Авторы: Вострикова Наталья Евгеньевна, Панина Оксана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 135"
Населённый пункт: г.Воронеж, Коминтерновский район
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей к детскому саду
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей к детскому саду
Из опыта работы воспитателей
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135»
Н.Е. Востриковой
О.Л. Паниной
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в
новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное
время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть
стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду. Адаптация
ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс.
Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском
организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к
стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления
необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке
продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он
не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то
сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг,
который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало -
отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно
свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду.
При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное
время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу
месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации
ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно
несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет
хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно
кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный
вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в
среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца
и иногда во время адаптации заболевает.
Воспитателям, работающим с детьми в период их адаптации к ДОУ надо
придерживаться следующих целей:
- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения;
- помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения;
Основные задачи:
определение психолого-педагогических условий, при которых успешно
проходит процесс адаптации к ДОУ;
проведение диагностического исследования адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада;
анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в
адаптационный период;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного
развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности,
тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации
движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в проведении
практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям
ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей
по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть
использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.
Работа проводится поэтапно:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное
образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми,
родителями, воспитателями.
3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения
ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое -
характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье
(анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в
период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).
Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное
напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со
сверстниками. В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту
наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в
начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими
детского сада.Затем проводится психопрофилактическая работа и
коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем,
возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного
образовательного учреждения.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на
детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,
внимания.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и
физического развития, состояние здоровья, степень закаленности,
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения
со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а
также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
В данной работе выделяются следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к
нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция
возникающих нарушений.
Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает
непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не
отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню
общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных
педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям
интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению
отрицательных форм поведения.
Разделяют четыре варианта адаптации.
-легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к
новым условиям.
-адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.
-тяжелая адаптация – требуется три месяца.
-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли
ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский»
ребенок.
Легкая адаптация. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет
обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.
Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например,
кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной
игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции
легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми,
доброжелателен к ним.
Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно
спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может
развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах
возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения
реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы
поведения (социальное экспериментирование).
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через
родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не
задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит
встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов
родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо
безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.
Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается
установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются
в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны,
вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх
компетентность во всех вопросах.
Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это
- отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с
мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И
вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так
расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая
и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди
незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести
себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы
поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени
адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения.
Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем
малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей
жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада.
Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных
механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и
«заделом» на долгие годы.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей
не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют
на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,
другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу
начинают капризничать и плакать.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим;
подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит
на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и
опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает
крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит
простые формы. Режет ножницами.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета
величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов
(большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?".
Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные
вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше -
меньше; полный - пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает
сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".
Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и
"почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем
руки, затем будем обедать".
Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду,
характерно неумение действий с предметами, они не могут
сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не
любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает
капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с
взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.
Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку
способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю.
При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции
трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом
усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция
нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать
различные соматические заболевания.
Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с
его ровесниками.
При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни
сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием
включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение
обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении
контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного
периода.
Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его
навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и
игровая деятельность является основными критериями, по которым можно
судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и
благополучном пребывании в них.