Автор: Марковская Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: станица Каневская Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Воспитание дружеских отношений между детьми"
Раздел: дошкольное образование
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятель-
ности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений.
И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации
не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспита-
тельно – образовательному процессу в целом. Поэтому педагог должен быть внима-
тельным и умело корректировать разногласия.
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже
на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в
основном от условий воспитания в семье и в детском саду. Пяти – семилетние до-
школьники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в раз-
личной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавли-
ваются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разгова-
ривать, делиться радостями и огорчениями с определёнными товарищами. Потреб-
ность ребёнка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в
частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств лично-
сти. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую
дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкают-
ся интересами только двух-трёх дружащих между собой ребят, а имеют большое
значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При
таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему
гуманную направленность, способствует сплочению.
Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний
мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы пере-
дать её своему другу; девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает
вдруг «кошку» - свою приятельницу. Проявляя заботу о друге, дети в ущерб им, т.е.
их дружба не имеет тоё моральной основы, которая предусматривается спецификой
общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начи-
наться в дошкольные годы.
Избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет строятся в первую оче-
редь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, вы-
полнять правила, хорошо строить).
Человечество всегда высоко ценила дружбу. Трудно назвать философа, кото-
рый бы не рассуждал о ней. Но, говоря о дружбе, часто подразумевают разные явле-
ния.
1
Во-первых, дружба – определённый специальный институт, выполняющий
определённые социальные функции, изучением которых занимаются такие науки,
как социология, история и антропология.
Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные от-
ношения, изучением которых занимается социальная психология.
В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключе-
вая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности.
В-четвёртых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой за-
нимается этика.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В
игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого
ребёнка очень важно, что он может играть свободно (а не в определённых организо-
ванных рамках, характерных, например, для занятий или труда).
Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями
имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях,
когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по
поводу выбора игры, распределение ролей, соблюдения правил и т.п., он должен
выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли стар-
шего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора реше-
ний.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно
объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспи-
тывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
Чтобы успешно решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать
за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно
и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяс-
нять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чём они испытывают затрудне-
ния. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться
можно следующими показателями дружбы между детьми в группе:
- предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между
отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;»
2
- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о поль-
зовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами
товарищей;
- проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей,
дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь
нужное для отдельных детей, группы), желание выручить товарища;
- известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться лич-
ным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовле-
творение;
- выражения дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по
указанию, совету взрослого);
- дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают
также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включает-
ся нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором
находиться товарищ, подумать, как его выручить.
Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног». Для её проведе-
ния на полу отделяется чертой «болото» шириной 4-5м. Дети сидят на стульчиках в
одной стороне комнаты. Двум из них дают по две доски (40*25см). С помощью до-
сок им надо перейти на другой «берег». Педагог объясняет и показывает, как вы-
полнять задания. Каждый ребёнок кладёт одну доску на «землю», осторожно пере-
ступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладёт вторую в направлении движе-
ния, идёт дальше.
Дети ведут себя по-разному. Если решение принимается верное, то бывают
удовлетворены оба товарища. Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно
предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка,
детская ссора, и задать вопросы: что значит «хорошо дружить», как поступают дру-
зья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?
Детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и
в которой участвует воспитатель, ещё не главный показатель уровня их нравствен-
ной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, до-
гадливость ребёнка, его полноценное умственное развитие.
3