Напоминание

"Народные игры, как средство патриотического воспитания"


Автор: Заворуева Оксана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №2 "Малыш"
Населённый пункт: г.о. Шаховская
Наименование материала: Музыкальное воспитание дошкольников
Тема: "Народные игры, как средство патриотического воспитания"
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народные игры, как средство патриотического воспитания.

Народные подвижные игры – важное средство патриотического,

художественного

и

нравственного

воспитания

дошкольников.

Доступные

по

содержанию,

классически

лаконичные

и

выразительные,

они

знакомят

детей

с

народными

традициями,

истоками творчества, расширяют представление о труде, отдыхе,

подготовке

к

праздникам;

воспитывают

внимание,

выдержку,

смелость;

развивают

физические

и

личностные

качества,

сообразительность и находчивость.

Народные

игры

способствуют

формированию

умения

ориентироваться

в

пространстве,

развивают

координацию

движения,

активизируют

внимание

на

выполнение

движений

в

разных

направлениях,

перестроения,

действия

по

одному

и

в

группе.

Дошкольники

становятся

непременными

участниками

народных

игр (в таких играх, как «Замри» (с множеством вариантов) или

«Море волнуется», все дети принимают равное участие). Такой

подход

позволяет

каждому

ребёнку

почувствовать

себя

частью

большого детского коллектива и в то же время проявить свою

индивидуальность и творческие способности.

В народных играх дошкольники учатся сопереживать и помогать

товарищам,

находить

выход

из

проблемных

ситуаций,

самостоятельно

принимать

решения

и

исполнять

их,

проявлять

инициативу.

Актуальность темы.

Повышение

уровня

музыкальной

культуры

нашего

общества

актуальная и, к сожалению, вместе с тем трудноразрешимая задача.

Народ,

который

издревле

от

рода

к

роду

бережно

передавал

фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в

нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом

невосполнимо. Семья, детский сад, школа

возможные

сферы

приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки,

глубоко проникающему в чувства и сознание ребёнка. Поэтому так

необходимо

на

занятиях

музыки

вспомнить

об

истоках

музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций,

обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-

шумовых

оркестров

той

или

иной

местности.

Ведь

недаром

говорится,

народ,

не

помнящий

своего

прошлого,

не

имеет

будущего.

Детские

колядки,

игровые

попевки,

колыбельные,

шуточные песни, заклички должны занять не последнее место в

системе музыкального образования. В них черпали вдохновение и

новые темы прославленные композиторы.

Классическое

наследие

как

академической,

так

и

фольклорной

музыки формирует личность, творчески её развивает, учит детей

видеть и переживать красоту. Красота же лежит в сфере чувств, и

никакая наука не может дать человеку рецепты её восприятия.

Только

в

ходе

правильного

воспитания

у

него

возникают

необходимые адекватные чувства. В младшем возрасте ребёнок

особенно

активно

впитывает

чужой

и

собственный

опыт,

превращая его в привычку, в норму поведения. Музыка, особенно

народная, в процессе воспитания отличается от других предметов

тем,

что

ей

доступно

передавать

непосредственное

движение

человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи,

характер нации. Поэтому необходимо помнить, что и классическая

музыка,

и

многие

из

современных

направлений

музыкального

искусства выросли из народной культуры.

Педагогу необходимо творчески подходить к решению проблемы

музыкального

воспитания

и

развития

детей.

Использовать

различные

варианты

занятий

тематические,

комплексные,

доминирующие

и

др.

Неуклонно

в

интересной

игровой

форме

повышать

знания

детей

о

музыкальных

жанрах,

средствах

музыкальной выразительности. Сформировать у них представление

о музыке «программной», запечатлевающей конкретное сюжетное

содержание, и «непрограммной», передающей целую гамму чувств,

настроений без указания на их конкретный источник. Сделать всё,

чтобы дети получили возможность душой приблизиться к музыке,

чтобы на основе знаний и умений у них возникла потребность в

общении с музыкой, психологическая готовность к её восприятию,

стремление

к

самосовершенствованию

в

различных

видах

музыкального искусства.

Огромную

роль

в

воспитательно-образовательном

процессе

средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с

народным творчеством своей Родины. Детям ещё не доступно в

полном объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается

любовь к ней. Для ребёнка Родина – это близкие люди и прежде

всего мать. Это дом, в котором он живёт, улица, где играет с

друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, стихи,

песни, которые он слышит и считает интересными и красивыми,

ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что

он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и

отношения к

окружающему миру.

Поэтому система

начального

воспитания и образования должна предусматривать формирование

у

ребёнка

чувства

сопричастности

традициям

и

духовным

ценностям Родины. Одной из таких ценностей является народная

музыка,

региональная

фольклористика.

Фольклор

считается

школой

социального

опыта

и

даёт

ребёнку

возможность

разносторонне познать действительность, историю, национальные

особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи,

черты

характера.

Первые

впечатления

об

этом

возникают

при

использовании

в

педагогическом

процессе понятных и

близких

детям потешек,

попевок,

закличек, плясовых мелодий,

игривых

песенок,

которые

так

богаты

жизнелюбием,

добрым

юмором,

оптимизмом

и

неиссякаемой

энергией

русского

народа.

В

них

также

прослеживается поклонение труду,

-

в

тех

промыслах и

занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы

нравственного и эстетического воспитания. Создатели народной

музыки пели о нелёгких условиях жизни людей, о повадках птиц и

животных,

о

взаимоотношениях

человека

и

мира

природы.

Воспевали силу взаимовыручки и совместного труда. Известно, что

природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу

и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это,

вследствие

индивидуальности

оттенков

переживаний

и

мироощущения

человека,

открывало

дорогу

бесчисленным

и

богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов

и

т.д.

всё

это

близко

эмоциональной,

жаждущей

двигательной

активности,

натуре

ребёнка.

Его

личность

развивается

и

формируется

в

деятельности.

Игра

является

фундаментальной

основой. Народная педагогика посредством организации игровой

деятельности

передавала

молодому

поколению

сложившиеся

в

течение

веков

трудовые,

нравственные

и

эстетические

идеалы,

понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.

Через

игры

формировалось

детское

художественно-образное

мышление.

Они

способствовали

развитию

самостоятельности,

творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей

день

являются

школой

жизненного

опыта,

накопленного

предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций

национальной

культуры.

Коллективные

игры

в

педагогической

системе не должны быть забыты, но и не должны внедряться в

воспитательно-образовательный

процесс

по

продуманной

педагогом

«сухой»

системе,

с

учётом

психофизиологических

особенностей

детей.

Нужно

помнить,

что

игры

достигают

положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят своё

главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не

будут нудной тренировкой, учебным заданием.



В раздел образования