Автор: Ананин Адрей Михайлович
Должность: студент, магистр
Учебное заведение: ФГБOУ ВO "Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Экономическая эффективность использования земельных ресурсов региона на уровне муниципальных образований и кадастровая оценка как основа дохода
Раздел: высшее образование
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА НА УРОВНЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА
КАК ОСНОВА ДОХОДА
Ананин Андрей Михайлович
студент, магистр
ФГБOУ ВO «Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления»
В
статье
рассматриваются
проблемы
повышения
экономической
эффективности
использования
земельных
ресурсов
региона
на
уровне
муниципальных
образований.
В
данной
статье
описываются
проблемы
использования земельных ресурсов Республики Бурятия.
The problems of economic efficiency of land use in the region at the level
of municipalities. This article describes the use of the land resources of the
Republic of Buryatia.
В современных условиях экономической нестабильности особенно
остро стоят вопросы социально-экономического развития региона. Сегодня
развитие региона должно опираться на эффективное использование всех
имеющихся у него ресурсов, и, прежде всего, необходимо использовать
возобновляемые ресурсы, среди которых ведущую роль играют земельные
ресурсы. В целом, земля является неоценимым и незаменимым природным
ресурсом, основой жизнедеятельности человеческого общества, базой для
размещения и развития всех отраслей народного хозяйства и одновременно
объектом прав собственности и иных прав на землю.
Вообще,
в
регионе
большей
частью
земельных
ресурсов
распоряжаются органы местного самоуправления. Это и земли населенных
пунктов,
и
сельскохозяйственного
назначения,
а
самое
главное
–
неразграниченными
землями,
которые,
как
правило,
занимают
значительные площади. Именно поэтому сегодня необходимо рассмотреть
проблемы эффективного использования земельных ресурсов региона на
уровне муниципальных образований.
C
1
января
2006
г.
кадастровая
стоимость
земельных
участков
является налоговой базой для исчисления земельного налога. С 1 января
2013
г.
в
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
оценочной
деятельности
в
Российской
Федерации»
государственная
кадастровая
оценка проводится по решению исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных
законодательством
субъекта
РФ,
по
решению
органа
местного
самоуправления, но не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию
на которую была проведена государственная кадастровая оценка. С 10
августа 2017 г. в соответствии с Федеральным законом «О государственной
кадастровой
оценке»
определением
кадастровой
стоимости
занимаются
бюджетные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации в
Республики
Бурятия,
это
Государственное
бюджетное
учреждение
Республики Бурятия «Центр государственной кадастровой оценки»
Орган,
принявший
решение
о
проведении
государственной
кадастровой
оценки,
является
заказчиком
работ
по
определению
кадастровой
стоимости.
Постановлением
Правительства
Республики
Бурятия от 28.11.2011 г. № 618 были утверждены результаты актуализации
государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Данное
постановление
вступило
в
силу
с
1
января
2012
г.
В
соответствии
с
изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, с 1 января 2011 г.
организации
и
индивидуальные
предприниматели
должны
подавать
налоговые декларации по земельному налогу не позднее 1 февраля года,
следующего за истекшим налоговым периодом. А для налогоплательщиков
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 ноября
года,
следующего
за
истекшим
налоговым
периодом.
Доходы
консолидированного бюджета Республики Бурятия от сбора земельного
налога по результатам кадастровой оценки можно реально оценить не
ранее
конца
года
следующего
за
годом
установления
кадастровой
стоимости.
Более 80% доходов земельного налога в консолидированный бюджет
поступает
от
такой
категории
земель
как
земли
населенных
пунктов,
которые
в
свою
очередь
составляют
только
4%
земельного
фонда
Республики Бурятия.
По
сравнению
с
результатами
предыдущей
кадастровой
оценки
земель населенных пунктов, проведенной в 2007 г., и вступившей в силу в
2008
г.,
удельные
показатели
увеличились
практически
во
всех
муниципальных
образованиях
по
большинству
видов
разрешенного
использования.
Вместе
с
тем,
по
некоторым
видам
разрешенного
использования произошло снижение удельных показателей кадастровой
стоимости.
Так
в
г.
Улан-Удэ
снизилась
кадастровая
стоимость
по
земельным
участкам,
предназначенным
для
размещения
объектов
торговли,
общественного
питания
и
бытового
обслуживания,
а
также
предназначенным для размещения административных и офисных зданий,
объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения,
физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В населенных пунктах Баргузинского, Баунтовского, Заиграевскомго,
Кижингинского, Прибайкальского и Селенгинского районов по земельным
участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и
лечебно-оздоровительного назначения.
Кроме того, в большинстве муниципальных образований Республики
Бурятия,
за
исключением
г.
Улан-Удэ
снижение
удельного
показателя
кадастровой
стоимости
произошло
и
по
земельным
участкам,
предназначенным для размещения производственных и административных
зданий,
строений,
сооружений
промышленности,
коммунального
хозяйства,
материально-технического,
продовольственного
снабжения,
сбыта и заготовок.
