Напоминание

Основные направления социально-экономического развития территорий региона в нормативно правовых актах на примере Республики Бурятия


Автор: Ананин Адрей Михайлович
Должность: студент, магистр
Учебное заведение: ФГБOУ ВO "Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления социально-экономического развития территорий региона в нормативно правовых актах на примере Республики Бурятия
Раздел: высшее образование





Назад




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА В НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ

АКТАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Ананин Андрей Михайлович

студент, магистр

ФГБOУ ВO «Восточно-Сибирский государственный

университет технологий и управления»

Одна

из

основной

функции

органов

государственной

власти

региона,

которая

является

особенно

актуальной

в

условиях

экономической

нестабильности, санкции со стороны западных стран и структурных изменении

государственного управления – это социально-экономическое развитие региона

Бюджетная

система

Российской

федерации

разделена

на

три

уровня

которые

составляют

единую

бюджетную

систему

страны:

муниципальные

бюджеты; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет Российской

Федерации.

С

учетом

бюджетного

финансирования

Субъекты

РФ

самостоятельно

формируют стратегии социально-экономического развития, в рамках которых

отражают

те

направления,

конкурентные

преимущества,

точки

роста

и

основные индикаторы развития региона, которые наиболее важные для его

развития.

Для

конкретного

региона

стратегия

социально-экономического

развития

является,

прежде

всего,

основным

вектором

развития

экономики

региона.

Во

многом

стратегия

развития

характеризует

весь

потенциал

экономики

региона

и

возможные

риски,

связанные

с

ее

внедрением.

Существуют разные подходы к формированию стратегии СЭР, во многом они

связаны

со

степенью

бюджетной

обеспеченности.

Регионы,

обладающие

мощной производственной базой, современной инфраструктурой, научными и

образовательными

центрами,

внешнеэкономическими

связями,

развитой

отраслью

торговли

в

меньшей

степени

зависят

от

федерального

бюджета,

соответственно стратегию своего развития составляют исходя из имеющихся

ресурсов, в то время как более слабые регионы такой возможности не имеют.

Все нормативно правовые акты стратегического планирования социально-

экономического развития регионов можно разделить на три вида, в зависимости

от сроков исполнения на: долгосрочные стратегии СЭР региона на 20-25 лет,

определяющие приоритеты и перспективы развития региона, среднесрочные

программы на 3-6 лет, содержащие перечень мероприятий и инвестиционных

проектов, а также краткосрочные планы на год.

Республике Бурятия в настоящее время действует долгосрочная стратегия

СЭР

региона

до

2025

года.

До

недавнего

времени

действовала

программа

социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2008-2010

гг. и на период до 2017 года. В связи с изменениями бюджетного планирования,

с 14 марта 2011 г. начали действовать среднесрочная программа социально-

экономического развития РБ на период 2011-2015 гг. и долгосрочная программа

социально-экономического развития республики до 2020 г.

В соответствии с Методическими рекомендация по разработке стратегии

социально-экономического

развития

субъекта

Российской

Федерации,

плана

мероприятий

по

ее

реализации,

организации

мониторинга

и

контроля

реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской

Федерации

утверждёнными

приказом

Минэкономразвития

России

был

разработан и принят Закон Республики Бурятия от 28.02.2019 г. «О Стратегии

социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035

года»

которым

утверждена

Стратегия

социально-экономического

развития

Республики Бурятия на период до 2035 года

Данная стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия

разработана

с

учетом

изменения

организационной

структуры

федеральных

округов, так как на основании Указа Президента РФ от 3 ноября 2018 г. № 632 о

внесении изменений в указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «Об

утверждении перечня федеральных округов» Забайкальский край и Республика

Бурятия

были

выделены

из

состава

Сибирского

Федерального

округа

и

включены в состав Дальневосточного Федерального округа.

