Напоминание

Арт-терапия как средство реабилитации


Автор: Любителева Наталья Павловна
Должность: заведующая социально-реабилитационным отделением для детей - инвалидов
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "Центр социальной реабилитации для инвалидов и детей инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия как средство реабилитации
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арт-терапия, как средства реабилитации

Аннотация:

Эта лекция посвящена проблеме в работе с детьми, имеющими интеллектуальные

двигательные нарушения, расстройства аутического спектра. Статья раскрывает

вопросы: Виды арт-терапии, методы арт-терапии, влияние арт-терапии на

реабилитацию, методы работы.

Статья может быть полезна: специалистам ЦСРИДИ, специализированных школ и

детских садов, для студентов колледжей и ВУЗОВ, педагогического, психологического

и реабилитационного направлений.

Аббревиатуры: ЗПР р-Задержка психического развития, ЗПРР - задержка психического

и речевого развития, РДА - ранний детский аутизм, РАС-расстройства аутического

спектра.

АРТ-ТЕРАПИЯ

В социально - реабилитационном отделении для детей, имеющих разную этиологию

нарушений здоровья и интеллекта, организована работа, основанная на арт-терапии.

На занятиях с логопедом, дефектологом, социальным педагогом, используется метод

изо терапии, игротеропии, весь обучающий материал подаётся в виде игры.

Дети, слабо доступные вербальному контакту, с лёгкостью оперируют

красочными карточками, рисуют сами, что подтверждает обратную связь с педагогом.

На занятиях у педагога-психолога, широко используются следующие методы арт-

терапии: сказка терапия, песочная арт-терапия.

На музыкальных занятиях используется метод музыкотерапия, дети со слабыми

возможностями вербальной коммуникации легко коммуницируют со сверстниками и

педагогами в танце, в звукоподражании и в звукопроизношении, что позволяет

развивать речь и психические процессы ребёнка с (ОВЗ, РДА, РАС).

Мы начали работать с методом фототерапия. В этот метод вовлечены родители, они

фотографируют детей и приносят фото, в отделение, но фото только, те, которые

выбрал сам ребёнок. Со стороны специалистов СРО-2, тоже проводится фототерапия,

детей фотографируем в действии на занятиях, на культурно массовых мероприятиях, а

потом, с детьми рассматривают фото, дети вспоминают, где они были, что видели, с

кем они были, что вызывает доверие ребёнка к педагогу, вызывает положительные

эмоции, развивает психические процессы (внимание, память, мышление).

Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в

психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе, как с

детьми, так и взрослыми. Психологи применяют ее на консультациях, врачи включают

в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах.

Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение

или же познать самого себя. Через творчество методика арт-терапии поможет развить

индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств, подчеркнуть

индивидуальность человека, многогранность и свободу личности.

ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка

или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его

психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью

как один из способов самовыражения детей (РДА, РАС, с множественными

нарушениями здоровья и интеллекта). Его основное отличие от других методик —

ребёнок может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью

общения, но и через различные виды творчества. Внутренне «Я» может выразиться в

создаваемых в процессе творческой деятельности образах. Это могут быть рисунки,

фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и

более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная

терапия, актерская игра. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить

свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать, то

состояние, в котором пребывает ребёнок в ситуации «Здесь и сейчас», дать ему оценку.

Для чего нужна арт-терапия

Арт-терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных

психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Ее активно

применяют и в комплексе с другими методиками. В последнее время арт-терапия

используется и для самопознания абсолютно здоровых людей. Методика арт-терапии

позволяет снять негативные эмоции и успокоиться, привести мысли и чувства в

порядок, вернуть душевную гармонию.

Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со

стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от

процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии

методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить

различные внутренние конфликты.

Главные задачи арт-терапии:

Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.

Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои

чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.

Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.

Ситуации, при которых применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется во многих случаях. Эта методика поможет, когда вы

чувствуете дискомфорт и не можете найти решение той или иной проблемы. Если вы

обратитесь к специалисту, он поможет вам разобраться в собственных чувствах и

эмоциях.

Противопоказаний у арт-терапии нет, поэтому каждый может смело начинать занятия.

Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно

широкий:

депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать,

внутренние конфликты,

состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и т.п.),

психологические травмы,

физические травмы и дальнейшая реабилитация,

тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства),

потери,

низкая самооценка,

различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).

Люди (родители детей, посещающие наш центр), которые столкнулись с той или иной

проблемой, могут выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции с помощью

художественного самовыражения. Сделать это можно даже в домашних условиях. При

сеансах арт-терапии все внимание человека сосредоточено на собственных чувствах и

эмоциях. При этом не обязательно творить шедевры, главное – привести свое

эмоциональное состояние в равновесие.

По сути, методика арт-терапии основывается на вере в то, что абсолютно каждый

человек имеет творческие способности. И неважно, что при этом не все становятся

великими художниками, актерами или поэтами. Главное, что человеку свойственна

тяга к прекрасному и желание самому создавать что-то уникальное.

Чем полезна арт-терапия

Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся

человек.

Помогает выражать свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести

свое душевное состояние, оценить его. Зрительные образы отлично справляются с

этой задачей.

Арт-терапия является прекрасным средством при борьбе со стрессовыми ситуациями.

Если вы почувствовали нарастающее напряжение, испытываете тревогу, возьмите лист

бумаги, карандаши или краски и просто начните рисовать.

Методика арт-терапии отлично справляется с различного рода страхами и фобиями.

