Авторы: Еловская Галина Александровна, Кунгурова Марина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №7 "Дарование"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Как мы лук сажали"
Раздел: дошкольное образование
Управление образованием Администрации города Юрги
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7«Дарование»
Проект
«Как мы лук сажали»
Составители:
Г.А. Еловская
воспитатель,
высшая квалификационная категория
М.В. Кунгурова
воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Юрга 2019
Содержание
1
1.
Паспорт проекта
3
2.
Актуальность
5
3.
Цели и задачи проекта
6
4.
Обеспечение проектной деятельности
7
5.
Стратегия осуществления проектной деятельности
8
6.
Ожидаемый результат
8
7.
Этапы реализации и проведения проекта
9
8.
Этапы проведения проекта
9
9.
Заключение
12
10
.
Библиографический список
13
Приложение:
1.
Непосредственная образовательная деятельность «Посадка лука».
2.
Непосредственная образовательная деятельность: Лепка «Лук для борща».
3.
Непосредственная образовательная деятельность: Рисование «Лучок – жёлтый бочок».
4.
Беседа «О луке».
5.
Пальчиковая гимнастика.
6.
Пословицы, загадки о луке.
7.
Физкультминутки.
8.
Стихотворения о луке.
9.
Сказки про лук.
10. Дидактические игры.
11. Подвижные игры. Раскраска « Лук – лучок».
12. Схема « Как растёт лук».
13. « Что нужно для роста». Маска « Лук – лучок жёлтый бочок».
14. Папка – передвижка « Полезные свойства лука».
15. Буклет « Мой друг лук».
16. Буклет « Всё о здоровом питании».
Паспорт проекта
№
О проекте
Содержание
2
1
Наименование проекта
«Как мы лук сажали»
2
Тип проекта
Познавательно - исследовательский
3
Нормативно – правовая база
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав МБДОУ ДС КВ № 7 «Дарование».
4
Цель проекта
Формирование основы исследовательской деятельности у
детей в процессе посадки лука и наблюдения за его
ростом.
5
Задачи проекта
Образовательные:
Формировать у детей трудовые навыки и умения
посадки
луковиц,
вызвать
интерес
детей
к
выращиванию
растений.
Умение
наблюдать
и
ухаживать
за
растениями.
Видеть
результаты
своего труда.
Закрепить
представления
о
луке,
особенностях
внешнего строения, находить «донце» с корнями и
верхушку, представление детей о необходимости
света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
Развивающие:
Развивать любознательность, интерес к
исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Воспитание у детей желания участвовать в
трудовой деятельности.
Привлечь родителей в совместную
исследовательскую деятельность.
6
Участники проекта
Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
7
Сроки реализации проекта
с 01.04.19 г. по 19.04.19 г. (краткосрочный)
8
Реализация проекта:
I этап
Информационно-
накопительный
(01 – 03 апреля 2019 г.)
Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по
познавательно – исследовательской деятельности детей
первой младшей группы.
II этап
Организационно –
практический
( 03 – 17 апреля 2019 г.)
Планирование и прогнозирование работы. Освоение
инновационных технологий, форм и методов
способствующих успешной реализации проекта.
III этап
Презентационно –
завершающий
Анализ достигнутых результатов.
Презентация проекта.
3
( 18 - 19 апреля 2019 г.)
9
Ожидаемый результат
Предполагается, что реализация данного проекта
приведет к положительной динамике следующих
показателей:
Дети
получат
информацию
о посадке
луковиц,
умение
наблюдать
и
ухаживать
за
растениями,
видеть результаты своего труда.
Данный проект позволит восполнить
представления детей о луке, особенностях
внешнего строения, находить «донце» с корнями и
верхушку, представление детей о необходимости
света, тепла, влаги почвы для роста луковиц
Дети получат заряд положительных эмоций,
радость и хорошее настроение от участия в
трудовой деятельности, и в целом.
4
Проект «Как мы лук сажали»
Актуальность: Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может
усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. В
нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент
главной
задачей
является
воспитание
экологически
грамотного
человека.
В
воспитании
и
обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой
задачи,
но
наиболее
перспективным
является
метод
проектной
деятельности.
В
проекте
участвуют как дети, так и их родители. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет
практическая,
исследовательская
деятельность.
Городские
дети
не
очень
тесно
общаются
с
природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети
видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной
целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы
для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним,
вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом
учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них
чувство
гордости
и
победы.
