Напоминание

"С книгой по жизни…"


Автор: Еловская Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №7 "Дарование"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "С книгой по жизни…"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий познавательного досуга совместного с родителями

«С книгой по жизни…»

Цель: привлечь внимание семьи, к книге, к совместному чтению, подвести

родителей к выводу о том, что чтение книг играет огромную роль для всестороннего

развития.

Задачи: расширять представления родителей о роли книг в воспитании

ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской

культуры; воспитывать бережное отношение к книге.

Здравствуйте, дорогие гости!

Нашу встречу хочу начать с народной мудрости: «Лиши человека воды, и он умрёт,

а лиши книги - он перестанет быть человеком. Хорошая книга - воспитатель, учитель,

советчик и друг.

Сегодня наша встреча посвящена семейному чтению. Не секрет, что интерес к

книге, и чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижается. В настоящее

время книга уступает компьютеру, источнику знаний, передачи информации. Она уже не

воспринимается как учебник жизни. Странно, будет если в эпоху технического прогресса,

ваши дети не будут этим пользоваться. Ведь во всем хорошо знать меру и помнить, что

дети, которым читают книги, развиваются быстрее.

Каждый ребенок имеет право на литературное образование. Каждая семья, думая о

будущем ребенка должна принять в этом участие.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного,

чуткого читателя, любящего книгу. Однако чуткость к прочитанному, сама не возникает.

Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Чтение для

дошкольника должно быть в первую очередь всегда интересным, увлекательным занятием.

Общение с книгой просто необходимо. Ведь недаром сказано: «Книга - это окно в

мир». Так давайте чаще заглядывать в это окно!

В детском саду мы - воспитатели проводим с детьми занятия по ознакомлению с

художественной литературой, читаем книги в свободное время, драматизируем сказки, но

без вашей помощи, уважаемые родители, наши усилия будут напрасными. Ознакомление

с художественной литературой тесно связано с развитием речи ребенка. Речь становится

образной, богатая синонимам, дополнениями, описаниями. Расширяется словарный запас,

дети учатся строить монолог, диалог, грамотно и доступно формулировать вопросы.

С чего начать семейное чтение?

Введите ритуал чтения перед сном. Дети с удовольствием будут ждать вечерней

встречи с книгой. Ваш ребёнок может захотеть, что бы Вы ему прочитывали одну и ту же

книгу несколько раз подряд. Смеритесь с этим. Будьте гибки. Пропускайте страницы,

начинайте с середины, перечитывайте некоторые страницы, останавливайтесь на

некоторых для того что бы обсудить происходящее или картинки изображенные на них.

Это вызывает больший интерес к книге. Читайте детям всегда, когда есть

возможность. Читайте хоть пару страничек в день.

Сказка для ребенка - не просто вымысел, фантазия. Это особый мир чувств,

который ребенок проживает вместе с героями.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного

мышления, позволяющего ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда,

когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с

которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Пятилетний ребенок - апогея сказочного мышления. Не упустите это время! У

каждой группы сказок есть свой возрастной слушатель. Сказки о животных и

взаимодействии людей с животными наиболее понятны и близки трехлеткам. В этом

возрасте детям нравится перевоплощаться и подражать манере поведения животных. В

старшем возрасте ребенку интересны сказки с человеческими персонажами: принцами,

царевнами, королями с людьми, потому что них содержится рассказ о том, как человек

познает мир.

Восприятие художественного произведения формируется у ребенка в связи с ходом его

психического развития обусловленного, прежде всего воспитанием и обучением.

Обсуждайте с ребенком прочитанную книгу. Объясняйте перед чтением или во время

чтения непонятные ребенку слова. Спрашивайте, понравилось ли произведение и чем, что

нового узнали, какие слова и выражения запомнились. Познакомьте ребенка с

определением понятия: рассказы, сказки, стихотворения. Хорошо читать детям «толстые

книги», хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию

памяти и внимания. Ведь ребенку захочется узнать, что будет дальше.

Сегодня в нашем саду будет проходить литературная викторина, а соревноваться

будут две команды. Мы хотим вместе с вами окунуться в мир детства, вспомнить

любимые произведения, их героев, любимых писателей.

Деление родителей на команды.

Игра «Колечки». Вся группа родителей подходит к ведущему. Условие: сколько раз

ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по

столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - родители

образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по

тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три

хлопка (в достаточно быстром темпе) - ведущий хлопает так, чтобы число родителей в

колечках соответствовало числу участников команд.

Прошу команды занять свои места. И так начинаем испытание. Вот вам первое

задание.

Я буду каждой команде в отдельности читать вопросы, а вы должны за 1 минуту

дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ вы получаете

жетон.

1 задание: «Кто знает - тот отвечает».

