Напоминание

Адаптация детей к детскому саду


Авторы: Вострикова Наталья Евгеньевна, Панина Оксана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 135"
Населённый пункт: г.Воронеж, Коминтерновский район
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей к детскому саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей к детскому саду

Из опыта работы воспитателей

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135»

Н.Е. Востриковой

О.Л. Паниной

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в

новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное

время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа

психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть

стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду. Адаптация

ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс.

Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском

организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к

стрессу.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления

необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке

продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он

не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то

сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг,

который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало -

отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно

свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду.

При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное

время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу

месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации

ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно

несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет

хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно

кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный

вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в

среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца

и иногда во время адаптации заболевает.

Воспитателям, работающим с детьми в период их адаптации к ДОУ надо

придерживаться следующих целей:

- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям

дошкольного учреждения;

- помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения;

Основные задачи:

определение психолого-педагогических условий, при которых успешно

проходит процесс адаптации к ДОУ;

проведение диагностического исследования адаптации детей раннего

возраста к условиям детского сада;

анализ результатов опытно - экспериментальной работы;

разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период

адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в

адаптационный период;

формирование активной позиции родителей по отношению к процессу

адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного

развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности,

тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации

движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в проведении

практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям

ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей

по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть

использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.

Работа проводится поэтапно:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное

образовательное учреждение).

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми,

родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения

ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое -

характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье

(анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в

период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное

напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со

сверстниками. В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту

наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в

начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими

детского сада.Затем проводится психопрофилактическая работа и

коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем,

возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного

образовательного учреждения.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на

детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от

профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,

внимания.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и

физического развития, состояние здоровья, степень закаленности,

сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения

со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а

также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

В данной работе выделяются следующие направления:

• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к

нему;

• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция

возникающих нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов

психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает

непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не

отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню

общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных

педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям

интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению

отрицательных форм поведения.

Разделяют четыре варианта адаптации.

-легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к

новым условиям.

-адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.

-тяжелая адаптация – требуется три месяца.

-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли

ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский»

ребенок.

Легкая адаптация. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет

обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.

Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например,

кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной

игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции

легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми,

доброжелателен к ним.

Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно

спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может

развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах

возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения

реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы

поведения (социальное экспериментирование).

Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через

родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не

задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит

встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов

родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо

безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается

установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются

в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны,

вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх

компетентность во всех вопросах.

Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это

- отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с

мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И

вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так

расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая

и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди

незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести

себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы

поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени

адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения.

Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем

малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей

жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада.

Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных

механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и

«заделом» на долгие годы.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего,

первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей

не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют

на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,

другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу

начинают капризничать и плакать.

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим;

подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит

на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и

опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает

крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит

простые формы. Режет ножницами.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета

величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов

(большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?".

Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные

вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше -

меньше; полный - пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает

сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".

Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и

"почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем

руки, затем будем обедать".

Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду,

характерно неумение действий с предметами, они не могут

сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не

любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает

капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с

взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.

Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку

способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю.

При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции

трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом

усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция

нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать

различные соматические заболевания.

Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с

его ровесниками.

При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни

сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием

включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение

обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении

контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного

периода.

Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его

навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и

игровая деятельность является основными критериями, по которым можно

судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и

благополучном пребывании в них.



В раздел образования