Напоминание

"Компетентностный подход в образовании"


Авторы: Левшакова Наталья Валерьевна, Подкопаева Оксана Викторовна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин,преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход в образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Левшакова Н.В.

Подкопаева О.В.

ГБПОУ СК

«Ставропольский базовый

медицинский колледж»,

г.Ставрополь

Компетентностный подход в образовании.

Важнейшим компонентом новой модели современного образования является

её ориентация на практические навыки, на способность применять знания,

реализовывать собственные проекты, т. е. компетентностный подход

На смену классическим понятиям знания – умения – навыки приходят более

наукоемкие

и

сложные

понятия,

такие

как

компетентности.

Современная

система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе

и новые запросы. Что же такое компетентностный подход?

Это совокупность

целей образования,

отбора

содержания

образования,

организации

образовательного

процесса, оценки

образовательных

результатов. Для компетентностного подхода главной целью образовательного

процесса

является

формирование

компетенций.

Он

ориентирован

на

практическую составляющую образования, которая обеспечивает успешную

жизнедеятельность-компетенции.

Необходимо

отличать

используемые

часто понятия

«компетенция»

и

«компетентность».

Компетенция в

переводе

с

латинского

языка

означает круг

вопросов,

в

которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция –

готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы

для постановки и достижения цели.

Внутренние ресурсы

- это знания,

умения, навыки, компетентности, психологические особенности и ценности.

Термин «компетентность» чаще

используется

для

обозначения

степени

овладения

индивидом

компетенциями. В

федеральном

государственном

образовательном стандарте дается следующее определение понятия.

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в

способности системного применения знаний, умений, ценностных установок

и

позволяющее

успешно

разрешать

различные

противоречия,

проблемы,

практические

задачи

в

социальном,

профессиональном

и

личностном

контексте.

Компетентность – способность человека решать профессиональные задачи и

получать необходимые результаты. Компетентный – обладающий знаниями,

позволяющими

судить

о

чем-либо;

знающий,

сведущий

в

определенной

области; обладающий компетенцией.

Компетентностный

подход предполагает четкую

ориентацию

на

будущее,

которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом

успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция

проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки

своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на

непрерывное образование.

Компетентностный подход в образовании в настоящее время

отражает такой вид содержания образования, который не сводится только к

понятиям

знания

умения

навыки,

а

предполагает

целостный

опыт

решения жизненных проблем, выполнения ключевых, то есть, относящийся

ко многим социальным сферам функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный

подход

основывается

на

принципах:

образование

для

жизни,

успешной

социализации

в

обществе

и

личностном

развитии,

оценивание

учащимися

своих

образовательных

результатов

и

совершенствование

их

в

процессе

постоянной

самооценки

(через

портфолио), разнообразные

формы

организации

с амо стоятельной,

осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и

ответственности за результат.

Главной

сегодняшней

задачей,

по

выражению

одного

из

крупнейших

теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало

«производство

компетентных

людей

таких

людей,

которые

были

бы

способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная

компетенция

заключалась

бы

в

умении

включиться

в

постоянное

самообучение на протяжении всей своей жизни».

Получается, что понятие компетентность намного шире, объемнее, имеет

выраженную профессиональную направленность и более сильную привязку к

практике,

отражает

личностные

характеристики

и

стремления.

Работа

современного

преподавателя

строится

на

формировании

компетентного

в

своей области выпускника, что достигается путем развития и становления

учебных, профессиональных и личностных качеств этого самого выпускника.

При реализации компетентностного подхода учеником усваивается не «го-

товое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия

происхождения данного знания». В идеале ученик должен сам формулировать

понятия,

необходимые

для

решения

задачи. В процессе обучения должны

быть созданы такие условия, которые могут мотивировать учащегося стать на

путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Компетентность не может быть определена через сумму знаний, умений и

навыков.

Быть

компетентным

для

успешной

интеграции

в

современном

социуме

значит

уметь

мобилизовать

и

использовать

в

конкретной

профессиональной ситуации полученные знания и опыт, а при необходимости

и

самому

находить

такие

знания.

Компетенция

одновременно

связывает

знания,

умения

и

поведенческие

отношения,

реализуемые

в

условиях

конкретной учебной или профессиональной деятельности.

Содержание образования вместо понятия навыки теперь в большей степени

оперирует понятием опыта, который может проявляться в виде личностных и

профе ссиональных

отношений,

в

виде

творче ской

учебной

и

профессиональной

деятельности.

В

этой

связи,

под

компетентностью

мы

понимаем индивидуальные способности и качества личности, определяющие

ее возможность принимать правильные решения, творчески и эффективно

решать

задачи,

которые

возникают

перед

ней

в

процессе

продуктивной

учебной и профессиональной деятельности, а также умение ориентироваться

в организационной среде. Мы понимаем образовательную компетенцию как

совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по

отношению

к

определенному

кругу

объектов

реальной

действительности,

необходимых

для

осуществления

личностно

и

социально-значимой

продуктивной деятельности.

В

соответствии

с

разделением

содержания

образования

на

общее

метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов

или

образовательных

областей)

и

предметное

(для

каждого

учебного

предмета), выстраиваются три уровня образовательных компетенций:

ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех

предметов содержании); общепредметные (реализуемые на межпредметном

содержании,); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

Компетентностный подход дает учителю и ученику возможность

согласовать

цели

обучения,

поставленные

педагогами,

с

собственными

целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному

обучению в учебных заведениях; подготовить учащихся к успеху в жизни,

развивающейся по непредсказуемым законам

Он

позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его

пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд

учителя

за

счет

постепенного

повышения

степени

самостоятельности

и

ответственности

учащихся

в

учении,

разгрузить

учащихся

не

за

счёт

механического

сокращения

содержания,

а

за

счёт

повышения

доли

индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить

единство учебного и воспитательного процессов. Педагог должен уметь :

успешно

решать

свои

собственные

жизненные

проблемы,

проявляя

инициативу,

самостоятельность

и

ответственность;

ориентироваться

в

ситуации на рынке трудя, и понимать, какие умения потребуются ученикам,

чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по

лестнице

профессионального

успеха;

видеть

и

понимать

действительные

жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам,

к их суждениям и вопросам; закреплять знания и умения в учебной и во

внеучебной практике; планировать урок с использованием всего разнообразия

форм

и

методов

учебной

работы,

и,

прежде

всего,

всех

видов

самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и

проектно-исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их

достижения совместно с учащимися; оценивать достижения учащихся не

только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; оценивать

учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно

важных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к

жизни.

Таким образом, реализация компетентностного подхода позволяет

структурировать систему образования. Сложность понимания места и роли

компетентностного

подхода

в

современной

педагогике

и

недостаточные

механизмы его реализации на практике требуют много времени и сил от

каждого педагога и соответственного от педагогических коллективов учебных

заведений для обобщения и создания целостной педагогической картины.



В раздел образования