Такая
динамика
кадастровой
стоимости
обусловлена
тем,
что
методика
кадастровой
оценки
по
большинству
видов
разрешенного
использования основывается на результатах рыночных сделок и, таким
образом, отражает динамику спроса и рыночных цен на земельные участки
соответствующих видов разрешенного использования.
В
2012
году
были
осуществлены
работы
по
актуализации
кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, которая
утверждена Постановлением Правительства от 6 декабря 2012 г. № 738 и
вступить в силу с 1.01.2013 г.
Кадастровая
стоимость
земель
сельскохозяйственного
назначения
действующая
на
текущий
момент
очень
низкая.
Средняя
удельная
кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных земель составляет от 800
до 22600 руб., в то время как рыночная стоимость 10000 м2, в Кабанском,
Прибайкальском, Баргузинском и Северо-Байкальском районах доходит до
1 млн. руб. и выше.
В
результате
проведенной
государственной
кадастровой
оценки
земель
сельскохозяйственного
назначения
по
всем
районам
отмечается
увеличение
удельных
показателей
кадастровой
стоимости
земель
сельскохозяйственного назначения, при этом:
-
минимальный
удельный
показатель
кадастровой
стоимости
составил 0,91 руб./кв.м. (Муйский район);
- максимальный – в Бичурском районе (6,2 руб./кв.м.).
С введением в действие новой кадастровой оценки по какой-либо
категории земель по окончании налогового периода увеличиваются доходы
от сбора земельного налога.
Вместе
с
тем,
основной
потенциал
роста
доходов
от
сбора
земельного налога мы видим не за счет увеличения кадастровой стоимости
земель различных категорий, а в увеличении числа налогоплательщиков, в
том числе за счет граждан, которые используют земли, но не торопятся
оформить свое право на пользование. Следует отметить, что к последним
органы
местного
самоуправления
(ОМСУ)
уже
начали
применяться
административные меры за неосновательное обогащение, однако не так
активно. За 9 месяцев 2012 г. по республике ОМСУ предъявлено 64 иска на
сумму 4829,9 тыс. руб., несмотря на то, что на текущий момент только на
50%
земельных
участков,
состоящих
на
кадастровом
уч е т е ,
зарегистрированы права.
Для мобилизации доходов местных бюджетов на основе управления
налоговыми и неналоговыми поступлениями муниципальных образований
Республики
Бурятия
разработана
и
внедрена
автоматизированная
информационная
система
«Имущественно-земельный
комплекс
Республики
Бурятия»
(АИС
ИЗК).
Сотрудники
органов
местного
самоуправления
районов
и
поселений
имеют
возможность
благодаря
данной программе получать текущие кадастровые сведения, включающие
информацию
по
количеству
земельных
участков,
состоящих
на
кадастровом
учете,
их
кадастровой
стоимости,
а
также
сведения
о
регистрации прав.
На
картографической
основе
в
системе
АИС
ИЗК
отображаются
земельные участки, состоящие на кадастровом учете, но права на которые,
землепользователями
не
зарегистрированы.
Кроме
того,
программа
осуществляет
расчет
налогового
потенциала,
включающего
суммарно
земельный
налог,
арендную
плату,
а
также
доходы
за
иски
по
неосновательному обогащению как в целом по району, так и по каждому
поселению.
Соответственно
сотрудники
органов
МСУ
в
АИС
ИЗК
наглядно видят землепользователей, к которым необходимо предъявлять
иски
за
неосновательное
обогащение
в
результате
использования
земельных участков и земель без регистрации прав, а также проводить
разъяснительную работу по понуждению граждан к межеванию земельных
участков и дальнейшей регистрации прав на них.
По
данным
Управления
Федеральной
налоговой
службы
по
Республике Бурятия на 1 декабря 2012 г. доходы от сбора земельного
налога за 11 месяцев 2012 г. составили 519 млн. 350 тыс. руб., что к
соответствующему периоду прошлого года больше на 37млн.116тыс. руб.
или 7,7%. При этом за 2011 год в базе данных налоговых органов региона:
- зарегистрировано 124 618 налогоплательщиков земельного налога;
- учтено 116 296 земельных участков;
- предъявлен налог по 111 367 земельным участкам;
- предоставлены налоговые льготы 5258 налогоплательщикам, в том
числе, представительными органами – 2339 налогоплательщикам.
Анализ
результатов
актуализации
кадастровой
оценки
земель
показал, что налоговый потенциал в целом по республике увеличился в 1,5
раза, но его реализация зависит от общей собираемости налогов, а также от
решения
представительных
органов
муниципальных
поселений,
устанавливающих налоговые ставки в соответствии с Налоговым кодексом
РФ.
