Автор: Любителева Наталья Павловна
Должность: заведующая социально-реабилитационным отделением для детей - инвалидов
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "Центр социальной реабилитации для инвалидов и детей инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия как средство реабилитации
Раздел: дошкольное образование
Арт-терапия, как средства реабилитации
Аннотация:
Эта лекция посвящена проблеме в работе с детьми, имеющими интеллектуальные
двигательные нарушения, расстройства аутического спектра. Статья раскрывает
вопросы: Виды арт-терапии, методы арт-терапии, влияние арт-терапии на
реабилитацию, методы работы.
Статья может быть полезна: специалистам ЦСРИДИ, специализированных школ и
детских садов, для студентов колледжей и ВУЗОВ, педагогического, психологического
и реабилитационного направлений.
Аббревиатуры: ЗПР р-Задержка психического развития, ЗПРР - задержка психического
и речевого развития, РДА - ранний детский аутизм, РАС-расстройства аутического
спектра.
АРТ-ТЕРАПИЯ
В социально - реабилитационном отделении для детей, имеющих разную этиологию
нарушений здоровья и интеллекта, организована работа, основанная на арт-терапии.
На занятиях с логопедом, дефектологом, социальным педагогом, используется метод
изо терапии, игротеропии, весь обучающий материал подаётся в виде игры.
Дети, слабо доступные вербальному контакту, с лёгкостью оперируют
красочными карточками, рисуют сами, что подтверждает обратную связь с педагогом.
На занятиях у педагога-психолога, широко используются следующие методы арт-
терапии: сказка терапия, песочная арт-терапия.
На музыкальных занятиях используется метод музыкотерапия, дети со слабыми
возможностями вербальной коммуникации легко коммуницируют со сверстниками и
педагогами в танце, в звукоподражании и в звукопроизношении, что позволяет
развивать речь и психические процессы ребёнка с (ОВЗ, РДА, РАС).
Мы начали работать с методом фототерапия. В этот метод вовлечены родители, они
фотографируют детей и приносят фото, в отделение, но фото только, те, которые
выбрал сам ребёнок. Со стороны специалистов СРО-2, тоже проводится фототерапия,
детей фотографируем в действии на занятиях, на культурно массовых мероприятиях, а
потом, с детьми рассматривают фото, дети вспоминают, где они были, что видели, с
кем они были, что вызывает доверие ребёнка к педагогу, вызывает положительные
эмоции, развивает психические процессы (внимание, память, мышление).
Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в
психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе, как с
детьми, так и взрослыми. Психологи применяют ее на консультациях, врачи включают
в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах.
Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение
или же познать самого себя. Через творчество методика арт-терапии поможет развить
индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств, подчеркнуть
индивидуальность человека, многогранность и свободу личности.
ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка
или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его
психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.
На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью
как один из способов самовыражения детей (РДА, РАС, с множественными
нарушениями здоровья и интеллекта). Его основное отличие от других методик —
ребёнок может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью
общения, но и через различные виды творчества. Внутренне «Я» может выразиться в
создаваемых в процессе творческой деятельности образах. Это могут быть рисунки,
фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и
более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная
терапия, актерская игра. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить
свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать, то
состояние, в котором пребывает ребёнок в ситуации «Здесь и сейчас», дать ему оценку.
Для чего нужна арт-терапия
Арт-терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных
психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Ее активно
применяют и в комплексе с другими методиками. В последнее время арт-терапия
используется и для самопознания абсолютно здоровых людей. Методика арт-терапии
позволяет снять негативные эмоции и успокоиться, привести мысли и чувства в
порядок, вернуть душевную гармонию.
Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со
стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от
процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии
методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить
различные внутренние конфликты.
Главные задачи арт-терапии:
Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.
Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои
чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.
Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.
Ситуации, при которых применяется арт-терапия
Арт-терапия применяется во многих случаях. Эта методика поможет, когда вы
чувствуете дискомфорт и не можете найти решение той или иной проблемы. Если вы
обратитесь к специалисту, он поможет вам разобраться в собственных чувствах и
эмоциях.
Противопоказаний у арт-терапии нет, поэтому каждый может смело начинать занятия.
Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно
широкий:
депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать,
внутренние конфликты,
состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и т.п.),
психологические травмы,
физические травмы и дальнейшая реабилитация,
тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства),
потери,
низкая самооценка,
различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).
Люди (родители детей, посещающие наш центр), которые столкнулись с той или иной
проблемой, могут выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции с помощью
художественного самовыражения. Сделать это можно даже в домашних условиях. При
сеансах арт-терапии все внимание человека сосредоточено на собственных чувствах и
эмоциях. При этом не обязательно творить шедевры, главное – привести свое
эмоциональное состояние в равновесие.
По сути, методика арт-терапии основывается на вере в то, что абсолютно каждый
человек имеет творческие способности. И неважно, что при этом не все становятся
великими художниками, актерами или поэтами. Главное, что человеку свойственна
тяга к прекрасному и желание самому создавать что-то уникальное.
Чем полезна арт-терапия
Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся
человек.
Помогает выражать свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести
свое душевное состояние, оценить его. Зрительные образы отлично справляются с
этой задачей.
Арт-терапия является прекрасным средством при борьбе со стрессовыми ситуациями.
Если вы почувствовали нарастающее напряжение, испытываете тревогу, возьмите лист
бумаги, карандаши или краски и просто начните рисовать.
Методика арт-терапии отлично справляется с различного рода страхами и фобиями.