А
самое
важное
–
это
хороший
способ
употреблять
в
пищу
собственные экологически чистые продукты.
Проблема:
Дети младшего возраста
в недостаточной
степени имеют представление
как
растет лук, что необходимо для роста. не знают о «зеленом витамине».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель:
организует
образовательные
ситуации,
совместную
продуктивную
деятельность, консультацию для родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике.
5
Цель проекта:
Формирование основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука и
наблюдения за его ростом.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у детей трудовые навыки и умения посадки луковиц, вызвать интерес детей
к
выращиванию
растений.
Умение
наблюдать
и
ухаживать
за
растениями.
Видеть
результаты своего труда.
Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с
корнями и верхушку, представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для
роста луковиц.
Развивающие:
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Воспитание у детей желания участвовать в трудовой деятельности.
Привлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Гипотеза: Если луковицу посадить в почву, то перья будут гуще и длиннее, чем у луковицы,
растущей в воде.
6
Обеспечение проектной деятельности
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
познавательное развитие.
речевое развитие
художественно – эстетическое
социально – коммуникативное
физическое развитие
Успешное развитие познавательно – исследовательских качеств у детей, возможна только при
условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём,
т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение,
совместную и
самостоятельную деятельность.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1.
подбор художественной литературы;
2.
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
3.
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
4.
дидактическая, подвижная игры;
5.
выставки рисунков, поделок,
6.
создание условий для проведения мероприятий;
7.
разработка консультации, буклета для родителей.
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки.
7
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДС КВ № 7 « Дарование»
с 01. 04. 19 г. – 19.04. 19 г., с детьми I младшей группы:
в специально организованной деятельности;
совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
самостоятельной детской деятельности;
деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры,
продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,
эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике
следующих показателей:
Дети
получат
информацию
о посадке
луковиц,
умение
наблюдать
и
ухаживать
за
растениями, видеть результаты своего труда.
Данный проект позволит восполнить представления детей о луке, особенностях внешнего
строения, находить «донце» с корнями и верхушку, представление детей о необходимости
света, тепла, влаги почвы для роста луковиц
Дети получат заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение от участия в
трудовой деятельности, и в целом.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребёнок вырастил зелёные перья лука.
8
Этапы проведения проекта:
I . Информационно-накопительный
Ознакомление и обсуждение идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов
участия детей в предстоящей деятельности).
Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
Информация для родителей о предстоящей деятельности ( ознакомление родителей с
целями и задачами проекта).
Подбор и анализ методической литературы для реализации проекта.
Подбор художественной литературы о луке. Создание папки « Всё о луке».
Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
Подготовка почвы для посадки лука.
Подготовка посадочного материала (луковицы).
Приобретение лотка и стаканчиков для посадки лука.
Организация огорода на окне в группе.
Просмотр мультфильма «Лунтик.Лук», создание дидактических игр «Вершки – корешки»,
разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды», подвижные игры « Расти лучок».
Создание презентации « Как мы лук сажали?».
Составление тематического плана совместных действий с детьми.
Определение направлений практической деятельности детей и родителей.
Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к
воспитательно -образовательному процессу в ДОУ, с целью воспитания детей не только в
детском саду, но и дома используя положительные формы семейного воспитания.
Консультация для родителей «Польза лука», буклеты « Мой друг - лук», « Всё о здоровом
питании».
9
II. Организационно – практический
Тематический план совместных действий с детьми в рамках проекта
Образовательная
область
Мероприятия по реализации проекта
Физическое развитие
П/и «Расти лучок»
Игровые упражнение: «Кто быстрее посадит лук», «Собираем урожай»
Познавательное
развитие
НОД: «Посадка лука» (Высадка лука в грунт, высадка лука в воду.)
Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку.
Опыты: «Условия, необходимые для роста лука», « Вкус и луковые
слёзы».
Наблюдение за луком, как растут корни и зеленые перья. Полив лука
каждый день, рыхление по мере необходимости вместе с воспитателем.
Просмотр мультфильма « Лунтик. Лук».
Социально –
коммуникативное
развитие
Труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за
растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
Игровые ситуации «Готовим вкусный обед для друга» , «Овощной
магазин».
Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука).
Психогимнастика «Представьте, что взяли в рот репчатый лук, кислый
лимон, шоколад, зеленый лук»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в
огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Проговаривание чистоговорку: «Ук-ук-ук посадили лук».
