Автор: Таирова Зульфия Абукаровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Нижневартовский нефтяной техникум филиал ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: г.Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: Статья
Тема: Способы обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель русского языка и литературы Таирова Зульфия Абукаровна
Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Способы обогащения словарного запаса учащихся на уроках
русского языка.
Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен,
необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он
только при посредстве языка.
Иоганн Готфрид Гердер,
критик, поэт второй половины XVIII века
Огромной проблемой на занятиях по русскому языку и литературе является
неумение обучающимися выразить свои мысли. Это не дает преподавателю возможности
объективно оценить знания студентов. Очень часто можно слышать от них фразу: «Вот я
понимаю, что надо сказать, но не знаю, как…» На мой взгляд, это серьезная проблема
большинства представителей подрастающего поколения. Ведь неумение высказать то, что
хочется, доставит массу неприятностей во взрослой жизни. Да и выглядит, на мой взгляд,
такой человек довольно непрезентабельно. Что же необходимо изменить в изучении
русского (родного) языка для того, чтобы люди спокойно и непринужденно могли
поделиться с окружающими своими мыслями? Я думаю, начинать надо со школьных лет.
Именно в детстве у человека может сформироваться правильная красивая речь. И помочь
ему в этом может никто другой кроме учителя русского языка.
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса
русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса
учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь
центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию -
понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя
определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает
акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении
запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется
коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме).
В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное
количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах мы не сможем
помочь нашим детям полностью овладеть всем словарем русского языка, но обогатить
словарную базу наших учеников нам под силу. И в этом нам помогут словарные
упражнения на уроках русского языка. Они являются одним из основных звеньев
разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом
литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его
орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной
речи вообще. Неоспорим тот факт, что словарная работа является важной составной
частью деятельности учеников и учителя в работе по развитию речи.
Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто
публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, рассматриваются в
специальной литературе, а учителями наработан большой практический опыт,
актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.
В современных условиях развития образования особое значение приобретает система
работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся как одного из
аспектов развития речи.
Опыт работы с учащимися средней школы позволил выявить проблемы развития связной
речи учащихся, необходимости повышения уровня культуры речи носителей языка. При
этом актуальной остаётся проблема обогащения словарного запаса учащихся как основы
развития речи.
Проблема состоит в том, что современного учащегося необходимо научить
пользоваться словом в соответствии с коммуникативно значимыми нормами
литературного языка, так как для каждого школьника хорошо развитая речь - не только
средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и
самовоспитания.
На современном этапе преподавания русского языка последовательно
утверждается мысль о том, что русский язык как предмет изучения должен
рассматриваться в школе как источник знаний общечеловеческой и национальной
культуры.
Несмотря на наличие значительного количества работ по данной теме, проблема
остаётся актуальной и в теоретическом, и в практическом отношениях. По мнению
опытных методистов, обогащению словарного запаса учащихся младших классов в школе
уделяют и доныне мало внимания, нередко оно носит случайный, эпизодический характер,
отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем хотелось бы.
Актуальность темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы часто
встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних
школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы
детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического
запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению,
чувствовать и понимать переносные значения слов.
Цель, поставленная мной при написании статьи - изучение методической
литературы и выявление эффективных способов работы со словом для пополнения
словарного запаса учащихся.
Задачи:
изучить лингвистические и психолого-педагогические основы для обогащения
словарного запаса учащихся;
выявить основные источники обогащения словарного запаса;
показать на отдельных примерах некоторые пути и приемы словарной работы,
реализуя тем самым принцип коммуникативной направленности обучения русскому
языку;
выявить способы, какими учитель может обогащать речь учащихся, развивать у них
языковое чутье, ибо наиболее важные ступени в овладении словом приходится на
начальный период обучения.
За основу я взяла труды по методике русского языка педагогов и методистов,
занимающихся данной проблемой.
Особенности обогащения словарного запаса учащихся на уроках
русского языка:
1.1. Обогащение словарного запаса учащихся.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и
систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и
насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и
прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в
тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной
работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным
компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Основными задачами преподавателя в этом случае являются следующие
положения:
• максимально расширить активный словарь обучающихся, с учётом их возрастных
возможностей;
• научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее
подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
• помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные,
архаичные, вышедшие из употребления.
С обогащением словарной работы на уроках русского языка связана и серия
методических проблем:
• отбор словарного материала для первоочерёдного его изучения;
• последовательность включения в школьный обиход различных групп слов;
• приёмы раскрытия значений слов;
• система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися
словарными богатствами нашего языка.
Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без
систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся,
по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать
собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. В
этом смысле наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи
является сочинение, поскольку таит огромные возможности для развития личности. А
если брать во внимание тот факт, что первокурсники нашего техникума в конце 2 семестра
на экзамене по русскому языку пишут сочинение, то значение обогащения словарного
запаса трудно переоценить. Начинающий автор имеет возможность передать в сочинении
собственное представление о предмете мысли и тем самым выразить себя как личность.
Изложение собственных представлений требует сложной умственной работы,
которая способствует развитию и формированию личности пишущего. Подготовка
учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения,
систематичности не только в плане раскрытия темы. Очень важно заблаговременно
провести грамотную словарную работу, предусмотреть и довести до детей значения новых
слов, которые можно использовать при данном виде работы. Чем полнее условия работы
над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность
школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится мышление, тем оригинальнее
получается сочинение. Для активного усвоения в каждом классе предусматривается
определенный словарный минимум.
Для ребят должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы ученику
выражать на русском языке свои мысли, понимать собеседника в пределах требований,
предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать
оптимальный лексический минимум.
Существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более
объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся
• сочетаемость с другими словами;
• многозначность;
• словообразовательная ценность.
Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются
уроки, повседневная речевая практика, чтение. На каждом уроке в результате речевых
ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова,
закрепляют ранее усвоенные.
Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости
с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине,
описания предметов.
Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение.
При чтении любого текста дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые
значения ранее изученных слов.
Источником обогащения словаря учащихся могут быть экскурсии, походы,
проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения.
Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны.
Правильное определение количества слов для активного усвоения является очень
важным вопросом. На основе экспериментальных исследований психологи доказывают,
что завышение объема учебного материала приводит к существенным трудностям.
Поэтому не следует гнаться за большим количеством слов. Необходимо добиваться
закрепления каждого нового слова.
Наряду с активным словарем учащиеся имеют и пассивный словарь, состоящий из
слов, которые они понимают при чтении газет, журналов, книг, в речи учителя и других
людей, а также при слушании радио и телепередач. Большинство слов пассивного словаря
учащиеся не используют в своей речи, однако, постепенно эти слова переходят в
активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и
пассивного словаря.
При нормировании слов для усвоения на уроке в первую очередь необходимо
учитывать реальные возможности учащихся. По этому вопросу в методической литературе
имеются самые разнообразные мнения. Учителю рекомендуется планировать свою
работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 3-4 новых слов.
Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического
значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения,
направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения
выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее
соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и
выразительным.
Виды словарных работ:
• Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл
пословицы).
• Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
• Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске, экране).
• Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к
определенной теме.)
• Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
• Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают
названия предметов).
• Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
• Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
• Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя,
огороды – огород).
• Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец –
продавать).
• Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З,
из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
• Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
• по родам;
• по числам;
• по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
• с непроверяемой и проверяемой гласной;
• одушевленные или неодушевленные предметы;
• по тематике – «Город» и «Деревня»;
• по частям речи;
• с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
• Выписать из данных слов:
-слова, состоящие из двух, трех слогов;
-слова с Й;
-слова с шипящими.
• Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух,
соловей – птицы.
• Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
• Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную
букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети
выписывают слово с этой буквой).
• Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или
мягких согласных.
• Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица
широкая).
• Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой
орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
• Подбор однокоренных слов.
• Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в,
собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
• Разбор слов по составу.
• Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
• Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
• Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
• Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
• Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая
проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
• Письмо по памяти.
• Самодиктант и взаимопроверка.
• Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…
а, ка…ир, ба…ейн).
• Перфокарты, перфоконверты.
• Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
• Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания;
корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
• Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг,
перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
• К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся
словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
• Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
• Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине
можно купить……...).
• От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или
прошедшего времени.
• Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
• Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
• Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
• Зрительные диктанты
• Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по
значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить
ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким
образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
• Проверочные словарные диктанты.
• Вставка слова в классное наборное полотно.
• Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы,
звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
• Запись слова в орфографический словарик.
• Задание на дом – выучить написание слова.
• Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
• Словесное рисование.
• Игра – уменьшение
• Третий лишний
• С предложенным словарным словом составь предложение (простое, БСП, ССП, СПП),
произведи синтаксический разбор.
• Выпиши из предложения словарное слово, произведи морфологический
(словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.
• Распределительный диктант.
• Написание сочинений.
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными
причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание
радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят
незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.
Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание
прочитанного, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.
1.2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного
запаса учащихся:
1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося
запаса слов;
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном
прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем).
Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении
лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене
нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования
лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования
словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся
лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов.