Поэтому арт-терапия очень эффективна при работе с детьми и беременными.
Это очень хороший способ самопознания.
Арт-терапия раскрывает возможности понимания окружающего мира.
Позволяет раскрыть свои таланты и развить свои творческие способности.
Повышает самооценку, уверенность в себе.
Если у человека имеются серьезные психологические проблемы, специалист при
помощи арт-терапии сможет оценить состояние пациента и назначить эффективное
лечение.
Где и кем применяется арт-терапия
Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она
помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит
самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие
способности.
Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это
не нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой
терапии.
Арт-терапия открывает большие возможности в работе психологов и психотерапевтов
с пациентом. Широко используется для адаптации инвалидов к жизни в обществе. В
последнее время арт-терапия активно применяется в школах. Педагоги могут
реализовывать различные функции, начиная от воспитательных и развивающих и
заканчивая психотерапевтической.
Методы арт-терапии
В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние
человека, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные
виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать
свой метод. Все они оказывают хорошую помощь и при этом не требуют серьезных
материальных затрат.
Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто
хотите поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении
ваших проблем.
Изо терапия (рисуночная терапия)
Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с
помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и
результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени,
потраченному на рисунок, преобладающим цветам.
Изо терапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает
найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений.
Конкретные методы изо терапии подбираются специалистами в зависимости от
состояния пациента и его возможностей.
Музыкотерапия, как подвид арт-терапии
Основана на процессе прослушивания музыки и самостоятельного музицирования.
Известно, что еще в 19 столетии учение обнаружили тот факт, что эмоции человека
могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме.
А различные музыкальные произведения по-разному оказывают воздействие на
эмоции человека. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от
страхов, напряженности, испуга и других эмоций.
Музыкотерапию сегодня используют даже на этапе внутриутробного развития плода.
При различных ассоциативных связях, которые возникают при прослушивании
музыки, возможно изменение психического состояния человека.
Цветотерапия как подвид арт-терапии
Использование различных цветовых образов, подобранных специалистами, оказывает
определенное воздействие на человека. На сегодняшний день существует множество
методов цветового воздействия. Это может быть медитация на свет – человек
определенное время смотрит на те или иные цвета. Кстати, эффект от медитации мог
ощутить любой, кто хотя бы раз долго смотрел на пламя костра. Есть и такой метод
цветотерапии, как цветорелаксация. Ее проводит психотерапевт при помощи внушения
и воссоздания определенной цветовой атмосферы, которая благотворно влияет на
пациента.
Цветотерапию как технику арт-терапии можно проводить не только со специалистом,
но и самостоятельно. Достаточно изучить, какое воздействие на человека оказывает
тот или иной цвет.
Фототерапия как подвид арт-терапии
Практически любая фотография, сделанная вами или другими людьми, вызывает
определенные мысли, ассоциации, эмоции. Фототерапия — методика арт-терапии,
которая открывает путь к самопознанию, решению психологических проблем,
способствует терапевтическому эффекту.
Существуют такие технологии фототерапии, как слайд-терапия, галерея образов,
фоторепортаж и др. Используется как повторное переживание отрицательного опыта,
отражение различных ситуаций в жизни человека.
Сказкотерапия (библиотерапия) как подвид арт-терапии
Эта методика арт-терапии помогает найти связь между героями в литературном
произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п. Учитывая
разнообразность форм, легкость и естественность при восприятии библиотерапии, она
является довольно ценным инструментом в работе с детьми (сказкотерапия). Такая арт-
терапия для детей используется для коррекции их поведения.
Библиотерапия в качестве метода лечения применяется очень давно. Его использовали
для того, чтобы отвлечь человека от определенных мыслей. Методика прекрасно
используется в лечении неврозов. С помощью чтения книг пациент может обрести
внутренний покой и вернуть душевное равновесие. Также метод библиотерапии
используется и для того, чтобы вызвать у человека всплеск психической активности
для нормализации физиологических и психических процессов.
Игротерапия как подвид арт-терапии
Позволяет пациентам пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои
навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности.
Поэтому игротерапия часто используется в работе с детьми. Она является
эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности
ребенка. Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как
замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.
Возможности игротерапии неограниченны, а в процессе игры дети учатся
взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.
Песочная арт-терапия
Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с
самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять
внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание
отпечатков и целых картин с использованием различных предметов.
Игра в песке позволяет человеку выразить все, что ему сложно объяснить словами,
обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает.
При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого
возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания,
разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.
КАК ПРИВЛЕЧЬ внимание общества К ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В
РАЗВИТИИ?
1. Необходимо освещать победы и не скрывать неудачи в области реабилитации людей
с ментальными нарушениями в СМИ.
2. Выпускать брошюры, локальные газеты о жизни особых людей.
3. Выпускать книги с авторскими статьями и обучающими программами, присваивать
книгам ISBN, для того чтобы они расходились в крупные библиотеки России.
Специалисты, студенты, родители будут иметь возможность понимать проблемы в
этой области.
4. Выпускать мини ролики по-местному (Петергоф, Ломоносов, Стрельна) и СПб
телевидению, о всей жизни ЦСРИДИ.
5. Привлекать внимание в социальных сетях, демонстрируя фото, афиши, с
освящением проблем и побед, в области реабилитации.
6. Привлекать студентов, проходить практику в наших учреждениях.
7. Открывать как можно больше клубов по интересам с привлечением обычного
населения, спонсоров и волонтёров.
Подготовила: Заведующий социально-реабилитационным отделением для детей
Н.П. Люби
телева