В 2011 г. наиболее низкие налоговые ставки по земельному налогу
были установлены поселковыми Советами в Бичурском и Тарбагатайском
районах
Республики
Бурятия.
В
Бичурском
районе
низкие
налоговые
ставки были установлены с целью планомерного и пропорционального
увеличения в течение пяти лет налоговой нагрузки на граждан для земель
населенных
пунктов
в
связи
с
достаточно
высокими
удельными
показателями
по
этой
категории
земель,
что
зачастую
в
сочетании
с
большими
площадями
приусадебных
участков
приводило
к
резкому
возрастанию начисленного земельного налога. В Тарбагатайском районе
были приняты неоправданно заниженные налоговые ставки по землям
сельскохозяйственного назначения, имеющим на текущий момент очень
низкие удельные показатели кадастровой стоимости.
Например,
муниципальное
образование
сельское
поселение,
где
сосредоточены дачные некоммерческие товарищества (ДНТ), при среднем
значении удельного показателя кадастровой стоимости 0,8729 руб./кв.м.,
средней
площади
земельного
участка
1500
кв.м.
и
установленной
налоговой ставке 0,03% земельный налог составлял 0,8729 руб./кв.м. х
1500 кв.м. х 0,03% = 0,4 руб. Таким образом, многочисленные члены ДНТ,
расположенные в СП фактически были освобождены от уплаты земельного
налога.
Поэтому
решения
о
предоставлении
отдельным
категориям
налогоплательщиков налоговых льгот должны сопровождаться финансово-
экономическим
обоснованием
таких
предложений,
содержать
расчеты
потерь бюджета муниципального поселения в результате их реализации и
определять
источники
компенсации
выпадающих
доходов,
а
также
содержать данные, на основе которых проводилась оценка эффективности
планируемых к предоставлению налоговых льгот.
В
целом,
для
повышения
экономической
эффективности
использования
земельных
ресурсов
на
уровне
региона
необходимо
принятие ряда мер, связанных с актуализацией кадастровой стоимости
сельскохозяйственных земель, поступлением земельного налога, развитие
современных
информационных
земельных
систем.
Все
это
позволит
повысить эффективность использования земельных ресурсов региона на
уровне
муниципальных
образований,
что
способствует
увеличению
поступлений
в
бюджет
муниципальных
образований,
созданию
в
них
инфраструктуры, и в целом это повысит уровень благосостояния жителей
региона.
Список использованных источников
1.
Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации»
2.
Федеральный
закон
от
03.07.2016
г.
№237-ФЗ
«О
государственной кадастровой оценке»
3.
Федеральный
закон
от
13.07.2015
г.
№218-ФЗ
«О
государственной регистрации недвижимости»
4.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г.
№136-ФЗ
5.
Федеральный
закон
от
14.03.1995
г.
№33-ФЗ
«Об
особо
охраняемых природных территориях»
6.
Федеральный
закон
от
22.07.2005
г.
№116-ФЗ
«Об
особых
экономических зонах в Российской Федерации»
7.
Налоговый
кодекс
Российской
Федерации
(часть
вторая)
от
05.08.2000 г. №117-ФЗ
8.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
28.11.2011
г.
№618
«Об
утверждении
результатов
государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия»
9.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
06.12.2012
г.
№738
«Об
утверждении
результатов
государственной
кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики
Бурятия»
10.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
29.11.2013
г.
№622
«Об
утверждении
результатов
государственной
кадастровой
оценки
земель
садоводческих,
огороднических
и
дачных
объединений в Республике Бурятия»
11.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
27
января
2016
г.
№
19
«О
внесении
изменения
в
постановление
Правительства Республики Бурятия от 29.11.2013 № 622 «Об утверждении
результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих,
огороднических и дачных объединений в Республике Бурятия»
12.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
26
ноября
2014
г.
№
588
«Об
утверждении
результатов
определения
кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения
космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного
специального назначения в Республике Бурятия»
13.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
14
октября
2013
г.
№
532
«Об
утверждении
результатов
государственной
кадастровой
оценки
земель
водного
фонда
на
территории
Республики
Бурятия»
14.
Постановление
Правительства
Республики
Бурятия
от
26
ноября
2014
г.
№
585
«Об
утверждении
результатов
определения
кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов в
Республике Бурятия»
15.
Приказ
Минэкономразвития
РФ
от
20.09.2010
N
445
«Об
утверждении
Методических
указаний
по
государственной
кадастровой
оценке земель сельскохозяйственного назначения»
16.
Правительства Республики Бурятия от 14.07.2017г. № 347 «Об
установлении
даты
перехода
к
проведению
на
территории
Республики
Бурятия
государственной
кадастровой
оценки
в
соответствии
с
Федеральным
законом
от
03.07.2016
№
237-ФЗ
«О
государственной
кадастровой
оценке»
и
о
создании
государственного
бюджетного
учреждения
Республики
Бурятия
«Центр
государственной
кадастровой
оценки».