Каждый человек - взрослый и ребенок - владеет незначительной частью лексики
своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. В
психологии и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе
носителя языка выделяются социальные, психологические и методические.
Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается
вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники
довольно активно ими пользуются.
К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те
или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и
подсознательное стремление к экономии языковых усилий.
Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости
слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или
иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи
учащихся.
По степени воздействия учителя на пути пополнения словарного запаса учащихся
они делятся на управляемые и частично управляемые. К управляемым путям пополнения
запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого
преподавателя. В своей учебной речи преподаватель целенаправленно отбирает
необходимую лексику, «подает» ее с расчетом усвоения детьми лексических значений
слов, включает эти слова в соответствующие контексты, чтобы показать их употребление.
Преподаватель в необходимых случаях возвращается к ранее сказанному, варьируя свою
учебную речь. По ходу объяснения он может получить информацию о степени усвоения
детьми новых слов и перестроить свое изложение. С помощью учебников по изучаемым в
школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают
слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для
целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одна из
его задач - целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного
запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом.
К частично управляемым источникам пополнения словарного запаса учащихся
относятся чтение, слушание радио, просмотр телепередач, кино и т.д., общение с
взрослыми и сверстниками. Они являются неосновными в связи с их факультативностью,
стихийностью выбора учащимися.
Руководство обогащением словарного запаса учащихся при опоре на эти источники
носит опосредованный характер: учитель может влиять прежде всего не на усвоение слов,
а на усвоение содержания. В наибольшей степени обогащению запаса слов способствуют
следующие советы учителя, организующие деятельность учащихся:
1) в процессе чтения книг для внеклассного чтения, слушания радио- и телепередач,
просмотра кинофильмов, спектаклей, посещения музеев, выставок записывать в
словарики встретившиеся новые незнакомые слова;
2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов;
3) использовать их на уроках русского языка в своей учебно-научной речи.
Учитель периодически знакомится с записями учащихся, составляя на этой основе
тематические словники для работы над ними как на классных, так и на внеклассных
занятиях.
В жизни люди выполняют разные социальные роли: каждый человек является
членом семьи, членом производственного коллектива. Все люди являются гражданами
своей родины - тружениками, защитниками Отечества, участниками управления
государством через свои выборные органы. Сферы общения, в которых оказывается
человек, бывают широкие и узкие. Узкие сферы охватывают определенный, более или
менее замкнутый круг участников. Это семейно-бытовые связи людей, производственно-
специальные. Широкие сферы социального общения не столь замкнуты, в них участвует
неопределенное множество людей. Узкие и широкие сферы общения людей отличаются
содержанием коммуникации (своими темами).
Перемещение в целях общения человека из одной социальной группы в другую
есть его естественное и необходимое состояние. Для успешного общения человека,
попадающего в разные социальные группы (социальные сферы), он должен владеть
необходимым набором лексики, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для
общения в бытовой сфере человек вооружен лексикой с детства; для общения в
производственной сфере он получает ее вместе с профессиональными знаниями в
специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично
вооружен необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье. Основной источник
обогащения его - это школа, а в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский
язык как учебный предмет.
1.3 Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся на современном этапе.
Русский язык как учебный предмет своими целями и содержанием в большей или
меньшей степени связан с другими учебными предметами. Между ним и остальными
школьными дисциплинами существуют целевые и содержательные совпадения, которые
выражаются в форме межпредметного материала. Межпредметный материал - богатый
источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся
на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно - коммуникативный принцип
отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса
школьников.
В соответствии с указанными принципами актуальны следующие тематические
группы слов, необходимые для целей пополнения словарного запаса учащихся:
общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и
здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика
права, труда. Эти темы обеспечивают подготовку учащихся к жизни. Где бы во взрослой
жизни им ни пришлось трудиться, в каком бы коллективе они ни оказались, по указанным
темам так или иначе придется общаться. Перечисленные темы в той или иной мере
отражены в текстах действующих учебников русского языка.
Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация
для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов.
Отбираются общеупотребительные слова, составляющие основу словаря той или иной
группы. При этом минимумы слов по темам могут в количественном отношении заметно
отличаться друг от друга. Учебный словник по каждой идеографической теме составляет
разницу между специально отобранными словами по той или иной теме и фактическим
запасом слов данной тематической группы, которыми владеют учащиеся определенного
возраста.
Тема эта обширна. Невозможно в одной статье уместить все проблемы, связанные
с развитием речевых навыков у подрастающего поколения, и способы решения этих
проблем. Вывод можно сделать один: необходимо систематически работать над решением
данного вопроса, иначе можем получить в дальнейшем поколение с низким уровнем
культуры речи носителей языка.