Как программе СЭР Республики Бурятия до 2020 г., так стратегии СЭР

Республики Бурятия отражены конкурентные преимущества региона, к которым

относятся:

значительные

запасы

минерально-сырьевых

ресурсов;

высокий

экологический

и

туристический

потенциал

территории;

наличие

международного

аэропорта,

Транссибирской

железной

дороги

и

Байкало-

Амурской магистрали; приграничное положение и близость переходов через

российско-китайскую

границу,

а

также

к

странам

Северо-Восточной

Азии;

близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона;

н а л и ч и е

к ру п н ы х

п р ом ы ш л е н н ы х

п р ед п р и я т и й

с

э л е м е н т а м и

высокотехнологичных производств.

В инвестиционном паспорте Республики Бурятия помимо вышеуказанных

также

указываются

такие

преимущества

как:

важнейшее

геополитическое

значение

региона

для

России;

политическая

и

социальная

стабильность;

квалифицированные

трудовые

ресурсы;

эффективно

действующая

инфраструктура поддержки предпринимательства; развитые международные и

межрегиональные связи; эффективное государственное управление и высокий

уровень разработки документов индикативного управления.

В программе СЭР были определены шесть направлений развития региона,

это

развитие

минерально-сырьевого

ту р и с т с ко - р е к р е а ц и о н н о го ,

агропромышленного,

лесопромышленного

комплексов,

а

также

развитие

инновационной деятельности и развитие человеческого потенциала.

В стратегии СЭР

определена стратегическая цель, приоритеты и задачи

развития Республики Бурятия, так главная стратегическая цель – достижение

высокого уровня и качества жизни населения на основе развития эффективной

инновационной

экономики

при

сохранении

уникальной

полиэтнической

культуры республики и экосистемы озера Байкал.

Реализация

поставленной

цели

основана

на

следующих

приоритетах

развития:

Развитие

человеческого

потенциала;

Развитие

промышленного

потенциала;

Развитие

локальной

экономики;

Развитие

агропромышленного

комплекса;

Развитие

сервисной

экономики;

Запуск

ключевых

проектов

«драйверов»

роста

(Социально-экономическое

развитие

республики

невозможно без реализации ключевых инвестиционных проектов – «драйверов»

роста,

имеющих

стратегический

характер.

«Драйверы»

роста

способствуют

запуску

дополняющих

инвестиционных

проектов

во

внутриотраслевом

и

межотраслевом

разрезе.

Они

также

определяют

развитие

кооперационных

связей

между

предприятиями,

содействуют

образованию

промышленных

кластеров,

обеспечивают

высокие

темпы

экономического

роста

и

диверсификацию экономики за счет формирования связей производственных

п р е д п р и я т и й ,

п о с т а в щ и ко в

о б о р уд о в а н и я ,

к о м п л е к т у ю щ и х ,

специализированных

производственных

и

сервисных

услуг,

научно-

исследовательских

и

образовательных

организаций.

Реализация

ключевых

проектов обеспечит прорывной эффект в отраслях экономики и социальной

сферы.); Развитие инфраструктурного каркаса (Республика Бурятия, для того

чтобы

стать

значимой

частью

мировых

транспортных

коридоров,

должна

обеспечить

развитие

транспортной,

энергетической,

коммуникационной

инфраструктуры на мировом уровне и участвовать в реализации национальных

проектов в данных областях.).

Анализ

программы

социально-экономического

развития

РБ

на

период

2011-2015

гг.

и

стратегии

социально-экономического

развития

Республики

Бурятия на период до 2035 года свидетельствует, что в недостаточной степени

учтены

объективные

и

субъективные

факторы

негативного

влияния

на

основные направления развития региона. Например, по первому направлению

существует целый ряд проблем. Так, при планировании развития не учтено

нахождение такого экологического ограничения как Центральная экологическая

зоны Байкальской природной территории, и водосборный бассейн озера Байкал.

Главной проблемой является несовершенство Закона «О Байкале», который

затрудняет развитие минерально-сырьевого комплекса региона.

В

Республике

Бурятия

создана

ОЭЗ

«Байкальская

гавань»,

четыре

туристских кластера в Кабанском, Прибайкальском, Кяхтинском, Тункинском

районах,

а

также

зоны

экономического

благоприятствования.

В

регионе

работают более 20 туроператоров и более 30 тур агентов. Услуги размещения в

Бурятии оказывают около 400 организаций, это гостиницы, турбазы, гостевые

дома, мини-отели. 2013 год в Республике Бурятии объявлялся годом туризма.

Однако существуют определенные проблемы для развития туризма в регионе.

Главная

проблема

для

развития

туризма

отсутствие

или

неразвитость

инфраструктуры, острая нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма;

проблемы

обеспечения

безопасности

туристов,

недостаток

информации

о

Бурятии и ее туристском потенциале, особенно в международном масштабе.

Агропромышленный

комплекса

на

территории

Республики

Бурятия

не

развивается

в

связи

с

рядом

проблем,

в

том

числе

несовершенством

нормативно-правовой

базы,

отсутствием

эффективного

механизма

помощи

сельскохозяйственным производителям, высокими процентными ставками по

кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и запасных частей, и

невозможностью ее приобретения по лизингу. Малые и средние предприятия

АПК не имеют условий для развития бизнеса. В существующих условиях

перспективы

имеют

лишь

крупные

диверсифицированные

компании

(холдинги),

имеющие

в

составе,

перерабатывающие

комплексы

и

низовые

предприятия, поставляющие сырье.

Развитие

лесопромышленного

комплекса

также

связано

с

целым

комплексом проблем как объективного, так и субъективного характеров. Так,

например, вырубка леса в ряде районов Бурятии законодательно ограничена, в

регионе недостаточно эффективно работает система контроля за вывозом леса

за

пределы

республики

и

страны,

в

частности

практически

полностью

провалился

эксперимент

с

использованием

электронных

бирок

на

бревнах.

Отсутствует

должная

система

по

естественному

восстановлению

лесных

массивов, т.е., сегодня лес в активно вырубается, но не воспроизводится, это

ставит под вопрос перспективы развития лесной промышленности Бурятии.

Новые

приоритетные

направления

стратегии

СЭР

РБ

«инновационная

деятельность» и «развитие человеческого потенциала» неконкретизированы, в

документе описаны лишь общие подходы и определения, не определено, что

именно будет реализовываться по этим направлениям и как будет оцениваться

результаты при их достижении. Следует детально проработать какие именно

технопарки будут построены, и на какие средства они будут функционировать,

также

неясны

приоритеты

создания

технопарков.

По

приоритетному

направлению

развития

человеческого

потенциала

следует

подробнее

обозначить, что будет сделано при формировании человеческого потенциала в

основных социальных сферах.

В утвержденной стратегии СЭР РБ имеются значительные недоработки:

-

в

качестве

приоритетных

направлений

развития

заявлены

отрасли

экономики,

в

то

время

как

приоритетными

направлениями

должны

быть

повышение уровня жизни населения, развитие инфраструктуры, повышение

эффективности аппарата управления;

- не имеется конкретики и отсутствуют расчеты и показатели по разделам

«Развитие

инновационной

деятельности»

и

«Развитие

человеческого

потенциала»;

- не учтено участие республики в федеральных целевых программах и в

приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Жилье», «Развитие АПК»

«Развитие Дальнего Востока».

При

решении

выше

озвученных

проблем,

необходимо

проработать,

имеющиеся в стратегии СЭР материалы, чтобы они не имели формализованный

характер,

а

были

приближены

к

реальным

условиям

жизни

Республики.

Имеется необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы, на

муниципальном, региональном и федеральном уровне, с учетом норм Закона «О

Байкале».

Должна

производится

корректировка

показателей

стратегии

СЭР,

связанная с изменением социально-экономических условий и необходимостью

использования антикризисных мер для социально экономического развития.



В раздел образования