1команда:

1. Зловредная сказочная бабка? (Яга)

2. Назовите фамилию дяди Степы? (Степанов)

3. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)

4. Сестрица братца Иванушки? (Аленушка)

5. Он поймал золотую рыбку? (Старик)

6. Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)

7. Как звали наставника домовенка Кузи? (Нафаня)

8. На чем разъезжал Емеля в сказке «По щучьему веленью»? (на печке)

9. Когда Золушка должна была возвращаться с бала? (ровно в 12 часов ночи)

10. Любимая валюта пиратов? (золото)

11. Самый хозяйственный житель Простоквашино? (кот Матроскин)

12. Сколько монет было у Буратино? (5)

13. Старик - джин из сказки? (Хоттабыч)

14. Что открывают, входя в дом? (дверь)

15. Пчелиная продукция? (мед)

16. Сколько человек тянули репку? (Трое, остальные животные)

2 команда:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (бабушке)

2. Друг Вини - Пуха? (Пятачок)

3. Литературный папа Незнайки? (Носов)

4. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

5. Материал, из которого были сделаны туфельки для Золушки? (хрусталь)

6. Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)

7. Как звали оригинальную старушку, любившую крыс? (Шапокляк)

8. Храбрый пудель из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»

(Артемон)

9. На каком инструменте играл былинный герой Садко? (гусли)

10. Домашнее животное пиратов? (попугай)

11. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

12. Как звали корову Матроскина? (Мурка)

13. Где пираты хранят свои сокровища? (в сундуке)

14. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (в бочке)

15. Золотое время года? (осень)

16. Рабочее место короля? (трон)

2 задание: «Расшифровщик».

Я раздам вам листочки, на которых зашифрованы названия сказок, ваша задача

прочесть их.

ЛОБОКОК

МОРЕКЕТ

ТОК И СИЛА

КВОЛ И ЗАОК

КАШУЗОЛ

В ПОГАХСА КТО

3 задание: «Угадай!»

- Назовите сказки, в названии которых присутствуют числа 3, 7.

(«Три поросенка», «Три медведя»), («Волк и 7семеро козлят», «Белоснежка и семь

гномов»).

- В чаще голову задрав, воет с голоду … жираф (Волк)

- Какого цвета волосы у колобка? (Нет волос у колобка)

- Листвой резною он шумит, златая цепь на нем висит (Дуб)

- Кто, скажите всем на диво, появлялся из огнива (Три собаки)

- Кто в малине знает толк? Косолапый бурый … волк (Медведь)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(1)

- Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей (Соловей - разбойник)

- Их три и три у них коня, они врагам страшней огня (Три богатыря)

За каждый правильный ответ выдается жетон.

4 задание «Салат из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных

русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. «.. Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению,

ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не

вытянет. Позвал волк бабку, бабка - внучку, внучка - Жучку... ». («Лисичка - сестричка и

Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»)

2. «... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это

Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше

влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...». («Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Крошечка - хаврошечка»)

3. «... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.

А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и

спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я - мышка - норушка, я - лягушка -

квакушка...». («Колобок», «Гуси - лебеди», «Теремок»).

4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу

поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что,

старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает:

«Не

тужи,

Иван

-

царевич!

Ложись

-

ка

спать

-

почивать,

утро

вечера

мудренее!

(«Снегурочка», «Царевна-лягушка»)

5 задание «Народные сказки».

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

- Один, Два, Три, Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку, Золушку, Падчерицу

7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

- В кувшине, в тарелке, в миске, в блюдце.

8. Какой вопрос не задавали три медведя в русской народной сказке?

- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?

9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, с Иваном-царевичем.

- с Емелей, с перелётными утками.

10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кощеем.

11. Чудо - юдо рыба из русских народных сказок - это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

Сказка оказывает:

Терапевтический эффект (избавление от страхов);

Выполняет воспитательные функции;

Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ;

Развивает речь ребенка;

Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;

Способствует развитию коммуникативных навыков.

Вывод:

Сказка

-

неизменный

спутник

детства.

Велика

ее

роль

в

жизни

ребенка.

Комбинируя

различные

приемы,

можно

помочь

каждому

ребенку

прожить

многие

ситуации,

с

аналогами

которых

он

столкнется

во

взрослой

жизни

и

значительно

расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И

мы надеемся, эти приемы помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и

любить ее.

Рекомендуемая литература для детей 2 - 4 лет

«Золотое яичко»

«Репка»

«Колобок»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Волк и козлята»

«Теремок»

«Кот, петух и лиса»

«Пых»

«Два жадных медвежонка»

«Сладкая каша»

«Рукавичка»

«У солнышка в гостях»

«Гуси - лебеди»

«Маша и медведь»

«Лиса и Заяц»

«У страха глаза велики»

«Бычок - черный бочок, белые копытца»

«Лиса и журавль»

«Хитрая лиса»

«Заяц - хваста»

«Коза - дереза»

Анкета для родителей «Ребенок и книга»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1.Читаете ли вы ребенку книги?

Если да, то как часто:

-ежедневно;

-несколько раз в неделю;

-редко, когда есть время.

2. Вы читаете детям книги:

-по просьбе ребенка;

-по своей инициативе.

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?

-Да;

-Нет;

-Иногда.

4. Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

-Да;

-Нет;

Сколько книг (приблизительно) она

включает?_________________________________________________________________________

Каких жанров? (стихи, сказки и

т.д.)_______________________________________________________________________________

5 . Назовите,

пожалуйста,

литературные

произведения,

чтение

которых

ваш

ребенок

готов

слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание,

подражает героям в играх

__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для

чтения книг (подчеркните нужное) перед сном, перед едой, на прогулке, дополните при

желании.

7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги:

__________________________________________________________________________________

8. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой

нет, иногда, очень часто, всегда.

9. Читаете ли вы сами литературу? Если да то, что предпочитаете:

- периодическую литературу (журналы, газеты)

- познавательную литературу

- художественную литературу

Благодарим за участие в анкетировании!



В раздел образования