Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на
воспитание
у
детей
любви
к
поэзии,
ознакомление
с
поэтическими
произведениями,
развитие
умений
воспринимать
и
выразительно
воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного
и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений
должен
быть
связан
с
развитием
эстетического
восприятия
поэзии,
художественного
слова.
В
дошкольном
возрасте
важно
учить
детей
воспринимать
и
оценивать
поэтическое
произведение,
воспитывать
художественный вкус
Дошкольный
возраст
наиболее
благоприятен
для
закладывания
основ
грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного
воспитания ребенка.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут
быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек
вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Не
рекомендуется
заучивать
стихи
хором,
так
как
искажается
или
пропадает
смысл
стихотворения;
появляются
дефекты
речи,
закрепляется
неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются
пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к
монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у
детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи,
отбивают
рифмы,
приобретают
одну
и
ту
же
манеру
крикливого
бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
Такой
же
точки
зрения
придерживалась
Е.
А.
Флерина,
полагая,
что
разучивать
стихи
надо индивидуально,
в
противном
случае
пропадает
эстетическая сторона деятельности.
Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти
у
детей
невелик),
стихотворение
заучивается
целиком
(не
по
строкам
и
строфам),
именно
это обеспечивает
осмысленность
чтения
и
правильную
тренировку памяти.
Не
следует
требовать
полного
запоминания
стихотворения
на
одном
занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений,
которые
следует
распределить
в
течение
какого-то
отрезка
времени.
Для
лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям,
повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
В
процессе
заучивания
стихов
следует
учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
их
склонности
и
вкусы,
отсутствие
у
отдельных
детей
интереса
к
поэзии.
Молчаливым
детям
предлагаются
ритмичные
стихи,
потешки,
песенки.
Застенчивым
-
приятно
усльппать
свое
имя
в
потешке,
поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой
восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
Необходимо
создавать
«атмосферу
поэзии»
в
детском
саду,
когда
поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к
праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и
запоминать .
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В
младшем
дошкольном
возрасте
для
заучивания
используются
коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д.
Хармс
«Кораблик»
и
др.).
В
них
описываются
хорошо
знакомые
игрушки,
животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию,
просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.
Часто
есть
момент
игрового
действия.
Эти
особенности
стихов облегчают
процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность
часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания
стихов.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к
произвольному
запоминанию,
на
занятиях
не
ставится
задача
запомнить
стихотворение.
Вместе
с
тем
стихи
заучиваются
в
процессе
многократного
чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными
приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.
Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает
детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А.
Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем
чтение
стихов
включают
в
другие
занятия,
в
дидактические
игры,
в
рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию
интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь
естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где
ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по
содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день»,
«Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).
Методика
заучивания
усложняется,
вводится
единая
для
средней
и
старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность
занятия,
содержание
и
форма
анализа,
приемы
обучения
выразительному
чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в
начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный
материал.
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное
освоение
приемов
запоминания
и
выразительного
чтения.
При
чтении
стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание
детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в
стихотворении
Е.
Серовой
«Одуванчик»
-образные
эпитеты:
одуванчик
белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
Надо
постараться
довести
до
ребенка
понимание
смысла.
Когда
он
понимает,
о
чем
читает
стихотворение,
то
естественно
справляется
с
расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка
выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно,
отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и
самостоятельность.
Для
заучивания
рекомендуются
достаточно
сложные
по
содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет
перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е.
Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А.
Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».
Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего
воспроизведения
уместно
помогать
детям
создать
поэтическое
настроение,
представить
в
воображении
картины природы
или
обстоятельства,
которым
посвящены стихи.
Большое
значение
в
этом
возрасте
имеет
подготовительная
работа,
обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется
за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться
работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный
образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и
при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К
поэзии
нельзя
подходить
только
с
познавательной
стороны,
забывая
о силе
обаяния, которая кроется в художественной форме.
Методы
Слуховой
После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку
на запоминание: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты
будешь запоминать, а я - тебе помогать». Пусть он включит в голове
«магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить
стихотворение.
Двигательный
При этом методе заучивания использовать сочетание
стихотворных строк и движений:
- общей моторики (На зарядке, подвижные игры и т.д.;
- мелкой моторики (пальчиковые игры).
Зрительный
Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с
чтением стихотворения. Затем, по вашему «картинному плану» ребёнок
несколько раз воспроизводит стихотворение.
Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство
запоминания»)
Это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания
информации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Пиктограммы
Это рисуночное письмо, символы, которые состоят из элементов,
доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. Пиктограмма
может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложение.