Напоминание

"Воспитание дружеских отношений между детьми"


Автор: Марковская Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: станица Каневская Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Воспитание дружеских отношений между детьми"
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятель-

ности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений.

И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации

не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспита-

тельно – образовательному процессу в целом. Поэтому педагог должен быть внима-

тельным и умело корректировать разногласия.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже

на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в

основном от условий воспитания в семье и в детском саду. Пяти – семилетние до-

школьники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в раз-

личной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавли-

ваются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разгова-

ривать, делиться радостями и огорчениями с определёнными товарищами. Потреб-

ность ребёнка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в

частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств лично-

сти. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую

дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкают-

ся интересами только двух-трёх дружащих между собой ребят, а имеют большое

значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При

таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему

гуманную направленность, способствует сплочению.

Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний

мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы пере-

дать её своему другу; девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает

вдруг «кошку» - свою приятельницу. Проявляя заботу о друге, дети в ущерб им, т.е.

их дружба не имеет тоё моральной основы, которая предусматривается спецификой

общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начи-

наться в дошкольные годы.

Избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет строятся в первую оче-

редь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, вы-

полнять правила, хорошо строить).

Человечество всегда высоко ценила дружбу. Трудно назвать философа, кото-

рый бы не рассуждал о ней. Но, говоря о дружбе, часто подразумевают разные явле-

ния.

1

Во-первых, дружба – определённый специальный институт, выполняющий

определённые социальные функции, изучением которых занимаются такие науки,

как социология, история и антропология.

Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные от-

ношения, изучением которых занимается социальная психология.

В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключе-

вая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности.

В-четвёртых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой за-

нимается этика.

В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В

игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого

ребёнка очень важно, что он может играть свободно (а не в определённых организо-

ванных рамках, характерных, например, для занятий или труда).

Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями

имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях,

когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по

поводу выбора игры, распределение ролей, соблюдения правил и т.п., он должен

выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли стар-

шего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора реше-

ний.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно

объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспи-

тывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.

Чтобы успешно решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать

за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно

и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяс-

нять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чём они испытывают затрудне-

ния. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться

можно следующими показателями дружбы между детьми в группе:

- предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между

отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;»

2

- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о поль-

зовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами

товарищей;

- проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей,

дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь

нужное для отдельных детей, группы), желание выручить товарища;

- известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться лич-

ным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовле-

творение;

- выражения дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по

указанию, совету взрослого);

- дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают

также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включает-

ся нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором

находиться товарищ, подумать, как его выручить.

Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног». Для её проведе-

ния на полу отделяется чертой «болото» шириной 4-5м. Дети сидят на стульчиках в

одной стороне комнаты. Двум из них дают по две доски (40*25см). С помощью до-

сок им надо перейти на другой «берег». Педагог объясняет и показывает, как вы-

полнять задания. Каждый ребёнок кладёт одну доску на «землю», осторожно пере-

ступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладёт вторую в направлении движе-

ния, идёт дальше.

Дети ведут себя по-разному. Если решение принимается верное, то бывают

удовлетворены оба товарища. Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно

предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка,

детская ссора, и задать вопросы: что значит «хорошо дружить», как поступают дру-

зья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?

Детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и

в которой участвует воспитатель, ещё не главный показатель уровня их нравствен-

ной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, до-

гадливость ребёнка, его полноценное умственное развитие.

3



В раздел образования