Напоминание

Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ОВЗ


Автор: Гуторова Инна Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО"Шахтинская специальная школа-интернат№16"
Населённый пункт: г.Шахты
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ОВЗ
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мастер - класс

Нетрадиционные

формы работы как

средства развития

детей с ОВЗ.

Подготовила: Гуторова Инна Васильевна.

Цель выступления: познакомить вас с нетрадиционными формами

работы как средствами развития детей с ОВЗ

и рассмотреть

их применение в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи мастер-класса:

познакомить с нетрадиционными формами работы;

способствовать формированию умения различать виды

нетрадиционных форм обучения от других форм обучения;

познакомить с возможности применения нетрадиционных

форм обучения в работе с детьми с ОВЗ

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в

развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей

модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его

индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня

профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего

обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества

общего образования.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды,

обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности

для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов,

лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,

социальную адаптацию.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность,

наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие

принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные

средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение

материала небольшими дозами, использование интересного и красочного

дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую

деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,

своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в

собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной

активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень

работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование

нетрадиционных форм, методов и приёмов обучения является одним из

необходимых средств повышения эффективности как образовательного , так и

коррекционно-развивающего процесса.

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают

лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Активное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс побуждает искать

новые формы работы. Мы все чаще прибегаем к нетрадиционным приемам и

методам воздействия на особого ребенка. Познание окружающей действительности

начинается с анализа той информации, которой ребенок получает при визуальном

наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах. У детей с ОВЗ развитие ощущений и

восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира

отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Поэтому

коррекционную работу необходимо начинать с формирования базовых

представлений.

Работая с этими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как

учителю приходится искать новые формы работы, облегчающие,

систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого

педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.

Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование

оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие

упражнения как «Установка»

Установка.

Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё

получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в

парах.

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

- Желаю (большой)

- Успеха (указательный)

- Большого (средний)

- Во всём (безымянный)

- И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

Игровые технологии. Любая технология обладает средствами,

активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти

средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это

можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют

широкие возможности для творческой деятельности детей,

интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и

творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на занятиях

является формирование связной речи, расширение словарного запаса

умственно отсталых школьников с Общ.Наруш.Речи, автоматизация

поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование

речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний

детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное

практическое действие, повышение степени участия родителей в

коррекционной работе.

Игры, используемые на занятиях с детьми:

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком,

нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку,

цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на

пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит

пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с

одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько

показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики,

нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на

счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением

косточки.

Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких

геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой

фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

3. Развивающий массаж в работе.

Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения

повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук

соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались

сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично

встряхивать.

Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом

связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу

мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство

для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей

ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности

ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут

стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими

движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение

сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

4.Одним из эффективных методов развития ребенка, является работа с

предметными картинками. По которым ребёнок составляет предложения,

небольшой рассказ.

Эта работа проводится по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи,

способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии

системной, ежедневной работы в данном направлении.

Умелое и рациональное использование этого метода в работе имеет позитивное

воздействие на речевое развитие умственно отсталых детей с системным

недоразвитием речи, словарный запас у детей увеличивается , речь становится

богаче , ярче , ребенок не боится высказывать свои мысли вслух.

5.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального

произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это

огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а

самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет

развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых

предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными

изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция

познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают

его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой,

пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы).

Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления,

активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее

недоразвитие речи:

рисование пальчиками, ладошками;

Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные

ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь —

плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое

количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от

двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе

которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально

приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на

действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не

считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с

грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных

страхов, подавленности

рисование ватными палочками;

Рисование предметами окружающего пространства Рисование мятой

бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками,

коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками.

Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений

всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не

ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе

ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую

деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и

отстаивания собственных идей

рисование печатками и различными предметами;

рисование восковыми мелками и свечой;

печать по трафарету;

набрызг;

рисование мятой бумагой;

аппликация из бумажных шариков;

рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно

пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе

бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем

сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и

рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички

стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и

фактурной бумаге.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих

материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи,

пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

Описанная техника создания изображений подходит детям с

выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью,

способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство

успешности.

рисование по технике каракулей;

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой

психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту

технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент

развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для

повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под

каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение

тонких линий на поверхность бумаги.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо,

наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться

образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим

карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не

утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на

протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с

детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению

моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений,

демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по

изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир,

что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт

представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя

установить грамматические закономерности при описании своих действий, а

также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Особое внимание уделяю песочной терапии. Можно использовать игры и

игровые упражнения с песком (манкой) в индивидуальной работе с

умственно отсталыми школьниками. Погружение обеих рук в песок снимает

мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику

рук. Ребенок как бы раскрепощаются, они не боятся неправильно написать,

нарисовать (ведь на песке можно легко все исправить). В играх дети сразу же

«заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Надо

только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при

проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки,

придумывают рассказы.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе

родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход

к детям, учитывать их желания, интерес.

Практика работы с детьми ОВЗ показывает, что нетрадиционные методы дают

положительные результаты только при систематическом использовании того или

иного метода.

В заключение своего выступления хочется отметить тот факт, что именно в

сотрудничестве с теми педагогами, которые работают дети, мы совместно

достигаем таких, как кажется на первый взгляд незначительных результатов.

Школа создала благоприятную предметно-развивающую среду для социального

развития этих детей, а мы, учителя создаем условия для развития положительного

отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и

социальной компетентности детей;

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и

другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сотрудничество педагога, психолога, логопеда, учителей предметников в оказании

совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Спасибо за внимание.



В раздел образования