Поэтому арт-терапия очень эффективна при работе с детьми и беременными.

Это очень хороший способ самопознания.

Арт-терапия раскрывает возможности понимания окружающего мира.

Позволяет раскрыть свои таланты и развить свои творческие способности.

Повышает самооценку, уверенность в себе.

Если у человека имеются серьезные психологические проблемы, специалист при

помощи арт-терапии сможет оценить состояние пациента и назначить эффективное

лечение.

Где и кем применяется арт-терапия

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она

помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит

самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие

способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это

не нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой

терапии.

Арт-терапия открывает большие возможности в работе психологов и психотерапевтов

с пациентом. Широко используется для адаптации инвалидов к жизни в обществе. В

последнее время арт-терапия активно применяется в школах. Педагоги могут

реализовывать различные функции, начиная от воспитательных и развивающих и

заканчивая психотерапевтической.

Методы арт-терапии

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние

человека, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные

виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать

свой метод. Все они оказывают хорошую помощь и при этом не требуют серьезных

материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто

хотите поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении

ваших проблем.

Изо терапия (рисуночная терапия)

Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с

помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и

результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени,

потраченному на рисунок, преобладающим цветам.

Изо терапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает

найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений.

Конкретные методы изо терапии подбираются специалистами в зависимости от

состояния пациента и его возможностей.

Музыкотерапия, как подвид арт-терапии

Основана на процессе прослушивания музыки и самостоятельного музицирования.

Известно, что еще в 19 столетии учение обнаружили тот факт, что эмоции человека

могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме.

А различные музыкальные произведения по-разному оказывают воздействие на

эмоции человека. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от

страхов, напряженности, испуга и других эмоций.

Музыкотерапию сегодня используют даже на этапе внутриутробного развития плода.

При различных ассоциативных связях, которые возникают при прослушивании

музыки, возможно изменение психического состояния человека.

Цветотерапия как подвид арт-терапии

Использование различных цветовых образов, подобранных специалистами, оказывает

определенное воздействие на человека. На сегодняшний день существует множество

методов цветового воздействия. Это может быть медитация на свет – человек

определенное время смотрит на те или иные цвета. Кстати, эффект от медитации мог

ощутить любой, кто хотя бы раз долго смотрел на пламя костра. Есть и такой метод

цветотерапии, как цветорелаксация. Ее проводит психотерапевт при помощи внушения

и воссоздания определенной цветовой атмосферы, которая благотворно влияет на

пациента.

Цветотерапию как технику арт-терапии можно проводить не только со специалистом,

но и самостоятельно. Достаточно изучить, какое воздействие на человека оказывает

тот или иной цвет.

Фототерапия как подвид арт-терапии

Практически любая фотография, сделанная вами или другими людьми, вызывает

определенные мысли, ассоциации, эмоции. Фототерапия — методика арт-терапии,

которая открывает путь к самопознанию, решению психологических проблем,

способствует терапевтическому эффекту.

Существуют такие технологии фототерапии, как слайд-терапия, галерея образов,

фоторепортаж и др. Используется как повторное переживание отрицательного опыта,

отражение различных ситуаций в жизни человека.

Сказкотерапия (библиотерапия) как подвид арт-терапии

Эта методика арт-терапии помогает найти связь между героями в литературном

произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п. Учитывая

разнообразность форм, легкость и естественность при восприятии библиотерапии, она

является довольно ценным инструментом в работе с детьми (сказкотерапия). Такая арт-

терапия для детей используется для коррекции их поведения.

Библиотерапия в качестве метода лечения применяется очень давно. Его использовали

для того, чтобы отвлечь человека от определенных мыслей. Методика прекрасно

используется в лечении неврозов. С помощью чтения книг пациент может обрести

внутренний покой и вернуть душевное равновесие. Также метод библиотерапии

используется и для того, чтобы вызвать у человека всплеск психической активности

для нормализации физиологических и психических процессов.

Игротерапия как подвид арт-терапии

Позволяет пациентам пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои

навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности.

Поэтому игротерапия часто используется в работе с детьми. Она является

эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности

ребенка. Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как

замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.

Возможности игротерапии неограниченны, а в процессе игры дети учатся

взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.

Песочная арт-терапия

Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с

самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять

внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание

отпечатков и целых картин с использованием различных предметов.

Игра в песке позволяет человеку выразить все, что ему сложно объяснить словами,

обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает.

При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого

возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания,

разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.

КАК ПРИВЛЕЧЬ внимание общества К ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В

РАЗВИТИИ?

1. Необходимо освещать победы и не скрывать неудачи в области реабилитации людей

с ментальными нарушениями в СМИ.

2. Выпускать брошюры, локальные газеты о жизни особых людей.

3. Выпускать книги с авторскими статьями и обучающими программами, присваивать

книгам ISBN, для того чтобы они расходились в крупные библиотеки России.

Специалисты, студенты, родители будут иметь возможность понимать проблемы в

этой области.

4. Выпускать мини ролики по-местному (Петергоф, Ломоносов, Стрельна) и СПб

телевидению, о всей жизни ЦСРИДИ.

5. Привлекать внимание в социальных сетях, демонстрируя фото, афиши, с

освящением проблем и побед, в области реабилитации.

6. Привлекать студентов, проходить практику в наших учреждениях.

7. Открывать как можно больше клубов по интересам с привлечением обычного

населения, спонсоров и волонтёров.

Подготовила: Заведующий социально-реабилитационным отделением для детей

Н.П. Люби

телева



В раздел образования