показывает, что взаимосвязь между

содержанием музыкального произведения и возрастом слушателя отсутствует.

Одни и те же сочинения можно использовать как для студентов среднего

педагогического учебного заведения, так и для младших школьников.

Все они с удовольствием воодушевленно откликаются на восприятие

красивой мелодичной музыки. Разница составляет

во времени звучания

музыки. Для младших школьников - пять-семь минут, в характере анализа

впечатлений обусловлено возрастными особенностями слушателей. В качестве

примера можно привести содержание игры «Музыкальный сон», в процессе

которой

дается

прослушивание

фрагмента

музыкального

произведения,

к

примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена Пер Гюнт, после чего

проводится беседа о содержании того, что снилось. В ходе игры проводится

анализ

динамики

воздействия

восприятия

произведений

музыкального

искусства на эмоциональное состояние слушателя. Можно попросить ребят

зарисовать свои эмоции. Данную игру можно активно использовать на уроках

Изобразительного искусства.

Под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся

приемам расслабления. Ученикам предлагается сесть, принять удобную позу,

расслабиться, сфокусироваться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без

надлежащего внимания, отвлекаясь на сторонние дела. Музыка должна звучать

тихо,

находясь

как

бы

за

кадром,

не

заглушая

текста.

В

процессе

психологической

разгрузки

обычно

используют

музыкальные

произведения

медленного

темпа,

обладающие

спокойно

повествовательным

воздействием.

Нельзя использовать произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.

Для того чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо

специально

настроить.

Перед

прoслушиванием

музыки

рассказываю,

как

oднажды

ученые

в

качестве

эксперимента

пoместили

несколько

человек

в

сурдокамеру, а через несколько дней дали им послушать музыку. Это был

Второй концерт С. Рахманинова. Музыка просто ошеломляюще подействовала

на

участников

эксперимента,

вызвав

настоящую

эмоциональную

бурю.

Объяснить это нетрудно: в тишине человек чувствует музыку острее и тоньше,

всем своим существом, всей душой. Предлагаю учащимся: «Проведем и мы

эксперимент: посидим тихо и послушаем музыку».

Таким

образом,

музыкотерапия

может

стать

эффективным

методом

лечения

неврозов,

приобретенных

учащимися,

как

в

процессе

получения

образования, так и современной жизни.

Поэтому

осмелюсь

предложить

активнее

включать

восприятие

произведений

музыкального

искусства

в

систему

образования.

Особую

озабоченность

вызывает

проблема

подготовки

педагогических

кадров

для

общеобразовательных школ, способных в числе многих других проблем, по-

новому осмыслить место музыкального искусства в современном мире.

По существу, каждый учитель начальных классов, осознает он это или

нет,

является

психотрапевтом,

изменяющим

при

помощи

музыкального

искусства настроение и мироощущение своих учеников. Если учитель помогает

учащимся с помощью музыки развивать и реализовывать свои способности,

занятия музыкой приносят детям удовольствие.

Список литературы

1.

Адищев В.И. Музыка — язык чувств / В.И.Адищев // Начальная школа.

-2004. - № 1. С. 15-18.

2.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада

к начальной школе / Ю.Б.Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – с. 130.

3.

Лобанова

Е.А.

Возможности

урока

музыкикак

средства

реализации

здоровьесберегающих технологий / Е.А. Лобанова // Музыка в школе. - 2005. - № 3. –

С. 54-57.

4.

Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т.Овчинникова. - СПб.: Союз

художников, 2004. – с. 41.

5.

Петрушин

В.И.

Интеграция

музыкальной

психотерапии

с

ведущими

направлениями психологии / В.И.Петрушин // Музыка в школе. - 2001. - № 5. – С. 74-

78.



В раздел образования