Дидактические игры «Две корзинки», «Чудесный мешочек», «Вершки –
корешки» ,«Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Целое и часть».
Беседы: « О луке - детям».
Составление рассказа « Как лучок появился на грядке».
Пальчиковые игры на тему: « Овощи», « Огород», « Купите лук …».
Художественно-
эстетическое
развитие
Раскрашивание раскрасок «Вот какой у нас лучок! »
Лепка: «Лук для борща».
Рисование: «Лучок – желтый бочок».
10
Взаимодействие с семьёй:
Предложить родителям принести для проведения проекта – контейнеры, луковицы для
посадки.
Предложить детям вместе с родителями посадить дома лук и наблюдать за прорастанием
лука, с предоставлением результата своей деятельности.
Консультация для родителей «Полезные свойства лука».
Буклеты « Мой друг - лук», « Всё о здоровом питании».
Домашнее задание родителям и детям – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик.
Лук».
Изготовление родителями шапочки « Лука», для игры «Расти, лучок».
III . Презентационно – завершающий
Выставка «Лук для борща».
Выставка « Лучок жёлтый бочок».
Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.
Презентация проекта на тему «Как мы лук сажали» для родителей, детей и педагогов
11
Выводы:
Теперь мы знаем, что: луку, как и любому растению, нужны: свет, тепло, воздух, вода; чтобы
вырастить лук, нужно трудиться: посадить луковицы, рыхлить землю, поливать растения; лук
помогает людям не болеть; в луке много витаминов. Дети познакомились с художественной
литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; у детей сформировались знания и
представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, развился познавательный интерес к
объектам природы ближайшего окружения, укрепилось сотрудничество родителей и детей.
В заключении хочется отметить, что наш проект подтвердил, что необходимо способствовать
слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,
совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок
проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и
творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так
как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об
условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться
красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали
бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по
принципу
«не
навреди».
Все
участники
проекта
(дети,
воспитатели,
родители)
получили
положительные эмоции от полученных результатов.
12
Библиографический список литературы:
1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
М. «Просвещение», 2005.3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском
саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Ю.Г. Круглов.- М.:
Просвещение, 1990. 9. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском
саду. Младшая группа». – М, 2014.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с. (Развитие и воспитание
дошкольника).
6. Интернет ресурсы.
13
Приложение 1
Непосредственная образовательная деятельность «Посадка лука»
Программное содержание.
Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать.
Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.
Учить детей сажать луковицы в землю, для роста зелени нужна вода.
Материал для занятия: луковицы по числу детей и для воспитателя, ячейки с землей, совочки,
лейка с водой.
Ход занятия
В. - . Дети, сегодня я получила посылку от нашего Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Возьмите каждый себе по луковице.
Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям заесть лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом
луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показывает его), вот отсюда растет зеленый лук. А
вот низ у луковицы - донце (показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз.
Но лук можно посадить и в землю. и в воду поставить.
В. - А вы хотите поиграть? Игра «Расти, расти лучок».
В. - Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые
листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится
большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
(Стук в дверь. Приходит Дедушка.)
Дед - Здравствуйте, дети! Вы получили мой подарок?
В. - Спасибо тебе, Дедушка, за лук. Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый
лук себе на обед.
Дед - Ну пойдемте, я вам помогу. Я ведь умею выращивать лук.
В.- Дети, подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце.
14
Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по
очереди сажают каждый свою луковицу.)
Дед - Ну и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете.
В. - Дедушка, а что же теперь надо делать?
Дед - А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
В. - Даша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей.
Дед - Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Ну, а мне пора.
В. - Ребята, у меня есть игрушка Пугало. Давайте поставим его на огород и пусть оно смотрит как
растет наш лук.
Приложение 2
Непосредственная образовательная деятельность: Лепка «Лук для борща»
Цель: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи.
Задачи:
1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания,
вытягивания.
2. Формировать у детей интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей внимания, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.
Ход занятия: ( в гости к детям приходит бабушка)
Б. - Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
- У меня случилась беда, в моём огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Сегодня выпал снег
и все овощи замёрзли, а мне надо сварить борщ. Ребята, а может , быть вы мне поможете?
Давайте слепим из пластилина лук.
-Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая?
( вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый.
Б. - Ну что, ребята ,как вы думаете, справитесь?
Д. - Да
Б. - Будем лепить лук . Он круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин и положим между
ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так!
Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая
действия.
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Д. - да.
Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
- Молодцы, ребята.
Б. - Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы добрые дети, умные. Пошла я варить борщ
15
своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили для бабушки.
Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают)
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания! Оформляем выставку работ.
Приложение 3
Непосредственная образовательная деятельность: Рисование «Лучок – жёлтый бочок»
Цели: Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
Задачи:
1.Формировать умения различать цвет краски (зеленый, жёлтый), правильно называть их;
рисовать ладошкой.
2.Учить правильно держать кисть ,сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги,
свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
3.Воспитывать умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Материалы: лук или муляж лука, картинки с изображением лука, игрушка Колобок, краски
зеленого цвета, кисточки, салфетка, стакан с водой.
Ход занятия:
В. - Ребята, я вам загадаю загадку:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
К нам опять пришел наш друг Колобок. Покажем ему наш огород? Вот какой лук растет у нас!!!
Но Колобок хочет показать этот лук бабушке и дедушке….А давайте мы его нарисуем.
Для этого нам потребуется краска зеленого цвета? А что еще бывает зеленого цвета?
(Воспитатель предлагает сложить в корзинку игрушки зеленого цвета, дети выполняют задание.
Можно пройти по группе, предлагая детям показать предметы зеленого цвета).
Воспитатель показывает рисунки с изображением лука и говорит: «Вот изображения лука других
детей, которые прислали Колобку. Давайте мы тоже его порадуем!»
Дети начинают рисовать лук прикладывая ладошки к луковичке.
Физкультминутка «В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
16
По окончанию воспитатель выставляет на стенде рисунки детей. «Какой красивый лучок
получился у нас для Колобка!!!
Приложение 4
Беседа «О луке»
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть
опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только
цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения
первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё
«победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с
огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный
венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между
собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу
всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень
луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение.
Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так
как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные
микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
17
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика
Овощи.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем овощи считать.
Раз - капуста,
Два - лучок,
Три - румяный кабачок.
Четыре - свекла,
Репа - пять.
Все успели посчитать!
Огород.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)
18
Прощай же на год, Наш друг-огород.
«Купите лук...»
Купите лук, зеленый лук Загибают по одному
Петрушку и морковку! пальчику на обеих руках,
Купите нашу девочку, начиная с мизинца.
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук, Разгибают по одному пальчику
Петрушка и морковка, а обеих руках, начиная с мизинца
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Приложение 6
Пословицы о луке
Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук - чаще зубы будут
Лук и мёд кашель быстро уйдёт.
Лук с чесноком - родные братья.
Лук - добро и в бою и во щах.
Загадки про лук
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
( Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а....
(Лук)
Пришёл барин с грядки
Весь в заплатках
Кто не взглянет,
Всяк заплачет.
(Лук)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки
Заставил Егорушка
19
Плакать и без горюшка.
(Лук)
Приложение 7
Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Физкультминутка «В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем таскают
И картошки накопаем копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко рвут
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
20
Приложение 8
Стихотворения о луке
Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.
«Луковое счастье»
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!
Стихи про лук
Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
21
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.
Приложение 9
«Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Ревю
На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной
Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным
и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.
Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что
во мне много витамина С.
— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай
дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст
прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень Черносмородиновый куст давал
спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей
огородо - садовых культур.
Сказка о луке. Светлана Лосева
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг?
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
22
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик
Приложение 10
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно
называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка
предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его
части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого -
картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что
на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть инди
23
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи
обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к
какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
24
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки
и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять детей в
составлении целого растения из его частей.
Игровые правила. Искать свой вершок (плоды) или корешок (корни) можно только по сигналу
воспитателя. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую
25
пару.
Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.
Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей,
показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем
уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других
плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет
правила игры:
- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе
лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа
будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети дeлятся на две группы.)
Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по
корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и
побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро
найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время
становиться в пару с одним и тем же игроком.
Игра « Собери картинку»
26
Игра « Что лишнее?
Приложение 11
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,
наблюдательность.
27
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы
«Овощи», «Фрукты».
Игра средней подвижности «Расти, расти лучок»
Задачи: Учить детей выполнять движения в соответствии со с ловами.
Ход. Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые
листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится
большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
Раскраска « Лук - лучок»
Приложение 12
28
29
Схема « Как растёт лук»
Приложение 13
30
Маска «Лук – лучок жёлтый бочок»
31